Роль преподавания в формировании самооценки учащегося
Роль преподавателя в формировании самооценки учащегося
Самооценка играет важную роль в любом возрасте. Самооценка - проявление наших собственных возможностей. Самооценка - уязвимый психологический процесс, который меняется под воздействием разных функций и проявлений. В основном на самооценку воздействуют семья, окружение и характер человека.
Повышенная или заниженная самооценка пагубно воздействует на поведение и деятельность человека. В основе всяких трудностей лежит низкая самооценка.
Для адекватной самооценки необходимо живое, развитое мышление. При неадекватной самооценке в человеке развивается комплекс, который со временем получает разного рода проявления. Желание самореализации постоянно преследует человека, так как он не до конца проявляет свои возможности и желания. Человек может стать агрессивным по отношению к окружающим и с помощью физической силы будет пробовать поднять свою самооценку.
В нашем окружении мы во многих замечаем стремление быть первыми, что ничто иное, как травма, полученная при развитии ,,Я”.
Недавно в первом классе ,,Д” ударил своего друга по той причине, что в классе все высокие стулья были заняты, остались только низкие. ,,Д”, желая быть лидером, не захотел сидеть на низком стуле, за что и ударил своего друга. В данном случае, низкий стул визуально уменьшает его статус, что и воздействует на его самооценку.
Для того, чтобы самооценка индивида была адекватной, он должен расти в такой атмосфере, где его не только будут хвалить за достижения, но и будут критиковать за ошибки. В основном многие родители и преподаватели в обоих случаях доходят до крайностей, и у индивида не развивается адекватная самооценка. И похвала, и критика должны нести в себе определенную точность и конкретность. Обобщения типа, ты всегда опаздываешь, делаешь одни и те же ошибки” не позволяют видеть в том же индивиде положительные качества.
В четвертом классе родительница ,,А” жаловалась на то, что ее сын не умеет читать и заставляет мать читать рассказы и сказки вместо него. Родительница неоднократно утверждала, что ,,А” затрудняется читать больше двух строк. В итоге мы выяснили, что мать делала подобные заявления не только в присутствии сына, но и других людей. Когда подобные высказывания были извлечены из словарного запаса матери, и вместо этого прибавилась ситуативная похвала, а критика стала носить правильный и зримый характер, то и результаты были на лицо: ,,А” стал более самостоятельным, а чтение – более приятным.
Как мы знаем, впервые человек начинает себя узнавать в возрасте трех лет, а в подростковом возрасте ,,Я” человека претерпевает определенные изменения. Самооценка подростков особенно нестабильна и часто подвергается изменениям. В данном возрасте особенно важным становится мнение окружения, и все подростки желают знать о том, что о них думают окружающие их люди.
Одна из учениц старшей школы постоянно меняла своих друзей и всегда старалась быть похожей на того, кто в данный момент считался ее другом. Одна из ее подруг даже возмутилась на тот факт, что девочка одевалась также как и она, копировала ее поведение, постоянно говорила то, что говорила подруга, любила и не любила тех же певцов, что и она. В результате разговора стало ясно, что девочка еще недостаточно раскрылась: она еще не знает о своих сильных и слабых сторонах, и собственное ,,Я” пытается найти в окружающих ее людях.
Как правило, насколько высока успеваемость учащегося, настолько высока и его самооценка. Именно поэтому роль преподавателя особенно значима в процессе саморазвития учащегося. Преподаватель должен активно участвовать в процессе развития и становления ,,Я”, в процессе раскрытия возможностей, стремлений, недостатков и преимуществ ученика. Одного слова преподавателя достаточно для того, что поднять ученика до небес и наоборот. Преподаватель должен научить ученика правильно воспринимать удачи и неудачи. Если чувствуете, что у учащегося сниженная самооценка, нужно при любом удачном случае говорить о его даже малейших достижениях, показывая на то, что это итог его усердных стараний. Но это не значит, что учитель должен подыгрывать, здесь речь идет об истинных, реальных достижениях.
Обычно выполненное или невыполненное обсуждается не для того, чтобы выявить преимущества, а чтобы сделать акцент на недостатках, и если у ученика выявляется хоть малейшее проявление неуверенности, то данный метод может стать поводом увидеть свою ,,неспособность’’ еще раз. Сначала необходимо оценить тот факт, что ученик работал, после чего только позволить, чтобы он самостоятельно нашел свои пробелы. Таким способом мы заинтерeсовываем учеников, чтобы у них возникало желание работать в следующий раз. Необходимо развить в ученике интерес к собственной личности для того, чтобы он мог говорить, думать и объективно оценивать свои возможности.
Одна девочка однажды написала в своей работе о своем ,,Я” так, будто в ней живет несколько ,,Я”, и они находятся в постоянном споре между собой. Однако имея правильное представление о себе, своих возможностях, отрицательных и положительных сторонах своего характера, девочка в той же работе смогла дать точную картину своего истинного ,,Я”. Это и есть доказательство развития и изменчивости ,,Я”.
Преподаватель не должен показывать ученику свое превосходство, вместо этого должен показывать ученику его реальные и положительные стороны. С другой стороны и у преподавателя не должно быть разногласий с собственным ,,Я”, потому что неполноценный и неуверенный в себе преподаватель не упустит случая показать свое превосходство над учащимся, удовлетворяя потребность своей самореализации.
Педагог-психолог Касымова З.Ж., ГУ «СОШ №6» г. Павлодара