: Г.Р. Державин. «Фелица»
Тема: Г.Р. Державин. «Фелица».
Цель урока:
обучающая: способствовать усвоению знаний учащихся о поэте Г.Р.Державине;
выявить новаторство поэта в стихосложении; проанализировать оду «Фелица»;
развивающая: продолжить развивать самостоятельную работу с учебным материалом;
воспитывающая: воспитывать трудолюбие, положительное отношение к здоровому образу жизни.
Оборудование: интерактивная доска.
Тип урока: урок новых знаний
Ход урока.
Орг. момент. Определение темы и целей урока.
Работа с книгой. Познакомиться с биографией Г. Р. Державина
стр. 91 -94
Прочитайте биографию Г. Р. Державина по учебнику. Исправьте ошибки в биографической сводке о писателе, где это необходимо. Запишите правильный ответ.
1 ряд
Г.Р. Державин был родом из бедных дворян.
Он получил высшее образование.
Начал службу простым солдатом.
Принимал участие в поисках Пугачёва.
Начал писать стихи в зрелом возрасте.
По словам А. С. Пушкина, Державин стал «первым живым глаголом нашей поэзии».
2 ряд
В 1800г. опубликована ода «На смерть князя Мещерского».
Ода «Фелица» посвящена Елизавете.
Ода «Фелица» не понравилась царице.
Служил при дворе.
В 1803 г. ушёл с поста министра юстиции.
Принимал экзамен у М. Ю. Лермонтова в Царском Селе.
3 ряд
Запишите новаторство Г. Р. Державина в стихосложении. Нарушение правил классицизма.
(учебник, стр. 93)
1.
2.
3.
3.Индивидуальное задание.
Чтение отрывка из стихотворения Г.Р. Державина “Признание”.
Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид;
Я
·любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел,-
Не собой блистал я – богом,
Вне себя я бога пел.
Если звуки посвящались
Лиры моея царям, –
Добродетельми казались
Мне они равны богам.
Если на победы громки
Я венцы сплетал вождям,
Думал перелить в потомки
Души их и их детям.
Ответить на вопросы.
- Как вы думаете, в какое время жил человек, написавший это стихотворение? Почему?
- От какого лица написано стихотворение?
- Что мы узнаем об этом человеке?
(«Не умел притворяться», «важным саном надуваться», «любил чистосердечье»).
- Как вы понимаете слова и выражения:
“важным саном надуваться”,
“философа брать вид”,
“чистосердечье”,
“блистал восторгом”,
“перелить в потомки”.
3.Краткий пересказ сказки «Сказка о Царевиче Хлоре» (индивидуальное задание).
4.Работа с литературоведческим словарём.
ОДА
АНТИТЕЗА
5.Выразительное чтение оды «Фелица»
6.Заполнение таблицы. Черты Фелицы и мурз)
Фелица
Мурзы
7.Комментирование оценок.
8.Домашняя работа. Выразительное чтение. Ответить на вопросы. (стр. 99)