НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА по теме: «Прогулка в лес», младшая группа
Технологическая карта
ИТОГОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА
Тема: «Прогулка в лес».
Цель: развитие сенсорных способностей у детей на основе интеграции различных форм и видов деятельности (коммуникативной, познавательной, игровой).
Задачи:
Обучающий аспект:
Закреплять знания основных цветов (красный, синий, желтый).
Совершенствовать навыки соотношения предметов по форме, величине.
Ввести понятия: «высокий», «низкий», «широкий», «узкий».
Расширять представления детей о диких животных.
Развивающий аспект:
Формировать умение внимательно слушать друг друга, активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомлённости и опыта.
Развивать мелкую моторику в конструировании (игра с прищепками).
Стимулировать познавательную активность, творческое воображение, актуализировать и расширять словарный запас
Воспитательный аспект:
Воспитывать доброжелательное и бережное отношение к животному миру.
Побуждать детей к сотрудничеству, сотворчеству во время коллективного решения познавательной задачи.
Лексика: низкий, высокий, широкий, узкий, ежата.
Способ организации: активно-деятельностный.
Возрастная группа: младшая группа (от 3 до 4 лет).
Форма организации: фронтальная.
Учебно-методический комплект:
Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014.
Средства:
Наглядные: большой зонт; ручейки: широкий, узкий; деревянные кирпичики, прищепки, ежата (из картона), маски зайчиков и лисички, ёлочки, пенёк, грибочки большого и маленького размеров, корзинки большая и маленькая, пособие для развития математических способностей «Блоки Дьенеша», домики с окошками разной формы и цвета, корзинка с угощеньем; игрушки: белка, еж, медведь, лиса; шарики для выражения самооценки.Мультимедийные: музыкальная аппаратура, ноутбук.
Литературные: стихотворение.
Музыкальные: фоновое сопровождение всего занятия, звуки пения птиц, журчания ручья, звук волшебного превращения, детская песня «Барбарики».
Конструкт организованной совместной деятельности:
Этапы деятельности Содержание деятельности Действия,
деятельность педагога Действия,
деятельность детей Планируемый результат
Начало совместной деятельности
Приветствие, эмоциональный настрой на совместную деятельность Соберемся дружно в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
(Дети берутся за руки и образуют круг.)
Организует детей, концентрирует внимание; включает детей в творческую деятельность Демонстрируют готовность к процессу совместной деятельности и активно включаются в неё; сосредотачивают внимание. Положительный эмоциональный фон занятия.
Работа над темой
Ситуативный разговор, активизация деятельности детей с помощью сюрпризного момента Сюрпризный момент
Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в сказочный лес.
Как вы думает, что нам поможет попасть в этот лес? (Дети высказывают предположения.)
А поможет нам волшебный зонтик.
Раз, два, три; зонтик, в лес нас перенеси.
(Звучит шум леса и голоса птиц.) Поощряет детей к эмоциональному действию, побуждает к включению в процесс познания. Наблюдают за действием воспитателя, проявляют желание к совместному действию, осваивают последовательность действий
Демонстрируют активность Включение в игровую деятельность.
Проявление готовности к совместной деятельности.
Проявление интереса к предстоящей деятельности.
Умение думать, анализировать. Организация разговора-диалога, побуждающего ребёнка к высказыванию собственных мыслей.
Проблемный вопрос по теме
Ребята, вот мы уже и в сказочном лесу.
Приглашает детей к совместной деятельности. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Слушают; выражают своё мнение по проблемному вопросу, выстраивают полный ответ. Умение думать, анализировать. Организация разговора-диалога, побуждающего ребёнка к высказыванию собственных мыслей.
Проблематизация содержания Ребята, а что можно сделать, чтобы перейти через ручейки, не замочив ноги? (Нужно построить мостики).
Мы сделали вывод, что ручейки разные. А какими должны быть мостики?
(И мостики должны быть разные: широкий и узкий).
Развивающая игра «Построй мостик»
Молодцы, ребята, а теперь пройдемся по мостикам через ручейки. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления; создает проблемную ситуацию; вовлекает в совместную деятельность.
Проявляет уважение к детским высказываниям. Комментирует высказывания.
Оценка выполненных детьми действий. Слушают; отвечают на вопросы; решают проблемную ситуацию.
Конструируют. Опробуют свои идеи. Используют материалы, необходимые для строительства мостиков.
Умение слушать.
Умение вступать в продуктивную коммуникацию, регуляция своих действий.
Участие в групповых действиях.
Рассуждение, умозаключение Ребята, посмотрите, что здесь растет?
(Ёлочки).
Дидактическое упражнение «Высокий-низкий»
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления; поощряет детей к высказываниям. Вводит элемент новизны (если дети не знакомы с понятиями высокий-низкий).
Проявляет уважение к детским высказываниям. Озвучивают знаниевый опыт; сравнивают по размеру; выстраивают полный ответ.
Обогащение знаниевого опыта.
Организация разговора-диалога, побуждающего ребёнка к высказыванию собственных мыслей.
Продуктивная деятельность
Проблемная ситуация
Выполнение детьми в игровой форме обучающих заданий, ситуаций, демонстрирующих сформированность предматематических способностей. Ребята, смотрите, кто-то под елочкой спрятался. Кто это?
(Белочка).
Что случилось, белочка, почему ты такая грустная и почему около тебя так много грибочков?
Белочка говорит, что был сильный ветер и навел беспорядок в лесу. Она просит помочь ей собрать грибочки. Поможем, ребята?(Поможем).
Дидактическая игра «Собери грибочки» Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления; поощряет детей к высказываниям. Стимулирует любознательность и интерес. Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание. Предоставляет возможность для сотрудничества детей. Способствует групповой работе детей. Показывает заинтересованность действиями детей. Использует наглядные средства.
Выражает признательность. Выполняют задание в соответствии с установленными требованиями. Проявляют заботу о животных. Сортируют по размеру. Участвуют в групповых действиях. Выражают различные эмоции посредством действий, слов, мимики.
Обогащение знаниевого опыта.
Организация разговора-диалога, побуждающего ребёнка к высказыванию собственных мыслей. Готовность к совместной деятельности.
Продуктивная деятельность
Проблемная ситуация Ребята, посмотрите, кто это у пенечка сидит? (Ёжик).
А как называются детёныши ежа?
(Ежата.)
Почему-то он грустный. Ёжик, что случилось с тобой?
Ежик говорит, что во время сильного ветра в лесу ежата потеряли свои колючки.
Поможем ежатам вернуть колючки?
(Да!)
Конструирование «Колючки для ежат». Эмоционально реагирует на успешные ответы, реплики детей.
Поощряет детей к высказыванию.
Наблюдает за детьми во время выполнения задания.
Использует наглядные средства. Поддерживает атмосферу заинтересованности каждого ребёнка.
Выражает признательность. Сосредотачивают внимание и выполняют задания.
Используют материалы, которые можно применить для конструирования.
Наблюдают за преобразованием; самостоятельно решают проблему, решают задачу. Выставляют на всеобщее обозрение свои работы. Проявляют заботу о животных. Обогащение знаниевого опыта.
Организация разговора-диалога, побуждающего ребёнка к высказыванию собственных мыслей.
Готовность к индивидуальной деятельности.
Развитие мелкой моторики.
Игровая деятельность
Элемент театрализации
(смена статических поз, снятие напряжения.). Ребята, а сейчас мы отдохнем и играть пойдем.
Подвижная игра: «Зайчики и лисичка»
Способствует взаимодействию в игровой деятельности со сверстниками. Поддерживает доброжелательную атмосферу. Поощряет желание принять участие в игре, выражает искреннее восхищение.
Вводит элемент новизны (знакомство с новой игрой). Осуществляют условные действия в ситуации ролевой игры.
Демонстрируют физическую активность. Повторяют за воспитателем стихотворение. Умение ориентироваться в пространстве, познавательная активность. Интерес детей к совместной деятельности
Продуктивная деятельность
Проблемная ситуация (На полу разложены разного цвета «домики» с окошками разной формы).
Ребята, посмотрите, на полянку, здесь какие-то домики, давайте подойдем поближе и рассмотрим их.
Ребята, это домики - зверей. Они говорят, что ветер сломал у домиков окна. И звери не знают, что им делать.
Поможем зверям найти окна к домикам?
Дидактическая игра: «Подбери окошко для домика» с использованием дидактического пособия «Блоки Дьенеша» Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Конструктивно комментирует работу детей.
Использует наглядные средства. Поддерживает атмосферу заинтересованности каждого ребёнка.
Выражает признательность.
Вводит элемент новизны (работа с «Блоками Дьеныша»). Сосредотачивают внимание и выполняют задания.
Используют материалы, которые можно применить для конструирования; сортируют по размеру, форме, цвету.
Наблюдают за преобразованием; самостоятельно решают проблему, решают задачу. Выставляют на всеобщее обозрение свои работы. Проявляют заботу о животных. Умение в игровой форме выполнять обучающие задания, демонстрирующие сформированность предматематических способностей.
Организация разговора-диалога, побуждающего ребёнка к высказыванию собственных мыслей.
Готовность к индивидуальной деятельности.
Сюрпризный момент.
А теперь пора прощаться.
И всем в группу возвращаться.
Создаёт атмосферу заинтересованности каждого ребёнка.
Поддерживает веру в чудо.
Осуществляют условные действия в ситуации ролевой игры.
Повторяют за воспитателем стихотворение. Положительный эмоциональный фон.
Включение в игровую ситуативную деятельность.
Рефлексия. Вот мы и в детском саду.
Ребята, а где мы сегодня с вами побывали?
(В лесу).
Вам, понравилось путешествие в лес? (да!) А что больше понравилось?
В какую игру вы хотите поиграть с ребятами? Похлопайте в ладоши те, кто считает, что его можно похвалить.
Игровой приём «Покажи своё настроение» Моделируется обсуждение с детьми результатов деятельности.
Стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Совместная с детьми оценка процесса и результата деятельности, самооценка детьми. Демонстрируют, озвучивают собственные чувства, эмоции, ощущения успеха, трудностей, делятся с ними с присутствующими. Атмосфера творческого и интеллектуального успеха, мотивация к дальнейшему развитию, получению новых знаний, умений, положительных эмоций.
Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.
Итог продуктивной деятельности.
Сюрпризный момент.
Вы много потрудились! Как вы чувствуете себя?
Молодцы, все звери благодарят вас за любовь и заботу о них. И в благодарность угощают яблочками.
Скажем им спасибо.
Мне было с вами приятно и интересно путешествовать. Желаю вам успехов! Выражает признательность. Демонстрируют собственные чувства, эмоции, ощущения успеха. Осознание детьми значимости своей деятельности.
Положительный эмоциональный фон.