Рабочая программа по факультативному курсу Путь к грамотности УМК Гармония 2 класс
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Андреевская СОШ»
Курманаевского района Оренбургской области
«Рассмотрено» «Проверено» «Утверждаю»
на заседании МО зам. директора по УВР директор МАОУ
протокол № ___ МАОУ «Андреевская СОШ» «Андреевская СОШ»
от «___»________2015г ________/Пензина С.Н./ приказ № ____
руководитель МО МАОУ «____»__________2015г «___»________2015г
_________/Фурсова М.Г./ ________/Волобуев С.И/
Рабочая программа по факультативному курсу
«Путь к грамотности»
2 класс
УМК «Гармония»
Автор: Волобуева Ирина Вячеславовна
Учитель начальных классов
2015-2016 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
3.
МЕСТО ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
4.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
5.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА (личностные, метапредметные, предметные)
6.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА
7.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Путь к грамотности» на 2015-2016 учебный год разработана на основе следующих нормативных правовых документов и инструктивно-методических материалов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
приказ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], от 22.09.2011 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], от 18.12.2012 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
Приказ Министерства образования Оренбургской области № 01 – 21 /1063 от 13.08.2014 года «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Оренбургской области»; Устав МАОУ «Андреевская СОШ»; Учебный план МАОУ «Андреевская СОШ» на 2015-2016 учебный год (Приказ № О-66 от 31.08.2015г.).
- авторской программы М.С. Соловейчик (учебно-методический комплект «Гармония» издательства «Ассоциация ХХI век»)
Рабочая программа в полной мере соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
В основе обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку:
а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность;
б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие;
в) освоить комплекс универсальных учебных действий.
Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, т.к. язык - это основное средство общения людей. Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности - не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним.
Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.
Таким образом, курс русского языка в данной программе представлен следующими содержательными линиями:
- формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний;
- формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний;
-формирование орфографических и элементарных пунктуационных умений на основе знаний по орфографии и пунктуации.
Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных универсальных учебных действий осуществляется при освоении всех разделов курса.
Предлагаемый курс факультатива по русскому языку построен на основе деятельностного подхода к организации лингвистического образования учащихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.
Именно через реализацию деятельностного подхода к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое.
Основные цели изучения факультативного курса «Путь к грамотности»:
создание условий для воспитания ученика как языковой личности, для становления интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
становление основ лингвистических знаний как элемента представления о научной картине мира и базы для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
формирование комплекса языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
- обеспечение становления у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становления их коммуникативной компетенции.
В соответствии с целями происходит комплексное решение следующих задач:
- формирование осознанных, контролируемых языковых и речевых умений;
- совершенствование языковой интуиции, становление лингвистического мышления, учебной самостоятельности (в т.ч. умения работать с книгой, словарями, справочниками);
-обеспечение интереса к изучению русского языка, привитие уважения к языку и себе как его носителю, внимания к качеству своей устной и письменной речи.
Во втором классе вся начатая работа углубляется и расширяется. Так, в связи с повторением основных проблем русской графики рассматриваются вопросы: а) обозначение мягкости согласных звуков, стоящих перед другими согласными; б) использование ь и ъ разделительных знаков при обозначении звука [й’].
Работа над словом как морфологической единицей продолжается на том же уровне, что и в 1-м классе. Отличие состоит лишь в том, что при повторении классификации слов вводится понятие «предмет», за которым скрывается категориальное значение всех имён существительных. Особенностью работы над предложением является отказ от знакомства на данном этапе с главными и второстепенными членами предложения. Здесь же учащиеся овладевают понятием «предложение», знакомятся с видами предложений по цели и интонации, учатся их построению.
Введение понятия «текст» предусматривает появление и двух других, с ним связанных, – «тема» и «основная мысль». Все понятия служат базой для формирования умения понимать текст, обдумывать его (при пересказе и создании собственного) и после записи совершенствовать.
Центральным направлением работы во 2-м классе является обучение орфографии.
Для объединения орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в одну группу, которую они составляют как орфограммы слабых позиций, используется выражение «главные опасности письма». «Главными» они признаются в силу их частотности, в чём учащиеся могут убедиться, проведя подсчеты всех известных орфограмм в двух-трёх текстах.
Вводится особый вид письма – с «окошками», при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, букву на месте орфограммы пропускают. Короткое время учащиеся тренируются в пропуске всех замеченных орфограмм, а потом переходят на пропуск только тех, на месте которых затрудняются в выборе буквы.
Таким образом, во 2-м классе заканчивается освоение вопросов графики, изучаются разделы: «Орфография», «Предложение», «Текст», «Состав слова».
2. Общая характеристика факультативного курса
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Путь к грамотности”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Путь к грамотности”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Путь к грамотности” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Путь к грамотности”позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Путь к грамотности”содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Цели курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Формы проведения занятий
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление схем, таблиц.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии
технология разно-уровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
3. Описание места факультативного курса в учебном плане
Данная программа рассчитана на 1 год (возможно продолжение изучения курса в 3-4 классах). Занятия проводятся 1 раза в неделю по 45 минут. Курс рассчитан на 34 занятия.
Четверть
Количество недель
Количество часов
1-я четверть
9
9
2-я четверть
7
7
3-я четверть
10
10
4-я четверть
8
8
ИТОГО:
34
34
4. Описание ценностных ориентиров содержания факультативного курса
«Путь к грамотности»
1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.
2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.
3. Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.
4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.
5. Результаты изучения программы по факультативному курсу "Путь к грамотности" к концу 2 класса.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Предметные результаты.
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
6. Содержание изучаемого материала.
Каждому слову – свое место(2 ч.)
Работа со словарными словами. Повторение алфавита. Составление предложений. Обучение работе с книгой.
Найди слова.(2 ч.)
Разгадывание филворда. Повторение алфавита. Работа с синонимами, не употребляя данного определения. Обучение работе с книгой.
Как возникла наша письменность? (1 ч.)
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
Слова, слова, слова ...(2 ч.)
Распределение слов в алфавитном порядке. Работа со словарем. Работа над значением слов. Составление цепочек из слов. Работа с книгой.
Какие слова получатся? (2 ч.)
Составление слов из слогов. Соотнесение вопросов кто? или что? к словам. Работа со словарными словами. Составление объявлений.
Слова дают подсказку ... (2 ч.)
Работа над лексическим значением слов. Составление слов из слогов. Работа со сказкой.
Есть ли для буквы работа?(2 ч.)
Распределение слов на группы: с ь и без ь. Работа над орфографическими задачами. Обозначение звука [й,]. Разгадывание кроссворда. Знакомство с театрами, с афишей.
Вопрос командует – слово подчиняется (2 ч.)
Изменение слов по команде вопросов. Составление словосочетаний, отвечая на вопросы. Знакомство с энциклопедиями.
Добавляем, исправляем, узнаем. (2 ч.)
Восстановление предложений. Работа с деформированным текстом. Игра в рифмы. Знакомство с морской азбукой.
Догадайся.(2 ч.)
Составление афиши. Разгадывание кроссворда. Работа над лексическим значением слов. Знакомство и работа с расписанием.
Слова спрятались – найди их .(2ч.)
Игры-головоломки. Определение знаков препинания. Разгадывание кроссворда. Работа с книгой (обложка).
Из одних слов – по-разному. (2 ч.)
Составление предложений. Порядок слов в предложении. Работа со словарными словами. Работа с книгой.
Текст дает подсказку. (2 ч.)
Составление рассказа из предложений. Работа с текстом. Работа с деформированным текстом. Интонация.
Картинка с секретом. (2ч.)
Собери текст. Синонимы. Знакомство с детскими журналами.
Восстанавливаем предложения. (2ч.)
Восстановление рассыпанных предложений. Отгадывание филворда. Работа со сказочными героями.
К словарю – за помощью (2ч.)
Работа со словарем. Отгадывание кроссворда. Учимся работать с картой.
Слова, слова, слова ... Собираем родственников. (2ч.)
Разгадывание слов. Работа с обложкой книг. Работа с семафороной азбукой. Работа с книгой.
Слова – «родственники».(1ч.)
Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.
Что их роднит? Собери «родственников» (2ч.)
Работа с однокоренными словами. Игра в буквы. Работа с афишей.
Тематическое планирование
№
Тема занятия
Количество часов
1-2
Каждому слову – свое место
2
3-4
Найди слова
2
5-6
Слова, слова, слова
2
7-8
Какие слова получатся?
2
9-10
Слова дают подсказку
2
11-12
Есть ли для буквы работа?
2
13-14
Вопрос командует – слово подчиняется
2
15-16
Добавляем, исправляем, узнаем
2
17-18
Догадайся!
2
19-20
Слова спрятались
2
21-22
Из одних слов – по-разному!
2
23-24
Текст дает подсказку
2
25-26
Картинка с секретом
2
27-28
Восстанавливаем предложения
2
29-30
К словарю за помощью
2
31-32
Слова, слова, слова
2
33-34
Что их роднит?
2
Итого 34
7. Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Количество часов
Содержание
Планируемые результаты
Дата
Предметные
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные результаты
План
Факт
I четверть (9 часов)
1-2
Каждому слову – свое место
2
Рассматривают учебник, его обложку, страницы, выявляют новые условные обозначения, обмениваются впечатлениями об отдыхе, сравнивают и выбирают слова со значением оценки, отбирают материал для своих рассказов, моделируют предложения.
Понимать и использовать слова в переносном смысле.
Понимать глубину возникновения родного языка.
Коммуникативные:
умение понимать партнера
Регулятивные:
запомнить правила осмысленного письма
Познавательные:
работа с сигналами-символами.
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, сознательное отношение к своей речи, контроль за ней, понимание необходимости говорить понятно, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
3-4
Найди слова
2
Пользуются знаниями об «опасных местах» и изученными правилами для исправления ошибок, аргументируют исправления. Обнаруживают в записи «опасные места», планируют процесс списывания и действуют по плану. Выполняют основные требования к речи и речевому поведению.
Сравнивают, классифицируют слова по их назначению, осознавать недостаток знаний.
Использовать символы и рисунки для передачи информации.
Коммуникативные:
умение вести диалог
Регулятивные:
работа по алгоритму
Познавательные:
составление плана
Познавательный интерес к изучению русского языка, готовность преодолевать учебные затруднения. Проявление внимательного отношения к людям. (Л.)
5-6
Слова, слова, слова
2
Пользуются словарём учебника, выбирают в нём слова по заданным признакам.
Наблюдают за использованием слов в текстах, за их ролью, значением и написанием, накапливают опыт использования слов для повышения точности речи.
Закрепление навыка дифференциации буквы и звука.
Коммуникативные:
умение вести диалог; умение выражать свои мысли
Регулятивные:
рефлексия
Познавательные:
формулировка проблемы; дополнительные источники информации
Осознание трудностей нашего языка, стремление к их преодолению, проявление трудолюбия и желания решить учебную задачу
7-8
Какие слова получатся?
2
Анализируют материал по указанному признаку, сравнивают написание слов, отражают различие в схеме. Осознают противоречие между известным правилом и написанием слов, объясняют его причину, делают умозаключение о границах применения известного правила.
Знать способ образования звуков речи.
Коммуникативные:
умение слушать; вести диалог; выражать свои мысли
Регулятивные:
определить цель; самопроверка
Познавательные:
составление плана последовательной работы.
Осознание границ собственных знаний, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности и готовность выполнять определённые учебные действия для дальнейшего приобретения умений. (Л.)
9
Слова дают подсказку
1
Сравнивают тексты, преобразовывают некоторые в загадки, подбирают сравнения, рифмы, коллективно сочиняют загадки, записывают их, используя приём письма с «окошками».Сотрудничают в коллективной и парной работе.
Формировать умение орфографически правильно оформлять на письме свои мысли.
Коммуникативные:
оформлять своим мысли в устной и письменной форме
Регулятивные:
Высказывать своё предположение на основе работы с материалом
Познавательные:
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Осознание социальных, личностных мотивов изучения русского языка
II четверть (7 часов)
10 (1)
Слова дают подсказку
1
Сравнивают тексты, преобразовывают некоторые в загадки, подбирают сравнения, рифмы, коллективно сочиняют загадки, записывают их, используя приём письма с «окошками».Сотрудничают в коллективной и парной работе.
Формировать умение орфографически правильно оформлять на письме свои мысли, оперируя правилами.
Коммуникативные:
оформлять своим мысли в устной и письменной форме
Регулятивные:
Высказывать своё предположение на основе работы с материалом
Познавательные:
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Понимание значимости хорошего владения языком для выражения своих мыслей и чувств.
11-12 (2-3)
Есть ли для буквы работа?
2
Анализируют позиции, от которых зависит выбор способа обозначения звука [й,],осмысливают информацию, представленную в моделях, уточняют знания о способах обозначения звука [й,], вносят дополнения в модели.
Формировать умение орфографически правильно оформлять на письме свои мысли, оперируя правилами.
Коммуникативные:
оформлять своим мысли в устной и письменной форме
Регулятивные:
Высказывать своё предположение на основе работы с материалом
Познавательные:
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Желание умело пользоваться русским языком и появление элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.
13-14 (4-5)
Вопрос командует – слово подчиняется
2
Наблюдают за значениями слов, выявляют зависимость произношения и написания слов от их значений, делают умозаключения о важности понимания значения слов, сравнивают сделанные выводы с информацией в учебнике, рассказывают о сделанных обобщениях. Объясняют значения слов, выбирают слова с учётом смысла текста.
Отработка навыка запоминания правили и использования их на практике.
Коммуникативные:
оформлять своим мысли в устной и письменной форме
Регулятивные:
Высказывать своё предположение на основе работы с материалом
Познавательные:
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Представление о взаимосвязях единиц языка, об их назначении в речи, о требованиях культуры речи.
15-16 (6-7)
Добавляем, исправляем, узнаем
2
Осознают назначение предложений, наблюдают за выделением предложений в устной речи, сравнивают его со способами обозначения границ предложения в письменной речи. Воспринимают информацию на слух, выделяют новые сведения. Анализируют неудачно построенные предложения, выявляют причины погрешностей и их следствие. Осмысливают информацию, представленную в изобразительной форме, переводят её в словесную. Читают информацию учебника, выделяют новую. Находят границы предложений по освоенным признакам. Формулируют мысли и записывают предложения.
Отработка состава слова.
Коммуникативные:
оформлять своим мысли в устной и письменной форме
Регулятивные:
Высказывать своё предположение на основе работы с материалом
Познавательные:
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Понимание того, что ясная правильная речь – показатель культуры человека.
III четверть (10 часов)
17-18 (1-2)
Догадайся!
2
Отличают предложения от набора слов, аргументируют решение, опираясь на признаки предложения. Используют знания о требованиях к предложению, конструируют предложения из слов, определяют, о чём и что будет говориться в предложении, выбирают вариант построения предложения, осознают порядок действий при составлении предложений, упражняются в нём.
Формировать умение орфографически правильно оформлять на письме свои мысли, оперируя правилами.
Коммуникативные:
оформлять своим мысли в устной и письменной форме
Регулятивные:
Высказывать своё предположение на основе работы с материалом
Познавательные:
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Осознание значимости для общения умения хорошо пересказывать и рассказывать.
19-20 (3-4)
Слова спрятались
2
Предполагают значения сочетания «родственные слова», высказывают своё мнение, анализируют слова, оценивают суждение персонажа. Читают информацию учебника, уточняют своё представление о родственных словах, выявляют опознавательные признаки таких слов, группируют слова по опознавательным признакам, находят «лишние». Знакомятся с определением понятия «корень», выводят способ действия для нахождения корня, осваивают его.
Подбирают родственные слова, группируют их, находят «лишнее» слово.
Формировать умение орфографически правильно оформлять на письме свои мысли, оперируя правилами
Коммуникативные:
оформлять своим мысли в устной и письменной форме
Регулятивные:
Высказывать своё предположение на основе работы с материалом
Познавательные:
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Интерес к наблюдениям за языком и его использованием в речи.
21-22 (5-6)
Из одних слов – по-разному!
2
Читают предложение и обсуждают его смысл, предполагают возможное продолжение, соотносят предложение с предъявленным вариантом продолжения. Критически оценивают их соответствие, выбирают нужное; анализируют и выявляют условие связности предложений. Воспринимают на слух или при чтении новую информацию, выделяют термин и признаки понятия.
Формировать умение орфографически правильно оформлять на письме свои мысли, оперируя правилами
Коммуникативные:
оформлять своим мысли в устной и письменной форме
Регулятивные:
Высказывать своё предположение на основе работы с материалом
Познавательные:
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Осознание важности понимания значения слов.
23-24 (7-8)
Текст дает подсказку
2
На основе признаков текста различают предложение и текст, текст и набор предложений.
Анализируют устройство игрушки «пирамидки», сравнивают его с устройством текста, делают умозаключение о строении текста и его признаках.
Отработка навыка запоминания правили и использования их на практике.
Коммуникативные:
оформлять своим мысли в устной и письменной форме
Регулятивные:
Высказывать своё предположение на основе работы с материалом
Познавательные:
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Желание продолжать осваивать русский язык, познавательный интерес к предмету (Л.)
25-26 (9-10)
Картинка с секретом
2
Читают текст, определяют явление по его описанию; находят предложение по указанным признакам, объясняют назначение и особенности каждого. Воспринимают при чтении или на слух новую информацию, соотносят её с прочитанными предложениями, характеризуют предложения, подводят под понятие. Анализируют материал, находят различные предложения, объясняют, с какой целью они говорились. Определяют разновидность предложения, пользуются терминами, выявляют недостающий вид предложения составляют его, выбирают предложения нужных видов, действуют по памятке списывания.
Сравнивают предложения по интонации, выявляют различие, дополняют знания о предложении, обобщают полученную информацию, осмысливают её представление в модели.
Формировать умение орфографически правильно оформлять на письме свои мысли.
Коммуникативные:
оформлять своим мысли в устной и письменной форме
Регулятивные:
Высказывать своё предположение на основе работы с материалом
Познавательные:
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи.
IV четверть (8 часов)
27-28 (1-2)
Восстанавливаем предложения
2
Составляют различные предложения, используют их при письме записок. Вычленяют предложения из потока речи, определяют их виды по цели и интонации, обобщают полученные знания о предложении, строят монологические сообщения на основе изученного. Конструируют различные предложения.
Формировать умение орфографически правильно оформлять на письме свои мысли.
Коммуникативные:
оформлять своим мысли в устной и письменной форме
Регулятивные:
Высказывать своё предположение на основе работы с материалом
Познавательные:
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Желание хорошо владеть русским языком, осознание себя носителем этого языка
29-30 (3-4)
К словарю за помощью
2
Пользуются словарём учебника, выбирают в нём слова по заданным признакам.
Наблюдают за использованием слов в текстах, за их ролью, значением и написанием, накапливают опыт использования слов для повышения точности речи
Работа со словарями.
Коммуникативные:
оформлять своим мысли в устной и письменной форме
Регулятивные:
Высказывать своё предположение на основе работы с материалом
Познавательные:
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Познавательный интерес к новому учебному материалу. (Л.)
31-32 (5-6)
Слова, слова, слова
2
Отвечают на вопросы по изученному материалу, проверяют и уточняют ответы, находя нужные сведения в учебнике.
Читают текст, определяют своё отношение к персонажу, выражают его в заголовке. Находят в тексте родственные слова, обосновывают решения.
Формировать умение орфографически правильно оформлять на письме свои мысли.
Коммуникативные:
оформлять своим мысли в устной и письменной форме
Регулятивные:
Высказывать своё предположение на основе работы с материалом
Познавательные:
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Ориентация на социальные, учебно-познавательные и личностные мотивы, на понимание причин успеха и неудач в учебной деятельности.
33-34 (7-8)
Что их роднит?
2
Находят в тексте синонимы, разграничивают синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и изменения слов. Наблюдают за точным выбором слов в тексте, выделяют главную мысль текста, озаглавливают его. Обобщают изученное о словах, передают информацию другим.
Формировать умение орфографически правильно оформлять на письме свои мысли.
Коммуникативные:
оформлять своим мысли в устной и письменной форме
Регулятивные:
Высказывать своё предположение на основе работы с материалом
Познавательные:
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Готовность пользоваться приобретёнными знаниями и совершенствовать умения; осознание значимости понимания значения слова для решения задач письма.
ИТОГО:
34 ЧАСА
8. Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса.
Методические пособия для учителя
Харченко О.О. Словесный конструктор: Пособие по русскому языку для внеурочной работы во 2 классе. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014
Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
Одинцов В.В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.
Пособия для учащихся
Харченко О.О. Словесный конструктор: Пособие по русскому языку для внеурочной работы во 2 классе. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014
Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению ( в том числе в цифровой форме).
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов.
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Портреты поэтов и писателей.
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с программой обучения.
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по литературному чтению.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
Интернет-ресурсы:
http://www.umk-garmoniya.ru/ruslang/edm-rus2/1-8.pptx
13PAGE 15
13PAGE 141515
еђЗаголовок 415