«Внедрение принципов здоровьесбережения в образовательный процесс на уроках математики»
I. Информационно – справочные сведения об опыте
Тема опыта
«Внедрение принципов здоровьесбережения в образовательный процесс на уроках математики»
Автор
Гурушкина Наталья Валерьевна, учитель математики муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №17 имени 37-ой Гвардейской стрелковой дивизии Тракторозаводского района г.Волгограда
Место функционирования
400006, г. Волгоград, ул. Дзержинского, 40
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 имени 37-ой Гвардейской стрелковой дивизии Тракторозаводского района г.Волгограда
+7 (8442) 74-06-65, +7 (8442) 74-06-83
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Новизна опыта
Новизна моего опыта заключается в том, что на первый взгляд математика и понятие здоровьесбережение не совместимы. Понятие "здоровьесберегающие технологии" наиболее применимы к урокам физической культуры, биологии, ОБЖ. На самом деле наибольшую нагрузку ребёнок испытывает на уроках математики. Многие годы ученик проводит в стенах школьных кабинетов, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без комплекса работы учителя и ученика.
Новизна опыта заключается в системном подходе к решению одной из важнейших проблем в современной парадигме образования – сохранение здоровья учащихся в период обучения в школе.
Научная новизна и теоретическая значимость опыта заключается в том, что:
определено основное содержание здоровьесберегающих технологий и их место в системе работы учителя;
определены теоретические положения формирования здоровьесбережения на уроке;
разработана и обоснована система работы учителя с использованием здоровьесберегающих технологий, сущность которых состоит в создании у человека с самого раннего детства мотивации здоровья, формирование у него научного понимания сущности здорового образа жизни и выработке индивидуального валеологически обоснованного способа жизнедеятельности.
Новизна данного опыта заключается в том, чтобы снизить, а в некоторых случаях предотвратить утомляемость учащихся и повысить качество образования посредством широкого использования в практике работы принципов здоровьесбережения. Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках математики позволяет максимально приблизить процесс обучения к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям, способствует повышению учебной мотивации, снижению утомляемости и школьной тревожности для более успешного обучения.
Длительность функционирования
Начало работы над данной темой относится к 2008-2009 учебному году. Условием становления опыта послужили требования, предъявляемые к образованию по сохранению здоровья учащихся, которые по праву стали одним из приоритетов государственной социальной стратегии.
Внедрение в процесс обучения математики принципов здоровьесбережения, направленных на повышения качества обучения можно разделить на три основных этапа.
На первом этапе (2008-2009 уч. год) - выявление проблем, определение цели, постановка задач и выбор методов их решения, отбор данных о состоянии здоровья учащихся, изучение психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования, передового опыта учителей-новаторов по интересующей проблеме, первые шаги по внедрению различных методик в практику работы.
На втором этапе (2010-2011 уч. год) – продолжение теоретических исследований, определение содержания, форм и методов формирования здорового образа жизни с позиций здоровьесбережения, проводения анализа полученных результатов. Широкое использование здоровьесберегающих технологий, их анализ и систематизация.
На третьем этапе (2012-2014 уч. год) –корректировка основных положений исследования, обобщение и систематизация материалов исследования, выводы и оформление педагогического опыта, постоянная работа по внедрению элементов здоровьесберегающих технологий в педагогической практике.
Каким материалом представлен
Опыт представлен настоящим описанием и следующими приложениями:
Приложение №1 «Физминутки на уроках математики»
Приложение №2 «Дидактические игры на уроках математики»
Приложение №3 «Элементы технологии В.Ф. Базарного»
Приложение №4 «Элементы хромотерапии на уроках математики»
Приложение №5 «Использование задач со здоровьесберегающим содержанием
на уроках математики»
Приложение №6 «Методы развития критического мышления на уроках
математики»
Приложение №7 «Конспекты уроков математики»
Приложение №8 «В шутку и всерьёз»
II. Технические сведения об опыте
Актуальность
Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю.
Понятие «школьные болезни» было введено немецким врачом Р. Вирховым в 1870 году. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в школах игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства.
Основные концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся».
Российские школьники имеют серьезные проблемы со здоровьем. По данным Минздравсоцразвития, у 2/3 детей школьного возраста есть отклонения в состоянии здоровья, а 21% страдает хроническими заболеваниями, в том числе ведущими к инвалидности. По мнению детского врача Леонида Рошаля, "здоровье школьников было хуже только во время войны".
Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей.
Дети в процессе обучения, к сожалению, часто теряют свое здоровье, испытывая перегрузки - интеллектуальные, физические и психические. Часто находятся в состоянии тревожности, что также отрицательно влияет на здоровье учащихся.
В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.
Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им общеучебных знаний в объеме стандарта образования, не навредив его здоровью.
Задачи, решаемые в опыте
Основными целями здоровьесбережения на уроках математики, являются следующие:
- создание организационно - педагогических, санитарно - гигиенических условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся;
- создание содержательного и информационного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни.
Для реализации данных целей необходимо решить следующие задачи:
- изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме «Здоровьесберегающие образовательные технологии»;
- разработать методическое обеспечение процесса обучения математике на основе принципов здоровьесбережения;
- организация работы с наибольшим эффектом для сохранения здоровья;
- активизировать познавательные способности учащихся, направленные на повышение качества обучения через внедрение в учебный процесс элементов здоровьесберегающих технологий, предотвращающих утомление школьников;
- создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;
- развитие творческих способностей школьников;
- мотивация школьников на здоровый образ жизни.
Педагогические средства, используемые в опыте
Под методами здоровьесберегающих технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления: рассказ, беседа, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, упражнения, наглядность, практический метод, познавательная игра, обучающий контроль, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы.
Для включения всех учащихся в учебную деятельность по освоению изучаемого материала я учитываю тот факт, что один и тот же учебный материал может быть представлен несколькими средствами обучения (печатные издания, аудио – видео и др.), каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Поэтому здоровьесберегающие средства обучения математике я подбираю так, чтобы дети смогли включиться в работу в соответствии с индивидуальными возможностями, при этом «визуалы» смогли увидеть, «кинестеты» – ощутить, «аудиалы» – услышать. Средства обучения должны снимать физическое напряжение и усталость; включать учащихся в деятельность по освоению предметного содержания своей внешней привлекательностью, преодолевать отчуждение научного знания от ученика, обеспечивать личностно-значимый смысл изучаемых математических понятий и способов действий.
Основные педагогические технологии, используемые мною в работе с целью сбережения здоровья учащихся:
а) педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:- игровые технологии,- проблемное обучение,- технология проектного обучения,- технология проведения дискуссий,- ИКТ;б) педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:- технология индивидуализации обучения,- технология КСО,- технология групповой деятельности,- технология уровневой дифференциации,
- технология поддержки и сопровождения в образовательном процессе;
в) технология развивающего образования - система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.
Возникновение интереса к математике у учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания и личности учителя. Очень важна правильная организация учебной деятельности, в том числе строгая дозировка учебной нагрузки, построение урока с учётом возможностей учащихся, их работоспособности, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), благоприятный эмоциональный настрой. Всё это зависит от нас, учителей.
Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока я не допускаю однообразия работы. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, для этого я использую различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.
Для многих учащихся математика - сложный предмет, поэтому необходимо проводить работу по профилактике и предупреждению стрессов, связанных с заниженной самооценкой из-за отсутствия знаний или недостаточного уровня их усвоения.
Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Известно, что просидеть на уроке 40 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику, особенно на уроках математики. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в тему урока.
В приложении №1 представлены различные физминутки, которые я применяю на уроках математики.
Активно внедряю в практику своей работы игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.
Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета, обозначающего «да», «нет», «прошу слова». В приложении №2 представлены дидактические игры, которые я применяю на уроках математики.
С целью сохранения здоровья применяю на своих уроках элементы технологии В.Ф. Базарного (приложении №3) и элементы хромотерапии (приложении №4).
В зависимости от этапа урока можно добиться следующих результатов: расслабления после интенсивной работы или повышения работоспособности.
Я подбираю материал для уроков математики и внеурочных математических мероприятий, применение которого способствует улучшению здоровья учащихся. Использование в преподавании математики учебного материала, который способствует улучшению здоровья учащихся и организация уроков с применением здоровьесберегающих технологий позволят не только повысить уровень знаний учащихся, но и позволят сохранить здоровье. Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, включаю в содержание урока математики задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «знание своего тела», «гигиена тела», «правильное питание», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «режим дня». Ознакомиться с этими задачами можно в приложении №5.
Сбережению здоровья учеников, в том числе через повышение учебной мотивации, способствует творческий характер образовательного процесса.
Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит его развитию, снижает наступление утомления. Этого я достигаю использованием разных форм уроков (урок-путешествие, викторины, сказки, урок-игра, урок- аукцион); наглядности; занимательных упражнений, игровых ситуаций на уроках; творческого характера домашних заданий (составить задачу или нарисовать цветную цепочку вычислений, придумать кроссворд или ребус).
Технология опыта
Целью данного опыта является повышение качества образования и предотвращение утомляемости учащихся на уроках математики посредством внедрения принципов здоровьесбережения.
Сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса.
На своих уроках стараюсь всегда замечать внешние признаки усталости ученика: частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевоту, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, не восприятие вопроса, задержка с ответом и т.д.
В своей педагогической деятельности я внедряю принципы здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов: «Не навреди!» все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
Непрерывность и преемственность работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Субъект-субъектные взаимоотношения учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
Успех порождает успех акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
Активность активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
Ответственность за свое здоровье у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Условиями эффективного внедрения принципов здоровьесбережения в образовательный процесс являются:
- создание оптимальных санитарно-гигиенических условий на уроке с учетом вопросов здоровьесбережения;
- обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей;
- установление межпредметных связей;
- логичность и эмоциональность всех этапов учебной деятельности;
- эффективное использование на уроках физкультминуток, подвижных игр;
- формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье;
- тщательная диагностика, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.
В организации и проведении урока я учитываю:
- обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
- число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. (4-7 видов за урок);
- среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности (7-10 минут);
- число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. (не менее трех);
- чередование видов преподавания (не позже чем через 10-15 минут);
- наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
- место и длительность применения ТСО;
- позы учащихся, чередование поз;
- физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке - их место, содержание и продолжительность (на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 - повторениями каждого упражнения);
- наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.);
- наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
- психологический климат на уроке;
- наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
С целью сохранения здоровья учащихся я учитываю расписание уроков класса в данный день, какой он по счету в учебном процессе класса.
Использую элементы технологии Шаталова, которая служит здоровьесбережению:
работа в парах или мелких группах, «вертушка», то есть активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую;
использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем.
На мой взгляд, любая личностно-ориентированная технология вправе называться здоровьесберегающей. Я апробирую в учебном процессе элементы новых педагогических технологий, успешно сочетая старые традиционные методы и формы занятий с современными. Умственная деятельность всегда ведет к усталости и падению работоспособности, а это прямо пропорционально влияет на качество усвоения изучаемого материала, и, вообще, на способность воспринимать любую информацию. Но если работа разнообразна и интересна, то и усталость не ощущается.
Основной технологией, реализуемой мною в образовательном процессе, является технология «критического мышления», в основе которой лежат личностно-ориентированные, культурно-ориентированные и деятельно-ориентированные принципы. Приложение №6.
Информационно-коммуникативные технологии применяются мной, в основном, на этапах изучения и обобщения как поддерживающие познавательную мотивацию. Ни для кого, ни секрет, что ключевой проблемой любого обучения является проблема удержания внимания учащихся. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений на экране позволяет удерживать внимание на протяжении всего урока. Компьютер мой незаменимый помощник на уроке, так как позволяет изменять темп и формы ведения урока, использовать образно-художественное представление, проявлять мое творчество, как педагога - все это ведет к снижению утомляемости учащихся.
В своей работе использую компьютерные презентации, разработанные в среде Power Point, которые способствуют решению развивающих и воспитательных целей, которые я ставлю на уроках математики. На таких уроках ярче реализуется принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью. Презентация вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации.
Формы и методы использования компьютера на уроке, конечно, зависят от цели и содержания этого урока. Тем не менее, можно выделить наиболее эффективные приемы:
при проведении устного счета – даёт возможность оперативно представлять задания и корректировать результаты их выполнения;
при изучении нового материала – позволяет иллюстрировать тему разнообразными наглядными средствами;
при проверке фронтальных самостоятельных работ – обеспечивает быстрый контроль результатов;
при решении задач обучающего характера – помогает выполнить рисунок, составить план работы, контролировать промежуточный и окончательный результаты работы по плану.
Использование ИКТ в педагогической деятельности дает мне возможность:
-повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение сечений многогранников, построение сложных графиков т.д.);
-представлять на уроках математике максимальную наглядность;
- излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников;
- использовать при проверке домашнего задания;
- увеличить объем полученной информации, повысить информативность урока;
- обеспечивать моментальную обратную связь.
На уроках математики я использую презентации, созданные самостоятельно средствами Microsoft Power Point (приложение №7) или готовые презентации Единой коллекции ЦОР и других образовательных сайтов сети Интернет.
Приведу в качестве примера виды деятельности на различных этапах обучения, используемые мной на практике.
Объяснение новой темы.
Довольно часто объяснение нового материала провожу с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайдов позволяет сконцентрировать визуальное внимание на особо значимых моментах учебной работы.
Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Выполнить красивый чертеж, показать образец хорошего чертежа поможет компьютер. Доказательство теорем для детей наиболее трудная сторона геометрии. Поэтому ценным при изложении материала в виде компьютерных презентаций, считаю возможность анимации последовательных шагов рассуждений при доказательстве теорем или решении задач.
Этап закрепления знаний.
В настоящее время существует много электронных изданий, которые можно использовать для закрепления и повторения изученного материала с учетом уровня развития детей. Интерактивные тесты, созданные в программе Power Point, направлены на отработку учебного материала. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
Работа с тестом строится в режиме тренажера: даются несколько вопросов с вариантами ответов. В процессе тестирования подсчитывается количество правильных ответов и по завершении тестирования ученику выставляется оценка на основе критерия для тестовых технологий. Такой вид контроля позволяет за довольно короткое время урока проверить уровень знаний, умений и навыков поочередно у группы учащихся класса, когда остальные ученики выполняют другой вид работы. Компьютерные тесты можно использовать для проведения любого вида контроля: предварительного, текущего, тематического, итогового.
Устное решение задач (по готовым чертежам).
Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Особенно хорошо это применять в старших классах на уроках геометрии. Можно предложить учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач.
Взаимопроверка самостоятельных и домашних работ с помощью ответов на слайде.
С помощью компьютера легко организовать самопроверку заданий. На экране демонстрируется правильное решение. Учащиеся проверяют свои работы и самостоятельно их оценивают.
Демонстрация портретов математиков и рассказ об их открытиях.
Внеклассная работа.
Одним из источников мотивации является занимательность. Желание детей заниматься математикой зависит не только от качества учебной работы на уроке, но и от продуманной системы внеурочных занятий. Внеклассная работа развивает интерес детей к математике, расширяет их кругозор. Презентации удобно использовать при проведении различных конкурсов, игр.
Проектная деятельность учащихся.
К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагается учащимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации - об истории развития этой темы, о применении изучаемого материала в других областях знаний. Выполнение творческих заданий предполагает использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни.
Технологию «французских демаршей» применяют на этапе конструирования знаний и рефлексии. Данная технология ориентирует учеников на выделение существующих признаков, понятий, позволяет оперировать этими понятиями при самостоятельном решении практических задач.
О том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало. Не случайно чувство юмора – один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность – признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки. Несколько уместных и умных шуток в течение урока – показатель его качества, критерий для оценки. Задача учителя - попытаться помочь школьнику правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья. На своих уроках использую эмоциональные разрядки: шутки, математические софизмы, стихотворения.
Приложение №8.
«Уроки-праздники», способствуют сохранению здоровья учащихся. На этих уроках каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую деятельность: то он артист, то художник, то зритель, то технический исполнитель. Ощущение значимости каждого в подготовке и участии в уроке решает целый комплекс учебно-воспитательных задач, в том числе и здоровьесбережения.
Приемы с соревнованиями благотворно влияют на здоровье детей. Один из приемов здоровьесбережения применяю на этапе проверки домашней работы: к доске выходят по три-шесть учащихся, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время напряженного трудного урока.
Сохранению физического, нравственного, социального здоровья учащихся способствует также моя индивидуальная работа с учениками на разных этапах урока, с одаренными детьми, работа по индивидуальной программе.
Здоровьесбережению служат уроки с использованием валеологического аспекта, они формируют внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывают понимание ценности человеческой жизни, закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.
Я считаю, что здоровье учащегося в норме, если:
- в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, преодолевать усталость;
- в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
- в эмоциональном плане – студент уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
- в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане – признает основные общечеловеческие ценности.
Результативность опыта
Обобщив опыт работы по внедрению принципов здоровьесбережения, были отмечены следующие параметры результативности:
Уровень учебной мотивации и познавательной активности учащихся
2009-2010
учебный год
2010-2011
учебный год
2011-2012
учебный год
2012-2013
учебный год
Высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности
25%
31%
32%
34%
Хорошая школьная мотивация
30%
33%
33%
35%
Положительное отношение к школе
21%
24%
25%
29%
Низкая школьная мотивация
10%
8%
7%
5%
Негативное отношение к школе
7%
5%
4%
1%
Вывод: за 4 года высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности повысился на 9 % и на 5 % хорошая школьная мотивация, низкая школьная мотивация снизилась на 5%, негативное отношение к школе снизилось на 6 %. Учащиеся стали более ответственны в своём выборе и за свои действия, повысилась самооценка, ребята стали более уверены в своих силах, снизился уровень тревожности.
Повышение качества успеваемости
Итоги административных контрольных работ по математике показывают
стабильный уровень успеваемости и качества знаний в течение 2010 – 2013. Данная методика помогла добиться 100% успеваемости и стабильного качества обученности в классе изучения математики на профильном уровне.
3. Расширились и углубились знания всех обучающихся об их здоровье.
III. Сведения об использовании опыта в массовой практике
Условия функционирования опыта
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 имени 37-ой Гвардейской стрелковой дивизии Тракторозаводского района г.Волгограда
Я, Гурушкина Наталья Валерьевна, работаю в 5 – 11 классах, 6 классы обучаются во вторую смену, 5,7-11 классы – в первую.
Уроки проводятся в кабинете математики №29.
В 2013-2014 учебном году имею педагогическую нагрузку в количестве 38 часов:
5 «Б» кл. – математика, 5ч
6 «Б» кл. – математика, 5ч
7 «А» кл. – алгебра, 3ч
7 «А» кл. – геометрия, 2ч
10 «А» кл. – алгебра и начала анализа, 2,5ч
10 «А» кл. – геометрия, 1,5ч
10 «Б» кл. – алгебра и начала анализа, 2,5ч
10 «Б» кл. – геометрия, 1,5ч
11 «А» кл. – алгебра и начала анализа, 4ч (профильный уровень)
11 «А» кл. – геометрия, 2ч (профильный уровень)
Факультативы – 3ч (5 «Б», 6 «Б», 7 «А» кл.)
Элективные курсы - 3ч (10 «А», 10 кл. и 11 кл. в рамках межсетевого взаимодействия)
Практикум по математике – 3ч (10 «А», 10 кл. и 11 кл. в рамках межсетевого взаимодействия)
Научно – педагогические основы опыта
Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым.
Смирнов Н.К. определяет здоровьесберегающие технологии как:
1) системно организованную совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерб здоровью его участников;
2) количественную характеристику педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;
3) технологическую основу здоровьесберегающей педагогики.
По мнению Смирнова Н.К., «главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью».
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Н.И. Соловьева под здоровьесберегающей образовательной технологией понимает функциональную систему организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью, учащихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.
В работах Брехмана И.И. , Колбанова Н.В. по проблемам здоровьесбережения школьников, здоровьеориентированная образовательная деятельность учителя базируется на трех методологических принципах: сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся.
Укрепление здоровья основывается на механизме наращивания, накопления здоровья, повышающего резервы адаптации, увеличения резервов здоровья. Формирование ценностей здорового образа жизни, мотивации учащихся на здоровый образ жизни, осуществляется через содержание учебного материала школьных предметов, раскрывающих сущность основных компонентов здоровья и здорового образа жизни.
За последние годы накоплен достаточно обширный теоретический и практический материал по обеспечению здоровья школьников в образовательном процессе на уроке. В данном направлении работают многие ученые: Г.К. Зайцев, Л.Г. Татарникова, Ю.Л. Варшамов, В.Ф. Базарный, Л.П. Уфимцева, В.А. Гуров, Э.Я. Оладо, Н.К. Смирнов и др. Особое внимание исследователи уделяют разработке таких вопросов, как введение здоровьеориентированного содержания образования в различные учебные дисциплины.
В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья :
Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а, во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра и красоты.
В упрощённом виде можно считать, что критериями здоровья являются:
для соматического и физического здоровья - я могу;
для психического - я хочу;
для нравственного - я должен.
Творческий характер образовательного процесса, как считает Л.С. Выготский , крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребёнка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализацией той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы - развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда - неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе.
Рекомендации последователям опыта
Опыт может быть успешно использован на уроках учителями-предметниками в средних и старших классах, а также в системе дополнительных занятий выпускников с целью подготовки к государственной итоговой аттестации и сдаче единого государственного экзамена.
Заголовок 115