Методическое обеспечение темы Анатомия и физиология органов дыхания
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОЯРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ЦМК зам. директора по
________________ учебной работе
протокол № _____ Корнева Н. М.
«___»___________ ________________
Лушникова Д.В. «__»_____________
______________
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕМЫ
Тема 6.1. Анатомия и физиология органов дыхания
дисциплины «Анатомия и физиология человека»
Специальность 060501 Сестринское дело
060102 Акушерское дело
Составила:
преподаватель
Федотова Т.Ю.
г. Красноярск
Формируемые компетенции:
ОК 1-6, 8. 11.
ПК 1.3. :2.2. ; 3.1.
С целью овладения ПК в ходе освоения данной темы студент должен (проводим спецификацию компетенции - раскладываем на базовые умения и обеспечивающие эти умения знания):
Уметь:
Знать:
1
2
Применять медицинскую терминологию.
Назвать и показать на плакатах и муляжах строение органов дыхания.
Показать проекцию легких на грудную клетку.
Органы дыхательной системы: верхние дыхательные пути, нижние дыхательные пути, собственно дыхательная часть, их функции.
Нос, наружный нос, носовая полость, носоглотка, придаточные пазухи носа.
Гортань, топография, строение стенки, хрящи гортани, мышцы гортани, отделы гортани, голосовая щель. Функции гортани.
Трахея, топография, бифуркация трахеи, строение стенки, функции.
Плевра – строение, листки, плевральная полость, синусы.
Бронхи – виды бронхов, строение стенки, бронхиальное дерево.
Легкие – внешнее строение, границы, внутреннее строение: доли, сегменты, дольки, ацинус. Факторы, препятствующие старению легких.
Мертвое пространство, определение, виды.
Строение, границы, отделы средостения.
Значение кислорода и углекислого газа для человека.
Процесс дыхания – определение, этапы. Внешнее дыхание, характеристика, структуры его осуществляющие. Транспорт газов кровью. Тканевое дыхание. Принцип газообмена между дыхательными средами.
Дыхательный цикл, механизмы вдоха и выдоха, дыхательный центр, его работа.
Определение жизненной ёмкости легких.
14. Нейрогуморальная регуляция дыхания.
Межпредметные связи: (дисциплина, раздел, тема)
№
Дисциплина
Раздел, тема
1
Латинский язык и основы медицинской терминологии
Анатомическая терминология
2
ПМ 04
Сестринский процесс
3
Основы патологии
Заболевания органов дыхания.
Распределение часов по теме (в соответствие с программой ПМ, дисциплины)
Вид занятия
Лекция
Семинар
Практическое
занятие
Учебная практика
Кол-во часов
2
-
4
-
Методическое обеспечение
Учебно-методическая карта № 1
-
1. Учебно-методическая карта № 2
2. ФОС
-
5. Информационное обеспечение темы:
а) Литература:
Основные источники:
1.“Анатомия и физиология человека с основами общей патологии “А. А. Швырев, 2007
2.“Атлас анатомии человека” Р. П. Самусев, В.Я. Липченко
3. «Анатомия и физиология человека», Н.И. Федюкович, 2010
4.«Анатомия и физиология человека», И.В. Гайворонский, 2008г
Дополнительные источники:
1. «Анатомия и физиология человека», М.Р. Сапин, 2008г
2. “ Анатомия человека: атлас” М.М Курепина , 2003
3.«Физиология человека в схемах и таблицах», Брин
б) Периодические издания (журналы):
1. Морфология (архив анатомии. гистологии и эмбриологии РАМН, Международной ассоциации морфологов)
2. Морфологические ведомости.
3. Журнал анатомии и гистопатологии.
4. Клиническая и экспериментальная морфология. ( журнал НИИ морфологии человека РАМН )
5. Российский медико - биологический вестник им. академика И.П. Павлова.
6. Клеточные технологии в биологии и медицине.
в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – анатомический словарь онлайн;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – статьи и иллюстрации по нормальной анатомии человека;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – материалы по анатомии и физиологии с иллюстрациями.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – популярно о строении человеческого тела с иллюстрациями;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – анатомия человека в иллюстрациях;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – виртуальный атлас по анатомии и физиологии человека
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – научно-популярный сайт восточно-сибирского центра медико-биологической информации;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА № 1
лекционного занятия
Тема 6.1. Анатомия и физиология органов дыхания
2. Продолжительность занятия: 90 минут
3. Цели занятия:
Обучающая: изучить анатомию и физиологию органов дыхания
Развивающая: Развивать стремление к получению новых знаний. Развитие познавательных процессов, способностей студентов, развитие логического и клинического мышления.
Воспитательная: Воспитывать толерантное отношение к людям различных национальностей. Воспитывать милосердие к больному. Воспитывать бережливость к имуществу техникума. Формирование профессионально-значимых качеств личности специалиста, привитие любви к избранной профессии. Воспитание у студентов добросовестного отношения к учебе и работе.
4. После изучения темы студент должен знать: строение и физиологические особенности органов дыхания.
5. Методы обучения: объяснительно- иллюстративный.
6. Оснащение: Мультимедийная презентация.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Организационная часть (проверка присутствующих, готовность обучающихся к занятию, наличие формы и т.д.).
Начальная мотивация учебной деятельности (название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса);
Формирование новых знаний (Приложение №1)
Общие сведения о дыхательной системе.
Анатомия и физиология полости носа.
Анатомия и физиология гортани.
Анатомия и физиология трахеи и бронхов.
Легкие: строение, топография, выполняемые функции.
Плевра, особенности строения.
Дыхательный цикл, дыхательные объемы.
Дыхательный центр, его роль в регуляции дыхания.
Обобщение и систематизация изученного материала
Подведение итогов. Выводы.
Домашнее задание: составить конспект лекции..
Преподаватель __________________
Председатель ЦМК ______________
Приложение №1
Дыхательной системой называется система органов, посредством которых происходит газообмен между организмом и внешней средой. В дыхательной системе выделяют органы, выполняющие воздухопроводящую (полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи) и дыхательную, или газообменную, функции (легкие).
Все органы дыхания, относящиеся к дыхательным путям, имеют твердую основу из костей и хрящей, благодаря чему эти пути не спадаются, и по ним свободно циркулирует воздух во время дыхания. Изнутри дыхательные пути выстланы слизистой оболочкой, снабженной почти на всем протяжении мерцательным (реснитчатым) эпителием. В дыхательных путях происходит очищение, увлажнение, согревание вдыхаемого воздуха, а также рецепция (восприятие) обонятельных, температурных и механических раздражителей. Газообмен здесь не происходит, и состав воздуха не меняется. Поэтому пространство, заключенное в этих путях, называется мертвым, или вредным. При спокойном дыхании объем воздуха в мертвом пространстве составляет 140-150 мл (при вдыхании 500 мл воздуха).
Во время вдоха и выдоха воздух по воздухоносным путям поступает в легочные альвеолы и выводится из них. Стенки альвеол очень тонкие и служат для диффузии газов. Из находящегося в альвеолах воздуха в кровь поступает кислород, а обратно - углекислый газ. Оттекающая из легких артериальная кровь переносит кислород во все органы тела, а притекающая в легкие венозная кровь доставляет углекислый газ.
Говоря о значении дыхания, следует подчеркнуть, что дыхание - это одна из основных жизненных функций. Дыхание - совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, использование его в окислительно-восстановительных реакциях и удаление из организма углекислого газа и метаболической воды. Без кислорода невозможен обмен веществ, и для сохранения жизни необходимо постоянное поступление кислорода. Поскольку в организме человека отсутствует депо кислорода, поэтому непрерывное поступление его в организм является жизненной необходимостью. Если без пищи человек может прожить в необходимых случаях более месяца, без воды - 10 дней, то без кислорода всего лишь около 5 минут (4-6 мин). Таким образом, сущность дыхания заключается в постоянном обновлении газового состава крови, а значение дыхания - в поддержании оптимального уровня окислительно-восстановительных процессов в организме.
В структуре акта дыхания человека выделяют 3 этапа (процесса), которые для облегчения запоминания целесообразно представить в виде схемы.
.2. Полость носа (cavitas nasi) вместе с наружным носом являются составными частями анатомического образования, называемого носом (областью носа). Наружный нос представляет собой возвышение, расположенное посередине лица. В его образовании участвуют носовые кости, лобные отростки верхних челюстей, носовые хрящи (гиалиновые) и мягкие ткани (кожа, мышцы). Величина и форма наружного носа подвержена у разных людей большим колебаниям. Полость носа является началом дыхательной системы. Спереди она сообщается с наружной средой через два входных отверстия - ноздри, сзади - с носоглоткой через хоаны. Носоглотка через слуховые (евстахиевы) трубы сообщается с полостью среднего уха. Полость носа делится на две почти симметричные половины перегородкой, образованной вертикальной пластинкой решетчатой кости и сошником. В полости носа различают верхнюю, нижнюю, латеральную и медиальную (перегородка) стенки. С латеральной стенки свисают три носовые раковины: верхняя, средняя и нижняя, под которыми образуются 3 носовых хода: верхний, средний и нижний. Выделяют еще общий носовой ход: узкое щелевидное пространство между медиальными поверхностями носовых раковин и перегородкой носа. Область верхнего носового хода называется обонятельной, так как в ее слизистой оболочке находятся обонятельные рецепторы, а среднего и нижнего - дыхательной. Слизистая оболочка полости носа и носовых раковин покрыта однослойным многорядным мерцательным эпителием, содержащим большое количество ресничек, слизистых желез. Она обильно снабжена, кровеносными сосудами и нервами. Реснички мерцательного эпителия задерживают пылевые частицы, секрет слизистых желез обволакивает их, смачивает слизистую оболочку и увлажняет сухой воздух. Кровеносные сосуды, образуя густые венозные сплетения в области нижней и частично средней носовых раковин, способствуют согреванию вдыхаемого воздуха (пещеристые венозные сплетения). Однако при повреждении этих сплетений возможны обильные кровотечения из полости носа.
В полость носа посредством отверстий открываются околоносовые, или придаточные, пазухи (синусы): верхнечелюстная, или гайморова (парная), лобная, клиновидная и решетчатые. Стенки пазух выстланы слизистой оболочкой, которая является продолжением слизистой оболочки полости носа. Эти пазухи участвуют в согревании вдыхаемого воздуха и являются звуковыми резонаторами. В нижний носовой ход открывается также нижнее отверстие носослезного протока.
Воспаление слизистой оболочки полости носа называется ринитом (греч. rhinos - нос), придаточных пазух носа - синуситом, слизистой оболочки слуховой трубы - евстахиитом. Изолированное воспаление верхнечелюстной (гайморовой) пазухи называется гайморитом, лобной пазухи - фронтитом, а одновременное воспаление слизистой оболочки полости носа и придаточных пазух - риносинуситом.
3. Гортань (larynx) - это начальный хрящевой отдел дыхательного горла, предназначенный для проведения воздуха, образования звуков (голосообразования) и защиты нижних дыхательных путей от попадания в них инородных частиц. Является самым узким местом во всей дыхательной трубке, что важно учитывать при некоторых заболеваниях у детей (при дифтерии, гриппе, кори и др.) из-за опасности ее полного стеноза и асфиксии (круп). У взрослых людей гортань располагается в переднем отделе шеи на уровне IV-VI шейных позвонков. Вверху она подвешена к подъязычной кости, внизу переходит в дыхательное горло - трахею. Спереди от нее лежат мышцы шеи, сбоку - доли щитовидной железы и сосудисто-нервные пучки. Вместе с подъязычной костью гортань смешается вверх и вниз при глотании.
Скелет гортани образован хрящами. Различают 3 непарных хряща и 3 парных. Непарными хрящами являются перстневидный, щитовидный, надгортанный (надгортанник), парными - черпаловидный, рожковидный и клиновидный. Все хрящи гиалиновые, за исключением надгортанника, рожковидного, клиновидного и голосового отростка черпаловидных хрящей. Самым крупным из хрящей гортани является щитовидный хрящ. Он состоит из двух четырехугольных пластинок, соединенных друг с другом спереди под углом 90° у мужчин и 120° у женщин. Угол легко прощупывается через кожу шеи и называется выступом гортани (кадык), или адамовым яблоком. Перстневидный хрящ по форме напоминает перстень, состоит из дуги - передней суженной части и четырехугольной пластинки, обращенной кзади. Надгортанник расположен позади корня языка и ограничивает вход в гортань спереди. Черпаловидные хрящи (правый и левый) лежат над пластинкой перстневидного хряща. Небольшие хрящи: рожковидные и клиновидные (парные) лежат над верхушками черпаловидных хрящей.
Хрящи гортани соединены между собой суставами, связками и приводятся в движение поперечнополосатыми мышцами.
Мышцы гортани начинаются от одних и прикрепляются к другим ее хрящам. По функции они делятся на 3 группы: расширители голосовой щели, суживатели и мышцы, натягивающие (напрягающие) голосовые связки.
Полость гортани имеет форму песочных часов. В ней различают 3 отдела:
верхний расширенный отдел - преддверие гортани;
средний суженный отдел - собственно голосовой аппарат;
нижний расширенный отдел - подголосовую полость.
Средний отдел на своих боковых стенках имеет две пары складок слизистой оболочки с углублениями между ними - желудочки гортани (морганьевы желудочки). Верхние складки называются преддверными (ложными голосовыми) складками, а нижние - истинными голосовыми складками. В толще последних лежат голосовые связки, образованные эластическими волокнами, и голосовые мышцы, напрягающие в целом или частично голосовые связки. Промежуток между правой и левой голосовыми складками называется голосовой щелью. В голосовой щели выделяют межперепончатую часть, располагающуюся между голосовыми связками (3/4 передней части голосовой щели), и межхрящевую часть, ограниченную голосовыми отростками черпаловидных хрящей (1/4 задней части голосовой щели). Длина голосовой щели (переднезадний размер) у мужчин составляет 20-24 мм, у женщин - 16-19 мм. Ширина голосовой щели при спокойном дыхании равна 5 мм, при голосообразовании достигает 15 мм. При максимальном расширении голосовой щели (пение, крик) видны кольца трахеи вплоть до разделения ее на главные бронхи. Голосовые связки натянуты между щитовидным и черпал о видными хрящами и служат для воспроизведения звуков. Выдыхаемый воздух колеблет голосовые связки, в результате чего возникают звуки. При образовании звуков межперепончатая часть голосовой щели суживается и представляет собой щель, а межхрящевая часть формирует треугольник. С помощью других органов (глотка, мягкое небо, язык, губы и др.) эти звуки становятся членораздельными.
Гортань имеет 3 оболочки: слизистую, фиброзно-хрящевую и соединительнотканную (адвентициальную). Слизистая оболочка, за исключением голосовых складок, выстлана многорядным мерцательным эпителием. Слизистая оболочка голосовых складок покрыта многослойным плоским эпителием (неороговевающим) и не содержит желез. В подслизистой основе гортани располагается большое количество эластических волокон, которые образуют фиброзно-эластическую мембрану гортани. Названные выше складки преддверия и голосовые складки содержат связки, являющиеся частями этой мембраны. Фиброзно-хрящевая оболочка состоит из гиалиновых и эластических хрящей, окруженных плотной волокнистой соединительной тканью, и выполняет роль опорного каркаса гортани. Адвентициальная оболочка соединяет гортань с окружающими образованиями шеи.
Воспаление слизистой оболочки гортани называется ларингитом.
4. Трахея (trachea), или дыхательное горло, - непарный орган, обеспечивающий проведение воздуха из гортани в бронхи и легкие и обратно. Имеет форму трубки длиной 9-15 см, диаметром 15-18 мм. Трахея располагается в области шеи - шейная часть и в грудной полости - грудная часть. Начинается от гортани на уровне VI-V1I шейных позвонков, а на уровне IV-V грудных позвонков делится на два главных бронха - правый и левый. Это место называется бифуркацией трахеи (раздвоение, вилка). Трахея состоит из 16-20 хрящевых гиалиновых полуколец, соединенных между собой фиброзными кольцевыми связками. Задняя, прилежащая к пищеводу стенка трахеи мягкая и называется перепончатой. Она состоит из соединительной и гладкой мышечной ткани. Слизистая оболочка трахеи выстлана однослойным многорядным мерцательным эпителием и содержит большое количество лимфоидной ткани и слизистых желез. Снаружи трахея покрыта адвентицией.
Воспаление слизистой оболочки трахеи называется трахеитом.
Бронхи (bronchi) - органы, выполняющие функцию проведения воздуха от трахеи до легочной ткани и обратно. Различают главные бронхи:правый и левый и бронхиальное дерево, входящее в состав легких. Длинаправого главного бронха 1-3 см, левого - 4-6 см. Над правым главнымбронхом проходит непарная вена, а над левым - дуга аорты. Правый главный бронх не только короче, но и шире чем левый и имеет более вертикальное направление, являясь как бы продолжением трахеи. Поэтому в правый главный бронх чаще, чем в левый, попадают инородные тела. Стенка главных бронхов по своему строению напоминает стенку трахеи. Их скелетом являются хрящевые полукольца: в правом бронхе 6-8, в левом - 9-12. Сзади главные бронхи имеют перепончатую стенку. Изнутри главные бронхи выстланы слизистой оболочкой, покрытой однослойным мерцательным эпителием. Снаружи они покрыты соединительнотканной оболочкой (адвентицией).
Главные бронхи в области ворот легких делятся на долевые бронхи: правый на 3, а левый на 2 бронха. Долевые бронхи внутри легкого делятся на сегментарные бронхи, сегментарные - на субсегментарные,_или средние, бронхи (5-2 мм диаметром), средние - на мелкие (диаметром 2-1 мм). Самые малые по калибру бронхи (диаметром около 1 мм) входят по одному в каждую дольку легкого под названием долькового бронха. Внутри легочной дольки этот бронх делится на 18-20 концевых бронхиол (диаметром около 0,5 мм). Каждая концевая бронхиола делится дихотомически на дыхательные бронхиолу 1-го, 2-го и 3-го-порядка, переходящие в расширения - альвеолярные ходы и альвеолярные мешочки. Подсчитано, что от трахеи до альвеол дыхательные пути ветвятся дихотомически (раздваиваются) 23 раза. Причем первые 16 поколений дыхательных путей - бронхи и бронхиолы выполняют проводящую функцию (кондуктивная зона). Поколения 17-22 - респираторные (дыхательные) бронхиолы и альвеолярные ходы составляют переходную (транзиторную) зону. 23-е поколение целиком состоит из альвеолярных мешочков с альвеолами - дыхательная, или респираторная, зона.
Стенки крупных бронхов по строению сходны со стенками трахеи и главных бронхов, но скелет их образован не хрящевыми полукольцами, а хрящевыми пластинками, которые по мере уменьшения калибра бронхов также уменьшаются. Многорядный реснитчатый эпителий слизистой оболочки крупных бронхов в мелких бронхах переходит в однослойный кубический реснитчатый эпителий. И только толщина мышечной пластинки слизистой оболочки в мелких бронхах не изменяется. Длительное сокращение мышечной пластинки в мелких бронхах, например, при бронхиальной астме, вызывает их спазм и затруднение дыхания. Следовательно, мелкие бронхи выполняют функцию не только проведения, но и регуляции поступления воздуха в легкие.
Стенки концевых бронхиол тоньше стенок мелких бронхов, в них отсутствуют хрящевые пластинки. Слизистая оболочка их выстлана кубическим реснитчатым эпителием. Они содержат пучки гладких мышечных клеток и много эластических волокон, вследствие чего бронхиолы легко растяжимы (при вдохе).
Дыхательные бронхиолы, отходящие от концевой бронхиолы, а также альвеолярные ходы, альвеолярные мешочки и альвеолы легкого образуют альвеолярное дерево (легочный ацинус), относящийся к дыхательной паренхиме легкого.
Легкие (pulmones; греч. pneumones) - это парные дыхательные органы, представляющие собой полые мешки ячеистого строения, подразделенные на тысячи обособленных мешочков (альвеол) с влажными стенками, снабженными густой сетью кровеносных капилляров. Раздел медицины, изучающий строение, функции и заболевания легких, называется пульмонологией.
Легкие расположены в герметически замкнутой грудной полости и отделены друг от друга средостением, в состав которого входят сердце, крупные сосуды (аорта, верхняя полая вена), пищевод и другие органы. По форме легкое напоминает неправильный конус с основанием, обращенным к диафрагме, и верхушкой, выступающей на 2-3 см над ключицей в области шеи. На каждом легком различают 3 поверхности: диафрагмальную, реберную и медиальную и два края: передний и нижний. Реберная и диафрагмальная поверхности отделены друг от друга острым нижним краем и прилежат соответственно к ребрам, межреберным мышцам и куполу диафрагмы. Медиальная поверхность, обращенная к средостению, отделяется от реберной передним краем легкого. На медиальной (средостенной) поверхности обоих легких располагаются ворота легкого, через которые проходят главные бронхи, сосуды и нервы, составляющие корень легкого.
Каждое легкое посредством борозд делится на доли. В правом легком имеется 3 доли: верхняя, средняя и нижняя, в левом - 2 доли: верхняя и нижняя. Доли разделяются на сегменты, которых в каждом легком примерно по 10. Сегменты состоят из долек, а дольки - из ацинусов. Ацинусы (грозди) являются структурно-функциональными единицами легкого, которые осуществляют основную функцию легких - газообмен. В каждую легочную дольку входят 16-18 ацинусов. Ацинус начинается от концевой бронхиолы, которая дихотомически делится на дыхательные бронхиолы 1-2-3 порядка и переходит в альвеолярные ходы и альвеолярные мешочки с расположенными на их стенках альвеолами легких. Число легочных ацинусов в одном легком достигает 150000. В каждый ацинус входит большое количество альвеол.
Альвеолы - это выпячивания в виде пузырьков диаметром до 0,25 мм, внутренняя поверхность которых выстлана однослойным плоским эпителием, расположенным на сети эластических волокон и оплетенным снаружи кровеносными капиллярами. Изнутри альвеолы покрыты тонкой пленкой фосфолипида сурфактантом, который выполняет много важных функций:
понижает поверхностное натяжение альвеол;
увеличивает растяжимость легких;
обеспечивает стабильность легочных альвеол, препятствуя их спадению, слипанию и появлению ателектаза;
4)препятствует транссудации (выходу) жидкости на поверхностьальвеол из плазмы капилляров легких.
Толщина стенки альвеолы в местах соприкосновения (прилежания) безъядерных участков эпителиоцитов легких и эндотелия капилляров составляет около 0,5 мкм. На свободной поверхности эпителиоцитов имеются очень короткие цитоплазматические выросты, обращенные в полость альвеол, что увеличивает общую площадь соприкосновения воздуха с поверхностью эпителия. Количество альвеол в обоих легких у взрослого человека достигает от 600 до 700 млн, а общая дыхательная поверхность всех альвеол составляет около 100 кв.м.
Кроме дыхательной функции легкие осуществляют регуляцию водного обмена, участвуют в процессах терморегуляции, являются депо крови (от 0,5 до 1,2 л крови).
В клинической практике необходимо определять границы легких: переднюю, нижнюю и заднюю. Верхушки легких выступают выше ключицы на 2-3 см. Передняя граница (проекция переднего края) спускается от верхушек обоих легких по грудине, проходит почти параллельно на расстоянии 1-1,5 см до уровня хряща IV ребра. Здесь граница левого легкого отклоняется влево на 4-5 см, образуя сердечную вырезку. На уровне хряща VI ребра передние границы легких переходят в нижние. Нижняя граница легких соответствует по среднеключичной линии VI ребру, по средней подмышечной линии - VIII ребру, по лопаточной – X рeбpy, по околопозвоночной_- XI ребру. Нижняя граница левого легкого расположена на 1-2 см ниже приведенной границы правого легкого. При максимальном вдохе нижний край легкого спускается на 5-7 см. Задняя граница легких проходит по околопозвоночной линии (по головкам ребер).
Снаружи каждое легкое покрыто серозной оболочкой - плеврой, состоящей из двух листков: пристеночного (париетального) и легочного (висцерального). Между листками плевры имеется капиллярная щель, заполненная серозной жидкостью - плевральная полость. Эта жидкость уменьшает трение между листками плевры при дыхательных движениях. В местах перехода одной части париетальной плевры в другую образуются запасные пространства - плевральные синусы, которые заполняются легкими в момент максимального вдоха. При патологии в них может скапливаться воспалительный экссудат. Особенно велик реберно-диафрагмальный синус, расположенный в нижнем отделе плевральной полости. Правая и левая плевральные полости между собой не сообщаются. В норме в полости плевры воздух отсутствует, и давление в ней всегда отрицательное, т.е. ниже атмосферного. Во время спокойного вдоха оно на 6-8 см вод. ст. ниже атмосферного, во время спокойного выдоха - на 4-5 см вод. ст. Ввиду отрицательного давления в плевральных полостях легкие находятся в расправленном состоянии, принимая конфигурацию стенки грудной полости.
Значение отрицательного внутригрудного давления:
способствует растяжению легочных альвеол и увеличению дыхательной поверхности легких, особенно во время вдоха;
обеспечивает венозный возврат крови к сердцу и улучшает кровообращение в легочном круге, особенно в фазу вдоха;
способствует лимфообращению;
4) помогает продвижению пищевого комка по пищеводу.
Воспаление легких называется пневмонией, воспаление плевры - плевритом. Скопление жидкости в плевральной полости называется гидротораксом, крови - гемотораксом, гнойного экссудата - пиотораксом.
Пневмоторакс - это скопление воздуха в плевральной полости. Различают следующие виды пневмоторакса:
1. травматический
2.спонтанный (самопроизвольный);
3.искусственный.
Травматический пневмоторакс возникает при проникающем ранении грудной клетки. В зависимости от связи (сообщения) плевральной полости с атмосферным воздухом он может быть закрытым, открытым и клапанным. При закрытом пневмотораксе воздух поступает в плевральную полость однократно в момент ранения. Сообщения плевральной полости с атмосферой нет. Не опасен, так как воздух быстро рассасывается или удаляется при пункции. При открытом пневмотораксе воздух беспрепятственно поступает в плевральную полость и выходит из нее. Легкое спадается, выключается из дыхания. Холодный воздух, вызывая раздражение рецепторов плевры, значительно ухудшает состояние пострадавших. Очень опасен из-за развития тяжелого шока. При клапанном (напряженном) пневмотораксе воздух поступает в плевральную полость при вдохе и не выходит при выдохе. Возникает острая угроза жизни вследствие нарушения дыхания и кровообращения. Необходима срочная пункция плевральной полости толстой иглой во втором-третьем межреберье по среднеключичной линии. Кроме того, следует наложить раненным в грудную клетку окклюзионную (лат. occlusus - запертый) повязку.
Спонтанный (самопроизвольный) пневмоторакс образуется при самопроизвольном разрыве больного легкого (кавернозный туберкулез, абсцесс, гангрена, рак и др.), когда воздух проникает в плевральную полость через поврежденную стенку бронха.
Искусственный пневмоторакс создается преднамеренно с лечебной целью (при туберкулезе легких), для диагностики (при опухолях и инородных телах грудной полости) и для подготовки больного к операции на легком и средостении.
3. А. Дыхательный цикл состоит из вдоха, выдоха и паузы. Обычно вдох короче выдоха. Длительность вдоха у взрослого человека составляет от 0,9 до 4,7 с, длительность выдоха - 1,2-6 с. Дыхательная пауза различна по величине и может даже отсутствовать. Частота дыхания, определяемая по числу экскурсий грудной клетки в минуту, составляет в норме у взрослых 12-18 в минуту, у новорожденных - 60, у пятилетних детей - 25 экскурсий в минуту. В любом возрасте частота дыхания меньше частоты сердечных сокращений примерно в 4-5 раз.
На частоту и глубину дыхания влияют многие факторы: физическая нагрузка, степень тренированности организма, температурный фактор, эмоциональное состояние, интенсивность обмена веществ и т.д. Чем чаще и глубже дыхание, тем больше кислорода поступает в легкие и соответственно больше углекислого газа выводится из организма.
Б. Вдох (инспирация) совершается вследствие увеличения объема грудной клетки в трех направлениях: вертикальном, сагиттальном, фронтальном, в основном за счет сокращения наружных межреберных мышц и уплощения купола диафрагмы. При вдохе легкие пассивно следуют за увеличивающейся в размерах грудной клеткой. Дыхательная поверхность легких увеличивается, давление же в них понижается и становится на 2 мм рт.ст. ниже атмосферного. Это способствует поступлению воздуха через дыхательные пути в легкие. Быстрому выравниванию давления в легких препятствует голосовая щель, так как в этом месте воздухоносные пути сужены. Только на высоте вдоха происходит полное заполнение воздухом расширенных альвеол легких.
В. Выдох (экспирация) осуществляется в результате расслабления наружных межреберных мышц и поднятия купола диафрагмы. При этом грудная клетка возвращается в исходное положение, и дыхательная поверхность легких уменьшается. Растянутые легкие благодаря своей эластичности уменьшаются в объеме. Давление воздуха в легких становится на 3-4 мм рт.ст. выше атмосферного, что облегчает выход воздуха из них в окружающую среду. Медленному выходу воздуха из легких способствует сужение голосовой щели.
Механизм изменения объема легких при дыхании может быть продемонстрирован с помощью модели Ф.Доидерса. Она доказывает, что непосредственной причиной изменения объема легких при вдохе и выдохе является изменение размеров грудной клетки и давления в плевральной полости.
4. А. В повседневной клинической практике широко используют определение четырех легочных объемов и четырех емкостей легких. Для этой цели применяют специальные приборы: спирометры, спирографы и др
Легочные объем
Дыхательный объем - количество воздуха, которое человек вдыхает и выдыхает в покое. Равен 300-700 мл (в среднем 500 мл).
Резервный объем вдоха - количество воздуха, которое человек может дополнительно вдохнуть после нормального спокойного вдоха. Составляет 1500-2000 мл (чаще 1500 мл).
Резервный объем выдоха - количество воздуха, которое человек может дополнительно выдохнуть после спокойного выдоха. Составляет также 1500-2000 мл (чаще 1500 мл).
Остаточный объем - количество воздуха, остающееся в легких после максимального выдоха. Равен 1000-1500 мл (в среднем 1200 мл).
Емкости легких.
1) Жизненная емкость легких - наибольшее количество воздуха, которое можно выдохнуть после максимального вдоха. Равна сумме дыхательного объема, резервного объема вдоха и выдоха (от 3500 до 4700 мл). Общая емкость легких - количество воздуха, содержащееся в легких на высоте максимального вдоха. Равна сумме жизненной емкости легких и остаточного объема (4700-6000 мл).
Резерв (емкость) вдоха - максимальное количество воздуха, которое можно вдохнуть после спокойного выдоха. Равен сумме дыхательного объема и резервного объема вдоха (2000 мл).
Функциональная остаточная емкость - количество воздуха, остающееся в легких после спокойного выдоха. Равна сумме резервного объема выдоха и остаточного объема (2700-2900 мл). Физиологическое значение функциональной остаточной емкости состоит в том, что она способствует выравниванию колебаний содержания кислорода и углекислого газа в альвеолярном воздухе вследствие разной концентрации этих газов во вдыхаемом ивыдыхаемом воздухе.
Б. Легочная вентиляция - это количество воздуха, проходящее через легкие в единицу времени. Обычно измеряют минутный объем дыхания (МОД), равный произведению дыхательного объема на частоту дыхания. В покое минутный объем дыхания равен 6-8 л/мин. При средней мышечной работе он составляет 80 л/мин, а при тяжелой мышечной работе достигает 120-150 л/мин. Не весь объем вдыхаемого воздуха участвует в вентиляции альвеол. Часть его (140-150 мл) остается в воздухоносных путях. Поэтому при спокойном дыхании в альвеолы поступает не 500 мл, а только около 350 мл. Вот почему просвет воздухоносных путей называют анатомическим мертвым пространством: воздух, находящийся в них, не участвует в газообмене. При вдохе последние порции атмосферного воздуха входят в мертвое пространство и, не изменив своего состава, покидают его при выдохе.
1. Газообмен в легких совершается между альвеолярным воздухом и кровью легочных капилляров путем диффузии в результате разницы парциального давления дыхательных газов. Парциальным (т.е. частичным) давлением называется та часть общего давления, которая приходится на долю каждого газа в газовой смеси. Эта часть зависит от процентного содержания газа в смеси. Чем оно больше, тем выше парциальное давление данного газа.
Аэрогематический (воздушно-кровяной) барьер (греч.аёг, aeros воздух + haima - кровь), через который диффундируют дыхательные газы в ходе газообмена, включает:
тонкую пленку фосфолипида - сурфактант, выстилающую внутреннюю поверхность альвеол;
альвеолярный эпителий - однослойный плоский;
интерстициальную соединительную ткань, придающую эластичность альвеолам;
эндотелий капилляра;
слой плазмы.
Суммарное диффузионное расстояние этих слоев аэрогематического барьера составляет 0,5-1 мкм.
Пониженное давление кислорода (О2) в тканях организма заставляет этот газ двигаться к ним. Для углекислого газа (СО2) градиент давления направлен в обратную сторону, и СО2 переходит в окружающую среду. Эти соотношения парциального давления О2 и СО2 наглядно иллюстрируются Поскольку парциальное давление О2 в альвеолярном воздухе (106 мм рт.ст.) больше, чем в притекающей венозной крови (40 мм рт.ст.), то О2 диффундирует через альвеолы в капилляры. Напротив, напряжение СО2 в венозной крови (47 мм рт.ст.) больше, чем в альвеолярном воздухе (40 мм рт.ст.), поэтому СО2 диффундирует в альвеолы. Скорость диффузии для СО2 в 20-25 раз выше, чем для О2. Поэтому обмен СО2 происходит в легких достаточно полно, несмотря на небольшую разницу парциального давления этого газа (7 мм рт.ст.). Скорость диффузии О2 через альвеолярную мембрану составляет только 1/20-1/25 скорости диффузии СО2. Поэтому полного выравнивания давления О2 между артериальной кровью и альвеолярным воздухом не происходит, и оттекающая от легких артериальная кровь имеет напряжение О2 на 6 мм рт.ст. ниже, чем в альвеолах. Заметим при этом, что весь О2 должен пройти через стадию растворения в плазме крови.
В целом напряжение дыхательных газов в оттекающей артериальной крови становится практически таким же, как их парциальное давление в альвеолах легких.
Человек в покое потребляет в минуту около 250 мл кислорода и выделяет при этом в среднем 200 мл углекислого газа. В крови О2 и СО2 могут находиться в двух состояниях: в физически растворенном и в химически связанном виде. В 100 мл крови в растворенном состоянии в плазме находится 0,3 мл О2, 2,5-3 мл СО2; в химически связанном виде - 19-20 мл О2 и 48-51 мл CO2. 1 грамм гемоглобина связывает 1,34 мл О2. Кислородная емкость всей крови человека, содержащей примерно 750 г гемоглобина, составляет около 1000 мл.
Транспорт О2 обеспечивается в основном за счет химической связи его с гемоглобином эритроцитов. Одна молекула гемоглобина присоединяет 4 молекулы О2 при этом гемоглобин превращается в оксигемоглобин, а кровь из вишневой - венозной становится ярко-алой - артериальной. Насыщение гемоглобина О2 зависит в первую очередь от парциального давления газа в атмосферном и альвеолярном воздухе и совершается не линейно, а по S-образной кривой, получившей название кривой связывания или диссоциации оксигемоглобина.
При низком парциальном давлении О2 (до 20 мм рт.ст.) скорость образования оксигемоглобина невелика. Максимальное количество гемоглобина (45-80%) связывается с О2 при его напряжении 26-46 мм рт.ст. Дальнейшее повышение напряжения О2 приводит к снижению скорости образования оксигемоглобина.
На диссоциацию (расщепление) оксигемоглобина и переход О2 из крови в ткани влияют 3 фактора:
парциальное давление (напряжение) О2 в тканях (0-20 мм рт.ст.);
кислотность среды, в частности, СО2;
температура тела человека.
Действие этих факторов проявляется и в покое, но особенно оно усиливается при физической работе.
Образовавшийся в тканях углекислый газ вследствие разности напряжения диффундирует в межтканевую жидкость, плазму крови, а из нее - в эритроциты. В эритроцитах около 10% СО2 соединяется с гемоглобином, образуя карбгемоглобин. Остальная часть СО2 соединяется с водой и превращается в угольную кислоту в эритроцитах). Н2СО3
СО,
Эта реакция ускоряется в 20000 раз особым ферментом - карбоангидразой, находящейся в эритроцитах (в тканевых капиллярах) В легочных капиллярах, где давление СО2 сравнительно низкое, карбоангидраза ускоряет в 300 раз расщепление угольной кислоты на воду и СО2, который диффундирует в альвеолярный воздух. Угольная кислота в тканевых капиллярах реагирует с ионами натрия и калия и образует бикарбонаты (NaHCO3, KHCO3).
Таким образом, СО2 транспортируется к легким в физически растворенном виде и в непрочном химическом соединении в виде карбгемоглобина, угольной кислоты и бикарбонатов натрия и калия. Две трети СО2 находится в плазме и одна треть - в эритроцитах. Важная роль в сложных механизмах транспорта СО2 принадлежит карбоангидразе эритроцитов.
2. Дыхательным центром называется совокупность нейронов, обеспечивающих деятельность аппарата дыхания и его приспособление к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Эти нейроны находятся в спинном, продолговатом мозге, варолиевом мосту, гипоталамусе и коре большого мозга. Основной структурой, задающей ритм и глубину дыхания, является продолговатый мозг, который посылает импульсы к мотонейронам спинного мозга, иннервирующим дыхательные мышцы. Мост, гипоталамус и кора контролируют и корригируют автоматическую деятельность нейронов вдоха и выдоха продолговатого мозга. Функции дыхательного центра подробно исследовал в 1885 году отечественный физиолог Н.А.Миславский.
Дыхательный центр продолговатого мозга является парным, симметрично расположенным на дне ромбовидной ямки образованием. В его состав входят две группы нейронов: инспираторные, обеспечивающие вдох, и экспираторные, обеспечивающие выдох. Между этими нейронами существуют реципрокные (сопряженные) соотношения. Это значит, что возбуждение нейронов вдоха сопровождается торможением нейронов выдоха и, наоборот, возбуждение нейронов выдоха сочетается с торможением нейронов вдоха. Мотонейроны иннервирующие диафрагму, расположены в III-IV шейных сегментах, иннервирующие межреберные дыхательные мышцы, - в III-XII грудных сегментах спинного мозга. При перерезке на границе между продолговатым и спинным мозгом наблюдается полное прекращение дыхания, между мостом и продолговатым мозгом - дыхание сохраняется. Повреждение нейронов вдоха и выдоха продолговатого мозга прекращает дыхание.
3. Дыхательный центр очень чувствителен к избытку углекислого газа, который является его главным естественным возбудителем. При этом избыток СО2 действует на дыхательные нейроны как непосредственно (через кровь и спинномозговую жидкость), так и рефлекторно (через хеморецепторы сосудистого русла и продолговатого мозга).
Роль избытка СО2 на деятельность дыхательного центра была впервые доказана бельгийским физиологом Леоном Фредериком в 1890 г. в опытах с перекрестным кровообращением собак. В этих опытах прекращение искусственного дыхания у собаки-донора усиливало дыхание у реципиента, а при усилении вентиляции легких донора у собаки-реципиента наблюдалась остановка дыхания. Роль СО2 в регуляции дыхания выявляется при вдыхании газовых смесей, содержащих 5-7% СО2. При этом происходит увеличение легочной вентиляции в 6-8 раз (Дж.Холден). Вот почему при угнетении функции дыхательного центра и остановке дыхания наиболее эффективным является вдыхание не чистого О2,\а карбогена,, т.е. смеси 5-7% СО2 и 95-93% О2. Повышенное содержание и напряжение кислорода в среде обитания, крови и тканях организма (гипероксия) может привести к угнетению дыхательного центра.
После предварительной гипервентиляции, т.е. произвольного увеличения глубины и частоты дыхания, обычная 40-секундная задержка дыхания может возрасти до 3-3,5 минут, что указывает не только на увеличение количества кислорода в легких, но и на уменьшение СО2 в крови и снижение возбуждения дыхательного центра вплоть до остановки дыхания. При мышечной работе в тканях и крови возрастает количество молочной кислоты, СО2, которые являются мощными стимуляторами дыхательного центра. Снижение напряжения О2 в артериальной крови (гипоксемия) сопровождается увеличением вентиляции легких (при подъеме на высоту, при легочной патологии).
Механизм первого вдоха новорожденного.
У родившегося ребенка после перевязки пуповины прекращается газообмен через пупочные сосуды, контактирующие в плаценте с кровью матери. В крови новорожденного накапливается углекислый газ, который, так же как и недостаток кислорода, гуморально возбуждает его дыхательный центр и вызывает первый вдох.
4. Рефлекторная регуляция дыхания осуществляется постоянными и непостоянными рефлекторными влияниями на функцию дыхательного центра.
А. Постоянные рефлекторные влияния возникают в результате раздражения следующих рецепторов:
механорецепторов альвеол-рефлекс Э.Геринга-И.Брейера(1868);
механорецепторов корня легкого и плевры - плевропульмональный рефлекс;
хеморецепторов сонных синусов - рефлекс К.Гейманса (1930);
проприорецепторов дыхательных мышц.
Рефлекс Э.Геринга-И.Брейера называют рефлексом торможения вдоха при растяжении легких. Суть его: при вдохе в легких возникают импульсы, рефлекторно тормозящие вдох и стимулирующие выдох, а при выдохе - импульсы, рефлекторно стимулирующие вдох. Он является примером регуляции по принципу обратной связи. Перерезка блуждающих нервов выключает этот рефлекс, дыхание становится редким и глубоким. У спинального животного, у которого произведена перерезка спинного мозга на границе с продолговатым, после исчезновения спинального шока дыхание и температура тела не восстанавливаются совсем.
Плевропульмональный рефлекс возникает при возбуждении механорецепторов легких и плевры при растяжении последних. В конечном итоге он изменяет тонус дыхательных мышц, увеличивая или уменьшая дыхательный объем легких.
Рефлекс К.Гейманса заключается в рефлекторном усилении дыхательных движений при повышении напряжения СО2 в крови, омывающей сонные синусы.
К дыхательному центру постоянно поступают нервные импульсы от проприорецепторов дыхательных мышц, которые при вдохе тормозят активность нейронов вдоха и способствуют наступлению выдоха.
Б. Непостоянные рефлекторные влияния на активность дыхательного центра связаны с возбуждением экстеро- и интерорецепторов: слизистой оболочки верхних дыхательных путей; температурных и болевых рецепторов кожи; проприорецепторов скелетных мышц.
Например, при вдыхании аммиака, хлора, дыма и т.д. наблюдается рефлекторный спазм голосовой щели и задержка дыхания; при раздражении слизистой оболочки носа пылью - чихание; гортани, трахеи, бронхов - кашель.
Кора большого мозга, посылая импульсы к дыхательному центру, принимает активное участие в регуляции нормального дыхания. Именно благодаря коре осуществляется приспособление дыхания при разговоре, пении, спорте, трудовой деятельности человека. Она участвует в выработке условных дыхательных рефлексов, в изменении дыхания при внушении и т.д. Так, например, если человеку, находящемуся в состоянии гипнотического сна, внушить, будто он выполняет тяжелую физическую работу, дыхание усиливается, несмотря на то, что он продолжает оставаться в состоянии полного физического покоя.
По М.В.Сергиевскому регуляция активности дыхательного центра представлена тремя уровнями.
Первый уровень регуляции активности дыхательного центра включает спинной мозг. В нем располагаются центры диафрагмальных и межреберных нервов, обусловливающие сокращение дыхательных мышц. Этот уровень регуляции не может обеспечивать ритмичную смену фаз дыхательного цикла, так как афферентные импульсы от дыхательного аппарата, минуя спинной мозг, направляются непосредственно в продолговатый мозг.
Второй уровень регуляции активности дыхательного центра объединяет продолговатый мозг. Здесь находится дыхательный центр, который воспринимает и перерабатывает различные афферентные импульсы от дыхательного аппарата и рефлексогенных сосудистых зон. Этот уровень обеспечивает ритмичную смену фаз дыхания и активность спинномозговых мотонейронов, аксоны которых иннервируют дыхательную мускулатуру.
Третий уровень регуляции активности дыхательного центра объединяет верхние отделы головного мозга, включая кору. Этот уровень обеспечивает адекватное приспособление дыхания к изменяющимся условиям окружающей среды.
5. А. Дыхание при пониженном атмосферном давлении.
При подъеме на большие высоты вследствие понижения парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе наблюдается патологическое состояние, называемое высотной, или горной, болезнью.
Первые признаки кислородной недостаточности у человека наблюдаются, начиная с высоты 3-3,5 км, но становятся вполне отчетливыми на высоте 4-5 км.
Основные симптомы высотной болезни: одышка, сердцебиение, головокружение, эйфория, шум в ушах, головная боль, мышечная слабость, сонливость, нарушение остроты зрения, снижение работоспособности и т.д. При нарастании явлений кислородного голодания может наступить потеря сознания с летальным исходом Профилактика и лечение: дача кислорода. Предельной величиной снижения парциального давления кислорода в альвеолярном воздухе при кислородном голодании является 30 мм рт.ст.
Б. Дыхание при повышенном атмосферном давлении.
Работа водолазов под водой и рабочих в кессонах при строительстве мостов в воде протекает под большим давлением. Спуск на каждые 10 м глубины водного слоя увеличивает давление примерно на 1 атмосферу (на глубине 20 м - давление 3 атмосферы). При быстром подъеме из среды с повышенным давлением воздуха в среду с более низким давлением может наступить водолазная, или кессонная, болезнь.
Причина ее - образование и скопление пузырьков газа (главным образом азота) в крови и других тканях человека, которые могут вызвать закупорку сосудов.
Лечение: рекомпрессия в камере с повышенным давлением (растворение газовых пузырьков).
В. Дыхание при физической работе.
Увеличивается объем легочной вентиляции - с 6-8 л/мин до 80-120-150 л/мин (у тренированных людей). В крови и тканях повышается концентрация СО2 и молочной кислоты, которые стимулируют дыхательный центр как гуморально, так и рефлекторно. От коры большого мозга, чувствительной к недостатку кислорода и избытку углекислого газа, также идут импульсы к дыхательному центру. Увеличивается частота сердечных сокращений, повышается АД, расширяются сосуды работающих мышц и суживаются сосуды других областей. Открываются дополнительные капилляры в работающих органах, и происходит выброс крови из депо.
Г. Искусственное дыхание.
Применяется в случаях прекращения самостоятельного дыхания или при резком снижении легочной вентиляции.
Проводится способом "рот в рот" и "рот в нос" вдуванием в легкие пострадавшего выдыхаемого воздуха лицом, оказывающим помощь (О2 -16-17%, СО2 - 3-4%). Искусственное дыхание может быть проведено с помощью носовой маски от наркозного аппарата или специального воздуховода, а также мехами или насосом вручную или моторчиком.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА № 2
практического занятия
Тема 6.1. Анатомия и физиология органов дыхания
2. Продолжительность занятия: 180 минут
3. Цели занятия
Обучающая: Изучение строения и функции органов дыхания. Дыхательные объемы.
Развивающая: Развивать стремление к получению новых знаний. Развитие познавательных процессов, способностей студентов, развитие логического и клинического мышления.
Воспитательная: Воспитывать толерантное отношение к людям различных национальностей. Воспитывать милосердие к больному. Воспитывать бережливость к имуществу техникума. Формирование профессионально-значимых качеств личности специалиста, привитие любви к избранной профессии. Воспитание у студентов добросовестного отношения к учебе и работе.
4. После изучения темы студент должен
иметь практический опыт: определения проекции легких на грудную клетку.
уметь: измерять дыхательные объемы
знать: строение и функции органов дыхания.
5. Методы обучения: Фронтальный опрос, демонстрация, практическое измерение частоты дыхания и жизненной емкости легких, решение тестовых заданий и ситуационных задач.
6. Оснащение: Фильм «Дыхание», скелет , секундомер, спирометр, набор мунштуков, спиртовые салфетки, плакаты, муляжи, мультимедийная презентация «Дыхательная система»
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
1. Организационная часть (проверка присутствующих, готовность обучающихся к занятию, наличие формы и т.д.).
2. Начальная мотивация учебной деятельности (название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса).
3. Актуализация опорных знаний (воспроизведение ранее усвоенных знаний и применение их в новых ситуациях).
4. Контроль знаний .
4.1. Устный фронтальный опрос. Контрольные вопросы:
Общая характеристика дыхательной системы, функции, деление на верхние и нижние дыхательные пути.
Полость носа, кости формирующие его стенки.
Носовые ходы: место расположения, сообщение с околоносовыми пазухами и полостями.
Околоносовые пазухи: развитие, особенности строения верхнечелюстной, клиновидной, лобной, решетчатой пазух.
Гортань: топография (синтопия и склетотопия), функции; оболочки стенки гортани.
Хрящи и связки гортани, их форма, взаиморасположение.
Мышцы гортани: классификация, топография, функции.
Полость гортани, область голосовой щели, подголосовая область; локализация и значение голосовой связки.
Трахея и бронхи. Их строение, топография Различия между правым и левым бронхами, уровень бифуркации.
Легкие: топография, строение (поверхности, края, щели и доли легких).
Анатомия и топография корней правого и левого легких.
Определение понятий «бронхиальное дерево», «альвеолярное дерево»; их основные структурные элементы.
Ацинус как структурно-функциональная единица легкого.
Плевра: ее отделы, границы. «Плевральная полость» и синусы плевры, их практическое значение. Обоснование места проведения плевральной пункции.
Средостение: отделы, органы средостения и их топография.
5. Изучение нового материала (Приложение №1).
5.1. Коллективное обсуждение и демонстрация муляжей гортани.
5.2. . Коллективное обсуждение и демонстрация проекции легких на грудную клетку
6. Самостоятельная работа (ФОС, Приложение № 2)
6.1Практическая работа. Определение числа дыхательных движений в покое и после физической нагрузки.
6.2. Определение жизненной емкости легких.
7. Закрепление
7.1. Решение заданий в тестовой форме (ФОС, Приложение №3)
7.2. Решение ситуационных задач ( ФОС, Приложение № 4 )
8. Подведение итогов. Выводы.
9. Домашнее задание. Зарисовка органов полости рта, глотки, пищевода, желудка.
Составление словаря терминов.
Написание реферата: «Человек как биосоциальное существо. Анатомо-физиологические аспекты потребностей человека», «Функциональная анатомия полости рта, её содержимое. Анатомия слюнных желез», «Полость рта: стенки, отделы, особенности слизистой оболочки. Язык, особенности его строения», «Глотка: отделы, строение, топография, функции», «Пищевод: топография его отделов, строение стенки», «Желудок: положение в брюшной полости, отделы, строение стенки», «Слизистая оболочка желудка (желудочные поля, ямки, железы), её рельеф, функции желудка».
Преподаватель __________________
Председатель ЦМК ______________
Приложение №1
Приложение №2.
Практическая работа
Определение числа дыхательных движений в покое и после физической нагрузки.
Цель: оценка состояния системы дыхания и способности к адаптации организма при физической нагрузке.
Оснащение: секундомер.
Ход работы:
I. Определение числа дыхательных движений в покое.
1. Работа в паре. Сядьте и расслабьтесь в течение нескольких минут.
2. Подсчитайте количество вдохов в течение одной минуты. Данные внесите в ТАБЛИЦУ №1
3. Повторите исследование еще 2 раза, подсчитайте среднее количество вдохов и данные внесите в ТАБЛИЦУ №1
II. Определение числа дыхательных движений после физической нагрузки
1. Работа в паре. Испытуемый выполняет бег на месте в течение 1 мин или 20 приседаний.
Примечание. Если вы во время упражнения почувствовали себя плохо, сядьте и обратитесь к преподавателю.
2. Сядьте и сразу же подсчитайте в течение 1 мин. количество вдохов. Данные внесите в ТАБЛИЦУ 1.
3. Повторите это исследование еще 2 раза, каждый раз отдыхая до восстановления дыхания. Данные внесите в ТАБЛИЦУ 1.
ТАБЛИЦА 1.
Проба
Частота дыхания за 1 минуту
В состоянии покоя
После физической нагрузки
№1
№2
№3
Среднее
4. На основании полученных данных выведите среднее арифметическое.
5. Сделайте вывод
Определение жизненной емкости легких.
Цель: определение функционального состояния внешнего дыхания.
Оснащение: спирометр воздушный с набором мундштуков, спирт этиловый 70%, ватные шарики,
Ход работы:
1. Исследование проводится стоя.
2. Продезинфицировав мундштук спирометра ватным шариком, смоченным спиртом, дайте спирту испариться.
3. Наденьте мундштук на спирометр и обхватите его плотно губами.
4. Держа мундштук во рту, сделайте глубокий вдох, зажмите нос, а затем сделайте очень глубокий выдох через мундштук спирометра.
5. Когда выдыхание будет закончено, по шкале спирометра определите ЖЕЛ и запишите данные в ТАБЛИЦУ 2.
6. Повторите исследование еще 2 раза, данные запишите в ТАБЛИЦУ 2.
Для того чтобы рассчитать, какая ЖЕЛ должна быть у человека, можно воспользоваться следующими формулами:
ЖЕЛ (л) мужчин = 2,5 х рост (м),ЖЕЛ (л) женщин = 1,9 х рост (м),
где 2,5 и 1,9 – коэффициенты, найденные экспериментальным путем.Если реальная ЖЕЛ окажется равной или большей, чем вычисленные величины, результаты следует считать хорошими.ЖЕЛ взрослых людей колеблется до 5000 мл.
Проба
Данные спирографии
Норма
№1
№2
№3
7. Сделайте вывод на основании лучшей пробы. Сравните с возрастными нормами.
Приложение №3
Тестовые задания по теме:
Выберите один правильный ответ.
Передний отдел носовой перегородки составляют:
А ) боковые хрящи;
Б ) большие крыловидные хрящи;
В ) хрящ носовой перегородки.
2. Голосовые связки находятся:
А ) в верхнем отделе гортани;
Б ) в среднем отделе гортани;
В ) в нижнем отделе гортани.
3. Трахея разделяется на два главных бронха на уровне:
А ) 3 – 4 грудного позвонка;
Б ) 5 – 6 грудного позвонка;
В ) 4 – 5 грудного позвонка.
4. Газообмен происходит в:
А ) бронхах;
Б ) дыхательной паренхиме легких.
5. Внутренняя поверхность в легком:
А ) реберная;
Б ) диафрагмальная;
В ) медиальная.
6. Плевра, покрывающая легкое:
А ) висцеральная;
Б ) диафрагмальная;
В ) средостенная.
7. Какой бронх шире:
А ) правый;
Б ) левый;
В ) оба одинаковы.
8 Вдыхаемый воздух содержит:
А ) 20,9% кислорода;
Б ) 16,3% кислорода;
В ) 86% кислорода.
9 Артериальная кровь в норме:
А ) бедна кислородом;
Б ) богата кислородом;
В ) богата углекислым газом.
10. «Горная болезнь» - это:
А ) снижение напряжение кислорода в крови;
Б ) образование большого количества газовых пузырьков.
11. Обонятельной носовой полостью является:
А ) верхний носовой ход;
Б ) средний носовой ход;
В ) нижний носовой ход.
12. Количество сегментов в легком:
А ) 23
Б ) 10
В ) 2
13. Стенка трахеи состоит из:
А ) 12 – 15 неполных хрящевых полуколец;
Б ) 16 – 20 неполных хрящевых полуколец;
В ) 22 -24 неполных хрящевых полуколец.
14. Бронхи, переходящие в альвеолярные ходы:
А ) респираторные бронхиолы;
Б ) сегментарные бронхи.
15. Верхняя граница плевры:
А ) на 1 – 2см выше переднего конца первого ребра;
Б )на уровне переднего коца первого ребра;
В ) на 3 – 4 см выше переднего конца первого ребра.
16. В легких на уровне альвеолярно-капиллярной мембраны происходит
А) транспортировка газов;
Б) внешнее дыхание;
В) внутреннее дыхание.
17. Вдох осуществляется:
А) в результате расслабления дыхательных мышц;
Б) в результате напряжения дыхательных мышц и опущения диафрагмы;
В) в результате расслабления диафрагмы.
18. Переносчиками кислорода является:
А) эритроциты;
Б) тромбоциты;
В)лейкоциты.
19. Резервный объем вдоха составляет:
А) 500 мл воздуха;
Б) 1000 мл воздуха;
В) 1500 мл воздуха.
20. Содержание углекислого газа в выдыхаемом воздухе:
А) 10%
Б) 25%
В) 4%
21. Дыхательный центр находится:
А) в легких;
Б) в продолговатом мозге;
В) в промежуточном мозге.
22. Средостение ограничено по бокам:
А) медиастинальной плеврой;
Б) задней поверхностью грудины;
В) диафрагмой.
23. Внутреннее дыхание – это:
А) транспортировка кислорода в крови;
Б) насыщение крови кислородом;
В) газообмен в тканях.
24. У человека, в состоянии покоя, цикл дыхания, состоящий из вдоха и выдоха, повторяется:
А)10 – 14 раз в минуту;
Б) 18 – 20 раз в минуту;
В) 32 – 34 раза в минуту.
25. Жизненная емкость легких составляет:
А) 500 + 1500 мл воздуха;
Б) 500 мл воздуха;
В) 500 + 1500 + 1500 мл воздуха.
Приложение №4
Ситуационные задачи
Задача №1.
У двух пациентов отделения «пульмонологии» при бронхоскопии обнаружены инородные тела в правом главном бронхе. Объясните, почему инородные тела обычно попадают в правый главный бронх?
Задача №2.
У пациента при повреждении хрящей гортани появилось нарушение голоса. Какие суставы гортани были повреждены?
Задача №3.
У пациента в результате аллергического отека воздухоносных путей нарушена их проходимость. Объясните, какие функции воздухоносных путей нарушены?
Задача №4.
Почему при ограничении подвижности диафрагмы может возникнуть легочная недостаточность?
Задача №5.
У пациента определяется пневмоторакс. Давление в плевральной полости положительное.Какое значение имеет отрицательное давление в плевральной полости для дыхания? Что произойдет при попадании воздуха в плевральную полость?
Задача №6.
Во врачебной реанимационной практике для улучшения кислородного обеспечения тканей организма человека используют для дыхания газовую смесь, состоящую из 96% кислорода и 4% углекислого газа. С какой целью используют смесь с высоким содержанием кислорода? С позиции регуляции дыхания обоснуйте целеообразность добавления в смесь углекислого газа.
Задача №7.
У пловца после двухминутного плавания под водой произошло увеличение частоты и глубины дыхания. Как изменится минутный объем дыхания (МОД) у пловца сразу после прекращения плавания под водой? Объясните механизм МОД у пловца с позиции регуляции дыхания.
Задача №8.
Методом спирометрии были обследованы двое практически здоровых мужчин в возрасте 25 лет, одинокого роста и веса. У обследованного А величина жизненной емкости легких (ЖЕЛ) составила4,0 л., а у обследованного Б ЖЕЛ равна 5,0 л. У ого из обследованных выше растяжимость легких? Дайте определение ЖЕЛ.
Эталоны ответов на ситуационные задачи.
Задача №1.
Правый главный бронх более короткий и шире левого, отходит от трахеи под прямым углом, поэтому инородные тела попадают в правый главный бронх.
Задача №2.
Натяжение голосовых связок, обеспечивают суставы перстне щитовидные и перстне черпаловидные. При повреждении этих суставов нарушается образование звуков.
Задача №3.
В воздухоносных путях происходит очищение, увлажнение, согревание воздуха, а также восприятие обонятельных, температурных и механических раздражителей. Эти функции будут нарушены.
Задача №4.
Потому что в механизме вдоха и выдоха большую роль играет диафрагма. При снижении ее подвижности вдох ограничен. Альвеолы не заполняются воздухом и в результате диффузия газов О2 и СO2 через аэрогемотический барьер ограничивается.
Задача №5.
Отрицательное давление в плевральной полости способствует растяжению легких при вдохе. При попадании воздуха в плевральную полость, (при пневмотораксе) – давление в плевральной полости становится положительным, растяжение легких при вдохе ограничивается, может возникнуть дыхательная недостаточность (недостаточное поступление О2 в кровь через альвеолярно-капиллярную мембрану).
Задача №6.
При вдыхании газовой смеси с высоким парциальным давлением кислорода, увеличивается напряжение его в крови, что сопровождается увеличением емкости крови за счет ееоксигенации. Это способствует лучшему кислородному обеспечению тканей, однако при этом резко снижается возбудимость дыхательного центра. В этой связи, для поддержания его возбудимости, к кислороду добавляют углекислый газ, который стимулирует активность дыхательного центра продолговатого мозга, раздражая центральные (медуллярные) и периферические (сосудистые) хеморецепторы.
Задача №7.
МОД у пловца, после прекращения плавания под водой, повышается. Механизм его повышения связан с усилением активности периферических (каротидных, аортальных) и центральных хеморецепторов под влиянием развившейся при задержке дыхания под водой гиперкапнии, гипоксемии (повышениеСО2 и уменьшение О2) и повышенного содержания ионов водорода. Это, в свою очередь, вызовет рефлекторное повышение активности инспираторных нейронов дыхательного центра, что приведет к увеличению частоты и глубины дыхания, следовательно, увеличению МОД.
Задача №8.
Растяжимость легких выше у обследованного Б, тат как у него выше ЖЕЛ. ЖЕЛ – это максимальный объем воздуха, который может выдохнуть человек после максимального вдоха.
Заголовок 1Заголовок 415