Конспект урока по литературному чтению по теме: Сказки о животных. Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»


Конспект урока по чтению
Тема: Сказки о животных. Русская народная сказка«Лисичка со скалочкой»
Цель: познакомить с народной сказкой; пробудить интерес к сказкам, использовать воспитательный потенциал сказки.
Задачи урока:
Предметные : слушание и чтение сказки «Лисичка со скалочкой», главным  персонажем которой является лиса.
Личностные: воспитывать критическое отношение к действиям главного персонажа сказки- лисы (хитрость, ложь, обман, притворство).
Системно-деятельностные: уметь читать сказку по ролям, пересказывать ее, сочинять свои сказки, делить сказку на части, определять ее композицию, рассказывать сказку от лица ее персонажа; придумывание продолжение сказки, изменение ее начала; умение работать в группе по сочинительству сказки.
Оборудование: выставка книг; иллюстрации сказок, героиней которых является лиса; маска лисы.
Этапы урока, время Деятельность учителя Действия учащихся
I. Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи.
- Посмотрите внимательно на экран, послушайте отрывок из клипа и скажите, о чём будем говорить сегодня на уроке.
- Правильно мы вспомним, что мы знаем о сказках и познакомимся с новой сказкой. - О сказках.
II. Актуализация знаний.
- Что такое сказка?
- Чем отличается сказка от других жанров литературы?
- Жанр литературы
- В сказке бывает всегда все необычное, волшебное, там звери, птицы и вещи умеют разговаривать, носят одежду. Еще бывают разные волшебные вещи: ковер-самолет, волшебное зеркальце, скатерть-самобранка и другие. В сказках есть необычные существа: Баба-Яга, гномы, Кощей Бессмертный и т.д.
III. «Открытие нового знания»
- А сейчас вспомним известные вам сказки. Переверните листочки которые лежат у вас на столах и работая в парах определите о какой сказке идёт речь.
1) Идёт лисичка-сестричка.
Постучала в окошко и спрашивает: терем-теремок! Кто в тереме живёт?
ТРМК
2) А она им с печи: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собаки испугались и убежали!
ЗШКН ЗБШК
3) Лиса влезла на чердак и до половины мёд-то и поела. Опять воротилась и легла, а медведь-то её и спрашивает: кума, а кума, как назвали-то?
ЛС МДВД
4) А лисичка собрала всю разбросанную рыбку в кучку, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит к ней Серый Волк.
ЛСЧК-ССТРЧК ВЛК
5)»Знают ли они, что это придумала я, а не утки?» - подумала квакушка.
ЛГШК-ПТШСТВНЦ
- Какая из этих сказок лишняя?
-Почему?
- Значит на какие две большие группы можно разделить все сказки?
- Назовите авторские сказки.
- Назовите народные сказки.
- Сейчас вы познакомитесь ещё с одной сказкой, героиней, которой будет лиса. Рассмотрите книгу. Как называется сказка, с которой будем знакомиться?
Но вначале проведём словарную работу.
- Как вы понимаете слова: «чуть свет»?
- Найдите значения слов в словаре: СКАЛКА, ПОТЕСНИТЬ, ЮРКНУЛА, ТРЕПАТЬ.
- СКАЛКА
- ПОТЕСНИТЬ
ТРЕПАТЬ
ЮРКНУЛА(Юркнуть)
- А сейчас мы с вами послушаем сказку в исполнении Татьяны Ивановны Пельтцер (1904 - 1992) — советская актриса театра и кино, народная артистка, по характеру сыгранных ролей Пельтцер иногда называют «Заслуженной бабушкой Советского Союза».Снялась в 86 фильмах. - «Теремок»

- «Заюшкина избушка»

- «Лиса и медведь»
- «Лисичка-сестричка и волк»
- «Лягушка-путешественница», В Гаршин
- «Лягушка-путешественница»
- Все народные и о лисе, а эта авторская.
- Народные и авторские.
- «Лисичка со скалочкой»
-Очень рано.
Длинный деревянный валик для раскатывания, катания чего-н. Раскатывать тесто скалкой. Катать бельё на скалке (вальком и скалкой)
.
Стеснить, заставить теснее встать, сесть, расположиться (разг.).
Приводить в беспорядок, колебать, дёргать, тормошить.
Юрким движением скрыться куда н., скользнуть
IV. Первичное закрепление.
Физминутка– Жалко вам лисичку или нет?
– Давайте подумаем, почему все так получилось.
– С чего начала обмен лисичка. Прочитаем первую часть сказки. Придумайте ей название.
– Как встретили Лисичку хозяева избы?
– Почему же лисичку пустили на ночлег?
Раз – присядь-ка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало – начинает все сначала.
- Прочитаем вторую часть сказки. Придумайте ей название.
- Прочитаем третью часть сказки. Придумайте ей название.
- Прочитаем четвёртую часть сказки. Придумайте ей название.
Пятую часть нам прочитают и покажут подготовленные ребята.
- Почему хвост так ответил?
– Почему плутовка не поняла шутку своего хвоста?
- Как назовем пятую часть?
-Отличаются ли сказка, которую мы прослушали от той сказки, которую мы читали?
Нет, она хитрая и обманщица.
«Лисичка со скалочкой».
- Неприветливо
- Она хитрая, просила скромно, «сладким» голоском.
«Лисичка с курочкой»
«Лисичка с гусочкой»;
«Лисичка с девочкой»
Пошутил
Она натерпелась страху, устала от погони, разозлилась.
«Хвост хитрее лисы»
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1. На листочках выберите те пословицы, которые подходят к сказке «Лисичка и скалочка».
- Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить- Поспешишь – людей насмешишь
- На чужом горе своего счастья не построить.
- Сделал дело – гуляй смело.
Проверьте, верно, ли вы отметили. Если всё правильно поставьте «+», если не всё правильно «?».
2. Поставьте рядом с картинками цифру к какой части текста они относятся.
Проверьте, верно, ли вы отметили. Если всё правильно поставьте «+», если не всё правильно «?». VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Кто из героев этих сказок больше нравится? Почему?
– Какой лиса показана в русских сказках?
– Чему учит нас сказка «Лисичка со скалочкой»?
- Ребята, сегодня я хочу похлопать (Ф.И.ученика) за хорошую работу на уроке. (Имя) , а кому ты похлопаешь? Плутовка.
На чужом горе своего счастья не построить.
Обманывать нехорошо.
Дети проводят самооценку.
Дети учатся оценивать работу других детей.
VII. Домашнее задание. Прозвенел для нас звонок.
Всем спасибо за урок.
Запись домашнего задания