Методическое обеспечение темы Анатомия и физиология сенсорных систем

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОЯРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»



РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ЦМК зам. директора по
________________ учебной работе
протокол № _____ Корнева Н. М.
«___»___________ ________________
Лушникова Д.В. «__»_____________
______________





МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕМЫ
Тема 3.7. Сенсорные системы человека.
дисциплины «Анатомия и физиология человека»

Специальность 060501 Сестринское дело









Составила:
преподаватель
Федотова Т.Ю.






г. Красноярск
Формируемые компетенции:
ОК 1-6, 8. 11. ПК 1.3 :2.2. ; 3.1.

С целью овладения ПК в ходе освоения данной темы студент должен:
Уметь:
Знать:

1
2

Применять медицинскую терминологию.
Назвать и показать строение анализаторов
1. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Отделы сенсорной системы: периферический, проводниковый, центральный.
2. Соматическая сенсорная система, виды кожных рецепторов; тактильные тельца Мейснера, рецепторы давления – диски Меркеля, тельца Руффини, рецепторы вибрации – тельца Пачини, терморецепторы – холодовые и тепловые. Проприорецепторы: мышечные веретена и сухожильные органы Гольджи. Проводниковый отдел кожной и проприоцептивной сенсорных систем. Подкорковые и корковые центры кожной и проприоцептивной чувствительности, их функциональное значение. Вспомогательный аппарат соматической сенсорной системы – кожа. Строение кожи – эпидермис, дерма; подкожный слой, сосудистые сети кожи, железы кожи, производные кожи: волосы, ногти; функции кожи.
3. Обонятельная сенсорная система: вспомогательный аппарат, обонятельные рецепторы, проводниковый и центральный отделы.
4. Вкусовая сенсорная система – вспомогательный аппарат, вкусовые рецепторы, локализация, строение вкусовой луковицы, проводниковый отдел, подкорковый и корковый центры вкуса.
5. Зрительная сенсорная система, ее вспомогательный аппарат. Светочувствительные рецепторы, зрительный нерв, зрительный перекрест, зрительный тракт. Центральный отдел: подкорковые центры зрения (верхние бугры четверохолмия, латеральные коленчатые тела, талямус), корковый центр зрения (затылочные доли коры конечного мозга), их функции. Глаз, глазное яблоко, вспомогательный аппарат глаза. Оптическая система глаза – структуры к ней относящиеся. Аккомодация, аккомодационный аппарат.
6. Слуховая сенсорная система. Рецепторы, локализация – кортиев орган улитки, проводниковый отдел; центральный отдел – подкорковые центры слуха (нижние бугры четверохолмия, медиальные коленчатые тела, талямус), корковый центр слуха (верхняя височная извилина коры), их функции.
7. Вестибулярная сенсорная система. Рецепторы, локализация (отолитовый аппарат, ампулярные кристы), проводниковый отдел, центральный отдел – подкорковые центры (ядра ромбовидной ямки, мозжечка, таламуса), корковый центр (височная доля), их функции. Вспомогательный аппарат слуховой и вестибулярной сенсорных систем – ухо. Отделы уха. Наружное ухо, внутреннее ухо, строение, функции. Костный лабиринт, перепончатый лабиринт; строение, функции.
8. Ноцицептивная (болевая) сенсорная система. Отличие болевых ощущений с кожи и внутренних органов. Ноцицепторы, виды, локализация, проводниковый отдел, центральный отдел – подкорковый и корковый центры.
9. Висцеральная сенсорные системы. Рецепторы (интерорецепторы) – чем представлены, локализация. Особая роль интерорецепторов кровеносных сосудов. Проводниковый отдел, центральный отдел: подкорковый и корковый центры.


Межпредметные связи: (дисциплина, раздел, тема)

Дисциплина
Раздел, тема

1
Латинский язык и основы медицинской терминологии
Анатомическая терминология

2
ПМ 04
Потребности человека


Распределение часов по теме
Вид занятия
Лекция
Семинар
Практическое
занятие
Учебная практика

Кол-во часов
2
-
4
-

Методическое обеспечение
Учебно-методическая карта № 1
-
1. Учебно-методическая карта № 2
2. ФОС
-


5. Информационное обеспечение темы:
а) Литература:
Основные источники:
1.“Анатомия и физиология человека с основами общей патологии “А. А. Швырев, 2007
2.“Атлас анатомии человека” Р. П. Самусев, В.Я. Липченко
3. «Анатомия и физиология человека», Н.И. Федюкович, 2010
4.«Анатомия и физиология человека», И.В. Гайворонский, 2008г
Дополнительные источники:
1. «Анатомия и физиология человека», М.Р. Сапин, 2008г
2. “ Анатомия человека: атлас” М.М Курепина , 2003
3.«Физиология человека в схемах и таблицах», Брин
4.. «Анатомия и физиология», В.Семёнов
5. «Нормальная анатомия человека» И.В.Гайворонский
б) Периодические издания (журналы):
1. Морфология (архив анатомии. гистологии и эмбриологии РАМН, Международной ассоциации морфологов)
2. Морфологические ведомости.
3. Журнал анатомии и гистопатологии.
4. Клиническая и экспериментальная морфология. ( журнал НИИ морфологии человека РАМН )
5. Российский медико - биологический вестник им. академика И.П. Павлова.
6. Клеточные технологии в биологии и медицине.
в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – анатомический словарь онлайн;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – статьи и иллюстрации по нормальной анатомии человека;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – материалы по анатомии и физиологии с иллюстрациями.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – популярно о строении человеческого тела с иллюстрациями;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – анатомия человека в иллюстрациях;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – виртуальный атлас по анатомии и физиологии человека
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – научно-популярный сайт восточно-сибирского центра медико-биологической информации;

























УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА № 1
лекционного занятия
Тема 3.7. Сенсорные системы человека.
2. Продолжительность занятия: 90 минут
3. Цели занятия:
Обучающая: изучить анатомию и физиологию сенсорных систем человека.
Развивающая: Развивать стремление к получению новых знаний. Развитие познавательных процессов, способностей студентов, развитие логического и клинического мышления.
Воспитательная: Воспитывать толерантное отношение к людям различных национальностей. Воспитывать милосердие к больному. Воспитывать бережливость к имуществу техникума. Формирование профессионально-значимых качеств личности специалиста, привитие любви к избранной профессии. Воспитание у студентов добросовестного отношения к учебе и работе.

4. После изучения темы студент должен знать: строение и физиологические особенности сенсорных систем человека.
5. Методы обучения: объяснительно- иллюстративный.
6. Оснащение: Мультимедийная презентация.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Организационная часть (проверка присутствующих, готовность обучающихся к занятию, наличие формы и т.д.).
Начальная мотивация учебной деятельности (название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса);
Формирование новых знаний (Приложение №1)
Понятие об анализаторах. Классификация.
Орган зрения. Строение. Внутренние среды глаза.
Вспомогательный аппарат глаза.
Зрительный анализатор (структуры его составляющие).
Предверно- улитковый орган: его строение.
Слуховой анализатор.
Вестибулярный анализатор.
Кожа, слои кожи.
Придатки кожи.
Соматическая сенсорная система.
Обобщение и систематизация изученного материала
Подведение итогов. Выводы.
Домашнее задание: составить конспект лекции..


Преподаватель __________________
Председатель ЦМК ______________

Приложение № 1.
Анализатор (греч. analysis - разложение, расчленение) - термин, введенный И.П.Павловым в 1909 году для обозначения совокупности образований, деятельность которых обеспечивает разложение и анализ в нервной системе раздражителей, воздействующих на организм. Каждый анализатор состоит из трех частей:
периферического воспринимающего прибора, содержащего рецепторы;
проводящих путей и центров мозга;
высших корковых центров головного мозга, куда проецируется импульсация.
В научной литературе анализаторы называют сенсорными системами (лат. sensus - чувство, ощущение). С помощью анализаторов осуществляется познание окружающей нас действительности, а информация, передаваемая в ЦНС от рецепторов внутренних органов, служит основой процессов саморегуляции. При воздействии того или иного фактора среды (света, звука и т.д.) в рецепторе возникает процесс возбуждения. Это возбуждение в виде потока импульса передается в нервные центры, расположенные в спинном мозге, мозговом стволе и промежуточном мозге, а отсюда в центральную часть анализатора - кору. Элементарный, "низший'' анализ воздействия среды происходит уже в рецепторном отделе и промежуточных центрах анализатора. Высший тончайший анализ в неразрывном единстве с синтезом совершается в центральном отделе анализатора - в коре большого мозга.
Деятельность анализаторов отражает внешний материальный мир. Это дает возможность животным приспосабливаться к условиям среды, а человек, познавая законы природы и создавая орудия труда, не только приспосабливается, но и активно изменяет внешнюю среду соответственно своим потребностям. Однако эта аналитико-синтетическая деятельность у животных ограничивается лишь I сигнальной системой, т.е. чувственными впечатлениями от непосредственно воспринятых предметов, явлений и событий внешнего мира. У человека анализ и синтез протекает на более высоком, качественно ином уровне вследствие того, что он обладает II сигнальной системой, т.е. присущей только ему системой обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений. Человек способен к отвлеченным формам анализа и синтеза, к созданию понятий, к абстрактному мышлению.
Все анализаторы делятся на две группы: внешние и внутренние. К внешним анализаторам относятся: зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный и кожный (тактильный, болевой, температурный). К внутренним анализаторам относятся: двигательный, вестибулярный и висцероцептивный. Функция двигательного (проприоцептивного) анализатора свойственна в основном скелетным мышцам. Рецепторы внешних анализаторов называются экстерорецепторами, внутренних анализаторов - интерорецепторами. К интерорецепторам относятся: хеморецепторы, осморецепгоры, волюмрецепторы, проприорецепторы, вестибулорецепторы, висцерорецепторы и др. Кроме того, все рецепторы внешних анализаторов делятся на две большие группы: дистантные рецепторы (зрительные фоторецепторы, слуховые, обонятельные) и контактные рецепторы (тактильные, температурные, вкусовые, болевые).
Рецепторы обладают рядом общих свойств.
Все они имеют очень высокую возбудимость. Порог раздражения рецепторов, т.е. количество энергии, которое необходимо для возникновения возбуждения, чрезвычайно низок.
С увеличением силы раздражения возрастает интенсивность ощущения (закон Э.Вебера - Г.Фехнера).
Почти все рецепторы обладают свойством адаптации, т.е. приспособления к силе действующего раздражителя (например, к шуму, запаху, давлению). Свойства адаптации нет у вестибуло- и проприорецепторов.
Энергия внешнего раздражения в рецепторах трансформируется в нервные импульсы. В этом заключается основная функция рецепторов: кодировать любой вид энергии (химическую, световую, механическую и др.) в нервные импульсы. По афферентным путям импульсы проводятся к соответствующим чувствительным зонам коры, где формируются специфические ощущения. Таким образом, энергия внешнего раздражения после многократного ее преобразования, высшего анализа и синтеза переходит в ощущение и сознание. После этого происходит- выбор или разработка программы ответной реакции организма.
2. Орган зрения - глаз (лат. oсulus. греч. ophthalmos) - важнейший из органов чувств. Он является периферической рецепторной частью зрительного анализатора, обеспечивающего восприятие и анализ светового излучения окружающей среды и формирующего зрительные ощущения и образы. Воспринимает более 90% информации внешнего мира. Глаз тесно связан с головным мозгом, из которого он развивается.
Глаз располагается в глазнице и состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата.
Глазное яблоко имеет округлую форму (форму шара) с несколько выступающим передним отделом. В нем выделяют два полюса: передний и задний. Передний полюс соответствует наиболее выступающей точке роговицы, задний полюс находится латеральнее места выхода из глазного яблока зрительного нерва. Линия, соединяющая эти точки, называется наружной осью глаза. Она равна примерно 24 мм. Расстояние от задней поверхности роговицы до сетчатки называется внутренней осью глазного яблока. Оно составляет около 22 мм. При наличии более длинной или более короткой внутренней оси возникают аномалии рефракции, на которых мы остановимся несколько позже.
Масса глазного яблока 7-8 г. Глазное яблоко состоит из трех оболочек и ядра (внутреннего ядра).
1) Наружная - фиброзная оболочка самая плотная, выполняет защитную и светопроводящую функцию. Передняя меньшая ее часть прозрачная и называется роговицей. Она имеет вид часового стекла, выпуклого спереди и вогнутого сзади. Диаметр роговицы 12 мм, толщина - около 1мм. Периферический край (лимб) роговицы как бы вставлен в передний отдел склеры, в которую переходит роговица. Роговица богата нервными окончаниями, но не содержит сосудов и активно участвует в преломлении световых лучей. Сила ее преломления 40 диоптрий и намного превышает преломляющую способность хрусталика (в среднем 18 диоптрий). Задняя большая часть фиброзной оболочки имеет белесоватый цвет, непрозрачная и называется склерой. В ней возле лимба имеется узкий круговой канал, заполненный венозной кровью - венозный синус склеры (шлеммов канал), обеспечивающий отток водянистой влаги из передней камеры глаза. На склере прикрепляются глазодвигательные мышцы.
Средняя - сосудистая оболочка глазного яблока содержит большое количество кровеносных сосудов, обеспечивает питание сетчатки глаза и выделение водянистой влаги. Она регулирует интенсивность светового потока и кривизну хрусталика. В сосудистой оболочке выделяют три части: переднюю - радужку, среднюю - ресничное тело, заднюю - собственно сосудистую оболочку. Радужка по форме напоминает диск, в центре которого имеется круглое отверстие - зрачок. Диаметр зрачка непостоянный: зрачок суживается при сильном освещении и расширяется в темноте, выполняя роль диафрагмы глазного яблока (от 1 до 8 мм, средняя величина зрачка - 3 мм). Радужка имеет две мышцы: сфинктер, суживающий зрачок, и дилататор обусловливающий его расширение. Она содержит много пигментных клеток, определяющих цвет глаз (голубой, зеленовато-серый или коричневый). Кзади от радужки находится ресничное, или цилиарное, тело - круговой валик шириной около 8 мм, в толще которого находится ресничная, или аккомодационная, мышца. Сокращение ресничной мышцы передается через специальную (циннову) связку на хрусталик, и он меняет свою кривизну. Помимо участия в аккомодации глаза, ресничное тело продуцирует водянистую влагу передней и задней камер глаза и регулирует ее обмен. Собственно сосудистая оболочка, или хориоидея, составляет большую часть сосудистой оболочки: и выстилает изнутри заднюю часть склеры. Она образована сосудами и соединительной тканью с пигментными клетками.
Внутренняя (чувствительная) оболочка глазного яблока - сетчатка (ретина) плотно прилежит к сосудистой оболочке. В сетчатке различают заднюю зрительную часть и меньшую переднюю - "слепую" часть; Зрительная сетчатка состоит из наружной пигментной части и внутренней нервной части. В последней выделяют до 10 слоев нервных клеток. Важнейшими из них являются фоторецепторы сетчатки: палочки - 130 млн. и колбочки - 7 млн., контактирующие с биполярными нейронами, а те в свою очередь - с ганглиозными. Отростки ганглиозных клеток образуют зрительный нерв, место выхода которого называется диском зрительного нерва ("слепое" пятно). Световоспринимающие клетки здесь отсутствуют. Латеральнее диска зрительного нерв.1 расположено желтоватого цвета пятно с небольшим углублением - центральной ямкой. Оно соответствует заднему полюсу глаза и является местом наилучшего видения за счет скопления здесь большого количества колбочек; полочки в этом месте отсутствуют. Палочки более чувствительны к свету; они являются аппаратом: сумеречного зрения, находятся в основном на периферии сетчатки. Колбочки менее чувствительны к свету (в 500 раз меньше, чем чувствительность палочек); они являются аппаратом дневного и цветового видения.
Внутреннее ядро глаза состоит из прозрачных светопреломляющих сред: стекловидного тела, хрусталика и водянистой влаги, наполняющей глазные камеры. Вместе эти среды составляют оптическую систему, благодаря которой попадающие в глаза лучи света фокусируются на сетчатке: на ней получается четкое изображение предметов (в уменьшенном обратном виде). Водянистая влага передней и задней камер участвует в питании роговицы и поддерживает определенное внутриглазное давление, равное в норме у человека 16-26 мм. рт. ст, Передняя камера ограничена спереди роговицей, а сзади - радужкой и хрусталиком, задняя - спереди радужкой, а сзади - хрусталиком, ресничным пояском (цинновой связкой) и ресничным телом. Через отверстие зрачка обе камеры сообщаются между собой. Хрусталик представляет собой прозрачную двояковыпуклую линзу, состоящую из эпителиальных клеток и их производных - хрусталиковых волокон. Расположен между радужкой и стекловидным телом. По силе преломления он является второй средой (после роговицы) оптической системы глаза (18 диоптрий). Состоит из ядра, коры и капсулы. К последней прикрепляется ресничный поясок (циннова связка). При сокращении ресничной мышцы хрусталик увеличивает свою кривизну, при расслаблении - он уплощается. Стекловидное тело представляет собой прозрачное желеобразное вещество, покрытое мембраной. Как и хрусталик, сосудов и нервов оно не содержит. Показатель преломления стекловидного тела, как и влаги камер, составляет примерно 1,3.
К вспомогательному аппарату глаза относятся:
защитные приспособления: брови, ресницы, веки;
слезный аппарат, включающий слезную железу и слезоотводящие пути (слезные канальцы, слезный мешок и носослезный проток);
двигательный аппарат включает 7 мышц: 4 прямые верхнюю, нижнюю, латеральную и медиальную; 2 косые - верхнюю и нижнюю; мышцу, поднимающую верхнее веко. Все они поперечнополосатые, сокращаются произвольно.
3. Глаз, являясь рецепторной частью зрительного анализатора, воспринимает объекты внешнего мира посредством улавливания отражаемого или излучаемого объектами света, У человека световые колебания в диапазоне длин волн 390-760 нм (нанометр - одна миллиардная доля метра ) воспринимаются фоторецепторами глаза. Нервное возбуждение через проводящие (промежуточные) пути зрительного анализатора: биполярные, ганглиозные клетки, ядра таламуса, латеральных коленчатых тел или верхних холмиков четверохолмия поступает в высший корковый отдел - затылочную долю большого мозг, где возникает зрительное ощущение.
Для хорошего зрения необходимо прежде всего четкое изображение (фокусирование) рассматриваемого предмета на сетчатке. Способность глаз к ясному видению разноудаленных предметов называется аккомодацией. Она осуществляется путем изменения кривизны хрусталика и его преломляющей способности. Механизм аккомодации глаза связан с сокращением ресничной мышцы, которая изменяет выпуклость хрусталика. Преломление света в оптической системе глаза называется рефракцией. Клиническую рефракцию характеризует положение главного фокуса по отношению к сетчатке. Если главный фокус совпадает с сетчаткой, такая рефракция называется соразмерной - эмметропией (греч. emmetros - соразмерный и ops - глаз). Если главным фокус не совпадает с сетчаткой, то клиническая рефракция несоразмерная - аметропия. Существует две главные аномалии рефракции, которые связаны, как правило, не с недостаточностью преломляющих сред, а с ненормальной длиной глазного яблока.
Аномалия рефракции, при которой световые лучи вследствие удлинения глазного яблока фокусируются впереди сетчатки, называется близорукостью ~ миопией (греч. myo - закрывать, смыкать и ops - глаз). Отдаленные предметы при этом видны неотчетливо. Для исправления близорукости необходимо использовать двояковогнутые линзы.
Аномалия рефракции, при которой световые лучи вследствие укорочения глазного яблока фокусируются позади сетчатки, называется дальнозоркостью - гипермитропией (греч. hycermetfos - чрезмерный и ops -глаз). Для коррекции дальнозоркости требуется двояковыпуклые линзы. С возрастом эластичность хрусталика уменьшается, он отвердевает и утрачивает способность менять свою кривизну при сокращении ресничной мышцы. Такая старческая дальнозоркость, развивающаяся у людей после 40-45 лет, называется пресбиопией (греч. presbys - старый, ops - глаз, взгляд). Она исправляется с помощью очков с двояковыпуклыми линзами, которые надевают при чтении. Сочетание в одном глазу различных видов рефракций или разных степеней одного вида рефракции называется астигматизмом (греч. а - отрицание, stigma - точка). При астигматизме лучи, вышедшие из одной точки объекта, не собираются вновь в одной точке, и изображение получается расплывчатым. Для исправления астигматизма используют собирательные и рассеивающие цилиндрические линзы.
Под воздействием световой энергии в фоторецепторах сетчатки глаза происходит сложный фотохимический процесс, который способствует трансформации этой энергии в нервные импульсы. В палочках содержится зрительный пигмент родопсин, в колбочках - йодопсин. Под влиянием света родопсин разрушается, в темноте он восстанавливается. Для этого необходим витамин А. При отсутствии или недостатке витамина А образование родопсина нарушается и наступает гемералопия (греч. hemera - день, alaos - слепой, ops - глаз), или куриная слепота, т.е. неспособность видеть при слабом свете или в темноте. Йодопсин под влиянием света также разрушается, но медленнее родопсина (примерно в 4 раза). В темноте он тоже восстанавливается.
Уменьшение чувствительности фоторецепторов глаза к свету называется адаптацией. Адаптация глаз при выходе из темного помещения на яркий свет (световая адаптация) происходит в среднем за 4-5 минут. Полная адаптация глаз при выходе из светлого помещения в более темное (темновая адаптация) осуществляется значительно дольше и происходит в среднем за 40-50 минут. Чувствительность палочек при этом возрастает в 200000-400000 раз. Вот почему рентгенологи, выходя из своего затемненного кабинета на свет, обязательно одевают темные очки. Для изучения хода адаптации имеются специальные приборы - адаптометры.
Восприятие цвета предметов обеспечивается колбочками. В сумерках, когда функционируют только палочки, цвета не различаются. Существует 7 видов колбочек, реагирующих на лучи различной длины и вызывающие ощущение различных цветов. В анализе цвета участвуют не только фоторецепторы, но и ЦНС. Врожденное нарушение цветового зрения называется дальтонизмом. Джон Дальтон (1766-1844), английский химик и физик, первым (1794) описал данный дефект зрения, которым страдал сам. Дальтонизмом страдают примерно 8% мужчин и 0,5% женщин. Люди-дальтоники не могут быть водителями транспорта, так как не различают цветовых дорожных сигналов. Нарушения цветового зрения устанавливают при помощи общедиагностических полихроматических таблиц Е.Б. Рабкина.
Рассматривание предметов обоими глазами называют бинокулярным зрением. Когда мы смотрим на какой-либо предмет обоими глазами, то у нас не получается восприятия двух одинаковых предметов. Это связано с тем, что изображения от всех предметов при бинокулярном зрении падают на соответствующие, или идентичные, участки сетчатки, в результате чего в представлении человека эти два изображения сливаются в одно. Бинокулярное зрение имеет большое значение в определении расстояния до предмета, его формы, рельефности изображения и т.д.
Важным параметром зрительных функций глаза является острота зрения. Под остротой зрения понимают способность глаза воспринимать раздельно точки, расположенные друг от друга на минимальном расстоянии. За нормальную остроту зрения, равную единице (visus = 1), принята обратная величина угла зрения 1 угловой минуты (Г). Если этот угол будет больше (например, 5'), то острота зрения уменьшается (1/5 = 0,2), а если он меньше (например, 0,5'), то острота зрения увеличивается вдвое (visus = 2,0) и т.д.
Для исследования остроты зрения в клинической практике широко применяются таблицы Д.Д.Сивцева с буквенными оптотипами (специально подобранными знаками-буквами), а также таблицы, составленные из колец Х.Ландольта.
Преддверно - улитковый орган (organum vestibulocochlearis), или орган слуха и равновесия, является периферической, рецепторной частью слухового и вестибулярного анализаторов, имеющей общее происхождение и местоположение. Орган слуха предназначен для восприятия звуков и передачи информации о звуковых раздражениях в мозг, орган равновесия - для восприятия положения и движения тела в пространстве и передачи об этом информации в мозг, что необходимо для сохранения равновесия. Раздел медицины, изучающий строение, функции и болезни уха, носа и горла, а также ближайших органов (глотки, трахеи, бронхов) и придаточных полостей носа, называется оториноларингологией (греч, оtos - ухо, rhinos - нос, larynx - гортань). Раздел оториноларингологии, изучающий болезни уха, методы их лечения и предупреждения, называется Отиатрией (греч. otos ухо, iatreia - лечение).
Преддверно-улитковьй орган почти полностью расположен в пирамиде височной кости и делится на 3 отдела: наружное, среднее и внутреннее ухо. Наружное, среднее и часть внутреннего уха - улитка составляют вместе орган слуха. Другая часть внутреннего уха - его преддверие и полукружные каналы относятся к органу равновесия.
Для лучшего запоминания рассмотрим строение преддверно-улиткового органа на схеме 30. Наружное и среднее ухо проводят звуковые колебания к внутреннему уху и таким образом являются звукопроводящим аппаратом. Внутреннее ухо, в котором различают костный и перепончатый лабиринты, образует собственно орган слуха и орган равновесия.
Наружное ухо включает ушную раковину, наружный слуховой проход и барабанную перепонку) которые служат соответственно для улавливания, проведения и передачи звуковых колебаний среднему уху. Ушная раковина образована эластическим хрящом сложной формы, покрытым кожей. В нижней части ее хрящ отсутствует, вместо него имеется кожная складка с жировой тканью внутри - долька ушной раковины (мочка). Наружный слуховой проход представляет собой S-образную трубку длиной 35 мм, диаметром 6-9 мм. Состоит из хрящевой части (1/3 длины) и костной (остальные 2/3). В коже хрящевой части прохода находятся сальные и особого рода церуминозные железы, вырабатывающие ушную серу. При повышенной функции последних желез в наружном слуховом проходе могут образовываться так называемые серные пробки. Барабанная перепонка - тонкая полупрозрачная овальная фиброзная пластинка размером 9 х ll мм, толщиной около 0,1 мм, отделяет наружный слуховой проход от среднего уха.
Среднее ухо включает барабанную полость, слуховые косточки и слуховую (евстахиеву) трубу. Барабанная полость расположена в пирамиде височной кости между наружным слуховым проходом и внутренним ухом - лабиринтом. Она имеет объем около 1 см и сообщается с полостями сосцевидного отростка височной кости и носоглоткой. Находящиеся в барабанной полости три слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремя соединены друг с другом при помощи суставов подвижно и передают колебания барабанной перепонки лабиринту через овальное окно преддверия. Движения косточек регулируют и предохраняют от чрезмерных колебании при сильном звуке две мышцы: мышца, напрягающая барабанную пepeпoнку, и стременная мышца. Слуховая (евстахиева) труба длиной в среднем 35 мм, шириной около 2 мм соединяет среднее ухо с носоглоткой и способствует выравниванию давления воздуха внутри барабанной полости с внешним, что важно для нормальной работы звукопроводящего аппарата (барабанной перепонки и слуховых косточек). Воспаление слуховой трубы - евстахиит может значительно ухудшить эту функцию Внутреннее ухо образовано сложно устроенными костными каналами, лежащими в пирамиде височной кости и. получившими название костного лабиринта. Он состоит из трех отделов: преддверия, полукружных каналов и улитки. Внутри костного лабиринта расположен перепончатый лабиринт, который в основном повторяет его очертания. Стенки перепончатого лабиринта состоят из тонкой соединительнотканной пластинки, покрытой плоским эпителием. Между внутренней поверхностью костного лабиринта и перепончатым лабиринтом находится узкая щель - перилимфатическое пространство, заполненное жидкостью - перилимфой. Перепончатый лабиринт заполнен эндолимфой. В перепончатом лабиринте выделяют сообщающиеся между собой улитковый проток, сферический и эллиптический мешочки и три полукружных протока. Улитковый проток имеет треугольную форму. Одна его стенка срастается со стенкой костного канала улитки, две другие отделяют его от пернлимфатического пространства называются спиральной (барабанной) и предверной (вестибулярной) мембранами. Улитковый проток занимает среднюю часть костного спирального канала улитки и отделяет нижнюю часть его (барабанную лестницу), граничащую со спиральной мембраной, от верхней части (лестницы преддверия), прилежащей к преддверной мембране. В области верхушки (купола) улитки обе лестницы сообщаются друг с другом при помощи отверстия диаметром 0,03 мм - геликотремы. В основании улитки барабанная лестница заканчивается у круглого окна, закрытого вторичной барабанной перепонкой Лестница преддверия сообщается с перилимфатическим пространством преддверия, овальное окно которого закрыто основанием стремени. Внутри улиткового протока на спиральной мембране располагается слуховой спиральный (кортиев) орган В основе спирального органа лежит базилярная пластинка (мембрана), которая содержит до 23000 тонких коллагеновых волокон (струн), натянутых от края костной спиральной пластинки до противоположной стенки спирального канала улитки на протяжении от ее основания до купола и выполняющих роль струн - резонаторов. Ш базилярной пластинке расположены поддерживающие (опорные) и репепторные волосковые (сенсорные) клетки, воспринимающие механические колебания перилимфы, находящейся в лестнице преддверия и в барабанной лестнице.
В преддверии расположены две части перепончатого лабиринта: продолговатый эллиптический мешок (маточке) и грушевидный сферический мешок (мешочек). Оба они сообщаются друг с другом при помощи тонкого канальца - протока, от которого отходит эндолимфатический проток, заканчивающийся эндолимфатическим мешком, лежащим в толще твердой мозговой оболочки на задней поверхности пирамиды. Сферический мешочек посредством соединяющего протока сообщается также с улитковым протоком, а в эллиптический мешочек (мамочку) открывается пять отверстий переднего, заднего и латерального полукружных протоков, залегающих в одноименных костных полукружных каналах. В местах расширений костных полукружных каналов (костных ампулах) каждый перепончатый полукружный проток имеет перепончатую ампулу.
На внутренней поверхности сферического (пятно мешочка), эллиптического (пятно маточки) мешочков и стенок перепончатых ампул (ампулярные гребешки) имеются покрытые желеподобным веществом с отолитами из мелких кристаллов углекислого кальция волосковые чувствительные клетки (вестибулорецепторы), воспринимающие колебания эндолимфы при движениях, поворотах, наклонах головы. В пятнах маточки и мешочка расположены вестибулорецепторы, воспринимающие статическое положение головы в пространстве и линейное ускорение, в гребешках ампул полукружных протоков - вестибулорецепторы, реагирующие на угловое ускорение головы при ее внезапных поворотах в одной из трех плоскостей: фронтальной, сагиттальной и горизонтальной.
Слуховой анализатор - анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ звуковых раздражителен и формирующий слуховые ощущения и образы. Слуховой, анализатор человека воспринимает звуки с частотой их колебаний н 1 с в диапазоне 16-20000 Гц. Звуки речи имеют частоту колебаний в 1 с в пределах 150-2500 Гц. Звуковые колебания улавливаются ушной раковиной и по наружному слуховому проходу передаются барабанной перепонке. Колебания последней передаются цепи слуховых косточек среднего уха и через основание стремени - мембране овального окна преддверия и перилимфе лестницы преддверия. В лестнице преддверия эти колебания распространяются в сторону купола улитки, а затем через отверстие улитки (геликотрему) - на перилимфу в барабанной лестнице, закрытой в основании улитки (круглое окно) вторичной барабанной перепонкой. Благодаря эластичности этой перепонки практически несжимаемая жидкость,- перилимфа - приходит в движение. Звуковые колебания перилимфы в барабанной лестнице передаются базилярной пластинке (мембране), на которой расположен спиральный (кортиев) орган, и эндолимфе в улитковом протоке. Колебания эндолимфы и базилярной пластинки вводят в действие звуковоспринимающий аппарат, волосковые (сенсорные, рецепторные) клетки которого своими волосками касаются покровной мембраны, возбуждаются и трансформируют механические движения в нервный импульс. Импульс воспринимается окончаниями биполярных клеток, тела которых находятся в спиральном узле улитки (улитковом узле), а их аксоны образуют улитковую часть преддверно-улиткового нерва. Второй нейрон располагается в мосту, третий - в медиальном коленчатом теле таламической области и нижнем холмике четверохолмия (подкорковый центр слуха), четвертый - в височной доле коры (поперечные височные извилины, или извилины Р.Гешля). Здесь осуществляется высший анализ нервных импульсов, поступающих из звуковоспринимающего аппарата (корковый центр слухового анализатора).
Кроме воздушной проводимости звука, при которой звуковые колебания улавливаются ушной раковиной и передаются по наружному слуховому проходу на барабанную перепонку, имеется и костная проводимость звука, осуществляемая через кости черепа. При этом звуковые колебания даже при закрытом слуховом проходе (например, от звучащего камертона) передаются сразу на перилимфу верхнего и нижнего ходов улитки внутреннего уха, а затем на эндолимфу среднего хода (улиткового протока). Происходит колебание базилярной пластинки с волосковыми (сенсорными) клетками, в результате чего они возбуждаются, и возникшие импульсы передаются к нейронам головного мозга. Вестибулярный анализатор - анализатор, обеспечивающий анализ информации о положении и перемещениях тела в пространстве. Раздражение рецепторных (сенсорных, волосковых) клеток в пятнах мешочков и гребешках ампул при изменении положения и угловых ускорениях головы и при участии колебаний эндолимфы передается чувствительным окончаниям преддверной части преддверно-улиткового нерва. Тела нейронов этого нерва (первый нейрон) находятся е, преддверном узле, лежащем на дне внутреннего слухового прохода. Аксоны нейронов преддверного узла в составе преддверно-улиткового нерва следуют к вестибулярным ядрам моста. Аксоны клеток вестибулярных ядер (второй нейрон) идут к мозжечку, ретикулярной формации и спинному мозгу - двигательным центрам, управляющим положением тела при движениях благодаря информации от вестибулярного аппарата, проприорецепторов мышц шеи и органа зрения.
Кожа (cutis), или наружный покров тела, - важный и многосторонний в функциональном отношении орган. Кожа является не только оболочкой, отграничивающей внутренние органы от внешней среды, но и обширным рецепторным полем, воспринимающим все изменения факторов внешней и внутренней среды. Это позволяет отнести кожу к органам чувств, т.е. к периферическому рецепторному отделу кожного анализатора.
Непосредственно соприкасаясь с внешней средой, кожа выполняет следующие функции:
защищает тело от внешних воздействий, в том числе механических;
участвует в терморегуляции организма;
выделяет наружу пот, кожное сало (выделительная функция);
содержит энергетические запасы (подкожный жир);
синтезирует витамин D для профилактики рахита;
является неотьемлемым и активным компонентом иммунной системы;
участвует в водном, минеральном и других видах обмена;
является депо крови (около 1 л);
воспринимает многочисленные раздражения внешней среды;
10) отражает эмоциональное состояние человека и в определенной степени влияет на социальные и сексуальные взаимоотношения людей.
Площадь кожного покрова взрослого человека составляет 1,5-2 мІ. Толщина кожи в различных частях тела варьирует от 0,5 до 5 мм. Масса кожи доходит до 3 кг. В коже различают 3 слоя:
эпидермис (надкожницу)
дерму (собственно кожу);
гиподерму (подкожную основу - жировую клетчатку)
Эпидермис - это поверхностный слой кожи. Он представлен многослойным плоским ороговевающим эпителием, толщиной от 0,03 до:1,5 мм. Наиболее толстый эпидермис на ладонях и подошвах. Эпидермис состоит из множества рядов клеток (эпидермоцитов), которые по морфо-функциональному признаку подразделяются на 5 слоев: базальный, шиповатый, зернистый, блестящий и роговой. Базальный слой состоит из одного ряда клеток цилиндрический формы, лежащих на базальной мембране. Шиповатый.слой построен из 3-8:рядов клеток неправильной многоугольной формы, прочно соединенных между собой шипами, или акантам и, сoстоящими из тонофибрилл. Клетки базального слоя и прилегающего к нему глубокого отдела шиповатого слоя способны размножаться путем митотического деления, поэтому они объединяются под названием, росткового (мальпигиева) слоя. Здесь же находятся пигментные клетки - меланоциты, способные синтезировать пигмент меланин. Зернистый слой состоит из 1-5 рядов уплощенных клеток, содержащих зернышки кератогиалина - специального белка, способного превращаться в роговое вещество кератин. Блестящий слой построен из 2-4 рядов плоских безъядерных клеток. Цитоплазма клеток этого, слоя диффузно пропитана белковым веществом - элеидином (образовавшимся из кератогиалина), который в последующем превращается в кератин. Роговой слог - самый поверхностный и состоит из ороговевших клеток (чешуек), тесно соединенных между собой. Периодически происходит слущивание части роговых чешуек и одновременно образование новых чешуек. Роговой слой эпидермиса полностью обновляется в течение 7-11 дней. Установлено что человек к 70-летнему возрасту теряет около 18 кг отживших эпидермальных клеток.
Дерма (собственно кожа) - глубокая часть кожи, состоящая из соединительной ткани. Она делится на 2 слоя: сосочковый и сетчатый. Сосочковый слой прилежит к эпидермису и состоит из рыхлой волокнистой соединительной ткани, выполняющей трофическую функцию. Этот слой образует многочисленные выступы - сосочки, вдающиеся в эпидермис, и определяет индивидуальный рисунок кожи: гребешки и бороздки на поверхности эпидермиса (особенно на ладони и подошве). Указанный рисунок на дистальных фалангах пальцев рук неповторим и широко используется в криминалистике и судебной медицине для установления личности (дактилоскопия - греч. daktylos - палец, skopeo - смотрю, наблюдаю). В сосочках содержатся петли кровеносных и лимфатических капилляров, концевые нервные аппараты. В сосочковом слое располагаются пучки гладких мышечных клеток, связанные с луковицами волос (мышцы, поднимающие волосы), а в некоторых местах такие пучки лежат самостоятельно: на коже лица, шеи, тыла кистей, стопы. Сокращение этих гладкомышечных клеток вызывает появление "гусиной кожи". При этом уменьшается приток крови к коже и понижается теплоотдача организма.
Сетчатый слой занимает основную часть дермы и состоит из плотной неоформленной соединительной ткани. Компактные и толстые пучки коллагеновых и эластических волокон этого слоя обеспечивают плотность, прочность и эластичность кожного покрова. В этом слое в основном расположены потовые, сальные железы и корни волос; в нем также имеются пучки гладких мышц. Сетчатый слой плавно, без резкой границы переходит в подкожную основу.
Гиподерма (подкожная основа) - самая глубокая часть кожи. Она состоит из переплетающихся пучков соединительной ткани, в петлях которой содержатся жировые скопления (отложения). Толщина жировых отложений в коже человека неодинакова и зависит от типа конституции и упитанности. Этот слой смягчает действия на кожу механических факторов, обеспечивает ее подвижность и является хорошим термоизолятором п обширным жировым депо организма
На границе между дермой и гиподермой расположены глубокая (дермальная) артериальная есть, образующая у основания сосочков поверхностную (подсосочковую) артериальную сеть, и венозные сплетения, анастомозирующие между собой и с венозными сплетениями сосочкового слоя (депо крови около 1 л, участие в терморегуляции). Эпидермис лишен кровеносных сосудов, поэтому питание его осуществляется капиллярами сосочков дермы.
4. К производным кожи человека относятся: потовые, сальные, молочные железы, волосы и ногти. Молочная железа функционально тесно связана с деторождением и рассматривается обычно вместе с половыми органами.
Потовые железы - простые трубчатые железы, залегают в сетчатом слое дермы на границе с гиподермой и имеют форму клубочков. Их выводные протоки проходят через нее слои кожи и открываются на поверхности отверстиями - потовыми порами. Потовые железы в коже распределены неравномерно. Их много в подмышечной, паховой областях, в коже ладоней и подошв. Общее количество потовых желез в организме человека составляет в пределах 2-3,5 млн. За сутки при температуре окружающего воздуха 18-20°С выделяется в среднем 500 мл пота. Пот состоит из воды (98%) и плотного остатка (2%), который содержит органические и неорганические вещества. Образующийся пот стерилен, однако он быстро разлагается бактериями, что вызывает испарение пахучих веществ: метанола, ацетона и др. Всего с поверхности кожи выделяется более 250 химических веществ, которые и составляют индивидуальный запах пота человека. Неприятный запах пота наблюдается при кожных болезнях (инфицированной экземе, опоясывающем герпесе, педикулезе и т.д.) и у некоторых психических больных.
Сальные железы - простые альвеолярные железы с разветвленными концевыми отделами. Располагаются: неглубоко, у границы сосочкового и сетчатого слоев дермы. Их протоки открываются обычно в волосяной мешочек, а там, где волос нет, - непосредственно на поверхность кожи. На подошвах и ладонях сальные железы отсутствуют. За сутки сальные железы выделяют около 20 г кожного сала. Кожное сало содержит жирные кислоты, холестерин, глицерин и т.д. Оно служит смазкой для волос, эпидермиса, предохраняет кожу от воды, микроорганизмов, смягчает и придает ей эластичность. Смешиваясь с потом, сало на поверхности кожи образует тонкую пленку водно-жировой эмульсии ("кислую мантию кожи), играющую большую роль в поддержании нормального физиологического состояния кожного покрова
Волосы являются производными эпидермиса и имеются почти на всей поверхности кожи. Различают 3 вида волос: длинные (волосы головы, бороды, усов, подмьшки, лобка), щетинистые (волосы бровей, ресниц, ноздрей, наружного слухового прохода) и пушковые, покрывающие остальные участки кожи (туловище, конечности). Волосы у человека выполняют в основном чувствительную функцию и играют ограниченную защитную и изолирующую роль. Волосы имеют стержень, выступающий над поверхностью коки, и корень. Корень заканчивается расширением - волосяной луковицей, которая является ростковой частью волоса. Корень волоса располагается в дерме в соединительнотканной сумке - волосяном фолликуле. В сумку волоса открывается сальная железа и вплетается мышца - подниматель волоса. При сокращении мышцы волос выпрямляется, сальная железа сдавливается и выделяет свой секрет (кожное сало).
Продолжительность жизни волоса составляет от 3-4 месяцев (в подмышках, на бровях, ресницах) до 4-10 лет (на голове). Обычный прирост волоса за день - до 0,5 мм. В норме небольшое количество волос (около 50-100 за день) выпадает постоянно и незаметно. Количество волоку разных людей широко варьирует. В среднем на 1 см2 на темени насчитывается до 170-200 волос, па всей же голове - от 80 до 140 тысяч, на всем остальном теле - около 20 тысяч волос. Цвет волос зависит от наличия в них различных пигментов. При появлении в толще волос пузырьков воздуха и исчезновении пигмента волосы седеют.
4) Ногти представляют собой плотные роговые, слегка изогнутые пластинки, расположенные на концах пальцев с тыльной стороны. Ногти защищают очень чувствительные концы пальцев и помогают захватывать мелкие предметы. У ногтя различают корень, располагающийся в ногтевой щели, тело и свободный край, выступающий за пределы ногтевого ложа. Кожные складки, ограничивающие ноготь со стороны его корня и с боков, получили название валика ногтя.
Рост ногтя происходит за счет росткового слоя ногтевого ложа. В этом месте клетки эпителия размножаются и ороговевают. Скорость роста ногтя составляет в среднем 0,1 мм в сутки . Полная регенерация ногтя занимает около 170 дней. Рост ногтей на пальцах ног идет значительно медленнее, чем на пальцах рук.
Кожа содержит большое количество рецепторов, воспринимающих различные раздражения. Она представляет собой как бы мощный живой воспринимающий экран, обращенный во внешний мир. Кожные рецепторы имеют различную форму и строение и расположены в коже на различной глубине. Так, например, болевые рецепторы (их на всей поверхности кожи от 2 до 4 млн.) представлены свободными нервными окончаниями, находящимися в глубоких слоях эпидермиса и в сосочковом слое дермы. Температурные рецепторы: тепловые - тельца А.Руффини (их около 30000) и холодовые - колбы В.Краузе (их около 250000) лежат в глубоких слоях дермы и в подкожном слое. К тактильным рецепторам - рецепторам прикосновения и осязании (их на всей кож: около 5 млн.) относятся осязательные тельца Г.Мейсснера, расположенные в сосочках кожи, осязательные мениски - диски Ф.Меркеля, имевшиеся в большом количестве на кончиках пальцев и коже губ. К рецепторам давления относятся пластинчатые тельца - тельца А.Фатера - Ф.Пачини, которые сосредоточены в глубоких слоях кожи, сухожилиях, связках, брюшине, брыжейке кишечника. Различные рецепторы распределены в разных участках кожи неодинаково. Кожный анализатор - анализатор, обеспечивающий кодирование различных раздражителей (тактильных, болевых, температурных и др.), воздействующих на кожные покровы тела, и формирующий соответствующие ощущения. Проводящие пути кожного анализатора включают 3 нейрона: спинномозговых узлов, задних рогов спинного мозга и специфических ядер таламуса. Четвертый нейрон в задней центральной извилине теменной доли коры является высшим корковым центром кожного анализатора (третьим отделом анализатора, первый отдел - рецепторная часть, второй - проводящие пути).













































УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА № 2
практического занятия
Тема 3.7. Сенсорные системы человека.
2. Продолжительность занятия: 180 минут
3. Цели занятия
Обучающая: Изучить сенсорные системы человека.
Исследовать проприоцептивные рефлексы человека (коленный, ахиллов, подошвенный, локтевой).
Развивающая: Развивать стремление к получению новых знаний. Развитие познавательных процессов, способностей студентов, развитие логического и клинического мышления.
Воспитательная: Воспитывать толерантное отношение к людям различных национальностей. Воспитывать милосердие к больному. Воспитывать бережливость к имуществу техникума. Формирование профессионально-значимых качеств личности специалиста, привитие любви к избранной профессии. Воспитание у студентов добросовестного отношения к учебе и работе.
4. После изучения темы студент должен
иметь практический опыт: изучения сенсорных систем человека; исследования проприоцептивных рефлексов человека ( коленного, ахиллова, подошвенного. локтевого)
уметь: назвать и показать структуры зрительного, слухового, вестибулярного, проприоцептивного анализатора.
знать: анатомию и физиологию сенсорных систем.
5. Методы обучения: Фронтальный опрос, демонстрация, терминологический диктант, практическая работа в парах, решение тестовых заданий и ситуационных задач.
6. Оснащение: Видеофильм « Органы чувств» Таблицы «Орган зрения», « Орган слуха и равновесия», «Кожа», муляжи глаза, височной кости, костного лабиринта.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
1. Организационная часть (проверка присутствующих, готовность обучающихся к занятию, наличие формы и т.д.).
2. Начальная мотивация учебной деятельности (название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса).
3. Актуализация опорных знаний (воспроизведение ранее усвоенных знаний и применение их в новых ситуациях).
4. Контроль знаний.
4.1. Устный фронтальный опрос. Контрольные вопросы:
Что такое анализатор?
Основные части анализатора.
Внешние и внутренние анализаторы.
Виды рецепторов.
Составные части глаза.
Оболочки глазного яблока.
Светопреломляющие среды глаза.
Вспомогательный аппарат глаза.
Двигательный аппарат глаза.
Аккомодация и ее механизм.
Аномалии рефракции: миопия, гиперметропия, астигматизм.
Проводящие пути зрительного анализатора.
Адаптация, восприятие цвета и острота зрения.
Определение остроты зрения и цветоощущения.
Основные отделы органа слуха.
Строение наружного и среднего уха.
Строение костного и перепончатого лабиринтов.
Строение улитки и спирального органа.
Проводящие пути слухового анализатора.
Функции кожи.
Площадь кожного покрова, толщина кожи, ее масса.
Составные части кожи.
Строение (слои) эпидермиса, дермы и гиподермы.
Потовые и сальные железы, строение, функции
Волосы, строение, виды волос. Функции волос
Рост и продолжительность жизни волос.
Ногти, строение, рост ногтей.
Болевые рецепторы кожи.
Температурные   рецепторы   кожи:  
Проводящие пути и корковый центр кожного анализатора.
4. 2. Терминологический диктант ( ФОС, Приложение №1)
5. Изучение нового материала.
5.1 Самостоятельная работа. Изучение сенсорных систем человека (Приложение № 2)
6. Практическая работа.
6.1Практическая работа. Исследование проприоцептивных рефлексов человека (коленного, ахиллово, подошвенного, локтевых). ( Приложение № 3).
7. Закрепление
7.1. Решение заданий в тестовой форме (ФОС, Приложение №4)
7.2. Решение ситуационных задач ( ФОС, Приложение № 5 )
8. Подведение итогов. Выводы.
9. Домашнее задание. Подготовиться к зачетному занятию.

Преподаватель __________________
Председатель ЦМК ______________













Приложение №1.
Терминологический диктант.
 Сенсорные системы

Дополнить.
Внутренняя оболочка глаза (сетчатка).
Кора головного мозга является центральной частью (анализатора).
Нарушение цветного зрения (дальтонизм).
Воспаление слезного мешочка (дакриоцистит).
Номер черепно-мозгового нерва иннервирующего мышцы языка ... (XII или двенадцатый).
Количество частей составляющих анализатор ... (3 или три).
Гиперметропия или иначе ... (дальнозоркость).
Сетчатая оболочка или иначе (ретина).
Анатомическое образование, обеспечивающее восприятие цвета предметов ... (колбочки).
Наука, изучающая патологию кожи ... (дерматология).
Двигательный аппарат глаза ... (мышцы).
Кость, в которой расположен предверно-улитковый орган ... (височная).
Высший анализ и синтез происходит в ... (коре мозга).
Раздел медицины изучающий болезни уха и лечение ... (отиатрия).
Доля мозга, в которой находится зрительная зона (затылочная).
Уменьшение чувствительности фоторецепторов глаза к свету... (адап).
Гнойное воспаление потовых желез в подмышечной впадине ... (гидроаденит).
Самая глубокая часть кожи ... (гиподерма).



























Приложение № 2.

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

I. Изучить строение глазного яблока ( Рис.1):
Заполните таблицу
Строение глазного яблока
Отделы глазного яблока
Значение





П. Рассмотреть проводящие пути и корковый отдел зрительного анализатора (рис.2).



Рис.1 Строение глазного яблока ( горизонтальный разрез).


Рис.2 . Проводящие пути, обеспечивающие конвергенцию, аккомодацию и зрачковый рефлекс.
2. Заполните в тетради таблицу:


Гигиена зрения
Правила гигиены зрения
Обоснование правил





Выводы:

III.Пользуясь таблицей, изучить строение органа слуха. Обозначить цифры рис.3:

IV. Гигиена слуха.
. Заполнить в тетради таблицу:
Строение и функции наружного, среднего и
внутреннего уха.

Отделы
Чем представлены
Выполняемая функция






Составьте таблицу:
Гигиена слуха
Правила гигиены слуха
Обоснование правил






:

Рис.3. Преддверно-улитковый орган (А, схема), слуховые косточки (Б), среднее ухо (В).
Выводы:

















Приложение № 3.

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
Тема. Исследование рефлекторных реакций человека.
Цель: познакомиться с некоторыми безусловными рефлексами человека.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: неврологический молоточек (деревянный молоточек, покрытый тканью; молоточек из детского конструктора), карандаш с укрепленным на конце ластиком. Основу функций нервной системы - от самых простых до наиболее сложных реакций - составляет рефлекторная деятельность, проявляемая сложным взаимодействием безусловных и условных рефлексов. Безусловными рефлексами называют постоянные и врожденные реакции на различные воздействия из внешней и внутренней среды, осуществляемые через посредство низших отделов ЦНС - спинного мозга, мозгового ствола. У человека наиболее ярко наблюдаются следующие рефлексы: рефлекс сухожилий сгибателя и разгибателя верхней конечности, коленный и ахиллов.

РЕФЛЕКС СУХОЖИЛИЯ СГИБАТЕЛЯ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ
ХОД РАБОТЫ
Испытуемый сидит, а его полусогнутая и расслабленная рука находится на ладони экспериментатора. Большой палец - последнего ложится на сухожилие двуглавой мышцы испытуемого. Удар молоточком наносится по большому пальцу испытуемого. Ответная реакция - сокращение мышц и сгибание руки в локтевом суставе.
РЕФЛЕКС СУХОЖИЛИЯ РАЗГИБАТЕЛЯ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ
ХОД РАБОТЫ
Испытуемый сидит. Экспериментатор становится сбоку от него, отводит пассивно его плечо снаружи до горизонтального уровня и поддерживает его левой рукой у локтевого сгиба так, чтобы предплечье свисало под прямым углом. Удар неврологическим молоточком наносится у самого локтевого сгиба. Ответная реакция - сокращение трехглавой мышцы плеча и сгибание руки в локтевом суставе.
КОЛЕННЫЙ РЕФЛЕКС
ХОД РАБОТЫ
Испытуемый в положении сидя кладет правую ногу на левую. Экспериментатор наносит легкий удар неврологическим молоточком по сухожилию четырехглавой мышцы правой ноги (эксперимент повторите с левой ногой). Сравните рефлексы справа и слева. Ответная реакция -сокращение четырехглавого разгибателя бедра и разгибание голени.
АХИЛЛОВ РЕФЛЕКС
ХОД РАБОТЫ
Испытуемый встает коленями на стул. Ступни ног свободно свисают. Неврологическим молоточком наносится легкий удар по пяточному (ахиллову) сухожилию. Ответная реакция - сгибание стоп.
ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ
Выполните задания и ответьте на вопросы. Что называют безусловным рефлексом? Каково биологическое значение безусловных рефлексов? Нарисуйте схему соматической рефлекторной дуги.








Приложение № 4.
Тестовые задания.
Указать один, два или более правильных ответов.

Слой кожи производными, которого являются ногти:
а) эпидермис
б) сосочковый
в) сетчатый
г) гиподерма

Внешние анализаторы:
а) зрительный
б) вкусовой
в) двигательный
г) вестибулярный

Слуховые косточки:
а) костный лабиринт
б) молоточек
в) наковальна
г) кортиев орган

Назначение сенсорных систем:
а) получение информации об окружающей среде
б) описание внешнего мира
в) обеспечение защитных функций
г) кроветворение и защита организма
д) восприятие ультракоротких волн
е) формирование ответной реакции на раздражители

Месторасположение зрительных зон в доле коры головного мозга:
а) затылочная
б) теменная
в) лобная
г) височная

Анатомические элементы среднего уха:
а) слуховой проход
б) слуховая труба
в) улитка
г) гортань

Внутренние анализаторы:
а) вкусовой
б) болевой
в) вестибулярный
г) температурный

Части языка:
а) передняя
б) средняя
в) задняя
г) боковая

Масса глазного яблока (в граммах):
а) 22 - 24
б) 10 - 15
в) 7 - 8
г) 3 - 7

10. Дистанционные рецепторы:
а) болевые
б) вкусовые
в) слуховые
г) обонятельные

Состав наружного уха:
а) слуховые косточки
б) барабанную полость
в) перепончатый лабиринт
г) барабанную перепонку

Месторасположение вестибулорецепторов:
а) купол улитки
б) у круглого окна
в) на спиральной мембране
г) в гребешках ампул полукружных каналов

Отделы костного лабиринта уха:
а) предверие
б) улитка
в) полукружные каналы
г) маточка

Скорость роста ногтя (миллиметров в сутки):
а) 2
б) 0,1
в) 0,5
г) 1

Процент восприятия информации органом зрения:
а) 30
б) 50
в) 90
г) 100

Раздел медицины изучающий строение, функции и болезни уха, носа и горла:
а) отиатрия
б) ринология
в) оториноларингология
г) отоларингология

Доля головного мозга, в которой расположен высшей анализатор звуковых нервных импульсов:
а) теменная
б) затылочная
в) височная
г) островковая

Состав двигательного аппарата:
а) брови
б) веки
в) слезный мешочек
г) мышцы

Спиральный орган это - орган:
а) равновесия
б) слуха
в) зрения
г) вкуса

Свойства, которыми обладают все рецепторы:
а) низкая возбудимость
б) свойства адаптации
в) с увеличением силы раздражения возрастает интенсивность ощущений
г) кодирование любого вида энергии в нервные импульсы

Сужение и расширение зрачка это реакция на:
а) увиденный предмет
б) снижение или увеличение общей освещенности
в) температурный режим окружающей среды
г) рельеф изображения

Расположение органа вкуса у человека:
а) поверхность языка
б) поверхность десен
в) в слизистой неба
г) в слизистой миндалин

Отолиты это кристаллы:
а) карбоната кальция
б) сульфата магния
в) глюконата кальция
г) железа

Хрящ образующий ушную раковину:
а) гиалиновый
б) эластический
в) коллагеновый
г) ретикулярный

Воспаление век:
а) блефарий
б) коньюктивит
в) кератит
г) глаукома

Костные полукружные каналы расположены в плоскостях:
а) фронтальной
б) сагитальной
в) вертикальной
г) горизонтальной

Состав волос:
а) стержень
б) корень
в) альвеолярные железы
г) край

Родопсин содержится в:
а) палочках
б) колбочках
в) слезном мешке
г) хрусталике

К нейнтерорецепторам относятся:
а) тактильный
б) вкусовой
в) волюмрецепторы
г) висцерорецепторы

В палочках содержится:
а) йодопсин
б) родопсин
в) витамин А
г) глюконат кальция

Слепое пятно сетчатки это место:
а) выхода зрительного нерва
б) наилучшего видения предметов
в) преломления световых лучей
г) скопления палочек

Самая маленькая косточка в теле человека:
а) молоточек
б) наковальня
в) стремечко
г) гороховидная косточка

Близорукость это:
а) гиперметропия
б) миопия
в) пресбиопия
г) гемералопия

Человеческий глаз способен воспринимать (диотрии):
а) 1800
б) 18
в) 180
г) 8

Сенсорная система включает в себя:
а) рецепторы
б) нервные центры
в) кровеносные сосуды
г) лимфатические сосуды

Рецепторы вестибулярного аппарата раздражаются:
а) от наклона тела
б) от движения головы
в) от температурного
г) от высокого звука

К вспомогательному аппарату глаза относится:
а) ресницы
б) ресничная мышца
в) лимб
г) ресничный поясок

Ухо человека воспринимает звуки частотой (герц):
а) 150 - 2500
б) 16 - 20000
в) 10 - 16000
г) 50 - 250

Кортиев орган – это орган:
а) слуха
б) равновесия
в) зрения
г) вкуса

Рецепторы, не обладающие свойством адаптации:
а) фоторецепторы
б) вкусовые рецепторы
в) вестибулорецепторы
г) волюмрецепторы

Производные кожи:
а) молочные железы
б) половые железы
в) ногти
г) слезный аппарат

Производные кожи:
а) сальные железы
б) волосы
в) артерии
г) нервы

Слой кожи, определяющий её рисунок:
а) блестящий слой
б) шиповатый
в) зернистый
г) сосочковый

Вид сосочков слизистой оболочки языка:
а) нитевидные
б) теловидные
в) конусовидные
г) сосцевидные

Расположение предверно-улиткового органа:
а) в клиновидной кости
б) теменной кости
в) височной кости
г) затылочной кости

Объем пота, выделяемого потовыми железами за сутки (в миллилитрах):
а) 200
б) 500
в) 700
г) 300

Состав слезного аппарата глаза:
а) ресниц
б) слезной железы
в) носослезного протока
г) слезной мышцы

Установить соответствие.

Установить соответствие между заболеванием и названием болезни:
1) блефарит
2) кератит
3) дакриоцистит
4) ячмень
а) воспаление краев век
б) воспаление роговицы глаза
в) воспаление слезного мешка
г) острое гнойное воспаление волосяного мешочка
д) повышение внутри глазного давления


Установить соответствие между оболочкой глаза и функцией:
1) наружная
2) внутренняя
3) средняя
а) защитная и светопроводящая функции
б) аппарат зрения
в) обеспечение питания глаза
г) двигательная функция



Установить соответствие между названием и определением:
1) миопия
2) гиперметропия
3) пресбиопия
4) астигматизм
а) близорукость
б) дальнозоркость
в) старческая дальнозоркость
г) сочетание различных видов рефракции
д) преломление света в оптической системе


Установить соответствие между наименованием частей тела в русском и латинском названиях:
1) ухо
2) нос
3) гортань
4) глаз
а) otos
б) rhinos
в) larynx
г) oculus
д) cutis


Установить соответствие между заболеванием и его определением:
1) дерматит
2) гидроаденит
3) чесотка
4) пиодермия
а) воспалительное поражение кожи
б) гнойное воспаление потовых желез
в) заболевание вызванное клещем
г) гнойничковое заболевание кожи
д) чешуйчатый лишай


Установить соответствие между заболеванием и его определением:
1) аккомодация
2) рефракция глаза к свету
3) адаптация
4) бинокулярное зрение
а) способность к ясному видению
б) преломление света в оптической системе глаза
в) уменьшение чувствительности фоморецепторов
г) рассматривание предметов обоими глазами
д) старческая дальнозоркость


Укажите соответствие между частями глаза и их строением
1) роговица
2) сосудистая оболочка
3) стекловидное тело
а) богата нервными окончаниями
б) содержит большое кол-во сосудов
в) состоит из палочек и колбочек
г) светопреломляющая среда
д) образует мышечную систему глаза


Установить соответствие между слоем эпидермиса и клетками:
1) базальный слой
2) шиповальный
3) зернистый
4) блестящий
а) 3-8 рядов многоугольных клеток
б) 2-4 плоских безъядерных клеток
в) клетки (ряд) цилиндрической формы
г) 1-5 рядов уплощенных клеток
д) ороговевшие клетки


Установить соответствие между отделом мозга и действием:
1) спинной мозг
2) мозговой ствол
3) кора
а) обобщенный анализ
б) «нисший анализ»
в) промежуточный анализ
г) высший анализ



Установить соответствие между слоем кожи и количеством слоев:
1) эпидермис
2) дерма
3) гиподерма
а) состоит из 5 слоев
б) состоит из 2-х слоев
в) одного слоя
г) состоит из 3 слоев


Установить соответствие между оболочками глаза и составом:
1) наружная оболочка
2) средняя оболочка
3) внутренняя оболочка
4) внутреннее ядро
а) склера
б) радужка
в) нервные клетки
г) водянистая влага передней и задних камер
д) шлеммов канал


Установить соответствие между рецепторами и местоположением:
1) болевые рецепторы
2) температурные рецепторы
3) тактильные рецепторы дермы
4) рецепторы давления
а) в глубоких слоях эпидермиса и сосочках
б) в глубоких слоях дермы и гиподерм
в) в сосочках кожи
г) глубокие слои кожи, связки, сухожилий
д) на кончике языка


Установить соответствие между анализатором и их корковыми центрами:
1) центр зрительного анализатора
2) вестибулярного
3) слухового
4) кожного спинной мозг
а) затылочная доля
б) мозжечек, ретикулярная фармация
в) височная область (изв Гегеля)
г) задняя центр.извил.коры
д) островковая зона


Установить соответствие между производными кожи и их расположением:
1) потовые железы
2) сальные железы
3) волосы
4) ногти
а) залегают в сетчатом слое дермы
б) у границы сосочкового и сетчатого слоя
в) производные эпидермиса
г) ростковы слой
д) производные гиподермы


Установить соответствие между оболочками глаза и составом:
1) фиброзная оболочка
2) сосудистая оболочка
3) сетчатая
4) внутреннее ядро
а) лимб
б) радужка
в) «слепое пятно»
г) хрусталик
д) слезный аппарат


Установить соответствие между органом и его заболеванием:
1) орган зрения
2) орган слуха
3) орган вкуса
4) орган обоняния
а) халазион
б) глоссит
в) гидраденит
г) синусит
д) флебит



Установить соответствие между частью предверно-улиткового органа и его составом:
1) наружное ухо
2) среднее ухо
3) внутреннее ухо
а) барабанная перепонка
б) молоточек
в) улитка
г) ретикулярная формация


Установить соответствие между слоем кожи и составом:
1) эпидермис
2) дерма
3) гиподерма
а) многослойный плоский ороговевающий эпидермис
б) соединительная ткань
в) жировая ткань на фоне соединительной ткани
г) хрящевая ткань


Установить соответствие между органом и чувствительной иннервацией черепно-мозговых нервов:
1) язык
2) предверно-улитковый орган
3) глаз
4) нос
а) V,VII - IX
б) VII
в) II
г) I
д) ХХ


Установить соответствие между частью и физическим параметром глаза:
1) наружная ось глаза
2) внутренняя ось глаза
3) средняя величина зрачка
4) диаметр роговицы
а) 24 мм
б) 22 мм
в) 3 мм
г) 12 мм
д) 8 м


Установить соответствие между частью глаза и строением:
1) стекловидное тело
2) хрусталик
3) роговица
4) склера
а) прозрачное желеобразное образование
б) прозрачная двояковыпуклая линза
в) прозрачная и выпуклая спереди
г) непрозрачная, белесоватая
д) непрозрачная, содержит много сосудов


Установить соответствие между частью глаза и составом:
1) роговица
2) радужка
3) хотюндея
4) ретина
а) богата нервными окончаниями, но не содержит сосудов
б) содержит много пигментных клеток
в) много сосудов к соединительной ткани пигментными клетками
г) состоит из пигментной и нервной части
д) содержит ресничную мышцу


Установить соответствие между рецептом кожи и расположением:
1) болевые рецепторы
2) температурные
3) тактильные
4) давления
а) в глубоких слоях эпидермиса и сосочках дермы
б) в глубоких слоях дермы и подкожных слоях
в) в сосочках кожи
г) в глубоких слоях кожи, связках, сухожилиях, в брюшине
д) в корне языка



Установить соответствие между анализатором и его центром:
1) зрительный
2) вестибулярный
3) кожный
4) слуховой
а) затылочная доля
б) можечек, фармация, спинной мозг
в) можечек, фармация, спинной мозг
г) височная доля
д) лобная доля
е) теменная доля


Установить соответствие между частью глаза и ее параметрами:
1) масса глазного яблока
2) диаметр роговицы
3) расстояние внутренней оси глаза
4) количество слоев ретины
5) внутриглазное давление
а) 7 - 8
б) 12
в) 22
г) 10
д) 16 - 26
е) 0,5


Установить соответствие между отделом глаза и силой преломления световых лучей (диоптрии):
1) роговица
2) хрусталик
3) влаги камер
4) стекловидного тела
а) 40
б) 18
в) 1,3
г) 1,5
д) 2,5


Установить соответствие между анализатором и количеством отделов:
1) кожный анализатор
2) слуховой
3) зрительный
4) обонятельный
а) 3
б) 4
в) 5
г) 3
д) 2


Установить соответствие между частью глаза и местом её нахождения:
1) радужка
2) хрусталик
3) роговица
4) шлемов канал
а) передняя часть сосудистой оболочки
б) между радужкой и стекловидной телом
в) передняя часть фиброзной оболочки
г) на передней части Ретины
д) на краю роговицы


Установить соответствие между мышцей глаза и её функций:
1) круговая мышца глаза
2) сфинктер
3) ресничная мышца
4) диллататор
а) поднимает верхнее веко
б) расширяет зрачок
в) меняет кривизну хрусталика
г) суживает зрачок
д) поворачивает глаз в сторону


Установить соответствие между частью предверно-улиткового органа и его физическими параметрами:
1) длина слухового прохода
2) диаметр барабанной перепонки
3) диаметр слухового прохода
4) диаметр евстахиевой труб
а) 35
б) 9 - 11
в) 6 - 9
г) 2
д) 15























Приложение № 5.
МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача № 1    Какова преломляющая сила глаза в целом, его составных преломляющих сред (роговицы, хрусталика, стекловидного тела, влаги камер) и чему равно в норме внутриглазное давление?
Задача № 2.   Мужчина, 28 лет, фермер, на протяжении последних двух недель обнаружил ослабление зрения на оба глаза в сумерках, иногда почти полную потерю зрения при пониженном освещении, при переходе из яркого помещения в темное. В условиях достаточного (дневного) освещения видит хорошо. Обратился к окулисту, который при осмотре глазного дна патологических изменений не обнаружил и на основании клинической картины назначил больному для лечения повышенные дозы витамина А.  Какой диагноз поставил больному окулист и почему он назначил для: лечения витамин А?
Задача № 3. Почему рентгенологи, выходя из своего затемненного кабинета на свет, обязательно одевают темные очки?
Задача № 4.   Водитель самосвала, 27 лет, после перевозки строительного мусора со стройплощадки за город искупался в непроточном холодном водоеме. Через 3 дня после этого почувствовал сначала в одном, а вскоре и в другом глазу сильную резь, ощущение инородного тела ("песка"), слезотечение. По утрам с трудом открывает глаза, так как веки склеиваются засохшим на ресницах слизисто-гнойным отделяемым.  При осмотре конъюнктива век и склер резко гиперемирована, ярко-красного цвета, набухшая и разрыхленная. В переходной складке видны отдельные точечные кровоизлияния. Имеется обильное слизисто-гнойное отделяемое. Веки отечны.  Каков Ваш предварительный диагноз?
Задача  № 5.  Студентка педагогического института, 18 лет, после продолжительного купания в море в жаркий полдень почувствовала резкое понижение слуха на левое ухо, ощущение в нем чего-то постороннего. К вечеру у нее появился шум в этом ухе и головокружение. На следующий день обратилась к врачу-отоларингологу.  При осмотре (отоскопии) в левом ухе обнаружено наличие коричневато-бурой массы, более или менее плотной консистенции, похожей на инородное тело и закрывающеи полностью наружный слуховой проход.  Каков Ваш предварительный диагноз и лечение?
Задача № 6.     Мужчина, 40 лет, в течение 15 лет работает испытателем двигателей на машиностроительном предприятии, где шум на рабочем месте достигает 95-110 Дб в основном на высоких частотах. В анамнезе грипп и пневмония; других заболеваний не было.  В последние 3 года стал отмечать повышенную раздражительность, быструю утомляемость, периодически головную боль, шум в ушах и понижение слуха на оба уха.  При медицинском осмотре было обнаружено снижение сухожильных рефлексов на руках и ногах, тремор пальцев вытянутых рук, неустойчивость в позе М.Ромберга, общий гипергидроз, стойкий красный дермографизм. При осмотре правого и левого уха изменений в отоскопической картине не обнаружено. Однако при аудиометрии было обнаружено повышение порогов слуха в области восприятия речевых частот в пределах 21-30 Дб, на 400 Гц - до 65 (±20) Дб и снижение слуха на восприятие шепотной речи до 2 (±1) м.  Какое заболевание можно предположить у данного больного?
3адача  № 7. На какой анатомической особенности строения кожи человека основана и широко используется в криминалистике и судебной медицине идентификация (отождествление) личности?
Задача № 8.    Чем можно объяснить тот факт, что иногда покраснение или побледнение кожи происходит "пятнами"?
Задача № 9. .  Что такое невусы и каково должно быть к ним отношение среднего медицинского персонала?

Заголовок 1 Заголовок 415