Технологическая карта урока по литературе на тему Положительные и отрицательные герои сказки пьесы Двенадцать месяцев
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 4»
г. Калача-на-Дону Волгоградской области
Ф.И.О. учителя: Пронина Е.С.
Предмет: литература
Класс: 5а
Тип урока: комбинированный
Технология: групповая
Тема Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»
Цель Проанализировать систему образов пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», определить типы персонажей, иметь представление о положительных, отрицательных и противоречивых героях пьесы-сказки.
Планируемые образовательные результаты:
предметные
метапредметныеличностные Предметные: уметь выразительно читать пьесу по ролям, соотносить реальное и фантастическое в произведении, аргументировано доказывать свою точку зрения.
Метапредметные: развитие речи и артистических способностей.
Личностные: положительное отношение учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания.
Основные понятия Пьеса-сказка, олицетворение, литературный герой, персонаж.
Ресурсы http://infourok.ru/; http://festival.1september.ru/ http://www.zavuch.ru/; http://www.uchportal.ru/ Организация
образовательного пространства Этап урока/
время Деятельность
учителя
(методы, приемы, задания
для учащихся,
формы контроля) Деятельность
учащихся
(форма организации познавательной
деятельности) Универсальные учебные
действия
познавательные регулятивные коммуникативные
Мотивация к учебной деятельности.
8минут. Включение в деловой ритм работы.
Подготовка класса к работе. Инсценировка двух эпизодов пьесы-сказки «В доме мачехи» и «Заснеженный лес».
Целеполагание Планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Актуализация знаний.
5 минут. Выявляет уровень знаний.
Определяет типичные недостатки.
В какой сказке мы очутились? Что за эпизоды увидели? Кто является здесь действующими лицами? А есть ли еще в этой сказке другие персонажи. Кто они? Сегодня о них и поговорим. Давайте составим кластер.
Заполняют кластер
Персонажи пьесы-сказки
Положительные Отрицательные Противоречивые
Анализ объектов с
целью выделения признаков. Планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками
Постановка цели и задачи урока.
2 минуты. Активизирует знания учащихся. Задает вопросы.
Что мы должны сделать? Чем мы будем для этого пользоваться? Формулируют тему и задачи урока.
Поговорить обо всех персонажах сказки-пьесы, проанализировать их поступки и определить, кто же является положительным, а о ком мы не можем точно сказать ни первое ни второе. На основе этого мы до конца заполним наш кластер.
Общеучебные:
самостоятельное выделение –
формулирование
познавательной цели;
логические: формулирование
проблемы. Целеполагание Открытие новых знаний и первичное закрепление.
10 минут. Дает задания, контролирует выполнение задания всеми учащимися. Выполняют задания в группе: работают с текстом, с индивидуальными вопросами.
1 группа. Королевский двор
1.Как раскрывается характер Королевы в разговоре с Профессором? В ее поступках, отношении к окружающим? Найдите и прочитайте.
2.Представьте свою героиню Королеву. Какая она? Почему она часто бывает не права?
3.Какой самый главный урок получила Королева в жизни? Кто ее научил?
4.Другие представители двора: Профессор, Гофмейстерина, Солдат. Положительные или отрицательные персонажи? Почему?
2 группа. 12 месяцев
1.Как раскрываются образы братьев-месяцев через диалоги?
2.Какой прием использует автор при создании этих героев сказки?
3.Почему месяцы решили помочь героине?
4.Кто явился помощником месяцев?
3 группа. Мачеха и дочка
1.Как относятся мать и дочка друг к другу? (Найдите и прочитайте).
2.Как меняется в зависимости от ситуации поведение старухи и ее дочки?
3.Что произошло с ними в финале сказки? Почему превращение стало неизбежным?
4.Какие мачеха и дочка по характеру? Это положительные или отрицательные персонажи?
4 группа. Падчерица
1.Какой мы видим падчерицу (портрет).
2.Какова падчерица по характеру? Положительный или отрицательный герой? Как относится к людям?
3.Что помогает героине справляться с жизненными испытаниями и трудностями?
4.За что вознаграждена падчерица и как? Умение
структурировать знания, выбор
наиболее эффективных способов
решения задания, умение
осознанно и произвольно
строить речевое высказывание,
рефлексия способов и условий
действия. Контроль,
коррекция, выделение и
осознание того, что уже усвоено
и что ещё подлежит усвоению,
осознание качества и уровня
усвоения Управление поведением
партнёра – контроль, коррекция,
оценка действий партнёра.
Физминутка.
1 минута. (под музыку П.Чайковского «Апрель. Подснежник» учитель рассказывает легенду, а дети выполняют движения)Старинная легенда говорит о том, что однажды старуха Зима со своими верными помощниками Морозом и Ветром решила не пустить на землю Весну. Только смелый подснежник выпрямился из-под снега, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило его, согрело землю и открыло дорогу Весне. А теперь представьте, что вы подснежники. Пригревает солнышко, ласкает ваши головки, и под тёплыми лучами вы поднимаетесь из снега навстречу жизни и расцветаете. Вы качаете своими головками, радуетесь, улыбаетесь. Поприветствуйте весеннее солнышко, которое дарит вам тепло. Поклонитесь солнцу! А теперь возьмитесь за руки, поделитесь частичкой тепла, улыбнитесь друг другу, как улыбается подснежникам солнышко. Выполняют действия Контроль усвоения. Коррекция и обсуждение допущенных ошибок.
10 минут. Выслушивает ответы учащихся, исправляет ошибки, дополняет, задает вопросы. Слушают выступления групп, представляют свои результаты, дополняют кластер, отвечают на вопросы. Контроль,
коррекция, выделение и
осознание того, что уже усвоено
и что ещё подлежит усвоению,
осознание качества и уровня
усвоения. Управление поведением
партнёра – контроль, коррекция,
оценка действий партнёра.
Рефлексия. Домашнее задание.
9 минут Организует рефлексию.
Дает задание, задает вопросы, контролирует ход заполнения учащимися синквейнов. Комментирует домашнее задание. Осуществляют самооценку
собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их
соответствия.
Составляют синквейны в группе по определенным темам.
1 группа. Королева.
2 группа. 12 месяцев.
3 группа. Мачеха и дочка.
4 группа. Падчерица.
Лист самооценивания работы в группе.
Критерии Абсолютно согласен (на) Согласен (на) Частично согласен (на) Не согласен (на)
Я в полной мере
участвую во всех
мероприятиях группы Я внимательно
выслушиваю то, что
говорят члены моейгруппы Я помогаю участником
группы, когда они
нуждаются во мне Я завершаю
выполнения моих задач
в соответствии сграфиком Я с уважением
отношусь к мнению
участников группы,
даже если я не согласен
с ними Итоговая отметка Рефлексия Умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли.