Конспект урока физики в 10 классе «Прямолинейное равномерное и прямолинейное равноускоренное движения»


Автор статьи:
Маркова Татьяна Николаевна
учитель физики Средней школы №76 г. Ярославля
Конспект урока физики в 10 классе «Прямолинейное равномерное и прямолинейное равноускоренное движения»
Тема урока: Прямолинейное равномерное и прямолинейное равноускоренное движения
Цели урока:
продолжение работы по формированию навыков самостоятельного поиска необходимого материала и решения задач;
развитие познавательной активности, исследовательских умений;
формирование коммуникативной компетентности
Задачи урока:
актуализировать и систематизировать ранее усвоенные знания по теме “Основы кинематики”;
совершенствовать полученные знания в практической деятельности;
отработка навыков по решению задач. 
Применяемые технологии: ИКТ, элементы развивающего обучения
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CД, ресурсы Интернет): презентация учителя к уроку (Приложение 1);
компьютер, проектор;
СД – диск “Открытая физика. Часть 1.1” ООО “Физикон”, 2002. Раздел “Механика”. Тема “Равноускоренное движение”, интерактивная модель.
Применяемые формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
План урока:
Организационный момент (2 мин)
Разминка (5 мин)
Отработка навыков решения задач, повторение и обобщение темы “Основы кинематики” (30 мин)
Подведение итогов. Объяснение домашнего задания. (8 мин)
Ход урока:
Пункт плана №1. Организационный момент
Работа учителя Работа учащихся
Объявление темы урока, постановка цели урока, проверка готовности рабочего места учащихся Организация рабочего места
Запись темы и даты урока в рабочих тетрадях учащихся
Пункт плана №2. Разминка
Работа учителя Работа учащихся
Функция учителя организующая, контрольно-оценочная. Учитель задает вопросы всему классу (Приложение 2). Вопросы для обдумывания не требуют длительного времени и предполагают короткий ответ по существу вопроса. Учащиеся отвечают на вопросы с места
Подготовка опросника (Приложение 2). Пункт плана № 3. Отработка навыков решения задач по алгоритму и нестандартных творческих заданий. Обобщение и повторение темы «Основы кинематики».
Индивидуальная и дифференцированная работа учащихся по карточкам с заданиями ведется параллельно фронтальной работе со всем классом.
Работа учителя Работа учащихся
Организует работу учащихся в группах.
Контролирует, систематизирует и обобщает знания по теме, учит применять их на практике.
Индивидуальные задания по карточкам (Приложение 3) учащиеся выполняют на доске самостоятельно. Проверка задач на карточках 1-3 (Приложение 3) осуществляется при участии всего класса с помощью интерактивной модели из компьютерной программы «Открытая физика. Часть 1.1. Механика. Равноускоренное движение».
Включить слайд №6 (Приложение 1). Проверить графический способ решения задачи на карточке №4 (Приложение 3) Группа 1. Выполнение индивидуальных заданий учащихся по карточкам.
В качестве создания проблемной ситуации предложить учащимся задачу на соответствие графиков прямолинейного движения для трёх тел (Приложение 1, слайд №2). При обсуждении решения задачи учащиеся дают кинематические характеристики этих движений (прямолинейного равномерного, прямолинейного равноускоренного, прямолинейного равнозамедленного). Формулы записываются на доске. Проверка данной задачи осуществляется при помощи слайда №3 (Приложение 1).
Для закрепления и обобщения знаний учащихся по кинематическим законам движения, применения их в конкретных ситуациях решить задачу со слайда №4 (Приложение 1). Данную задачу учащиеся решают самостоятельно. Для проверки включить слайд №5 (Приложение 1). Группа 2. Индивидуальная работа учащихся у доски; фронтальный устный опрос. Оформление задачи в тетради.
Пункт плана № 4. Подведение итогов
Работа учителя Работа учащихся
Вернувшись к слайду №2 (Приложение 1), учитель организует деятельность учащихся по подведению итогов. Учащиеся совместно с учителем приходят к выводу о том, что на характер движения тел, его траектории влияет выбор системы отсчёта, фиксации начальных условий и изображение их на чертеже. Формулирование выводов урока совместно с учителем
Проверка умения учащимися формулировать выводы Контроль сформированности навыков по решению задач Работа учителя Работа учащихся
Необходимо обосновать отбор содержания домашнего задания и его объем Запись домашнего задания в дневник
Приложение 1
Презентация к уроку
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Приложение 2.
Вопросы разминки (с ответами)
Начальная и конечная скорости движения тела (тело не меняет направления) соответственно равны 2 и 4 м/с. Как движется это тело? (Прямолинейно равноускоренно).
Проекция ускорения тела равна –2м/с2. Какой смысл имеет это утверждение? (Движение равнозамедленное, тело за каждую последующую секунду уменьшает скорость на 2 м/с).
Поезд отходит от станции. Как направлен вектор ускорения? (Вектор ускорения сонаправлен с осью ОХ, по направлению движения тела).
Поезд начинает тормозить. Как направлены вектора ускорения и скорости поезда? (Направление вектора ускорения противоположно направлению оси ОХ, вектор скорости сонаправлен с осью ОХ).
Ускорение тела равно 1 м/с2. На сколько изменилась скорость тела за 1 с, 2 с? (увеличилась на1 м/с, увеличилась на 2 м/с).
Дать краткую характеристику прямолинейного равнопеременного движения. Записать на доске формулы в векторной форме и в форме проекций.( ѕ= v0хt +ах t 2!2, vх=v0х+ ахt, х= х0+v0хt+ах t 2!2).
Какой вид будут иметь эти формулы для случая а=0.(х=х0+v0хt, vх=v0х , ѕ=v0tх. Вывод: равномерное движение тела - частный случай равнопеременного движения).Приложение 3
Задание №1
Движение тела задано уравнением x = t. Определить вид движения, начальную скорость, ускорение. Начертить графики , , .
Каково направление векторов ускорения и скорости?
Ответ: Прямолинейное равноускоренное движение. =0 м/с, = 0 м/с2. Вектор скорости сонаправлен с осью OХ, вектор ускорения отсутствует.

Задание №2
Движение тела задано уравнением x = t+0,05t2.
Определить ax, V0x , скорость тела через t = 10c. Построить графики Vx(t),
ax(t), примерный Sx(t).
Каково направление векторов ускорения и скорости?
Ответ: V0x=1м/с, ax=0,1м/с2; Vx=V0x+axt, V=1м/с+0,1м/с2*10с=2м/с. Вектора ускорения и скорости сонаправлены с осью ОХ.

Задание №3
Движение тела задано уравнением Vx=-1+0,1t.
Определить ax, V0x, построить графики Vx(t), ax(t), примерный Sx(t).
Каково направление векторов и ?
Ответ: V0x=-1м/с, ax=0,1м/с2. Направление вектора ускорения совпадает с осью ОХ. В первые 10 с направление вектора скорости противоположно направлено оси ОХ, в момент времени t=10с скорость равна 0. По истечении десятой секунды вектор скорости сонаправлен с осью ОХ.

Задание №4
Движения двух тел заданы уравнениями x1=2+2t, x2=12-3t. Определить виды движений. Найти время и место встречи тел (двумя способами).
Ответ.
1 способ :x1=x2, 2+2t=12-3t, t=2с, x=6м.
2 способ: графический