Конспект урока русского языка в 7классеОдна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных


Тема урока: Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных
Цель: различение причастий и отглагольных прилагательных
Задачи:
-познакомить учеников с правилом написания -н- и -нн- в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных;
- формировать навык написания -н- и -нн- в причастиях и прилагательных;
-повторить правописание букв -н- и -нн- в прилагательных.
-формировать культуру общения, умение работать в группе, умение планировать свою деятельность
Тип урока: объяснение нового материала
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III.Актуализация знаний
Беседа по вопросам:
— Что называется причастием?
— Перечислите глагольные признаки у причастий?
— Назовите признаки прилагательных у причастий?
— Какие причастия называются действительными, а какие страдательными?
— Назовите формообразующие суффиксы причастий?
— Расскажите о правописании гласных перед -н- и -нн- в страдательных причастиях.
— Что называется причастным оборотом, как он выделяется на письме?
— В чём сходство и различие в изменении полных и кратких страдательных причастий?
IV.Изучение новой темы.-Составление у доски(учитель) и в тетрадях(учащиеся) таблицы
Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных
ннН
1. Если есть приставка, кроме не-:
-поношенный (костюм)
подержанные (книги: умеренный (климат) отвлеченное (изложение) Искл.: смышленый (мальчик), названый (брат), посажёный (отец)1. В отглагольных прилагательных,образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида:
правленый (текст)
мощеный (тротуар) доверенное (лицо) мороженое (мясо)
топленое (масло)
непрошеный (гость)
2. В отглагольных прилагательных
на -ованный, -ёванный:
балованный (ребенок)
организованный (ученик)
корчёванный (пень)
Искл.: кованый жёваный 2. В кратких причастиях:
назван в честь
воспитана в лучших традициях
3. В немногих прилагательных,
образованных от бесприставочных
глаголов несовершенного вида
(иногда с приставкой НЕ-):желанный
священный
нежданный
невиданный
нечаянный 4. Если при причастии есть зависимые слова: крашенная масляной краской 5. Если причастие образовано отглагола совершенного вида безприставки:
лишенный
купленныйСловарная работа: слова-исключения записать в словарь.
V.Закрепление .1) Работа с учебником.
-упр.147 (Стр.67)
Комментированное письмо. Рассуждаем и доказываем по образцу.
2) Работа в группах
Карточка №1. Спишите, вставьте пропущенные -н- или -нн-, подчеркните изучаемую орфограмму. С выделенными словосочетаниями составьте два предложения и выполните их синтаксический разбор.
Величестве..ая походка; неписа..ый закон; размере..ая жизнь; занавеше..ая шторами; беше..ый нрав; озабоче..ый проблемами; некраше..ое крыльцо; размере..ые движения; соединё..ые канатом; всклокоче..ые волосы; первозда..ые красоты; необыкнове..ый человек; нехоже.. ые тропинки; осмолё..ое крыльцо; назва..ый брат; посажё..ый отец; украше..а резьбой. Карточка № 2. Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните изучаемую орфограмму. С выделенными словосочетаниями составьте предложения и выполните их синтаксический разбор.
Листве..ый голос, замутнё..ая вода; улица дли..а; поноше..ый жилет; прожжё..ая скатерть; неслыха..ая наглость; кваше..ая капуста; огород засея..; жаре..ая рыба; писа..ые людьми законы; избалова..ый ребёнок; потуше..ый костёр; ране..ый в бою; защище..а от пыли; заброше..ый дом; прищуре..ый глаз; выстрога..ая доска; связа..ый пучок; озаре.. солнцем; запуще..ый сад; прида..ое невесты.
Карточка № 3. Распределите словосочетания на две колонки: -н- и с -нн-. Обозначьте орфограмму.
Окружённый врагами; аллея усыпана листьями; машины, гружённые товаром; желанный гость; тренированный человек; плетёное кресло; дом построен; прислонённый к стене; решённый вопрос; тучи рассеяны; рассеянный свет; неразобранные вещи; рисунок не раскрашен; не приведён в порядок; незапряжённая лошадь; перчатка связана; вязаная кофта; смышлёный мальчик; выслушанный рассказ; посажёный отец. VI Подведение итога урока.— Сколько -н- пишется в полных страдательных причастиях? А в кратких?
— Сколько -н- нужно писать в отглагольных прилагательных на - ованный, -ёванный?
— Сколько -н- пишется в прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов? А от приставочных?
— Перечислите слова-исключения.
VII Домашнее задание.Таблицу знать, слова-исключения выучить, упр.154
Литература
Горашова Н.Г. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс: к учебнику М. Т. Баранова и др.
Русский язык.7класс.Алматы «Атамұра» Э.Д.Сулейменова, О.Б.Алтынбекова, Г.Б.Мадиева.