Методическая разработка урока русского языка на тему Правописание гласных в падежных окончаниях существительных

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кустовская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области»








Урок русского языка в 6 классе

Правописание гласных
в падежных окончаниях существительных.









Учитель: Пересыпкина Людмила Матвеевна
Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях существительных.
Цели: обобщить и закрепить знания учащихся о  правописании падежных окончаний имён  существительных;
- учить обосновывать выбор гласных в окончании существительных;
- способствовать формированию умения находить существительные с изученной орфограммой;
- отработать навык правильно писать гласные Е-И в безударных падежных окончаниях существительных; познакомить с особенностями склонения существительных на – ИЯ, -ИЙ, -ИЕ.
Ход урока.
1. Оргмомент, вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята!
Прозвенел опять звонок,
Начинаем наш урок.
На себя вы посмотрите:
Вы по-разному сидите.
Если сжали кулачок,
Если руки на замок,
Значит, вы напряжены,
Безразличны и скучны.
Кулачки вы разожмите
И ладошки покажите.
Вот теперь готов наш класс.
В добрый путь и в добрый час.
2.Сообщение темы урока.
На доске записано предложение:
В алле на ветк яблон сидел снегирь.
- Какие трудности могут возникнуть при выборе нужных орфограмм в этом предложении? Что нужно знать, чтобы правильно написать окончания существительных?
- Какова же тема нашего урока? Чему мы должны сегодня научиться? (научиться без ошибок писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе)
- Сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Существительное, вспомним, что такое склонение. А хорошо ли вы помните, какие гласные пишутся в падежных окончаниях существительных?
- Каким образом слова объединяются в склонения?
Ответ на последний вопрос можно найти в сказке.
Прослушивание лингвистической сказки.
В стране Существительное жили-были вельможи . Они говорили, что им подчиняются все, а они – никому. Но однажды в городе появился богатырь Склонение, который стал наводить там порядок. Королю Морфологии это понравилось, и он решил назначить Склонение губернатором города. Склонение смело принялся за дело: страна была разделена на три больших района. Губернатору помогали падежи, окончания и род. В первом районе поселились существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я; во втором районе – существительные среднего рода с окончаниями –о, -е и существительные мужского рода с нулевым окончанием: в третьем районе – существительные женского рода с нулевым окончанием. Вход в каждый район охраняет слово, которое помогает всем жителям района изменяться одинаково: земля (1 скл.), конь (2 скл.), рожь (3 скл.).
Сделайте вывод о том, на каком основании мы относим существительное к тому или иному склонению.
     Послушаем продолжение сказки.
После расселения по разным районам существительные живут дружно, но иногда случаются неприятности: порой окончания и падежи проявляют коварство и пытаются запутать бедных жителей города. «Вредные» падежи – родительный, дательный и предложный. Но на помощь всегда приходят «волшебные» слова «земля», « конь»,
« рожь»
Задание: просклонять опорные слова и заполнить таблицу трех трудных падежей. Один ученик выполняет у доски, остальные – в тетради.
Итог:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Падежи
1 склонение
2 склонение
3 склонение

Род. п.
-и (-ы)



Дат. п.




Предл. п.





3. Работа над решением поставленных задач
(работа по алгоритму)
1. Упражнение в определении типа склонения по начальной форме.
- Какой первый шаг необходимо сделать при написании безударного падежного окончания имени существительного? (поставить имя существительное в начальную форму: И.п., ед.ч, для того, чтобы определить тип склонения. От типа склонения зависит какая буква будет в окончании)
 На партах детей карточка со словами:
Дождиком, словечку, к крылечку, за домом, над кроватью, при дочери, в лесу, над облаками, с новостью, на линейке, дружку, до дороги, у входа.
- Выполнили задание без ошибок?
Упражнение в написании безударных падежных окончаний имен существительных.
Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы со взаимопроверкой в группах.
 1 уровень –окончание имени существительного записано, нужно определив тип склонения и падеж доказать правописание данного окончания.
По аллее, с собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, к стройке.
 2 уровень – необходимо самостоятельно вставить безударное падежное окончание, указать падеж. О храброст, на ладон, в город., по площадк, от двер, на озер, к кормушк, из библиотек.
 Учитель читает слова, дети поднимают карточки с буквами е или и: устно объяснить выбор гласной.
Из черемухи, около деревни, к учительнице, на стройке, в роще, из Сибири, на капельке, из брусники, в тундре, на работе, к синице, возле речки, нашей молодежи.

4. Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)


5. Работа с текстом.
Разноуровневые задания.
1 уровень - все буквы вставлены, объяснить правописание падежных окончаний.
На моей полянке были разбросаны кусты можжевельника, среди них подымалась очень высокая ель, а на верхушке ее, на этом пальце, сидел певчий дрозд и насвистывал время от времени свою флейту, как будто управлял множеством лесных звуков наступающей вечерней зари. (М. Пришвин)
2 уровень - вставить пропущенные окончания существительных, объяснить правописание падежных окончаний.
На моей полянк_ были разбросаны кусты можжевельника, среди них подымалась очень высокая ель, а на верхушк_ ее, на этом пальц_, сидел певчий дрозд и насвистывал время от времен_ свою флейту, как будто управлял множеством лесных звуков наступающей вечерней зари. (М. Пришвин)
6. Знакомство с орф. № 17 на стр. 214 учебника.
Упр. 536-цепочкой, у доски
Задание: вставьте пропущенные окончания существительных; объясните выбор окончания (на доске).
1) В зоопарк_ у клетк_ с обезьянами всегда много людей. 2) Ветки черемухи стояли в кувшин_ на окошк_. 3) Кисти белых цветов сирен_ выделялись на зелен_ листьев. 4) Дом дедушк_ стоит на окраин_ деревн_. 5) С детства каждый мечтает о путешествии_. 6) Мы классом были на экскурсии_ в планетарии_.
7. Подведение итогов урока.
- Над чем работали на уроке?
- Какие трудности могут возникнуть в написании падежных окончаний существительных?
- Как можно избежать ошибок в окончаниях род., дат., предл. падежей?
8. Рефлексия урока
- Что нужно запомнить?

Оцените значимость своей работы на уроке и поставьте себе отметку:
+ - знаю и умею применять
! - знаю, но не всегда могу применить
? - не уверен в своих знаниях
- -пока не знаю и не умею