Рабочая программа по факультативному курсу Развитие речи (3 класс)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 45 с углубленным изучением отдельных предметов»
«Утверждено» Педагогическим советом
протокол от «29» августа 2014 г. № 1
Введено приказом № 199 от «29» августа 2014 г.
Директор школы
_______________Аникина Н.А.
(подпись) (Ф.И.О.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по развитию речи
для 3Г класса (2 час, 70час )
кол-во часов в неделю кол-во часов в год
Составитель: Рахматуллина Ирина Викторовна (учитель начальных классов, без квалификационной категории)
«Согласовано» Зам. директора_____________ Волохина Л.И.
(подпись) (Ф.И.О.)
«28» августа 2012 г.
«Рассмотрено» на заседании МО, протокол от «29» августа 2014 г. № 1
Руководитель МО _____________ Самигуллина А.Ф.
(подпись) (Ф.И.О.)
г. Набережные Челны
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к планированию курса «Развитие речи» в 3Г классе МОУ СОШ № 45
с углубленным изучением отдельных предметов на 2014-2015 учебный год
Язык наш выразителен не только для красноречия, для громкой
Поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности.
И.М. Карамзин
Актуальность
С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь « хорошо слово – половина счастья».
Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти значения в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурной. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуация. Приоритетный средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразным интонационным средствам, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речевой деятельности.
Речь конкретного человека – это отражение его общий культуры. Поэтому речь должна отвечать определённым требованиям.
Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.
Ясность – это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого- либо произведения для украшения.
Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов).
Точность – значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.
Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.
Новизна
Компьютер не заменяет учителя или учебники, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Введение ПК в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать не решавшие ранее проблемы, например:
совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
компьютеры могут помочь там, где учитель «не может разорваться» (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков );
повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер – хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений – всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
ускорят тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.
На этапе конкретизации изучаемого материала, возможно применять компьютер и использовать для тренировки и закрепления изучаемого теоретического материала специально разработанные компьютерные программы.
Курс изучения «Развития речи» для учащихся 1-4-х классов ставит следующие задачи:
развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
расширение и углубление программного материала;
воспитание любви к великому русскому языку;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
совершенствование общего языкового развития младших школьников.
Цель программы:
совершенствовать устные речевые навыки учащихся;
формирование речевого этикета учащихся;
формирование у младших школьников письменных речевых умений (оформление письменной речи в идее изложений, рассказов, сочинений);
обучение редактированию всех сторон текста: содержания, структуры и речевого оформления.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Формы занятий:
беседы;
показ презентаций;
выступления детей с небольшими сообщениями на занятиях;
заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;
сочинение сказок, рассказов, историй;
использование физминуток;
создание коллективных презентаций.
Основные содержательные линии:
«Общение»;
«Речевые жанры»;
Используемые технологии:
проблемно-диалогическая;
Здоровьесберегающая.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РАХМАТУЛЛИНОЙ ИРИНЫ ВИКТОРОВНЫ
НА 2014/2015УЧЕБНЫЙ ГОД
курс Класс Всего кол-во часов в неделю Кол-во часов в год
Развитие речи 3 Г 2 70
Методическая тема на 2014-2015 учебный год
Городская Школьная Учителя
Совершенствование методической работы в образовательном учреждении как основной механизм профессионального роста учителя в повышении качества образования Совершенствование компетентностного подхода в обучении и воспитании учащихся как необходимое условие повышение качества образования в условиях введения новых стандартов Использование интегрированного подхода в преподавании предметов в начальных классах в условиях ФГОС
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
№ Изучаемый раздел, тема учебного материала Количество часов Дата
проведения Планируемые результаты
Календарная дата Фактическая дата знания умения общие учебные умения, навыки и способы деятельности
1. Беседа о богатстве русского языка. Слово сообщает, влияет, помогает! Составление письма другу.
1 8.09 Знать компоненты речевой деятельности: кто, кому, зачем, что; знать виды писем, правили их составления; Уметь общаться Уметь осознавать и определять эмоции других людей; интерес к письму, к созданию собственных текстов;
2. Произноси правильно. Устаревшие формы слов. Коллективное составление словаря устаревших слов по русскому народным сказкам 1 11.09 Знать некоторые, наиболее часто встречающиеся, устаревшие формы слов; Уметь оказывать поддержку, помощь словом; Интерес к изучению языка;
3. Цитаты. Подбор цитат к мини – сочинению «О чём мне рассказал осенний листочек?» 1 15.09 Знать правила использования цитат; Уметь подбирать цитату к тексту; Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
4. Какую речь хочется слушать: громко – тихо, медленно – быстро. Составление диалога о летнем отдыхе 1 18.09 Знать, как улучшить общение; Уметь обсудить свою роль; Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров;
5. Выбери слово. Сочинение – миниатюры « Мой любимый урок» 1 22.09 Знать, как правильно подбирать слова для раскрытия темы; Уметь делать выводы; Высказывать и обосновывать свою точку зрения;
6. Письменные объявления. Составление объявления о пропаже собаки. 1 25.09 Знать виды писем, правила их составления; Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
7. Учись красноречию; общение в официальной обстановке ( класс, музей, кабинет враги и д. р. 1 29.09 Вычитывать все виды текстовой информации;
8. Крылатые слова и выражений, происхождений слов. 1 02.10 Знать, как использовать в речи крылатые слова, выражения; Строить монологическое высказывание;
9. Говорим кратко, подробно. Обращение к знакомым и незнакомым людям. научись говорить: « Нет! » 1 06.10 Знать, как правильно обращаться к людям; Уметь отказывать; говорить, к месту слов «нет» Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения; 10. В кабинете писателя. Приёмы правки. 1 09.10 Знать приёмы правки текста; Уметь подбирать нужные слова и выражения; Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных заданий
11. С кем, почему, для чего… Улыбнись. 1 13.10 Знать вежливые слова; Уметь общаться; Уметь чувствовать красоту и выразительность речи;
12. Особенности говорения. Тон, темп, мимика, жест. 1 16.10 Знать несловесные и словесные средства устного общения (тон, темп, мимика, жест) Уметь вступать в контакт и поддерживать его проявлять умение благодарить, используя этикетные нормы; В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
13. Речевые отрезки и паузы. 1 20.10 Иметь представление о речевом потоке, паузе, логическом ударении; Строить для других понятные высказывания;
14. Приемы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного. 1 23.10
Уметь анализировать, как люди слушают, в какой мере они стремятся понять говорящего; Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
15. Стиль - разговорный, литературный, научный. Редактирование текста «Собака Найда». 1 27.10 Различать стили; Уметь быть хорошими слушателями; Соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
16. Кратко о книге. Выбери нужное.
1 30.10 Знать, как ориентироваться в книге (по содержанию); Уметь правильно выбирать книги; Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
17. Сравни и скажи. 1 14.11 Знать, как анализировать и оценивать устную речь с точки зрения таких ее свойств, как окраска голоса, громкость, темп; Уметь использовать звучание своего голоса, громкость, темп речи в устных высказываниях; Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
18. Аргументы. Разыгрывание ситуаций. 1 15.11 Знать, как анализировать речь говорящего с применением изученных правил; Уметь рассуждать, выражать свои мысли устно, письменно; Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
19. Выступление и заключение. Составление разных вариантов выступления и заключения к рассказу «Зимние квартиры». 1 21.11 Знать, что такое вступительная и заключительная части рассказа; Уметь делать вступление и заключение; Находить в словаре находить значение речевого слова;
20. Сравнительное описание. Подготовка к сочинению-описанию «Осенний парк». 1 22.11 Знать, как составить план к сочинению-описанию; Высказывать свою точку зрения на события, поступки;
21. Сочинение-описание «Моя любимая картина». 1 28.11 Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
22
23. Выпуск газеты (коллективная форма работы). Подготовка.
Выпуск газеты 1
1 29.11
05.12 Иметь представление о составлении информации, о службе новостей; Уметь подобрать материал к газете, озаглавить рубрики; Осознавать свою ответственность за произнесенное или написанное слово; знать особенности газетных жанров;
24-
25. Лексическая сочетаемость слов. Подготовка к сочинению.
Сочинение по плану «Мой друг» (моя подруга». 1
1 06.12
12.12 Знать, как составить план сочинения; Формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
26-
27. Эпиграф. Подбор эпиграфа к сочинению «Зимние изменения в природе».Подготовка к написанию сочинения.
Сочинение «Зимние
изменения в природе» 1
1 13.12
19.12 Знать, как подбирается эпиграф к сочинению; Уметь подбирать эпиграф к теме; Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
28-
29. Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь.
Презентации. 1
1 20.12
26.12 Знать о богатстве русского языка, о культуре; Уметь готовить презентацию по теме; Критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
30. Нормы. Что это такое? Зачем они нужны? 1 27.12 Уметь грамотно составлять высказывание; Осознавать разнообразие (жанров) текстов, продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
31. Составление рассказа по сюжетным картинам. Несколько вариантов заглавия к тексту. Подготовка к сочинению «На катке» 1 16.01 Знать, что заглавие должно отражать главную мысль текста; Уметь создавать текст по картинам; Учиться подчинять свое высказывание задаче взаимодействия;
32. Сочинение - повествование. На катке. 1 17.01 Знать, как использовать эпиграф. Работать по плану; Анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
33. Абзацные отступы. Составление текста «Помоги птицам» по плану. 1 23.01 Иметь представление о начальном предложении, завершающем абзаце; Уметь последовательно составлять текст; Продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения, последовательной или параллельной структуры;
34. Тайны смешного. Обсуждение отрывка из книги писателя Георгия Скребицкого. 1 24.01 Уметь определять по заголовкам, о чем говорится в тексте; Перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий или выборочный пересказ текста;
35-
36. Законы юмора. Обсуждение смешных ситуаций, в которые попадают Дениска Кораблев из произведения Виктора Драгунского. Составление «Юмористические рассказы» (линии – книжки). 1
1 30.01
31.01 Уметь, рассказывать свои истории, уметь сочинять их; Осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
37-
38. Сочинение -рассуждения. На горке. Схема построения сочинения-рассуждения: вступления, тезис, аргумент, вывод.
Сочинение «На горке» 1
1 06.02
07.02 Знать схему построения сочинения-рассуждения; Анализировать структуру рассуждения, выявлять умственность приводимых аргументов;
39-
40. Диалог. Составление диалогов на темы: «Доброе дело»,
«Где ночуют птицы?» 1
1 13.02
14.02 Знать, как правильно, грамотно вести диалог; Уметь вести диалог; Аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
41. Заголовок к тексту. Варианты заголовок к тексту. 1 20.02 Знать, что заголовок – показатель главной мысли текста; Уметь ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его; Продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод.
42-
43. Слова-связки. Восстанови текст, подбор слов – связок
Работа с текстом«Зимняя пирода». 1
1 21.02
27.02 Знать, как использовать слова – связки; Уметь определять и устанавливать основные средства связи в тексте; Знать основные приемы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план;
44
45. Раскрыта ли тема? Обсуждение текстов: «сильный мороз», «Деревенские посиделки». 1
1 28.02
06.03
Знать, как отличать выразительность поэтических образов, красоту языка; Уметь перестаивать текст в соответствии с другими речевыми задачами; Пользоваться приемами подготовки устного выступления, выступать с графическим (-аудио, -видео) сопровождением;
46
47. Сочинение по плану: «Моя семья». Подготовка к написанию
Сочинение «Моя семья» 1
1 07.03
13.03 Уметь участвовать в обсуждении; Уметь пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка; В предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства;
48. Составление устных текстов разного типа по одной схеме. Возвращение птиц. Повествование – что произошло? Описание – какой? Рассуждение - почему? 1 14.03 Иметь представление о том, что такое художественный образ; знать специфику художественного, научного, популярного, поэтического тестов; Приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
49
50. Повторяющиеся слова в текстах: «Возвращение птиц»
«Звери весной». 1
1 20.03
21.03 Знать, как совершенствовать тест; Отличать подготовленную и неподготовленную речь;
51
52. Сочинение по картине И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем».Подготовка к сочинению
Составление плана. 1
1 03.04
04.04 Понимать замысел художника и строить свое речевое высказывание на го основе; Уметь общаться при составлении сочинений; Знать особенности неподготовленной речи;
53. Написание сочинения - миниатюры по картине на основе ключевых слов или словосочетаний.
Сочинение по картине Шишкина «Сосны, освещенные солнцем» 1 10.04 Знать, как использовать ключевые слова в сочинении; Осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
54-
55. Аннотация.
Сжатое изложение содержания книги в аннотации. 1
1 11.04
17.04 Знать, как правильно оформляется аннотация; Знать особенности диалога и монолога;
56-
57. Сочинение по картине И.И.Левитана. Март. Подготовка к сочинению.
Сочинение по картине «Март» 1
1 18.04
24.04 Знать, как использовать изобразительные средства языка для описания образов; Уметь составлять художественное описание картины; Анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах,
58. Ошибки и недочеты в речевых высказываниях учащихся. 1 25.04 Уметь замечать ошибки в своих и чужих высказываниях; Осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
59. Фольклор. Загадки, пословицы, поговорки. 1 29.04 Знать несколько загадок, пословиц, поговорок на разные темы; Уметь использовать пословицы и поговорки в речи; Пользоваться приемами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
60. Речь разговорная. Доверительный рассказ, его особенности. 1 30.04 Знать особенности составления рассказа; Уметь определять в какой мере учтены особенности для эффективности общения; При выполнении некоторых заданий осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
61. Разговорная речь с элементами художественной речи. Рассказ о себе. 1 07.05 Знать знаменательные даты из своей жизни; Уметь рассказывать автобиографию; Определять темы, основную мысль текста;
62-
63. Работа над началом сочинения «Весна»
составление нескольких вариантов вступительной части к сочинению Сочинение «Весна». 1
1 08.05
15.05 Знать, как составляются вступительные части к сочинению; Уметь составлять вступительную и заключительную части речевого высказывания; Сочинять продолжение диалогов разных персонажей, историй;
64. Речь учебно-научная. Рассуждение с высказыванием цитат. 1 16.05 Знать, где можно найти цитаты для сочинения; Уметь быть хорошим слушателем; Осознавать значение тона, смыслового ударения, как несловесных средств устного общения;
65. Незаменимые помощники-словари (толковый, орфографический, словообразовательный). 1 18.05 Уметь пользоваться словарями; Осознанно строить речевое высказывание;
66. Обращение. Употребление обращения в зависимости от ситуации. 1 22.05 Знать правила этикета; Классифицировать различные типы аргументов: обобщенные, конкретные;
67-
68. Конкурс стихотворений о лете русских, советских поэтов.
Стихотворения о лете 1
1 23.05
25.05 Знать, как читать стихотворение с интонационным выделением знаков препинания; Уметь декламировать стихотворение; Слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темп, проблемы;
69. Письма от бабушки загадушки. 1 27.05 Знать несколько загадок на разные темы; Уметь использовать загадки в речи; Различать общение для контакта и для получения информации;
70. Итоговое занятие КВН. Учите русский – годы кряду, с душой, с усердием, с умом! 1 30.05 Рассказывать о памятных событиях жизни;
Литература и средства обучения:
- Н.В.Ладыженская. Обучение успешному общению. М., Баласс, Ювенто.
- Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская. Уроки риторики в школе.
- С.А. Есенина. «Как научить Вашего ребенка писать сочинения». Издательство «Грамотей», 2011 г.
- Библиотека «1 сентября». Я иду на урок в начальную школу. Олимпиады и интеллектуальные игры. М., 2000 г.
Специфическое оборудование:
- DVD и видеозаписи;
- Газеты и журналы;
- Телевизор;
- Компьютер (для демонстрации презентаций).