Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание гласных Е-И в падежных окончаниях имен существительных»
Конспект урока русского языка (5 класс)
Тема: Правописание гласных Е И в падежных окончаниях имён существительных.
Цели:
метапредметные: способствовать формированию
-умения самостоятельно ставить цель, планировать пути ее достижения;
-умения работать с информацией
-умения организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем, сверстниками; работать индивидуально, в группе;
-умения аргументировать своё мнение
предметные:
-формирование знаний о правописании гласных в падежных окончаниях имён существительных;
-формирование умения объяснять выбор изучаемой орфограммы
личностные:
-формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации
к обучению;
-формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Примечание
1.Организационный момент. Мотивация уч-ся
(приветствует учащихся, мотивирует их на предстоящую работу)
Актуализация знаний учащихся
Обращает внимание учащихся на предложение, записанное на доске:
Туристы расположились в палатк... около берёзовой рощ... .
- Определите падеж, склонение, число существительных. Аргументируйте свой ответ.
3. Создание ситуации затруднения
- Определите, в какой морфеме пропущены буквы?
- Какую гласную нужно писать в падежных окончаниях этих существительных?
- Почему возникло затруднение?
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
- Какой же будет тема нашего урока? О чем пойдет разговор? (помогает правильно сформулировать тему, записывает ее на доске)
- Какую цель мы поставим перед собой?
- Каким образом мы сможем достичь поставленной цели?
(проговаривает совместно с детьми, кратко фиксирует на доске)
Предлагает учащимся поработать в группах:
- Какие правила поведения в группе надо помнить?
-Познакомьтесь с теоретическим материалом на стр. 212. Попробуйте преобразовать его в удобную для вас таблицу или схему.
Каждой группе дается 3 мин. на выполнение работы и 1-2 мин. на представление своего проекта.
Учитель координирует работу групп.
5. Реализация построенного проекта
Организует обсуждение, помогает внести необходимые изменения (если потребуется)
-Как мы будем пользоваться этой таблицей? Давайте составим алгоритм действий.
Организует фронтальное обсуждение алгоритма действий. (фиксирует на доске)
Предлагает учащимся вновь вернуться к предложению, записанному на доске, и, пользуясь алгоритмом. объяснить правописание пропущенных окончаний существительных.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Приветствуют учителя, готовятся к работе на уроке
Учащиеся определяют у существительных падеж, склонение, число. Доказывают правильность ответа.
Ребята определяют морфему (окончание).
Мнения учащихся разделились.
Учащиеся объясняют причину затруднения:
- Мы не знаем, когда в окончаниях существительных единственного числа писать гласную -Е, а когда -И.
Дети определяют тему урока, с помощью учителя правильно формулируют ее: «Правописание гласных Е-И в падежных окончаниях имен существительных единственного числа» (записывают тему в тетрадь)
Ученики ставят цель:
- Узнать, когда в падежных окончаниях существительных единственного числа писать гласную -Е, а когда -И.
Учащиеся предлагают план достижения цели и средства (работа с учебником, помощь учителя, создание алгоритма, схемы)
·
Учащиеся вспоминают правила поведения в группе, объединяются, распределяют между собой роли:
- генератор идей
- хранитель времени
- оформитель
- рассказчик
Создают на альбомном листе таблицу или схему, помещают на доску, защищают свой проект.
Обсуждают представленные работы, выбирают лучшую, если необходимо вносят в нее изменения, дополнения (записывают в тетрадь). Например:
падеж
1 скл.
2 скл.
3 скл.
Р.п.
-и(-ы)
-
-и
Д.п.
-е
-
-и
П.п.
-е
-е
-и
Составляют алгоритм действий по определению гласной в падежных окончаниях существительных единственного числа. Записывают в тетрадь:
- часть речи
- морфема
- склонение
- падеж
- таблица (выбираю нужное окончание)
Учащиеся списывают предложение с доски, два ученика по очереди объясняют вслух выбор гласных Е-И в окончаниях существительных:
Туристы расположились в палаткЕ (1 скл; П.п) около берёзовой рощИ (1 скл; Р.п) .
Учитель в течение всего урока обращает внимание на речь учащихся
В группу входят дети разного уровня подготовки
Это задание предлагается двум сильным ученикам
- Исследуйте страницу 212 учебника, выберите то упражнение, которое поможет нам отработать навык правописания гласных Е-И в окончаниях имен существительных.
Учитель предлагает 2 словосочетания из упр.530 записать на доске.
Учитель предлагает оставшиеся словосочетания из упр.530 выполнить в парах.
- Для чего мы выполнили упражнение 530?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону и взаимопроверкой.
Учитель обращает внимание детей на
упр. 531:
-Чем отличается задание к этому упражнению от предыдущего?
Предлагает упр. 531 выполнить самостоятельно:
- Оцените свои возможности и выберите посильное для вас задание.
Учитель организует проверку упр. 531.
8. Рефлексия:
- Что узнали на уроке?
- Чему научились?
- В чем испытывали затруднения?
-Оцените свою работу и работу одноклассников.
9. Домашнее задание:
Упр. 533, 535 ( по выбору учащихся)
Учащиеся читают задания к упражнениям и предлагают упр.530
2 ученика по очереди выполняют задание, проговаривая алгоритм решения вслух.
Ученики работают в парах (разного уровня), проговаривая алгоритм решения вслух, проверяя друг друга.
- Мы закрепили правило о выборе гласных
Е-И в падежных окончаниях существительных
- Здесь 2 вида заданий:
- записать словосочетания и объяснить выбор гласной в окончаниях существительных;
- с данными словосочетаниями составить предложения, записать их и объяснить у существительных изучаемую орфограмму.
Учащиеся выбирают одно из заданий и выполняют его.
Проверяют выполненное задание:
- учащиеся, выбравшие первый вид задания, сверяют его с образцом, представленным учителем;
- учащиеся, выбравшие второй вид задания, проводят проверку, работая в парах: зачитывают друг другу составленные предложения , объясняют выбор гласной в окончаниях существительных.
Учащиеся дают самооценку собственной учебной деятельности на уроке и оценивают работу одноклассников.
Это задание предлагается двум сильным ученикам
Если ученик не рассчитал свои силы, он может поменять задание.
Образец выполненного задания (по усмотрению учителя) может быть представлен в разных видах: запись на доске, распечатанный текст, слайд и др.
Можно использовать памятки: «Как оценить свою работу на уроке» и «Как оценить ответ одноклассника»
15