«Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий».
Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему : «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий».
Цели деятельности педагога: познакомить со склонением причастий; способствовать формированию умения определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных.
Тип урока: комбинированный урок
Методы и формы обучения: проблемный метод; деятельностно- практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Организационная структура урока.
Приветствие учащихся.
Опрос по предыдущей теме урока:
- что обозначает причастие? (Причастие обозначает признак предмета, протекающий во времени, как действие, которое производит предмет, или как действие, которому он подвергается со стороны другого предмета)
- назовите признаки глагола и прилагательного у причастия (признаки глагола у причастия: залог, вид, время, переходность/непереходность, возвратность/невозвратность.Признаки прилагательного у причастия: изменяется по родам (только в ед.ч.), числам.)- назовите синтаксическую роль в предложении (Синтаксическая роль: определение (в полной форме) или сказуемое (в краткой форме).- как склоняются причастия (полные причастия склоняются так же, как и полные имена прилагательные).
3. Самостоятельная работа
Карточка № 1.Запишите словосочетания в форме родительного, дательного, творительного и предложного падежей. Обозначьте изучаемые орфограммы.
Предполагавшийся поход, строящееся здание, трепещущая рыба, дремлющий старик, лающая собака.
Карточка № 2.Перепишите, согласуя причастия с нужными по смыслу словами. Составьте два предложения с любыми двумя словосочетаниями. Выполните синтаксический разбор одного из них.
От (нависший) деревьев; вид (увядающий) сад; на ( ревущий) море; вдоль ( живлённая) реки; рассказывать о 9 разыгравшийся) метели; ( строящийся) здания; наблюдать за ( скачущий) всадником; в ( застывающий) воздухе; смотреть на ( нарисованная) картину; сварить ( протёртый) овощи; любоваться ( журчащий) ручьём; отдёрнуть ( занесённый) руку.
Карточка № 3.Перепишите. Расставьте пропущенные буквы в окончаниях причастий.
Просклоняйте любые два словосочетания.
Улыбающ…ся ребёнка; о наступивш… лете; цветущ… яблоня; в зеленеющ… лесу; мчащ…ся река; у потухш… костра; в застывающ… воздухе; к расстроен… человеку; за ближайш… огородами; за летящ… стрелой; заросш… дорожка, на посветлевш… небе; в клокочущ… лаве; с провален… крыши; не закончен… работа.4.Чтение материала учебника (работа по вопросам)
- Как определяется склонение причастий?
- Что помогает определить склонение причастий?
5. Закрепление материала.
1. Просклоняйте данные словосочетания. (учащиеся работают у доски, остальные в тетради)
Тающий снег, расстилавшийся туман.
6.Рефлексия учебного материала (итог урока).
- Что нового узнали на уроке?
- Как определяется склонение причастий?
- Что помогает определить склонение причастий
7. Домашнее задание (комментированное). (сверить старый и новый учебник, по новому П.13 учить правило, упр.82 на с.36)