Урок русского языка в 7 классе на тему «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных».
Урок русского языка в 7 классе на тему «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных».
№
НН
Н
1.
Если образовано от глагола совершенного вида:
исхоженная (тропа) исходить (сов. вид)
Если образовано от глагола несовершенного вида:
хоженая (тропа) ходить (несов. вид)
2.
Если есть приставка, кроме приставки не-:
покрашенный (пол),
но:
некрашеный (пол).
Если нет приставки:
крашеный (пол).
3.
Если есть суффиксы -ова-, -ева-, -ирова-:
Маринованные, раскорчеванное, дисциплинированный.
4.
Если есть зависимые слова:
Крашенный нами пол.
Если нет зависимых слов:
Крашеный пол.
Задание № 1: перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя устно написание «н» и «нн» в причастиях и отглагольных прилагательных:
(1) Ранеый боец – изранеый солдат; (2) сеяая мука – посеяое зерно; (3) кипячеая вода - вскипячеое молоко; (4) крашеый пол – покрашеый забор; (5) кошеый или некошеый клевер – скошеая трава; (6) стреляый воробей – подстрелеая птица; (7) пугаая ворона – испугаая лошадь; (8) девочка баловаа – баловаая родителями девочка; (9) стрижеый мальчик – стрижеые под польку волосы; (10) правлеая статья – правлеая редактором статья; (11) неписаое правило – писаые людьми законы.
Ключ:
(1) Раненый боец – израненный солдат; (2) сеяная мука – посеянное зерно; (3) кипяченая вода - вскипяченное молоко; (4) крашеный пол – покрашенный забор; (5) кошеный или некошеный клевер – скошенная трава; (6) стреляный воробей – подстреленная птица; (7) пуганая ворона – испуганная лошадь; (8) девочка балована – балованная родителями девочка; (9) стриженый мальчик – стриженные под польку волосы; (10) правленая статья – правленная редактором статья; (11) неписаное правило – писанные людьми законы.
Задание № 2: распределите причастия и отглагольные прилагательные с зависимыми словами на две колонки: 1) пишется «н»; 2) пишется «нн»:
(1) Несолеые огурцы; (2) лакироваые туфли; (3) ненагружеый вагон; (4) отшлифоваая деталь; (5) сушеые фрукты; (6) синтезироваое вещество; (7) вязаые варежки; (8) собраый урожай; (9) плетеая корзина; (10) испугаый малыш; (11) жареые грибы; (12) писаая красками картина; (13) несеяая мука; (14) солеая в кадушке капуста; (15) рваый рукав; (16) гружеые кирпичом машины; (17) путаый ответ; (18) организоваая экскурсия; (19) неломаая линия; (20) свежеморожеая рыба.
Ключ:
№
Н
НН
1.
(1) Несоленые огурцы
(2) лакированные туфли
2.
(5) сушеные фрукты
(3) ненагруженный вагон
3.
(7) вязаные варежки
(4) отшлифованная деталь
4.
(9) плетеная корзина
(6) синтезированное вещество
5.
(11) жареные грибы
(8) собранный урожай
6.
(13) несеяная мука
(10) испуганный малыш
7.
(15) рваный рукав
(12) писанная красками картина
8.
(17) путаный ответ
(14) соленная в кадушке капуста
9.
(19) неломаная линия
(16) груженные кирпичом машины
10.
(20) свежемороженая рыба
(18) организованная экскурсия
Задание № 3: перепишите, вставляя пропущенные буквы н или нн и объясняя устно их правописание:
1). Иван Ильич и Даша поселились в хуторе в мазаой хате. 2). Его нечесаые волосы ниспадали на глаза целой волной. 3). В доме были высокие стены с выбелеыми стенами и некрашеыми полами. 4). Это была прогулка среди высоких сосен по песку, смешаому с хвоей. 5). Свечка была погашеа.
Задание № 1: перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя устно написание «н» и «нн» в причастиях и отглагольных прилагательных:
(1) Ранеый боец – изранеый солдат; (2) сеяая мука – посеяое зерно; (3) кипячеая вода - вскипячеое молоко; (4) крашеый пол – покрашеый забор; (5) кошеый или некошеый клевер – скошеая трава; (6) стреляый воробей – подстрелеая птица; (7) пугаая ворона – испугаая лошадь; (8) девочка баловаа – баловаая родителями девочка; (9) стрижеый мальчик – стрижеые под польку волосы; (10) правлеая статья – правлеая редактором статья; (11) неписаое правило – писаые людьми законы.
Задание № 2: распределите причастия и отглагольные прилагательные с зависимыми словами на две колонки: 1) пишется «н»; 2) пишется «нн»:
(1) Несолеые огурцы; (2) лакироваые туфли; (3) ненагружеый вагон; (4) отшлифоваая деталь; (5) сушеые фрукты; (6) синтезироваое вещество; (7) вязаые варежки; (8) собраый урожай; (9) плетеая корзина; (10) испугаый малыш; (11) жареые грибы; (12) писаая красками картина; (13) несеяая мука; (14) солеая в кадушке капуста; (15) рваый рукав; (16) гружеые кирпичом машины; (17) путаый ответ; (18) организоваая экскурсия; (19) неломаая линия; (20) свежеморожеая рыба.
Задание № 3: перепишите, вставляя пропущенные буквы н или нн и объясняя устно их правописание:
1). Иван Ильич и Даша поселились в хуторе в мазаой хате. 2). Его нечесаые волосы ниспадали на глаза целой волной. 3). В доме были высокие стены с выбелеыми стенами и некрашеыми полами. 4). Это была прогулка среди высоких сосен по песку, смешаому с хвоей. 5). Свечка была погашеа.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя устно написание «н» и «нн» в причастиях и отглагольных прилагательных:
(1) Ранеый боец – изранеый солдат; (2) сеяая мука – посеяое зерно; (3) кипячеая вода - вскипячеое молоко; (4) крашеый ый забор; (5) кошеый или некошеый клевер – скошеая трава; (6) стреляый воробей – подстрелеая птица; (7) пугаая ворона – испугаая лошадь; (8) девочка баловаа – баловаая родителями девочка; (9) стрижеый мальчик – стрижеые под польку волосы; (10) правлеая статья – правлеая редактором статья; (11) неписаое правило – писаые людьми законы.
Задание № 2: распределите причастия и отглагольные прилагательные с зависимыми словами на две колонки: 1) пишется «н»; 2) пишется «нн»:
(1) Несолеые огурцы; (2) лакироваые туфли; (3) ненагружеый вагон; (4) отшлифоваая деталь; (5) сушеые фрукты; (6) синтезироваое вещество; (7) вязаые варежки; (8) собраый урожай; (9) плетеая корзина; (10) испугаый малыш; (11) жареые грибы; (12) писаая красками картина; (13) несеяая мука; (14) солеая в кадушке капуста; (15) рваый рукав; (16) гружеые кирпичом машины; (17) путаый ответ; (18) организоваая экскурсия; (19) неломаая линия; (20) свежеморожеая рыба.
Задание № 3: перепишите, вставляя пропущенные буквы н или нн и объясняя устно их правописание:
1). Иван Ильич и Даша поселились в хуторе в мазаой хате. 2). Его нечесаые волосы ниспадали на глаза целой волной. 3). В доме были высокие стены с выбелеыми стенами и некрашеыми полами. 4). Это была прогулка среди высоких сосен по песку, смешаому с хвоей. 5). Свечка была погашеа.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя устно написание «н» и «нн» в причастиях и отглагольных прилагательных:
(1) Ранеый боец – изранеый солдат; (2) сеяая мука – посеяое зерно; (3) кипячеая вода - вскипячеое молоко; (4) крашеый пол – покрашеый забор; (5) кошеый или некошеый клевер – скошеая трава; (6) стреляый воробей – подстрелеая птица; (7) пугаая ворона – испугаая лошадь; (8) девочка баловаа – баловаая родителями девочка; (9) стрижеый мальчик – стрижеые под польку волосы; (10) правлеая статья – правлеая редактором статья; (11) неписаое правило – писаые людьми законы.
Задание № 2: распределите причастия и отглагольные прилагательные с зависимыми словами на две колонки: 1) пишется «н»; 2) пишется «нн»:
(1) Несолеые огурцы; (2) лакироваые туфли; (3) ненагружеый вагон; (4) отшлифоваая деталь; (5) сушеые фрукты; (6) синтезироваое вещество; (7) вязаые варежки; (8) собраый урожай; (9) плетеая корзина; (10) испугаый малыш; (11) жареые грибы; (12) писаая красками картина; (13) несеяая мука; (14) солеая в кадушке капуста; (15) рваый рукав; (16) гружеые кирпичом машины; (17) путаый ответ; (18) организоваая экскурсия; (19) неломаая линия; (20) свежеморожеая рыба.
Задание № 3: перепишите, вставляя пропущенные буквы н или нн и объясняя устно их правописание:
1). Иван Ильич и Даша поселились в хуторе в мазаой хате. 2). Его нечесаые волосы ниспадали на глаза целой волной. 3). В доме были высокие стены с выбелеыми стенами и некрашеыми полами. 4). Это была прогулка среди высоких сосен по песку, смешаому с хвоей. 5). Свечка была погашеа.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя устно написание «н» и «нн» в причастиях и отглагольных прилагательных:
(1) Ранеый боец – изранеый солдат; (2) сеяая мука – посеяое зерно; (3) кипячеая вода - вскипячеое молоко; (4) крашеый пол – покрашеый забор; (5) кошеый или некошеый клевер – скошеая трава; (6) стреляый воробей – подстрелеая птица; (7) пугаая ворона – испугаая лошадь; (8) девочка баловаа – баловаая родителями девочка; (9) стрижеый мальчик – стрижеые под польку волосы; (10) правлеая статья – правлеая редактором статья; (11) неписаое правило – писаые людьми законы.
Задание № 2: распределите причастия и отглагольные прилагательные с зависимыми словами на две колонки: 1) пишется «н»; 2) пишется «нн»:
(1) Несолеые огурцы; (2) лакироваые туфли; (3) ненагружеый вагон; (4) отшлифоваая деталь; (5) сушеые фрукты; (6) синтезироваое вещество; (7) вязаые варежки; (8) собраый урожай; (9) плетеая корзина; (10) испугаый малыш; (11) жареые грибы; (12) писаая красками картина; (13) несеяая мука; (14) солеая в кадушке капуста; (15) рваый рукав; (16) гружеые кирпичом машины; (17) путаый ответ; (18) организоваая экскурсия; (19) неломаая линия; (20) свежеморожеая рыба.
Задание № 3: перепишите, вставляя пропущенные буквы н или нн и объясняя устно их правописание:
1). Иван Ильич и Даша поселились в хуторе в мазаой хате. 2). Его нечесаые волосы ниспадали на глаза целой волной. 3). В доме были высокие стены с выбелеыми стенами и некрашеыми полами. 4). Это была прогулка среди высоких сосен по песку, смешаому с хвоей. 5). Свечка была погашеа.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
15