Разработка урока русского языка в 7 классе «Образование страдательных причастий»
Предмет: Русский язык
Класс: 7 класс
Дата проведения:
Тема: Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Цель: сопоставить изученный материал с новым и уметь применять на практике через парную и групповую форму работы
Результат обучения:
- умение сравнивать страдательные причастия с действительными причастиями наст.и прош. времени;
- умение образовывать и определять страд.прич. наст. и прош. времени;
- умение применять орфогр.правило «Суффиксы страд.прич. наст. времени»;
- умение доказать свой выбор;
- умение давать оценку собственной деятельности.
Критерии оценивания
А:- Я знаю, с помощью каких суффиксов образуются действительные и страдательные причастия.
В:- Я умею образовывать и определять страд.прич. наст. времени.
- Я умею применять и обосновывать свой выбор через сравнение суффиксов действит. и страд.прич. наст. времени;
- Я умею образовывать и определять страд.прич. прош. времени.
- Я умею применять орфогр.правило: «Гласные е –ё в суффиксах страд. причастий прошедшего времени»;
С:- Нахожу отличия между действительн. и страдат. причастиями.
- Умею давать оценку своей деятельности.
Оборудование: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы под авт. Сулейменова Э.Д. Алматы: «Атамура». 2012, раздаточный материал, листы самооценки.
время Этапы урока Задачи Деятельность учителя Деятельность ученика Организационные формы Используемые модули
1мин Организационный Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку фронтально 3-4 мин. Организовываю проверку д/ задания. Упр. 101В, 102 С,
Словарную работу Взаимопроверка по ключу.
Взаимооценивание по критериям.
Проводят словарную работу. Парная работа.
Группа ТиОФронтально 4- 6 мин Мотивационный этап.
Целеполагание.
(Стадия вызова) Повторение ранее изученного и побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме. 1. «Диалог в стикерах». Записать вопросы по пройденной теме другой группе.
- На какой вопрос вы не смогли ответить?
Выход на тему и цель урока Пишут вопросы, отвечают.
Составляют цели, проговаривают их классу
(изучить, научиться, развивать, уметь, оценивать) МГ Диалоговое обучение.
Стратегия КМ.
6-7мин Обращаю ваше внимание, что
- Мы придерживаемся правил, которые создали, начиная наш эксперимент.
- Сегодня вам предлагается для записей не только рабочая тетрадь, но и лист самооценки. Подпишите его.
Слушают, подписывают фронтально Лидерство и управление.
7-15
15-18мин
18-28мин
28-30мин.
30-38мин
Осмысление содержания Получение новой информации по теме.
Интерпретация полученной информации
Закрепление понятия
2. Прочитайте информацию на стр. 47,50,51 и составьте кластер, применяя опыт изучения прошлой темы
Прохожу по группам, осуществляя контроль, предлагая дозированную помощь
Предлагаю выдвинуть представителей от каждой группы.
Прошу выступить одного спикера.
3. ( В) Выполните задания, используя новую информацию и алгоритм. Проверьте по ключам и оцените свою работу.
Образовать причастия (взаимотренаж, по 2 глагола):
1-ценить, привезти; 2- приблизить, хранить; 3-оберегать, исправить; 4- руководить, решить.
4.(С) Найти дейст. и страд.причасти(е,я) и определить их время. Обосновать свой выбор, объяснить правописание суффиксов причастий . 1. Я в лесу, подтаявшем, около ствола, гладенькую, мокрую шишку подняла. 2. Из тьмы выступали гружённые углем вагоны.3. На дорожке стоял стригущий кусты садовник.
1. Долина, засыпанная обломками обнажённых скал, была раскалена, как печь.2. Голый бугор с недавно посаженными тополями был усеян низенькими домишками.3.Блестела роса, шлифующая рельсы.
ТиО Составить критерии оценивания. Читают, заполняют.
84455080645Страдательные
00Страдательные
168275045720003778254572000
16808451270Прошедшее время
00Прошедшее время
-222254445Настоящее время
00Настоящее время
230187522860004254502349500
1680845-1905От перех.глагола в п.в. или инфинитива
00От перех.глагола в п.в. или инфинитива
99060-2540От перех.глагола в н.в.
00От перех.глагола в н.в.
228028516002000
4730755334000825506286500
1 спр 2 спр -енн57531060960001943106096000 -нн -т
ем/ом им
Когда группы выполнили задание, один ученик из каждой группы выбирается «представителем» и перемещается к другой группе, чтобы объяснить и обобщить, и выяснить идеи другой группы. Затем представитель возвращается в свою группу, чтобы сообщить, что он узнал.
Модификация кластеров.
Выступление спикера.
ТиО – составляют алгоритм вместо кластера
Алгоритм
109220013335000473075133350001.Определяю время глагола
2387600163830002. Настоящее Прошедшее(инф.)
5588001778000
3.Определяю спряжение
82359590170004. Выбираю суффикс Выбираю суффикс
23856952540001147445127000
1 спр – ем/ом 2 спр – им -енн, -нн, -т,
после шипящ. - Ё
Выполняют задания.
Проверяют.
Самооценка по ключам.
Физкультминутка
Находят причастия, выписывают, определяют вид, время, графически и устно объясняют выбор суффиксов.
Анализируют задания групп. Создают критерии оценивания. Презентуют. Оценивают.
( умение видеть причастия -1умение различать ДП и СП – 1
умение определять время – 1
умение правильно писать суффикс – 1
умение объяснять свой выбор – 1) Работа в м-х группах
Работа в группе (готовый алгоритм сравнивается с правильным)
Сменные пары
(1-2,3-4; 1-3,2-4; 1-4, 2-3)
ТиО (1 - 4) + консультирование
БГ
. Новые подходы в обучении: работа в парах, в группах, ТиО,
диалоговое обучение: кумулятивная беседа.
Самооцениваниепо критериям
(рефлексивные дневники)
- критерии на доске
Формативное оценивание. Управление и лидерство
Диалоговое обучение
Критическое мышление:«Представитель»
Диалогическое обучение: (кумулятивная беседа)
Диалогическое обучение: (кумулятивная беседа)
Диалогическое обучение: (исследовательская беседа)
38-42мин Итог Повторение и обобщение изученного. 1 группа- найти и записать общее для ДП и СП
2 группа – только для ДП
3 группа – только для СП Спикеры выходят, представляют материал. КМ: диаграмма Венна
42-44мин Рефлексия Оценка собственной деятельности.
Ответьте на вопросы в рефлективном дневнике. Отвечают на вопросы:
Как я сегодня работал?
Какие трудности были ?Что нужно доработать ?фронтально Новые подходы к обучению: диалогическая беседа.
44 -45 мин Организационный момент Завершение урока Благодарю за работу. Прошу сдать листы самооценки Сдают листы самооценки. индивидуально Запишите домашнее задание.
Д/з
В:упражнение 79 (1-4) Определить вид и время прич.
С: упражнение 114 Записывают.
ТиОУрок №
Лист самооценки ФИ ____________________
Тема: Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Цель: сопоставить изученный материал с новым и уметь применять на практике через парную и групповую форму работы
Что оценивается задание «+»или«-»А: Я знаю, с помощью каких суффиксов образуются действительные и страдательные причастия. Кластер или алгоритм В: - Я умею образовывать и определять страд.прич. настоящего времени. Взаимотренажёр - Я умею образовывать и определять страд.прич. прошедшего времени. Я умею применять орфогр.правило: «Гласные е –ё в суффиксах страд. причастий прошедшего времени»; С: -Нахожу отличия между действительн. и страдат. причастиями. Задание в группе Диаграмма Венна - Умею давать оценку своей деятельности. Р. Дневник Урок № Лист самооценки ФИ ____________________
Тема: Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Цель: сопоставить изученный материал с новым и уметь применять на практике через парную и групповую форму работы
Что оценивается задание «+»или«-»А: Я знаю, с помощью каких суффиксов образуются действительные и страдательные причастия. Кластер или алгоритм В: - Я умею образовывать и определять страд.прич. настоящего времени. Взаимотренажёр - Я умею образовывать и определять страд.прич. прошедшего времени. Я умею применять орфогр.правило: «Гласные е –ё в суффиксах страд. причастий прошедшего времени»; С: -Нахожу отличия между действительн. и страдат. причастиями. Задание в группе Диаграмма Венна - Умею давать оценку своей деятельности. Р. Дневник Ключ к д/работе
1 спр. – играющий, зовущий, колющий. 2 спр. – слышащий.
2 спр. – повлиявший, 1 спр. – вернувшийся, увидавший, 2 спр. – увидевшийся.
1 спр. – бросающий, бросавший, 2 спр. – зависящий, зависевший, 1 спр. – желающий, желавший, 2 спр. – говорящий, говоривший.
Критерии оценивания:
Умение правильно определить спряжение глагола 1 балл
Умение правильно написать суффиксы (ущ/ющ – ащ/ящ) действительного причастия наст. времени 1 балл
Умение правильно определить время действительных причастий 1 балл
Умение правильно написать гласную букву перед суффиксом дейст. прич. прошедшего времени 1 балл
Умение правильно обозначить суффиксы действительных причастий 1 балл
(С) Найти дейст. и страд.причасти(е,я) и определить их время. Обосновать свой выбор, объяснить правописание суффиксов причастий . 1. Я в лесу, подтаявшем, около ствола, гладенькую, мокрую шишку подняла. 2. Из тьмы выступали гружённые углем вагоны.3. На дорожке стоял стригущий кусты садовник.
(С) Найти дейст. и страд.причасти(е,я) и определить их время. Обосновать свой выбор, объяснить правописание суффиксов причастий . 1. Я в лесу, подтаявшем, около ствола, гладенькую, мокрую шишку подняла. 2. Из тьмы выступали гружённые углем вагоны.3. На дорожке стоял стригущий кусты садовник.
(С) Найти дейст. и страд.причасти(е,я) и определить их время. Обосновать свой выбор, объяснить правописание суффиксов причастий . 1. Долина, засыпанная обломками обнажённых скал, была раскалена, как печь.2. Голый бугор с недавно посаженными тополями был усеян низенькими домишками.3.Блестела роса, шлифующая рельсы.
(С) Найти дейст. и страд.причасти(е,я) и определить их время. Обосновать свой выбор, объяснить правописание суффиксов причастий . 1. Долина, засыпанная обломками обнажённых скал, была раскалена, как печь.2. Голый бугор с недавно посаженными тополями был усеян низенькими домишками.3.Блестела роса, шлифующая рельсы.
(С) Найти дейст. и страд.причасти(е,я) и определить их время. Обосновать свой выбор, объяснить правописание суффиксов причастий . 1. Я в лесу, подтаявшем, около ствола, гладенькую, мокрую шишку подняла. 2. Из тьмы выступали гружённые углем вагоны.3. На дорожке стоял стригущий кусты садовник.
(С) Найти дейст. и страд.причасти(е,я) и определить их время. Обосновать свой выбор, объяснить правописание суффиксов причастий . 1. Долина, засыпанная обломками обнажённых скал, была раскалена, как печь.2. Голый бугор с недавно посаженными тополями был усеян низенькими домишками.3.Блестела роса, шлифующая рельсы.
( В) Используя новую информацию и алгоритм, образовать причастия от данных глаголов:
1-ценить, привезти;
2- приблизить, хранить; ( В) Используя новую информацию и алгоритм, образовать причастия от данных глаголов:
3-оберегать, исправить;
4- руководить, решить. ( В) Используя новую информацию и алгоритм, образовать причастия от данных глаголов:
1-ценить, привезти;
2- приблизить, хранить; ( В) Используя новую информацию и алгоритм, образовать причастия от данных глаголов:
3-оберегать, исправить;
4- руководить, решить. ( ТиО) Используя новую информацию и алгоритм, образовать причастия от данных глаголов:
1-ценить, привезти;
2- приблизить, хранить;
3-оберегать, исправить;
4- руководить, решить.
Проконсультируйте учеников, которые затрудняются при выполнении задания
Задание для работы в группе (этап получения новой информации)
Вам нужно понять, как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.
Для этого:
Прочитайте информацию на стр. 47,50,51 .
Составьте кластер, применяя опыт изучения прошлой темы
Обсудите кластер в группе. Если необходимо, дополните его.
Выберите одного представителя от группы, который обсудив материал другой группы, принесёт в вашу группу новое.
Дополните, если это необходимо, ваш кластер.
Выберите одного спикера, который будет защищать вашу общую работу.
Защитите свой кластер.
Выслушайте выступление других групп, если необходимо, задайте вопросы.
Задание для работы в группе (этап получения новой информации)
Вам нужно понять, как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.
Для этого:
Прочитайте информацию на стр. 47,50,51 .
Составьте кластер, применяя опыт изучения прошлой темы
Обсудите кластер в группе. Если необходимо, дополните его.
Выберите одного представителя от группы, который обсудив материал другой группы, принесёт в вашу группу новое.
Дополните, если это необходимо, ваш кластер.
Выберите одного спикера, который будет защищать вашу общую работу.
Защитите свой кластер.
Выслушайте выступление других групп, если необходимо, задайте вопросы.
Задание для работы в группе (этап получения новой информации)
Вам нужно понять, как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.
Для этого:
Прочитайте информацию на стр. 47,50,51 .
Составьте кластер, применяя опыт изучения прошлой темы
Обсудите кластер в группе. Если необходимо, дополните его.
Выберите одного представителя от группы, который обсудив материал другой группы, принесёт в вашу группу новое.
Дополните, если это необходимо, ваш кластер.
Выберите одного спикера, который будет защищать вашу общую работу.
Защитите свой кластер.
Выслушайте выступление других групп, если необходимо, задайте вопросы.
Ключ к д/работе
1 спр. – играющий, зовущий, колющий. 2 спр. – слышащий.
2 спр. – повлиявший, 1 спр. – вернувшийся, увидавший, 2 спр. – увидевшийся.
1 спр. – бросающий, бросавший, 2 спр. – зависящий, зависевший, 1 спр. – желающий, желавший, 2 спр. – говорящий, говоривший.
Критерии оценивания:
Умение правильно определить спряжение глагола 1 балл
Умение правильно написать суффиксы (ущ/ющ – ащ/ящ) действительного причастия наст. времени 1 балл
Умение правильно определить время действительных причастий 1 балл
Умение правильно написать гласную букву перед суффиксом дейст. прич. прошедшего времени 1 балл
Умение правильно обозначить суффиксы действительных причастий 1 балл
_________________________________________________________________________________________________________________________
Ключ к д/работе
1 спр. – играющий, зовущий, колющий. 2 спр. – слышащий.
2 спр. – повлиявший, 1 спр. – вернувшийся, увидавший, 2 спр. – увидевшийся.
1 спр. – бросающий, бросавший, 2 спр. – зависящий, зависевший, 1 спр. – желающий, желавший, 2 спр. – говорящий, говоривший.
Критерии оценивания:
Умение правильно определить спряжение глагола 1 балл
Умение правильно написать суффиксы (ущ/ющ – ащ/ящ) действительного причастия наст. времени 1 балл
Умение правильно определить время действительных причастий 1 балл
Умение правильно написать гласную букву перед суффиксом дейст. прич. прошедшего времени 1 балл
Умение правильно обозначить суффиксы действительных причастий 1 балл