Конспект урока русского языка в 7 классе по теме Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и отглагольных прилагательных


МБОУ «Аллабердинская СОШ» с. Алабердино Тюльганского района Оренбургской области
Разработка урока по русскому языку для 7 класс по теме
«Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных».
Автор разработки Хисамова Фания Фаузятовна
учитель русского языка и литературы


Тема: Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных.
Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
Задачи:
- обучающие: формирование навыков написания –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных; повторение написания прилагательных.
- развивающие: развивать умения различать краткие страдательные причастия и краткие отглагольные прилагательные.
- воспитательные: воспитывать внимательность. Прививать интерес к родному языку.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: карточки, презентация.

Ход урока:
1.Организационный момент.
2Актуализация знаний учащихся.
А). Дифференцированные карточки.
Карточка №1 (для слабого ученика)
Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.
Маринованные грибы, иллюстрированный журнал, варёный горох, плавленый сыр, плетённый из веток, остриженный мальчик, испачканное лицо, кипяченое молоко, кошенный по росе луг, заплетённая коса.

Карточка № 2 (для сильного) РАБОТА У ДОСКИ
Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.
Решенная задача, вырванный лист, пуганая ворона, прочитанная книга, сенная мука, ветрена погода, серебряное кольцо, привязанная ветка, кипяченная в кастрюле, брошенный щенок.

Б). Фронтальный опрос. (Слайд 1)
- Как звучит тема сегодняшнего урока?
- Отталкиваясь от названия, можем ли мы сказать , что эта тема для нас абсолютно новая?
- Что мы знаем о страдательных причастиях прошедшего времени?
- Со словами какой части речи можно перепутать страдательное причастие прошедшего времени?
- Что нам известно об отглагольных прилагательных?
- Чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные?
- Как отглагольное прилагательное превратить в причастие? (присоединить приставку, кроме НЕ, или добавить зависимое слово)
- На какие вопросы отвечают?
- Какова синтаксическая роль в предложении?
- Какую цель мы для себя поставим?

В). Проверка выполнения карточки у доски.

3. Изучение новой темы.
А). Целеполагание. (Слайд 2)
Б). Создание проблемной ситуации. (Слайд 3)
- Ребята, я вам предлагаю выполнить задание, которое поможет нам сформулировать задачу на этот урок.
(На доске запись):
Дочь умна и воспитаа.
Девочка хорошо воспитаа бабушкой.
Море взволнова(н,нн)о Лицо девочки было взволнова(н,нн)о
Некоторые люди очень рассеяы.
Семена рассеяы по полю.

- Нужно вставить пропущенные орфограммы. (Выполняется самостоятельно).
Проверка выполнения. Обмен тетрадями.
На доске делается запись :
Дочь умна и воспитанна. Девочка хорошо воспитана бабушкой.
Море взволновано. Лицо девочки было взволнованно.
Некоторые люди очень рассеянны. Семена рассеяны по полю.

- На какое правило слова с пропущенными орфограммами? (Одна и две буквы «Н» в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных).
- Проверять умеем? (Умеем).
- Как? (Краткое причастие можно заменить глаголом (воспитала) и от краткого причастия можно поставить вопрос к зависимому слову кем? чем? (воспитана (кем?) бабушкой), а краткие отглагольные прилагательные заменяются полной формой (девочка воспитанная), они дают характеристику определяемого слова, т.е. говорят о постоянном признаке предмета, а не сообщают о действии, произведенном кем-то).

- Почему количество «Н» в словах разное? (Слова слышатся одинаково, а пишутся по-разному).
- Так какую задачу поставим сегодня на урок? (Слайд 4)
- Будем проверять, с какой частью речи мы имеем дело (с кратким причастием или с кратким прилагательным), и в зависимости от этого писать Н или НН в суффиксах данных слов.

В). - Смысловое чтение (работа по учебнику) «Применяя правило, рассуждайте так» стр. 61

- Алгоритм (Слайд 6)

4. Закрепление
а). Распределительный диктант.
Выпишите сначала прилагательные, а затем причастия; образуйте краткую форму; вставьте пропущенные буквы, объясните.
Раскрашенные (раскрашены) картинки, подстриженные(подстрижены) волосы, спокойные(спокойны) зрители, единственная(единственна) возможность ,ветреная(ветрена) девица, отшлифованная(отшлифована) поверхность, , похищенная(похищена) вещь.

б). Работа в группе. Работа с электронным тренажером.

В). Гимнастика для глаз.
Цель: снятие зрительного утомления.
1. Вертикальные движения глаз вверх – вниз.
2. Горизонтальное вправо – влево.
3. Вращение глазами по часовой стрелке и против.
4. Глазами нарисовать кривую, изображённую на доске, несколько раз, сначала в одном, а затем в другом направлении.

в). Работа с перфокартами. Я буду читать слова и словосочетания, вы должны поставить значок в ячейке выбранного вами варианта ответа (одна или две буквы Н ). 1. Ресурсы изысканы экономистами.
2. Её манеры изысканны.
3. Ягоды подавлены в корзине.
4. Люди стояли подавленны и унылы. 5. Сумма собрана по копеечке. 6. Речь стройна и собранна.
7. Вещи утеряны в дороге.
8. Студентка рассеянна.
9. Публика избалована гастролёрами.
10. Все трудности временны.
11. Вещи утеряны в дороге.

Проверим и оценим себя сами (Слайд 7)
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

 Н
 +
 
 +
 
 +
 +
 +
 
 +
 
+

 НН
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +



5.Рефлексия
С какой трудностью столкнулись в начале урока?
Какие знания использовали для решения новой задачи?
Чему учились на уроке?
Прежде чем писать слово, что нужно для себя выяснить?

6. Домашнее задание: п.22, Упр.№125 (Слайд 8)
*** Найдите фразеологизмы, в состав которых входят причастия прошедшего времени или образованные от них прилагательные. (Делить шкуру неубитого медведя)

Интернет ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Литература
Влодавская Е.А. Диктанты и изложения по русскому языку. Экзамен, М.2012.
Русский язык Баранов М.Т...М.,Просвещение,2010.