ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ


Тема: Гласные в суффиксах
страдательных причастий настоящего времени
Класс:7
Тип урока: урок усвоения новых знаний через исследовательскую работу.
Методы: поисковый; репродуктивный (составление и запись алгоритма рассуждения).
Формы: коллективная, индивидуальная; работа в парах.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, дидактический материал.
Цель урока: Сформировать умение правильно писать суффиксы страдательных причастий настоящего времени.
Задачи:
Познакомить с правописанием суффиксов страдательных причастий настоящего времени.
Сформировать умение составлять и применять алгоритм рассуждения по заданной теме.
Развивать логическое мышление и языковое чутье.
Воспитывать умение внимательно слышать и слушать другое мнение.
Технологическая карта урока
Этап урока Действия учителя
Деятельность обучающихсяУУД
1 этап.
Орг. момент Приветственное слово учителя Приветствие учащихся ,запись числа в тетрадях - личностные, коммуникативные.
создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха
2 этап. Актуализация знаний -Любое исследование предполагает пошаговое приближение к истине, и мы начинаем  с вами это движение вперед. Сегодня на уроке мы будем изучать явление, которое можно назвать «близкие родственники», и исследовать будем «родственные связи». Наше исследование так и называется «Родственные связи».
-Какую часть речи мы изучаем?
-Предположите, о каких родственниках пойдёт речь?
Чтение сказки.
-Чем поделился глагол с причастием?
Предполагаемый ответ:
причастие
Предполагаемый ответ:
(глагол, прилагательное и причастие)
Предполагаемый ответ:
гласными в суффиксах УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала)
3 этап.
Исследование языкового материала
Самостоятельная работа с карточками.
Как образуются причастия?
В какой части слова можно было допустить ошибки?
Проблема с гласными или согласными?
Итак, что мы будем изучать?
Поставьте перед собой цель. Чему должны научиться на уроке? Что понять?
Поскольку с темой определились, и мы увидели, что перед нами действительные и страдательные причастия, сгруппируем их.
Итог первой проблемной задачи– классификация причастий.
Продолжим исследование.
Чем различаются действительные причастия?
- Вспомните нашу сказку. Может, сразу мне скажете, что же мог оставить на память о себе глагол? (Как проявились родственные связи?)
- А сейчас главный вопрос. От чего зависит правописание гласных в этих суффиксах?
ФизкульминуткаКакую проблему нужно рассмотреть в связи с правописанием страдательных причастий настоящего времени?
Ответ поищем в учебнике
Сделайте вывод.
Прочитайте полностью опорную схему Вставляют пропущенные буквы.
Самопроверка.
Предполагаемый ответ:
От глагола суффиксальным способом
Подчеркивают гласные
Формулируют тему урока и записывают в тетрадь «Гласные в суффиксах
страдательных причастий настоящего времени»
Предполагаемый ответ:
Выбирать гласную в суффиксах. Узнать, от чего зависит.
Запись цели урока
2 человека работают у доски, остальные в тетрадях

Предполагаемый ответ:
суффиксами
Предполагаемый ответ:
от спряжения
Составляют опорную схему, формулируют вывод
Работают с материалом в учебнике.
Составляют опорную схему.
Читают опорные схемы.
УУД: познавательные, личностно-регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование),коммуникативные.
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность
4 этап. Закрепление изученного материала Тренировочные упражнения
Распределите слова в 2 столбика,сделайте вывод.
Образуйте действительные и страдательные причастия настоящего времени м.р., ед.ч. от глаголов, выделите суффиксы:
Прикрывать-прикрывающий-прикрываемый
Решать-решающий- решаемый
Возводить-возводящий-возводимый
Оберегать-оберегающий- оберегаемый
Видеть-видящий - видимый2 человека работают у доски остальные на каточках, работают в парах. Принцип деятельности.
УУД: познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи, создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение)
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
5этап.
Подведение итогов
Рефлексия Вспомним нашу сказку. Что же оставил причастию на память о себе глагол? Помните задачу, которую ставили перед собой на уроке? Какую? Научились? Полученные знания вам нужны?
Суффиксальная карусель Работают на карточках УУД:
-коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества)
-регулятивные:
(ученики осознают самих себя как движущую силу в процессе познания;
пробуют свои силы в преодолении препятствий и выборе ситуации;
проектируют в ситуации сотрудничества результат своей деятельности)
-познавательные:
(умение исследовать материал, делать выводы и объяснять языковые и лингвистические явления)
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
6 этап.
Домашнее задание Домашнее задание:
ответить на вопрос
Запись домашнего задания УУД: познавательные (умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание); коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи)
Приложение
Исследование «Родственные связи»
Вставьте попущенную букву:
стро…щий
хран…мый грохоч…щий вед…мыйреша…мый рису…щий слыш…щий вид…мый.
Причастия настоящего времени
действительные страдательные
от глаголов I спр.
от глаголов II спр.
386016688773103374390112585533743901125855
Дома: От любых глаголов можно образовать причастия
настоящего времени?
ФИ__________________________________________
Образуйте действительные и страдательные причастия
настоящего времени м.р., ед.ч. от глаголов, выделите суффиксы:
Прикрывать
Решать
Оберегать
Возводить
Видеть
ФИ__________________________________________
Образуйте действительные и страдательные причастия
настоящего времени м.р., ед.ч. от глаголов, выделите суффиксы:
Прикрывать
Решать
Оберегать
Возводить
Видеть