Урок по окружающему миру Чистота реки Камы зависит от нас (2класс)
Тема: Чистота реки Камы зависит от нас.
Цель: донести до сознания школьников понимание бережного отношения к воде как к жизненно важному для здоровья ресурсу и драгоценному дару природы России.
Задачи: 1. Информация о водных ресурсах мира, России, региона и их экологическом состоянии; о влиянии воды на здоровье и жизнедеятельность человека, о важности экологического сознания в России.
2. Информация о проекте «Единая Россия» - «Чистая вода»
Ход урока.
I. Сообщение темы урока.- Послушайте стихи и определите, о чем пойдет речь на уроке.
Вы слышали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Без воды нам не умыться,
Ни наесться, и напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
- Почему нельзя прожить без воды?
- Сформулируйте тему урока.
(на доске открывается запись «Урок Чистой воды»)
II. Рассказ учителя о водных ресурсах и их состоянии.
- Как вы думаете, много ли воды на Земле? Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду: на земле, в воздухе, под землей. Вода входит в состав любого живого организма. Тело человека почти на 2/3 состоит из воды (70-80%). Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру тела. Вода необходима нашему организму для удаления разных веществ.
Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 л воды.
Воду пьют леса и поля. Без нее не могут прожить ни звери, ни птицы, ни люди.
III.Беседа по картинкам о роли воды.
- Какую работу выполняет вода на каждой из этих картинок?
1)Вода «кормит»: по морям и океанам днем и ночью плывут рыболовецкие суда.
2)Вода «добывает» электрический ток, работает на электростанциях.
3)Вода моет людей, города, машины, дороги.
4)Вода – это самая большая и удобная дорога
5)Без воды нельзя замесить тесто для хлеба, приготовить бетон, сделать бумагу, ткань, резину, конфеты, лекарства.
- Вот она какая, вода!
IV.Чтение учителем экологической сказки«Жила-была река»
ЖИЛА-БЫЛА РЕКА (экологическая сказка)
Жила-была река. Сначала она была маленьким, веселым ручейком, который прятался среди высоких, стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая чистая, какая вкусная вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.
Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.
Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В Реку бросали разные ненужные вещи: банки, бревна, в ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Река — тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя», — думала она.
Люди все больше загрязняли Реку, а она все терпела, ждала, когда они наконец опомнятся.
Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители — растения, животные — задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река. «Нет, — думает, — не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой».
Позвала она на помощь своих жителей: «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом люди разрушили, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей». Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и улитки, и звери, — очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек — редкий гость.
А жители города на следующий день с удивлением обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали его жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было и неважно: все равно по вечерам не было света.
И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленьким, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней, как к врагу. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Мы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».
Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали: ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы жизни в городе привыкла.
Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных ученых — следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.
Обсуждение сказки:
- Почему река ушла от людей?
- Как людям удалось вернуть реку обратно?
V. Рассказ учителя об экологической обстановке
- Какая вода нужна человеку? Почему?
- Оказывается, чистой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней все возрастает. К этому привело бурное развитее промышленности в начале ХХ века.
С одной стороны – воды на Земле очень много, а с другой – очень мало. Как такое может быть?
Воды много в морях и океанах, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для промышленности и сельского хозяйства.
Пресной воды значительно меньше. Уже сегодня 1/3 населения Земли испытывает в ней недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах на Юном и Северном полюсах земли. Из-за постоянного загрязнения запасы пресной воды все быстрее сокращаются.
В последнее время особенно остро встала проблема ухудшения качества питьевой воды. Так в России не отвечают санитарным нормам около 40 % поверхностных и 17% подземных источников питьевой воды.
В природные водоемы нередко сливаются отходы промышленного производства, нефтесодержащие вещества. Пластиковые отходы таят в себе большую угрозу, так как при разложении выделяют крайне опасное вещество – диоксин. В воду попадают болезнетворные микробы, возбудители различных заболеваний. Устаревшее коммунальное оборудование (трубы) тоже влияет на качество питьевой воды.
Все это отрицательно сказывается на здоровье россиян: и взрослых, и детей.
В связи с этим Президент РФ В.В. Путин назвал экологию одним из главных направлений российской политики.
По инициативе партии «Единая Россия» разработан проект государственной программы «Чистая вода». 24 ноября 2009г. Проводится Международный форум с таким же названием «Чистая вода».
Во всех школах г. Сочи в знак солидарности с идеями форума сегодня проводится урок «Чистой воды»
Вы тоже можете внести свой маленький вклад в большое общее дело охраны водных ресурсов. Как это сделать, обсудим после просмотра видеоролика на тему «Водные богатства России»
VI.Показ главного блока с выступлением Президента РФ Д.А. Медведева об экологической политике России и необходимости решения проблемы чистой воды.
VII.Показ видеоролика на тему «Водные богатства России»
VIII.Дискуссия по теме урока
-Назовите основные источники загрязнения воды.
-Чем опасно загрязнение воды?
-Почему нужно беречь воду?
-Как люди охраняют воду от загрязнения?
-Что можете сделать вы для экономного расходования воды?
IX.Творческое задание
-Придумайте и нарисуйте свой экологический знак на тему «Берегите воду!» Ваши знаки должны без слов рассказать о том, что наносит вред чистой воде или о том, что помогает сбережению чистой воды.
-Обсуждение работ
X. Подведение итогов
-Какой проблеме был посвящен наш урок?
-Над какими вопросами вы задумались?
-О чем расскажете своим близким?
XI.Домашнее задание
Составить свой план мероприятий по сбережению водных ресурсов
Жила-была река. Сначала она была маленьким, веселым ручейком, который прятался среди высоких, стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая чистая, какая вкусная вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.
Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.
Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В Реку бросали разные ненужные вещи: банки, бревна, в ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Река — тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя», — думала она.
Люди все больше загрязняли Реку, а она все терпела, ждала, когда они наконец опомнятся.
Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители — растения, животные — задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река. «Нет, — думает, — не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой».
Позвала она на помощь своих жителей: «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом люди разрушили, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей». Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и улитки, и звери, — очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек — редкий гость.
А жители города на следующий день с удивлением обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали его жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было и неважно: все равно по вечерам не было света.
И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленьким, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней, как к врагу. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Мы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».
Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали: ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы жизни в городе привыкла.
Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных ученых — следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.