Оценка качества медицинской сестринской помощи
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №3»
Егорьевский филиал
Исследовательской работа
На тему:
Оценка качества сестринской медицинской помощи
Выполнила работу:
Желтова Анастасия Ильгизаровна
Егорьевск, 2016 г
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..1
Организационная структура медицинского учреждения……………3
Исследование организации сестринской службы в учреждении в ГБУЗ МО Егорьевская ЦРБ
2.1. Изучение сестринского дела в ГБУЗ МО Егорьевская ЦРБ…………...7
2.2. Изучение мнения врачей о качестве сестринской медицинской помощи…………………………………………………………………………..14
2.3. Результаты анкетирования пациентов о качестве сестринской медицинской помощи………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………..25
Список использованной литературы………………………………………...27
Введение
Реформа отечественного здравоохранения является важной составляющей широкой программы социально-экономических преобразований, происходящих сегодня в России. Она ставит перед органами здравоохранения всех уровней задачу коренного улучшения качества работы медицинских учреждений.
115300 медсестер и врачей не хватает системе российского здравоохранения. Такие данные приводит Роструд, ссылаясь на общероссийскую базу «Работа в России», которая содержит информацию о 1,3 млн. вакансий.
Учреждения системы здравоохранения Московской области в минувшем году пополнились 120 врачами и 1.924 средними медицинскими работниками. Таким образом, извечная проблема кадровой нехватки врачей и медсестер в Подмосковье постепенно изменяется в лучшую сторону.
Московский регион также не является исключением. По данным МЗ Московской области в отрасли ощущается жесткий кадровый голод. В настоящее время дефицит медицинских работников в регионе составляет около 40%, однако справедливости ради стоит отметить, годом ранее этот показатель был намного выше. Сейчас в Московской области практически каждый медцентр нуждается в специалистах по терапии и педиатрии.
Низкая заработная плата, отсутствие жилья для медицинских работников снижают престиж медицинской профессии. Каждое лечебное учреждение пытается, в рамках существующего законодательства, изыскивать свои способы привлечения специалистов и удержания их.
Организационная структура медицинского учреждения
ГБУЗ МО «Егорьевская ЦРБ» - это современное медицинское учреждение, в котором работают квалифицированные специалисты разных направлений.
В учреждении созданы все условия для ранней и своевременной диагностики различных заболеваний, их консервативного лечения с использованием мало инвазивных методик.
Рисунок 1. Центральный вход в ГБУЗ МО «Егорьевская центральная районная больница»
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области Егорьевская центральная районная больница (ГБУЗ МО Егорьевская ЦРБ), является лечебно-диагностическим и консультативным центром. Оказывает амбулаторно-поликлиническую (как плановую так и экстренную), и круглосуточную - стационарную, соответствующую самым современным медицинским стандартам, помощь как жителям собственного, так и соседних районов.
На базе Егорьевской ЦРБ предоставляются как бесплатные, в рамках программы обязательного медицинского страхования и Территориальной программы государственных гарантий, так и платные медицинские услуги. В рамках платных медицинских услуг можно оформить справку на управление транспортным средством, справку на приобретение и ношение оружия, справку для трудоустройства на работу, а также, получить консультации специалистов и прочие виды услуг.
ЦРБ Егорьевск оснащена современным лечебным и диагностическим медицинским оборудованием. В учреждении постоянно внедряются достижения современной науки и техники, профилактические методики. Обслуживание ведут высококвалифицированные специалисты. На базе учреждения созданы выездные бригады врачей специалистов для оказания различных видов медицинской, организационно методической и консультативной помощи.
Егорьевская ЦРБ — постоянно развивающееся и совершенствующееся лечебно-профилактическое учреждение. В работе организации используются самые современные информационные технологии. Для удобства пациентов в работе широко используется возможность электронной записи к врачу on-line через международную сеть Интернет при помощи сервиса «Электронная регистратура».
Прикреплённое к лечебно-профилактическому учреждению обслуживаемое население Егорьевского района (включая город Егорьевск) составляет более 100 тысяч человек. Кроме жителей района, здесь так же могут получить помощь и все жители прилегающих районов.
В структуре Егорьевской ЦРБ, в комплексе, присутствуют взрослая и детская поликлиники, многопрофильный круглосуточный стационар, стационар дневного пребывания при поликлинике, офисы врачей общей практики, отделение скорой медицинской помощи. Для обслуживания сельского населения – фельдшерско-акушерские пункты и врачебные амбулатории. Диагностическую службу представляют клинико-диагностическая (общеклиническая и биохимическая) лаборатория, отделение ультразвуковой диагностики, кабинеты флюорографии, рентгенологический кабинет, службы ЛФК и физиотерапии.
Штат сотрудников состоит из высококвалифицированного медицинского персонала.
И.о. Главный врач – Петров Сергей Валерьевич.
1-ый зам. главного врача – Малый Павел Владимирович.
Зам. главного врача по лечебной части – Никульцева Ирина Владимировна.
Зам. главного врача по детству и родовспоможению – Меликова Нателла Лаврентиевна.
Главная медсестра – Ковалева Кристина Вячеславовна.
Прием и лечение пациентов осуществляется врачами разных специальностей в стационарах, в поликлиниках, в сельских амбулаториях, а также прием пациентов на дому. Скорая медицинская помощь работает круглосуточно.
Главными задачами учреждения являются сохранение высокого уровня оказания медицинской помощи, совершенствование методов организации работы, приобретение новейшей аппаратуры, внедрение инновационных методов диагностики и лечения, развитие материально-технической базы, создание условий для комфорта и удобства при посещении нашего ЛПУ.
Организационная структура учреждения приведена на схеме 1.
-316865-12065Административный комплекс
Поликлинический комплекс
Детство и родовспоможение
Сельские амбулатории
Стационарный комплекс
Административно-хозяйственный отдел
Бухгалтерия
Главный врач
Заместитель главного врача
Планово-экономический отдел
Компьютерный отдел
Секретариат
Медико-статистический отдел
Отдел кадров
Служба безопасности
Юридический отдел
Снабжение
Детская поликлиника
Детский стационар
Женская консультация
Роддом
Городская поликлиника №1
Городская поликлиника №2
Городская поликлиника №3
Верейковская амбулатория
Ефремовская амбулатория
Клеменовская амбулатория
Михалевская амбулатория
Раменская амбулатория
Рязановская амбулатория
Шувойская амбулатория
Юрцовская амбулатория
Клеменовское терапевтическое отделение
Стационар взрослый
Шувойское терапевтическое отделение
Егорьевская ЦРБ
00Административный комплекс
Поликлинический комплекс
Детство и родовспоможение
Сельские амбулатории
Стационарный комплекс
Административно-хозяйственный отдел
Бухгалтерия
Главный врач
Заместитель главного врача
Планово-экономический отдел
Компьютерный отдел
Секретариат
Медико-статистический отдел
Отдел кадров
Служба безопасности
Юридический отдел
Снабжение
Детская поликлиника
Детский стационар
Женская консультация
Роддом
Городская поликлиника №1
Городская поликлиника №2
Городская поликлиника №3
Верейковская амбулатория
Ефремовская амбулатория
Клеменовская амбулатория
Михалевская амбулатория
Раменская амбулатория
Рязановская амбулатория
Шувойская амбулатория
Юрцовская амбулатория
Клеменовское терапевтическое отделение
Стационар взрослый
Шувойское терапевтическое отделение
Егорьевская ЦРБ
27565355479415Схема 1. Организационная структура ГБУЗ МО «Егорьевская ЦРБ»
00Схема 1. Организационная структура ГБУЗ МО «Егорьевская ЦРБ»
2. Исследование организации сестринской службы в учреждении в ГБУЗ МО Егорьевская ЦРБ2.1. Изучение сестринского дела в ГБУЗ МО Егорьевская ЦРБГБУЗ МО Егорьевской ЦРБ является районной больницей, оказывающих лечебно-профилактическую помощь в области оказания медицинских услуг. С целью оценки кадрового обеспечения и технологии работы медицинского персонала были изучены годовые отчеты ГБУЗ МО Егорьевская ЦРБ и применены следующие методы исследования:
1. Статистический метод применялся для обобщения информации об объемах и качестве медицинской деятельности.
2. Социологический метод (опрос, анкетирование) применён для оценки степени удовлетворенности пациентов и удовлетворенности персонала своей работой.
3. Комплексный (комбинированный) метод представляет собой сочетание различных вышеперечисленных.
В качестве аппаратного обеспечения в исследовании использовались рабочие стации (компьютеры). Для статистической обработки и анализа полученных результатов применялись пакеты Microsoft Office 2007 и программа Microsoft Excel.
Оценка удовлетворенности пациентов стационарной помощью осуществлялась с помощью социологического опроса по специально разработанной системе анонимного анкетирования.
Использовались 5 видов анкет, опрошено 100 медицинских сестёр и 100 пациентов.
На сегодняшний день в Егорьевской ЦРБ работает 855 специалистов сестринского звена, что составляет 84% укомплектованности. Следует отметить, что этот показатель на протяжении последних пяти лет остается относительно стабильным (рис.8).
86
%
85
,50%
85
%
84
,50%
%
84
50
%
60
%
70
%
80
%
90
%
100
%
2011
2012
2013
2014
2015
86
%
85
,50%
85
%
84
,50%
%
84
50
%
60
%
70
%
80
%
90
%
100
%
2011
2012
2013
2014
2015
Рисунок 2. Показатель укомплектованности сестринского персонала Егорьевской ЦРБ за период с 2011 по 2015 год
Возрастной состав сестринского персонала выглядит следующим образом (рис. 9):
72707522860
14
%
13
%
19
%
14
%
40
%
от 0 до 5 лет
с 5 до 10 лет
с 10 до 15 лет
с 15 до20 лет
больше 20 лет
00
14
%
13
%
19
%
14
%
40
%
от 0 до 5 лет
с 5 до 10 лет
с 10 до 15 лет
с 15 до20 лет
больше 20 лет
Рисунок 3. Распределение сестринского персонала по стажу
Анализируя эти показатели, нельзя сказать, что положение с кадровой укомплектованностью сестринского звена в нашем учреждении достаточно трудное. Тем не менее, наметившаяся тенденция заставляет задуматься и уже сейчас разрабатывать мероприятия и искать способы удержания медицинских сестер, а также привлечения молодых специалистов. В связи с этим было принято решение провести анкетирование специалистов сестринского звена с целью определения уровня удовлетворенности сотрудников условиями труда.
В анкетировании приняли участие 100 респондентов. Опрос показал, что 40% из числа опрошенных работают систематически на 1,5 ставки, 30%- на 1,25, 20% - на 1 ставку, 10%- на 1,75. (рис.10)
32893018415
40
%
30
%
10
%
10
%
на 1,5 ставки
на 1,25 ставки
на 1,75 ставки
на 1 ставку
00
40
%
30
%
10
%
10
%
на 1,5 ставки
на 1,25 ставки
на 1,75 ставки
на 1 ставку
Рисунок 4. Показатель загруженности сестринского персонала
Безусловно, увеличение нагрузки на работающий персонал обусловлено не укомплектованностью кадрами. В то же время, как отмечают многие опрошенные, работа на одну ставку «не позволяет обеспечить достаточный прожиточный уровень семьи».
На вопрос «Удовлетворены ли вы своей заработной платой?» ответы распределились следующим образом: 1%-удовлетворены; 30%- частично удовлетворены; 69%- не удовлетворены. (рис.11)
54483017145
0
20
40
60
80
удовлетворены
заработной платой
частично
удовлетворены
заработной платой
не удовлетворены
заработной платой
00
0
20
40
60
80
удовлетворены
заработной платой
частично
удовлетворены
заработной платой
не удовлетворены
заработной платой
Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос «Удовлетворены ли вы своей заработной платой?»
В Московской области растет сеть частных медицинских организаций. Известно, что их кадровый состав формируется за счет оттока специалистов из бюджетных организаций, причем как, правило, это высококвалифицированные и опытные специалисты. Особое внимание следует уделить ответам на вопрос «Планируете ли вы сменить место работы?», которые представлены на рисунке 12.
23241019050
5
%
30
%
65
%
планируют сменить
место работы
думают над этим
вопросом
не планируют
менять место
работы
00
5
%
30
%
65
%
планируют сменить
место работы
думают над этим
вопросом
не планируют
менять место
работы
Рисунок 6. Распределение ответов на вопрос «Планируете ли вы сменить место работы?»
Коэффициент совместительства приведен в таблице 1.
Таблица 1
Коэффициент совместительства составляет:
профессия 2014 2015
врачи
1,56 1,54
медицинские сестры
1,07 1,11
младший медицинский персонал
0,8 0,8
В таблице 2 оценен процесс текучести кадров в учреждении.
Таблица 2
Изменение кадрового состава
профессия выбыло прибыло
2014 2015 2014 2015
Врачи 16 14 13 23
Средний мед/перс. 18 45 20 67
Прочий и младший 9 21 12 15
Движение кадров имеет отрицательный баланс от 2 до 5 %. В качестве причин увольнения указывается: «сложная работа», «хотелось бы иметь более высокую заработную плату».
Специалисты учреждения регулярно повышают квалификацию. В таблице 3 приведены результаты исследования данного процесса.
Таблица 3
Повышение квалификации. Прошли обучение
2014 2015
медсестры 219 184
Что соответствует плану обучения. В таблице 4 приведены результаты исследования процесса аттестации среднего медицинского персонала.
Таблица 4
Аттестованы на категорию (% от работающих)
2014 2015
медсестры 0,70 0,72
Количество аттестованных медицинских сестёр возросло на 3%, имеется резерв из медицинских сестёр отработавших более 3 лет.
Таблица 5
Имеют сертификаты (% от работающих)
2014 2015
медсестры 860/98% 847/99%
Характеристика материально-технического оснащения больницы
В соответствии с требованиями ВОЗ сестринские технологии должны быть оснащены:
мебелью, мягким инвентарем;
предметами ухода;
средствами связи;
средствами малой механизации.
В соответствии с особенностью лечебно-диагностической помощи ГБУЗ МО Егорьевская ЦРБ должна иметь весь необходимый набор.
Так, мебелью больница обеспечена согласно табелю оснащения. Предметы ухода для проведения манипуляций, в большинстве своем, приобретаются одноразового использования (шприцы, катетеры, интубационные трубки и т.д.). Налажена централизованная обработка и стерилизация инструментария многоразового использования, упаковка в индивидуальные укладки на каждую конкретную манипуляцию, перевязку, операцию.
Постельные больные обеспечены индивидуальными средствами гигиены на весь период нахождения в стационаре (судна, мочеприемники, средства для профилактики пролежней).
Имеющиеся средства связи (местная и городская телефонная, палатная сигнализация, мобильная с дежурными врачами, локальная по больнице) позволяет значительно экономить рабочее время.
Средства малой механизации представлены каталками, полуфункциональными и функциональными передвигающимися кроватями, часть которых имеют подъемные устройства, что значительно снижает трудоемкость перемещения и транспортировки постельных больных.
Отделение реанимации оснащено противопролежневыми матрацами и приспособлениями для профилактики пролежней. Приобретается новое оборудование, позволяющее заменять устаревшее и внедрять новые технологии. Для улучшения материально-технического обеспечения больницы предусматривается расходование основных средств ДМС на приобретение оборудования в соответствии с действующими стандартами.
Создана единая компьютерная сеть для обеспечения более четкого и быстрого взаимодействия всех служб и отделений и снижения затрат времени на документацию.
Таким образом, основной состав сестринского персонала представляет собой работоспособную группу, способную как к обучению, так и сохранению и созданию новых традиций в сестринском деле. Кроме того, новые знания молодых специалистов находят применение в практической деятельности и создают предпосылки к изменениям в организации деятельности сестринского персонала.
Также проведенное исследование показало, что для персонала не менее важны социальные льготы и гарантии. Это не только возможности решения жилищных проблем, но и социальные гарантии для детей, в частности предоставление мест в дошкольных учреждениях вне очереди, возможности бесплатного санаторно-курортного отдыха и лечения, льготы на коммунальные услуги. Конечно, обнадеживает тот факт, что, несмотря на неудовлетворенность заработной платой, все-таки основная масса сотрудников не планирует уходить из медицинской организации и тем более из отрасли. Это объясняется, прежде всего, тем, что в профессию они пришли по призванию и огромному желанию помогать пациентам.
2.2. Изучение мнения врачей о качестве сестринской медицинской помощиС целью изучения отношения врачей о работе среднего медицинского персонала нами была разработана анкета (приложение 2), в которой предлагалось ответить на целый ряд вопросов, касающихся сестринской помощи. В анкетировании приняли участие 45 врачей. Среди опрошенных врачи терапевтического профиля составили 29 (62,2%) респондентов, врачи хирургического профиля - 16 (37,8%) респондентов. Возраст врачей - респондентов колебался от 24 до 62 лет.
Большинство из них - врачи в возрасте от 40 до 49 лет - 20 (44,4%), от 30 до 39 лет - 9 (20,0%), от 50 до 59 лет - 4 (8,9%), старше 60 лет - 4 (8,9%). Врачей в возрасте до 30 лет было 8 (17,7%). Общий врачебный стаж работы опрошенных составил: до 4 лет – у 12 (26,7%) врачей, от 5 до 9 лет – у 5 (11,1%), от 10 до 15 лет – у 17 (37,8%), от 15 и более – у 11 (24,4%).
Высшую квалификационную категорию имели 13 (28,9%) опрошенных, первую квалификационную категорию 16 (35,6%), вторую - 5 (11,1%), не имели категории - 11 (24,4%) анкетированных.
Мы попросили врачей оценить, насколько их удовлетворяет работа сестринского персонала.
При оценке качества работы сестринского персонала в 8 (17,8%) случаях врачи отметили еѐ как очень хорошую, в 33 (73,3%) – как хорошую, в 4 (8,9%) случаях – как удовлетворительную.
Рисунок 7. Оценка врачами качества работы сестринского персонала
Из числа опрошенных врачей 19 (42,2%) отметили, что на качество выполнения сестринской помощи влияет недостаток времени, а 13 (28,9%) указали на отсутствие у медицинских сестер знаний психологии и неумение общаться с больными, 5 (11,1%) полагают, что у медсестѐр недостаточный уровень профессиональных умений и навыков.
Профессиональную компетенцию оценили как очень хорошую 4 (8,9%) врача, как хорошую - 29 (64,4%), как удовлетворительную - 12 (26,7%) врачей.
Оценили организованность сестринского персонала как очень хорошую 9 (20,0%), хорошую – 20 (44,4%), удовлетворительную – 16 (35,6%) врачей.
Рисунок 8. Оценка врачами профессиональной деятельности медицинских сестер
Дисциплину медицинских сестер как хорошую оценили 30 (66,7%) врачей и как удовлетворительную - 15 (33,3%).
На вопрос, соответствует ли численность и состав сестринского персонала объѐму и сложности работ, 28 (62,2%) врачей ответили, что соответствует, 5 (11,1%) - соответствует частично, 8 (17,8%) - не соответствует и затруднились ответить 4 (8,9%) врача.
Вполне удовлетворены организацией рабочего места постовой медицинской сестры 15 (33,3%) опрошенных врачей, скорее удовлетворены, чем не удовлетворены - 22 (48,8%), совершенно не удовлетворены - 4 (8,9%) и столько же затруднились ответить.
Была также проведена оценка удовлетворенности рабочим местом процедурной медицинской сестры, вполне удовлетворены 20 (44,4%) врачей, скорее удовлетворены, чем не удовлетворены, - 17 (37,8%), совершенно не удовлетворены - 5 (11,1%) и 3 (6,7%) затруднились ответить.
Рисунок 9. Оценка врачами удовлетворенности рабочим местом процедурной медицинской сестры
В ходе исследования выявлено, что не все медицинские сестры сообщают врачу ежедневно о жалобах пациента, его физиологических отправлениях (10,0%).
14,7% врачей отметили, что медицинская сестра не всегда может оценивать состояние больного, 7,0% - не всегда беседует с больными о правилах приема лекарственных средств и 9,0% - о режиме питания, диетотерапии.
Основными причинами, мешающими сестринскому персоналу быть удовлетворенным своим трудом, по мнению врачей, являются:
несоответствие уровня оплаты интенсивности труда 37 (82,2%),
не достаточная материальная база 25 (55,5%),
чрезмерная нагрузка 8 (17,8%),
равнодушное отношение общества к труду медсестры 12 (26,7%),
несложившиеся отношения с администрацией 4 (8,9%).
Рисунок 10. Причины, мешающие сестринскому персоналу быть удовлетворенным своим трудом
На недостаточное количество медикаментов и перевязочного материала указал 21 (46,7%) врач, на недостаточную обеспеченность средствами малой механизации указали 24 (53,3%) респондента.
Нами изучалось мнение врачей о возможности передачи части своих функций медицинской сестре, большинство 29 (64,4%) - не хотели бы их передать, 16 (35,6%).
Рисунок 11. Мнение врачей о возможности передачи части своих функций медицинской сестре
Регулярное участие медицинской сестры во врачебном обходе отметили только 21 (46,7%) респондент, 13 (28,9%) респондентов указали, что медицинская сестра не присутствует на обходе, и 11 (24,4%) отметили только периодическое присутствие медицинской сестры во время обхода. Среди врачей, указавших на присутствие медицинской сестры на обходе врачи хирургического профиля составили 100,0%, это связано с особенностями работы в хирургическом отделении. Терапевты в 50,0% случаев отмечали отсутствие медицинской сестры в обходе, что отрицательно влияет на качество оказываемой медицинской помощи.
Медицинская сестра не всегда сообщает врачу о своих наблюдениях, назначенные процедуры выполняются не сразу. Участие в обходе помогало бы медицинской сестре лучше разбираться в назначениях, правильно оценивать состояние больного, потребовавшее коррекции назначений, а значит, происходил бы постоянный обмен информацией, что в конечном итоге отразилось бы положительным образом на качестве лечения больных.
Врачам было предложено оценить также целесообразность ведения медицинской сестрой точных записей своих действий по каждому больному (например, ведение сестринской карты больного с выставлением сестринского диагноза, указание своего плана действий). Положительный ответ дали 12 (26,7%) врачей, против этого высказались 29 (64,4%) врачей, не определились с ответом 4 (8,9%) опрошенных врача.
Рисунок 12. Целесообразность ведения медицинской сестрой точных записей своих действий по каждому больному
По нашему мнению, сбор анамнеза, первичный осмотр больного при поступлении, фиксирование медицинской сестрой своих действий в сестринской истории болезни - путь к превращению медицинской сестры из простого исполнителя назначений в коллегу, единомышленника врача, что в конечном итоге отразится на повышении качества лечения больного.
Большинство врачей (41 (91,1%)) считают, что медицинская сестра правильно оценивает состояние больного, также 37 (82,2%) врачей считают, что медицинская сестра обращает внимание на результаты проводимых обследований, оценивает наличие отклонений и сообщает о них врачу.
Таким образом, наше исследование показало, что большая часть врачей в целом удовлетворена работой медицинских сестер. Однако роль и функции медицинских сестер в лечебном процессе нуждаются в переосмыслении и переработке, в частности, следует пересмотреть нагрузку медицинских сестер.
2.3. Результаты анкетирования пациентов о качестве сестринской медицинской помощиКачество медицинской помощи – совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента (населения), его ожидания современному уровню медицинской науки и технологии.
С целью оценки качества сестринской помощи нами было проведено социологическое исследование пациентов ЦРБ г. Егорьевска. Анкета состоит из 26 вопросов, которые включают в себя данные о пациенте (пол, возраст, образование и т.д.), вопросы об объёме сестринской помощи, мнение пациентов о работе медицинских сестёр в данном отделении, о качестве питания и условиях пребывания в отделении, предложения по улучшению качества сестринской помощи.
В опросе принял участие 300 пациентов. В результате исследования были получены следующие результаты: большинство пациентов – это люди старше 50 лет – 57 %, в том числе 44 % мужчины и 56 % – женщины.
В вопросе об образовании были получены примерно одинаковые результаты с небольшими отклонениями: 30 % – это люди с высшим образованием, 29 % имеют среднее, а 38 % – среднеспециальное. Из девяти человек, ответивших на вопрос «иное», шесть человек с образованием 5 и 7 классов, одна школьница и два человека с незаконченным высшим.
Опрос проводился в основном в хирургическом отделении, поэтому 74% опрошенных человек - это пациенты хирургического отделения. Примерно половина пациентов не в первый раз находятся на лечении в данном стационаре - 43 % пациентов.
76 % респондентов были ознакомлены медицинской сестрой с правилами внутреннего распорядка. Причиной того, что 24% пациентов не были ознакомлены с ним, может быть недостаточная внимательность медицинских сестёр или их большая загруженность.
Только у 34 % респондентов была проведена гигиеническая обработка тела. Это может быть следствием недостаточного финансирования (нет необходимого количества нательного и постельного больничного белья, дезинфицирующих и моющих средств), нехватка среднего и младшего медицинского персонала.
Однако следует отметить, что 90 % респондентов высоко оценили качество сестринских манипуляций, что указывает на хорошую профессионально-техническую подготовку медицинских сестёр. 10 % недовольных качеством выполнения манипуляций могут быть обусловлены как психологическими особенностями пациентов, так и некомпетентными действиями сестринского персонала. Необходимо продумать вопрос о подборе более совершенной технологии подбора кадров.
В анкете был задан вопрос о качествах медицинской сестры, курирующей данную палату (пациентов). В разделе ответов стояли 8 вариантов, первые четыре отмечали положительные черты медсестры, остальные – отрицательные.
Респонденты давали несколько вариантов ответов, поэтому общее количество ответов составило - 659. Охотнее респонденты отмечали положительные характеристики качеств медицинской сестры. 97 % опрашиваемых высоко оценили сестринские кадры. 2 % пациентов отметили равнодушие к ним со стороны медсестры. Напрашивается вывод, что речь идет об одной конкретной медицинской сестре. В графе «иное» 8 человек, что составляет 1% опрошенных, дали свои варианты ответов: юмор, строгость, нет конкретной медсестры, закреплённой за палатой, выполняет назначения врача удовлетворительно.
На вопрос «довольны ли Вы сестринским уходом» 91,6 % дали отрицательный ответ (что очень печально для сестринской службы), 3 % отметили иное, при этом не дали никаких комментариев.
По нашему мнению, с санитарно-эпидемиологическим режимом ситуация не очень благополучная. Достаточно большой процент (22 %) респондентов отметили, что соблюдается он не всегда, а 4 % пациентов дали и вовсе отрицательный ответ. Конечно, нельзя не принимать во внимание, что опрашиваемые не специалисты в этой области, но, с другой стороны, какие-либо действия или бездействие со стороны сестринского персонала дали основание для формирования такого мнения у пациентов.
На вопрос, были ли конфликтные ситуации с медицинской сестрой, 8% респондентов ответили, что «довелось конфликтовать с сестринским персоналом во время пребывания в стационаре». Только два пациента объяснили почему: в первом случае пациент дал характеристику перевязочной медицинской сестре, указывая на её грубость и черствость. Во втором случае медицинская сестра убрала с тумбочки у лежачего больного все предметы ухода.
На вопрос о том, был ли разъяснён медицинской сестрой характер, содержание проводимого исследования при подготовке к диагностическим манипуляциям, большинство опрашиваемых (68 %) ответили положительно на поставленный вопрос, 15 % – 51 человек – отрицательно. Те респонденты, которые ответили «иное», отметили, что ещё не проходили подобные исследования (17 %). Опять встаёт проблема подготовки кадров по психологии и их большой загруженности.
Только четырнадцать человек (4 %) выразили неудовлетворение качеством оказания помощи в параклинических службах, но никто не указал причину подобного впечатления. Тридцать четыре человека (10 %) ответили «иное».
Самые разнообразные ответы вызвал вопрос: Какая помощь медицинской сестры, на Ваш взгляд, больше всего нужна пациенту в стационаре? Общее количество ответов – 667. Из них наиболее популярны уход за тяжелобольными – 199 ответов (29 %) и выполнение манипуляций – 201 ответ (30 %). Далее идут перевязки – 131 респондент (20 %) отметили необходимость подобной помощи в стационаре. Подобная градация, на наш взгляд, вполне закономерна, поскольку большинство опрашиваемых – пациенты хирургических отделений. Следующий по значимости ответ – профилактическая работа – его отметили 73 пациента (11 %). И, наконец, обучение правилам ухода, принципам сохранения и укрепления здоровья – 57 ответов (9 %). Из шести человек, считающих иное, лишь один дал комментарий, указав на необходимость психологической помощи.
На вопрос о том, какая помощь медсестры, на Ваш взгляд, больше всего нужна пациенту на дому, ответы распределились следующим образом: наиболее востребованы, по мнению респондентов, сестринские услуги на дому по уходу за тяжелобольными и выполнение манипуляций – по 19 % от общего числа ответов (каждый пациент отметил несколько возможных вариантов). Чуть меньше - по 15 % – уход за престарелыми и патронаж.
13 % опрашиваемых отметили необходимость проведения перевязок на дому. Обучаться правилам ухода, принципам сохранения и укрепления здоровья хотели бы 74 человека (10 %). Важность и значимость профилактической работы признают 8 % респондентов, хотя в современной медицине профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни придаётся доминирующее значение.
Шесть человек, указавших «иное», к сожалению, не написали, что они подразумевают.
В целом опрашиваемые довольны оказываемой сестринской помощью – 34 % дали оценку «отлично», 61 % дали оценку «хорошо».
4 % респондентов оценили работу медсестры как «посредственно». Скорее всего, некоторые медсестры не всегда корректно себя ведут. Руководители порой смотрят на неправильные действия работников, в том числе и медсестер, не достаточно строго по причине кадровой нехватки таковых.
Как показывают данные опроса, манипуляции выполняются вовремя – 85 %, тогда как 9 % ответили отрицательно. Респонденты, ответившие «иное», в ремарках писали: «В порядке очереди», «зависит от смены», но наиболее частый ответ «не всегда», т.е. 15 человек из 100 не всегда получают назначенное лечение вовремя.
Фактически 99 % пациентов очень высоко оценили работу медсестер, указав их основные качества, такие, как доброжелательность (34 %), милосердие (19 %), педантичность (8 %), высокий профессионализм (38 %). В графе «иное» также были указаны положительные качества: надёжность, оптимизм, внимательность и ответственность. Два человека указали на грубость, и пять ответов – равнодушие. Трудно дать оценку подобным ответам, скорее всего это эмоциональная реакция на конкретную ситуацию.
При оценке качеств медсестер по тем же параметрам положительных ответов в сумме было 97 % от общего числа.
На вопрос по улучшению качества сестринской помощи ответили 83 респондента. 31 из них предложили повысить заработную плату. Четыре человека высказались за то, чтобы медицинские сестры были более доброжелательными. Несколько пациентов предложили увеличить количество сотрудников среднего звена.
Некоторые предложения касались конкретных ситуаций: больше уделять внимания больным, а не порядку на тумбочках; не ходить в обуви на шпильках; выполнять вовремя назначения врача.
Заключение
1. Более половины опрошенных – это люди предпенсионного и пенсионного возраста – 57 % (192 человека). Женщин больше (190 чел.), чем мужчин (151 чел.). По социальному статусу контингент респондентов более всего работающий – 31 % (110 чел.) и пенсионеры – 29 % (104 чел). По образованию приоритетов нет.
2. Почти четверть (24 %) пациентов не ознакомили с правилами внутреннего распорядка.
3. Не уделяется должного внимания санитарно-просветительской работе.
4. Примерно каждый десятый пациент недоволен качеством выполнения сестринских манипуляций и сестринским уходом. Очевидна необходимость совершенствования кадровой политики в сестринском деле.
5. По определению психологических свойств характера медицинской сестры респонденты достаточно едины в своём мнении, отмечая положительные качества – 98 %. Одиннадцать человек, которые указали отрицательные качества, скорее всего, столкнулись с действиями конкретной медсестры.
6. Действия медсестёр по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима не всегда корректны: 22% (75 чел.) респондентов ответили, что не всегда он соблюдается, а 4 % (15 чел.) считает, что вообще не соблюдается.
7. Сложилась тревожная ситуация с психологией общения. Восемь(!) человек из ста указали на конфликтные ситуации, которые у них были с медсестрой.
8. Нехватка информации у пациентов о проводимых им манипуляциях – тоже серьёзная проблема. 15 % респондентов ответили, что им не объясняли сути проводимого исследования.
Если взять среднеарифметическую оценку, которую респонденты дали сестринской помощи, то она равна 4,28 по пятибалльной шкале, что очень неплохо. В некоторых анкетах респонденты могли ответить, что им не нравится выполнение сестринских манипуляций и качество ухода, но при том дать высокую оценку впечатлению об оказанной сестринской помощи.
Таким образом, исследование организации сестринской службы на примере ГБУЗ МО Егорьевская ЦРБ позволило организовать работу в коллективе медицинских специалистов; решить поставленные задачи с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности; организовать сбор и обработку медико-статистических данных; провести анализ работы, оценку потенциальных возможностей развития и определение потребности в изменениях сестринской службы медицинской организации или ее структурного подразделения.
Список используемой литературы
Вялков А.И. Управление в здравоохранении Российской Федерации. Теория и практика. 2013 г.
Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник2012г.
Мишин В.М. Управление качеством. Учебник. 2015 г.
Назаренко Г.И. Полубенцева Е.И., Ролько В.Т. Технология управления сестринским процессом в лечебно-профилактическом учреждении. Оценка и текущий контроль качества деятельности медицинских сестер. 2014 г.
Никифоров А.Д. Управление качеством. Дрофа 2014 г.