Методическая разработка практического занятия на тему Осуществление сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
По ПМ 02 УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХМДК 02.01. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И СОСТОЯНИЯХ
Раздел 3. Осуществление лечебно-диагностических вмешательств в педиатрии
Тема: ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ЗА ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПРИ БОЛЕЗНЯХ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ, ОБСТРУКТИВНОМ БРОНХИТЕ, ПНЕВМОНИИ
Специальность: 34.02.01. Сестринское дело
(базовый уровень)
Купино
2017
Рассмотрено на заседании
Предметно-цикловой метод комиссии профессиональных модулей
Протокол № « » 2017
Председатель
______________________ Степанова А.В.
Автор-составитель: преподаватель Кудлаенко И.А.
Пояснительная записка
к методической разработке по профессиональному модулю «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» по теме «Осуществление сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии».
Методическая разработка составлена для преподавателя с целью формирования умений по данной теме.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на практическом занятии в рамках специальности 34.02.01. «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:
уметь:
У 1- готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
У 2 - осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
У 3 - консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
У 4 - осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
У 5 - вести утвержденную медицинскую документацию.
знать:
3 1 - причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организацию и оказание сестринской помощи;
З 2 - пути введения лекарственных препаратов;
З 3 - правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.
Формируемые компетенции: ОК 1 – 14 ПК 2.1-2.2 ПК 2.4 - 2.6
Методы и формы, используемые на занятии: применяются элементы кейс технологии при работе в малых группах
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала» (приложение №1), «Самостоятельная работа студентов» (приложение№2), «Физкультминутка реализация ОК 14» (приложение №3), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№4), Подведение итогов (приложение №5)
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Осуществление сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии
Место проведения: кабинет оказания акушерско-гинекологической помощи
Продолжительность проведения занятия: 270 минут
Мотивация темы: навыки, приобретенные при отработке умений по данной теме, являются основой для формирования ПК.
Цели занятия:
1. Образовательная: После изучения темы студент должен:
- знать причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем детей старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии; организацию и оказание сестринской помощи при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии; пути введения лекарственных препаратов; правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения
- уметь готовить пациентку к лечебно-диагностическим вмешательствам; осуществлять сестринский уход за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии; консультировать родителей по применению лекарственных средств; осуществлять фармакотерапию по назначению врача; вести утвержденную медицинскую документацию.
2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.
3. Развивающая: Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК8). Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (ОК 12). Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество (ОК2).
Требования ФГОС к уровню подготовки студента:
студент должен знать:
З 1 - причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской помощи;
З 2 - пути введения лекарственных препаратов;
З 3 - правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.
студент должен уметь:
У 1- готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
У 2 - осуществлять сестринский уход за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии;
У 3 - консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
У 4 - осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
У 5 - вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств;
ПК 2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса;
ПК 2.4 Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования;
ПК 2.5 Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения;
ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию;
Междисциплинарная интеграция:
ПМ.02
Фармакология
ПМ 03
Анатомия и физиология человека
Основы патологии
ПМ.02
Фармакология
ПМ 03
Анатомия и физиология человека
Основы патологии

Внутридисциплинарная интеграция:
2958465-1833880Осуществление сестринского ухода за детьми старшего возраста при бронхиальной астме, аллергических болезнях
00Осуществление сестринского ухода за детьми старшего возраста при бронхиальной астме, аллергических болезнях
2472690-103505000510540-1821815Осуществление сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии
00Осуществление сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии
359918019558000Методическое обеспечение занятия: Медицинская документация: процедурный лист. Карточки с задачей.
Материально-техническое обеспечение занятия:
Компьютер, проектор.
Лоток для отработанного материала, перчатки стерильные и нестерильные, лекарственное вещество, стерильный лоток, пипетка, марлевые шарики, мыло, индивидуальное полотенце, ампула с лекарственным препаратом, пилочка для вскрытия ампулы, одноразовый шприц объемом 5 мл, 70 % этиловый спирт, стерильный пинцет, кожный антисептик, маска, емкости с дез. растворами, ветошь, горчичники, пеленка, часы, салфетка, вода, водяной термометр.Домашнее задание: Работа с лекционным материалом, учебником Педиатрия с детскими инфекциями А.М. Запруднов, К.И. Григорьев – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. стр 249-271.
Перечень литературы:
Основная: Педиатрия с детскими инфекциями А.М. Запруднов, К.И. Григорьев – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014
Дополнительная: Сестринское дело в педиатрии В.Д. Тульчинская, Ростов 2015
Описание хода занятия
№ Основные этапы
занятия. Коды формируемых
компетенций Ориентировочное время Содержание этапа. Методическое обоснование
1. Организационный момент
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность 2 мин. Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
2. Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование
ОК 1.
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста 3 мин. Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
3. Теоретическое осмысление учебного материала (приложение №1)
ОК 4.
Цель: выявить уровень теоретических знаний, и способность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задания, оценить степень подготовки к занятию 30 мин Использование активных форм опроса:
- индивидуальный опрос с целью определения уровня знаний. На этом этапе проводится контроль самостоятельной внеаудиторной работы сайта Moodle
4. Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 2
Цель: организовать студентов для самостоятельной работы собственной деятельности 5мин Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы
5. Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; 3; 12 ПК 2.1, 2.2, 2.4, 2.6 (приложение №2)
Цель - сформировать умения У 1 – У 5 195 мин. Выполнение студентами проблемно-ситуационных задач
6. Физкультминутка
реализация ОК 13 (приложение №3)
Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей 5 мин Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.
7. Осмысление и систематизация полученных знаний и умений реализация
ОК 4; ОК5 (приложение №4)
Цель: систематизировать и закрепить полученные умения 20 индивидуальный опрос с целью создания проблемной ситуации для развития логического, клинического, профессионального мышления и т.д.
5. Подведение итогов
(приложение №5)
5 мин. Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.
6. Задание на дом 5 мин. Работа с лекционным материалом, учебником Педиатрия с детскими инфекциями А.М. Запруднов, К.И. Григорьев – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. стр 249-271.
Всего 270 мин Приложение №1
Теоретическое осмысление учебного материала
Выберите правильный ответ
При обструктивном бронхите у детей развивается
а) инспираторная одышка
б) экспираторная одышка
в) дыхание куссмауляг) дыхание Чейна-Стокса
2. Выберите правильный ответ
Фактор, способствующий возникновению одышки у детей при воспалении дыхательных путей
а) слабое развитие добавочных полостей носа
б) хорошее развитие добавочных полостей носа
в) широкий просвет трахеи и бронхов
г) узкий просвет трахеи и бронхов
3. Выберите правильный ответ
Наиболее частая причина острого бронхита у детей
а) бактерии
б) вирусы
в) простейшие
г) грибы
4. Выберите правильный ответ
Ведущий клинический симптом обструктивного бронхита у детей
а) боль в грудной клетке
б) лихорадка
в) одышка
г) слабость
5. Выберите правильный ответ
Основной симптом острого бронхита у детей
а) слабость
б) недомогание
в) снижение аппетита
г) кашель
6. Выберите правильный ответ
Для лучшего отхождения мокроты ребенку с острым бронхитом применяют
а) вибрационный массаж, постуральный дренаж
б) банки, горчичники
в) оксигенотерапию, УФО
г) строгий постельный режим, диету № 15
7. Выберите правильный ответ
Лихорадка, одышка, кашель, локальное укорочение перкуторного звука у детей характерны для:
а) острого бронхита
б) хронического бронхита
в) острой пневмонии
г) бронхиальной астмы
8. Выберите правильный ответ
Красновато-коричневый цвет мокроты у детей отмечается при пневмонии
а) интерстициальной
б) очаговой
в) сегментарной
г) крупозной
9. Выберите правильный ответ
Для определения этиологического фактора пневмонии у ребенка следует провести
а) общий анализ крови
б) общий анализ мочи
в) рентгенографию легких
г) посев мокроты
10. Выберите правильный ответ
Этиотропная терапия пневмонии у детей — применение препаратов
а) противомикробных
б) десенсибилизирующих
в) отхаркивающих
г) бронхолитических11. Выберите правильный ответ
При остром бронхиолите у детей развивается выраженная недостаточность
а) дыхательная, сердечно-сосудистаяб) дыхательная, почечная
в) печеночная, почечная
г) печеночная, надпочечниковая
12. Выберите правильный ответ
При остром бронхите у детей применяют отхаркивающую микстуру са) термопсисом
б) толокнянкой
в) валерианой
г) пустырником
Эталон ответов
1. б
2. г
3. б
4. в
5. г
6. а
7. в
8. г
9. г
10. а
11. а
12. а
Критерии оценивания тестового задания
За каждый правильный ответ, студент получает – 1 балл.
Максимальное количество баллов за выполненную работу – 12 баллов.
Оценка «отлично» ставится, если студент набрал – 11-12 баллов
Оценка «хорошо» ставится, если студент набрал – 9-10 баллов
Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент набрал – 7-8 баллов
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент набрал – менее 7 баллов
Приложение №2
Самостоятельная работа
Задача №1
Активное посещение медицинской сестры мальчика 4 лет. Диагноз: ОРВИ. Ребёнок стал плохо есть, беспокоит кашель, который усилился и носит характер сухого, болезненного. Со слов мамы болен второй день. Сначала был насморк, кашель, затем повысилась температура до 38,2ºС. Объективно: ребёнок активный, температура 37,3ºС, носовое дыхание затруднено, слизистые выделения из носовых ходов. Частый сухой кашель, ЧДД 28 в минуту, ЧСС 112 в минуту, зев: умеренная гиперемия, налётов нет.
Задания:
1. Определите проблемы ребенка. Сформулируйте цели. Составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства
2. Осуществите фармакотерапию по назначению врача (Продемонстрируйте технику закапывания капель в нос)
3. Заполните медицинскую документацию
Эталон ответов
Проблемы пациента
кашель сухой
неэффективное очищение дыхательных путей
лихорадка
снижение аппетита
Приоритетная проблема пациента – сухой кашель.
Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение частоты и длительности кашля к концу недели.
Долгосрочная цель: отсутствие кашля к моменту выписки.
План Мотивация
Медицинская сестра: 1. Обеспечит тёплое питьё, не раздражающее слизистые 2. Придаст пациенту положение Фаулера3. Обеспечит выполнение простейших физиотерапевтических процедур (горчичники, согревающие компрессы, ножные горчичные ванны) по назначению врача С целью изменения характера кашля и облегчения дыхания
4. Обеспечит пациенту проведение ингаляций (масляные, эвкалиптовые и другие) по назначению врача 5. Проведёт беседу с родственниками об обеспечении дополнительного питания пациенту Для компенсации потери белка и повышения защитных сил
6. Обеспечит приём противокашлевых препаратов по назначению врач Для уменьшения кашля
Техника закапывания капель в нос
Оснащение:
лоток для отработанного материала, перчатки
Стерильные:
лекарственное вещество
лоток,
пипетка,
марлевые шарики
Алгоритм действия:
Установить доверительные отношения с пациентом, объяснить цель, ход манипуляции, получить его согласие.
Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки.
Приготовить всё необходимое.
Прочитать название лекарственного средства
Дать информацию пациенту о лекарственном средстве, и его побочных действиях.
Подогреть капли до 36—37 «С.
При наличии отделяемого из носа очистить носовые ходы ватными жгутиками (турундами).Усадить пациента со слегка запрокинутой головой или уложить на спину без подушки.
Взять марлевые шарики в правую руку, прижав их к ладони мизинцем.
Взять пипетку в правую руку, набрать лекарственное средство.
Приподнять кончик носа пациента большим пальцем левой руки.
Ввести пипетку в носовой ход на глубину 1-1,5 см, стараясь не касаться его стенок.
Закапать 4-5 капель на слизистую перегородки носа.
Прижать марлевым шариком крыло носа к перегородке.
Наклонить голову пациента в ту сторону, куда введено лекарственное средство.
Закапать через 1—2 мин. в другой носовой ход лекарственное средство в той же последовательности.
Продезинфицировать пипетки.
Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
Внимание! Перед введением капель в нос необходимо провести туалет полости носа, так как содержимое полости носа будет препятствовать всасыванию лекарственного средства
Задача №2
На стационарном лечении находится ребенок 9 лет. Диагноз: ОРВИ, правосторонняя нижнедолевая пневмония. Беспокоит частый влажный кашель, общее недомогание, нарушение сна и аппетита, температура до 38,7  С, кашель болезненный, отрывистый. ЧДД 54 в минуту. Был госпитализирован, проводится лечение.
Объективно: кожные покровы бледные, синева под глазами, периоральный цианоз (легкий). ЧДД 30 в минуту, пульс 100 уд./мин., АД 100/60, живот мягкий, безболезненный, участвует в акте дыхания. Частый влажный кашель.
Задания:
1. Определите проблемы ребенка. Сформулируйте цели. Составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства
2. Осуществите фармакотерапию по назначению врача (Продемонстрируйте технику постановки горчичников)
3. Заполните медицинскую документацию
Эталон ответов
Проблемы пациента
настоящие:
влажный кашель,
нарушения сна и аппетита,
лихорадка.
потенциальные:
риск возникновения удушья, одышки.
Приоритетная проблема – кашель влажный.
Краткосрочная цель: пациент отметит улучшение отхождения мокроты к концу недели.
Долгосрочная цель: пациент и родственники продемонстрируют знания о характере кашля к моменту выписки.
План Мотивация
Медицинская сестра: 1. Обеспечит приём обильного щелочного питья Для улучшения отхождения мокроты
2. Обеспечит проведение простейших физиопроцедур по назначению врача Для улучшения отхождения мокроты
3. Обучит пациента дисциплине кашля, обеспечит индивидуальной плевательницей Для соблюдения правил инфекционной безопасности
4. Проведёт пациенту назначенный дренаж по 10 минут 3 раза в день (время зависит от возраста ребёнка) Для улучшения отхождения мокроты
5. Обеспечит частое проветривание палаты (по 30 минут 3-4 раза в день). При необходимости – оксигенотерапия Для профилактики удушья, одышки
6. Обеспечит приём лекарственных средств по назначению врача Для лечения пациента
7. Проведет визуальный осмотр мокроты ежедневно Для выявления возможных патологических изменений
Техника постановки горчичников
Оснащение:
горчичники,
пеленка,
часы,
салфетка,
лоток,
вода,
водяной термометр.
Алгоритм действия:
1. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры и получить согласие пациента на процедуру.
2. Подготовить необходимое оснащение.
3. Помочь пациенту занять удобное положение.
4. Провести деконтаминацию рук.
5. Осмотреть кожные покровы пациента на месте постановки горчичников.
6. Налить в лоток горячую (400-450С) воду для смачивания горчичников.
7. Погрузить горчичник в горячую воду на 5 сек., дать стечь воде. Плотно приложить к коже.
8. Разместить на коже нужное количество горчичников.
9. Укрыть пациента пеленкой, затем одеялом.
10. Узнать у пациента его ощущения и степень гиперемии через 5 мин.
11. Оставить горчичники на коже 10-15 мин., учитывая индивидуальную чувствительность пациента к горчице.
12. Снять горчичники, сбросить их в лоток для отработанного материала.
13. Смочить салфетку в теплой воде и протереть кожу.
14. Вытереть кожу насухо. Помочь пациенту одеться, укрыть одеялом и предупредить, чтобы он оставался в постели ещё не менее 20-30 мин.
15. Провести деконтаминацию рук.
16. Сделать отметку о выполнении процедуры и реакции на неё пациента в карте стационарного больного.
Задача №3
На стационарном лечении находится ребенок 8 лет. Диагноз: правосторонняя нижнедолевая крупозная пневмония, дыхательная недостаточность II степени. Жалобы на отрывистый, болезненный кашель, боли в правой половине грудной клетки и боли в животе, особенно при кашле. Общая слабость, головная боль, нарушение сна, повышение температуры тела, аппетит отсутствует.
Из анамнеза: 2-ой день заболевания. Заболевание началось остро с подъема температуры до 39º С, общего недомогания, болей в животе, рвоты, затем появились боли в правом боку при покашливании.
Объективно: состояние тяжелое. Очень бледный, синева под глазами, выражен цианоз носогубного треугольника. ЧДД 60 в минуту, дыхание стонущее, пульс 160 уд./мин. Тоны сердца значительно приглушены. Положение в постели пассивное, температура тела 38,5º С.
Задания:
1. Определите проблемы ребенка. Сформулируйте цели. Составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства
2. Осуществите фармакотерапию по назначению врача (Продемонстрируйте методику проведения постурального дренажа бронхов)
3. Заполните медицинскую документацию
Эталон ответов
Проблемы пациента:
боль в груди при кашле, движении,
лихорадка,
нарушение сна и аппетита.
Приоритетная проблема – боль в груди при кашле.
Краткосрочная цель: уменьшить боль в груди при кашле в течение 2–3 дней.
Долгосрочная цель: боль в груди и кашель пройдут к моменту выписки.
План Мотивация
Медицинская сестра: 1. Обеспечит психологический и физический покой пациенту Для улучшения состояния.
2. Обеспечит частое проветривание палаты (не менее 4 раз в день по 30 минут) Для обогащения воздуха кислородом
3. Обеспечит пациенту оксигенотерапию Для обогащения организма кислородом
4. Обеспечит теплое питье, не раздражающее слизистые Для уменьшения кашля
5. Создаст вынужденное положение пациенту (с приподнятой головной частью кровати) Для уменьшения кашля
6. Проведет простейшие физиопроцедуры (по назначению врача) Для облегчения дыхания
7. Будет наблюдать за внешним видом и состоянием пациента Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений
8. Проведет беседу с родственниками пациента о правильном уходе за ребенком Для обсуждения дальнейшего ухода и последующего лечения и наблюдения
Методика проведения постурального дренажа бронхов
-63549530001. Положение сидя на кушетке с наклоном туловища назад и вправо (при поражении верхней доли правого легкого).
2. Наклон туловища назад и влево вниз (при поражении верхней доли левого легкого).
3. Положение сидя на кушетке с наклоном туловища вперед (при поражении верхних долей легких).
4. Лопаточно-боковое положение при поражении средней доли или язычковых сегментов (соответственно на левом или правом боку).
5. Положение при поражении нижних долей легких с перекидыванием через головной конец кушетки.
6. Наклоны вперед и вниз при поражении нижних долей легких.
Задача№4
На стационарном лечении находится девочка 11 лет с диагнозом грипп. Предъявляет жалобы на сильную головную боль, головокружение, повторную рвоту, нарушение сна, общую слабость. Считает себя больной в течение двух дней, когда впервые поднялась температура до 39,8º С и появились явления слабости, разбитости, бреда.
Объективно: положение в постели пассивное. В сознании, но заторможена, кожные покровы бледные, сухие, частота дыхательных движений 30 в минуту, пульс 160 ударов в минуту, артериальное давление 140/60 мм рт. ст. Лёгкая гиперемия зева, температура при осмотре 39,6º С.
Задания:
1. Определите проблемы ребенка. Сформулируйте цели. Составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства
2. Осуществите фармакотерапию по назначению врача (Продемонстрируйте технику в/м инъекции)
3. Заполните медицинскую документацию
Эталон ответов
1.Проблемы пациента:
настоящие
лихорадка,
головная боль,
рвота,
нарушение сна,
беспокойство по поводу исхода заболевания;
потенциальные
риск асфиксии рвотными массами,
Приоритетная проблема пациентки – лихорадка.
Краткосрочная цель: уменьшить лихорадку в течение следующих пяти дней до субфебрильных цифр.
Долгосрочная цель: нормализация температуры к моменту выписки.
План Мотивация
Медицинская сестра: 1. Обеспечит пациентке физический и психологический покой Для улучшения состояния пациентки
2. Организует индивидуальный сестринский пост по уходу за пациенткой Для контроля за состоянием пациентки
3. Обеспечит обильный приём жидкости (обильное щелочное питьё в течение 2 суток) Для предотвращения обезвоживания организма
4. Проведёт беседу с родственниками об обеспечении дополнительного питания Для компенсации потери белка и повышения защитных сил
5. Измерит температуру тела каждые 2 часа Для контроля за состоянием пациентки
6. Применит методы физического охлаждения:
- укроет простынью или лёгким одеялом
- использует холодный компресс или пузырь со льдом Для снижения температуры тела
7. Смажет губы вазелиновым маслом 3 раза в день Для увлажнения кожи губ
8. Обеспечит прием жидкой или полужидкой пищи 6-7 раз в день Для лучшего усвоения пищи.
9. Обеспечит тщательный уход за кожей и слизистыми пациентки Для профилактики воспалительных процессов кожи и слизистых
10. Обеспечит смену нательного и постельного белья по мере необходимости Для обеспечения комфорта пациенту.
11. Будет наблюдать за внешним видом и состоянием больного Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений
2.Техника выполнения в/м инъекции
Оснащение:1. мыло, индивидуальное полотенце2. перчатки3. ампула с лекарственным препаратом4. пилочка для вскрытия ампулы5. стерильный лоток6. лоток для отработанного материала7. одноразовый шприц объемом 5 — 10 мл8. марлевые шарики в 70 % спирте9. кожный антисептик 10. накрытый стерильный салфеткой стерильный лоток со стерильным пинцетом11. маска12. емкости с дез. растворами 13. ветошьПодготовка к манипуляции:1. Объясните пациенту цель, ход предстоящей манипуляции, получите согласие пациента на выполнение манипуляции.2. Обработайте руки на гигиеническом уровне.3. Помогите пациенту занять нужное положение.Техника внутримышечной инъекции:1. Проверьте срок годности и герметичность упаковки шприца. Вскройте упаковку, соберите шприц и положите его в стерильный латок.2. Проверьте срок годности, название, физические свойства и дозировку лекарственного препарата. Сверьте с листом назначения.3. Возьмите стерильным пинцетом 2 ватных шарика со спиртом, обработайте и вскройте ампулу.4. Наберите в шприц нужное количество препарата, выпустите воздух и положите шприц в стерильный латок.5. Наденьте перчатки и обработайте шариком в 70% спирте, шарики сбросить в лоток для отработанного материала.6. Выложить стерильным пинцетом 3 ватных шарика.7. Обработайте центробежно (или по направлению снизу - вверх) первым шариком в спирте большую зону кожных покровов, вторым шариком обработайте непосредственно место пункции, дождитесь пока кожа высохнет от спирта.
8. Шарики сбросьте в лоток для отработанного материала.9. Ввести иглу в мышцу под углом 90 градусов, оставив 2-3 мм иглы над кожей.
10. Перенести левую руку на поршень и ввести лекарственное вещество.11. К месту инъекции прижать стерильный шарик и быстро вывести иглу.12. Уточните у пациента самочувствие.13. Заберите у пациента 3 шарик и проводите пациента.
Проведите мероприятия по инфекционной безопасности, обработайте руки на гигиеническом уровне, осушите индивидуальным полотенцем.
Приложение №3
Физкультминутка
И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.
Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.
Приложение №4
Осмысление и систематизация полученных знаний и умений
Задача №1
Ребенок 5 мес. Болен 5-й день, заболевание началось с повышения Т тела до 38 С, появления кашля, насморка, снижения аппетита. На 4-й день болезни появилось затрудненное дыхание с участием вспомогательной мускулатуры (напряжений крыльев носа). При осмотре кожные покровы, слизистые оболочки бледные, отмечается цианоз носогубного треугольника. Число дыханий - 46 в мин., частота пульса 154 в мин. Тоны сердца несколько приглушены. Обе половины грудной клетки одинаково участвуют в акте дыхания. Перкуторно над легкими звук с коробочным оттенком. Аускультативно - жесткое дыхание, мелкопузырчатые влажные хрипы и крепитация справа в подлопаточной области. Живот мягкий безболезненный, печень выступает из-под реберной дуги на 0,5 см.
Диагноз: Бронхопневмония.
Задания:
1. Определите проблемы ребенка. Сформулируйте цели. Составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства
2. Осуществите фармакотерапию по назначению врача (Продемонстрируйте технику охлаждения с помощью льда)
3. Заполните медицинскую документацию
Эталон ответов
1.Проблемы пациента:
настоящие
- лихорадка,
- затрудненное дыхание.
потенциальные:
- развитие осложнений, ухудшающих состояние ребенка.
Приоритетная проблема - затрудненное дыхание.
2. Краткосрочная цель: затрудненное дыхание уменьшится в течение недели.
Долгосрочная цель: ребенок не будет испытывать затрудненного дыхания
к моменту выписки.
План Мотивация
1. Медицинская сестра обеспечит ребенку возвышенное положение в постели 1. Для облегчения дыхания.
2. Медицинская сестра выполнит назначения врача. 3. Медицинская сестра будет наблюдать за внешним видом и состоянием больного, проведет подсчет ЧДД., ЧСС. 3. Для выявления ухудшения состояния и своевременного оказания неотложной помощи.
4. Медицинская сестра обеспечит доступ свежего воздуха, проветривая палату 15-30 мин. 4. Для обогащения воздуха кислородом.
5. Медицинская сестра проведет беседу с матерью о пневмонии. 5. Для профилактики рецидива болезни.
6. Медицинская сестра обеспечит ингаляции кислородом. 6. Для купирования гипоксии.
2. Техника охлаждения с помощью льда
Оснащение:
пузырь для льда;
кусковой лед;
деревянный молоток;
вода 14-16 градусов;
пеленки 3-4 шт.;
флакон со льдом, часы.
Обязательное условие:
при проведении гипотермии необходимо осуществлять контроль температуры через 20-30 минут и проводить коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии.
Подготовка к процедуре:
1. Объяснить маме/ребенку ход и цель проведения процедуры, получить согласие.
2. Подготовить необходимое оснащение.
3. Вымыть и осушить руки.
4. Поместить кусковой лед в пеленку.
5. Разбить его на мелкие части /размером 1-2 см/ деревянным молотком.
6. Наполнить пузырь льдом на 1/2 объема и долить холодной воды до 2/3 его объема.
7. Вытеснить воздух из пузыря нажатием руки, расположив его на твердой поверхности.
8. Плотно закрыть пузырь крышкой и перевернуть пробкой вниз.
9. Завернуть пузырь в сухую пеленку.
Выполнение процедуры:
1. Приложить пузырь со льдом к голове ребенка на расстояние 2-3 см.
2. Проверить расстояние между пузырем и головой ребенка, расположив между ними ребро ладони (оно должно свободно проходить).
3. Флаконы со льдом приложить на область крупных сосудов, предварительно прикрыв их пеленкой (подмышечные области, паховые складки, подколенные ямки).
4. Зафиксировать время.
Примечание: длительность процедуры не более 20-30 мин. При необходимости ее повторения перерыв должен составлять не менее 10-15 мин.
По мере таяния льда сливать воду из пузыря и подкладывать в него новые кусочки льда, менять флаконы.
Окончание процедуры.
Через 20-30 мин. убрать пузырь и флаконы и перемерить температуру тела ребенку. Провести коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии.
Инфекционный контроль:
1. Обеззаразить наружную поверхность пузыря 1% раствор хлорамина и оставить при комнатной температуре для оттаивания воды.
2. Обработать руки на социальном уровне и осушить индивидуальным полотенцем.
Общие сведения:
При лихорадке, пузырь со льдом подвешивают на 20-30 минут на расстоянии 3-4 см от назначенной для охлаждения области. Перерыв делается на 10-15 минут в случае его повторного применения.
Задача №2
Ребенок 8 мес. Поступил в клинику с длительностью заболевания 5 дней. Заболевание началось с кашля, насморка. На 4-день болезни температура тела поднялась до 38,1 С и появилось затрудненное дыхание. Состояние при поступлении тяжелое. Температура тела - 38,2º С. Ребенок вял, адинамичен. Кожные покровы бледные с сероватым оттенком. Дыхание с втяжением межреберных промежутков. Число дыханий - 82 в мин. Перкуторно над легкими определяется звук с тимпаническим оттенком, в легких аускультативно выслушивается жесткое дыхание, обильная крепитация с обеих сторон. Частота пульса - 182 в мин. Тоны сердца глухие. Живот мягкий, печень на 3,5 см выступает из-под края реберной дуги. Селезенка увеличена на 1 см. Отмечается пастозность нижних конечностей. Мочится мало, стул кашеобразный.
Диагноз: двусторонняя очаговая пневмония, тяжелая форма.
Задания:
1. Определите проблемы ребенка. Сформулируйте цели. Составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства
2. Осуществите фармакотерапию по назначению врача (Продемонстрируйте технику в/в инъекции)3. Заполните медицинскую документацию
Эталон ответов
1.Проблемы пациента:
настоящие:
- затрудненное дыхание - (одышка),
- вялость.
потенциальные:
- ухудшение состояния ребенка, связанное с развитием осложнений.
Приоритетная проблема - затрудненное дыхание.
2. Краткосрочная цель: ребенок не будет испытывать затрудненного дыхания к концу недели.
Долгосрочная цель: дыхание нормализуется к моменту выписки.
План Мотивация
1. Медицинская сестра придаст ребенку возвышенное положение в постели. 1. Для облегчения дыхания.
2. Медицинская сестра будет наблюдать за внешним видом, проводить подсчет ЧДД, ЧСС. 2. Для ранней диагностики осложнений и оказания неотложной помощи для купирования гипоксии..3. Медицинская сестра обеспечит ингаляции кислородом. 3. Для купирования гипоксии.
4. Медицинская сестра будет взвешивать ребенка. 4. Для контроля состояния.
5. Медицинская сестра будет выполнять назначения врача. 6. Медицинская сестра будет измерять температуру тела. 6. Контроль затемпературой тела.
2. Техника в/в инъекцииОснащение:
шприц 10-20 мл;
игла для инъекции (0840);
игла для набора растворителя (0840);
резиновый жгут;
клеёнчатая подушечка;
салфетки;
маска;
стерильный лоток;
стерильные ватные шарики;
спирт этиловый 70 %;
очки или пластиковый экран;
перчатки;
лекарственное средство;
ёмкость с дезинфицирующим раствором.
Места инъекции:
вены локтевого сгиба (классическое место);
предплечья;
кисти рук;
вены свода черепа (у детей).
Последовательность выполнения:
1.Уточнить у пациента/ родственников информированность о лекарственном средстве и его согласии на инъекцию. В случае не информированности уточнить дальнейшую тактику у врача.
2. Вымыть руки, обработать их антисептиком.
3. Набрать в шприц лекарственное вещество.
4. Помочь пациенту занять удобное положение.
5. Под локоть пациента положить клеёнчатую подушечку ( для максимального разгибания конечности в локтевом суставе).
6. Надеть перчатки.
7. Наложить резиновый жгут ( на салфетку ) в средней трети плеча, при этом пульс на лучевой артерии не должен изменяться. Завязать жгут так, чтобы его свободные концы были направлены вверх, а петля вниз.
8. Попросить пациента несколько раз сжать и разжать кисть, одновременно обрабатывая область локтевого сгиба ватным шариком смоченным кожным антисептиком, сверху вниз. Определяя наполнение вены.
9. Взять шприц: указательным пальцем фиксировать канюлю иглы, остальными охватить цилиндр сверху.
10. Проверить отсутствие воздуха в шприце.
11. Натянуть левой рукой кожу в области локтевого сгиба, несколько смещая её в периферии, чтобы фиксировать вену.
12. Не меняя положения шприца в руке, держать иглу срезом вверх. Проколоть кожу, осторожно ввести иглу на 1/3 длины параллельно вене.
13. Продолжая левой рукой фиксировать вену, пока не ощутится « попадание в пустоту ».
14. Убедиться, что игла в вене: потянуть поршень на себя- в шприце должна появиться кровь.
15. Развязать жгут левой рукой, потянув за один из свободных концов, попросить пациента разжать кисть.
16.Не меняя положение шприца, левой рукой нажмите на поршень и медленно введите лекарственный раствор, оставив в шприце 1-2 мл.
17. Прижать к месту инъекции ватный шарик с кожным антисептиком, извлечь иглу. Согнуть руку пациента в локтевом суставе.
18. Положить шприц в лоток.
19. Взять у пациента ватный шарик, загрязнённый кровью. Положить шарик в лоток.
20. Снять перчатки, вымыть руки.
Задача №3
В отделение госпитализирован ребенок 1 года с диагнозом: ОРВИ, стенозирующий ларингит.
Обследование: температура тела - 36,4º С, Ps - 130 в мин., ЧДД 40 в мин. Кожные покровы бледные, чистые. Дыхание шумное, с затрудненным вдохом. Во время вдоха втягиваются межреберные промежутки, надключичные области, яремная ямка. У ребенка сухой лающий кашель. В легких жесткое дыхание. Тоны сердца приглушены. Физиологические отправления в норме.
Задания:
1. Определите проблемы ребенка. Сформулируйте цели. Составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства
2. Осуществите фармакотерапию по назначению врача (Продемонстрируйте технику небулайзерной терапии)
3. Заполните медицинскую документацию
Эталон ответов
1.Проблемы пациента:
настоящие
- неэффективное очищение дыхательных путей (кашель),
- затрудненное дыхание.
потенциальные:
- высокий риск удушья,
- ухудшение состояния ребенка, связанное с осложнениями.
Приоритетная проблема - затрудненное дыхание.
2. Краткосрочная цель: ребенок не будет испытывать затрудненного дыхания
через 1-2 суток.
Долгосрочная цель: жалоб на затрудненное дыхание у ребенка к моменту выписки у матери не будет.
План Мотивация
1. Медицинская сестра обеспечит ребенку спокойную обстановку, удобное возвышенное положение в постели. 1. Для облегчения дыхания.
2. Медицинская сестра обеспечит выполнение назначений врача. 3. Медицинская сестра обеспечит ингаляцию кислорода. 3. Для купирования гипоксии.
4. Медицинская сестра будет наблюдать за внешним.
видом ребенка, проводить подсчет ЧДД, ЧСС. 4. С целью контроля состояния
5. Медицинская сестра проведет беседу с матерью ребенка (техника проведения ножной горячей ванны, профилактика ОРВИ.) 5. Оказание неотложной помощи на дому.
2. Техника небулайзерной терапии
Подготовка к процедуре:
Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
Открыть небулайзерПерелить жидкость из небулы (специального контейнера с лекарственным препаратом) или накапать раствор из флакона (разовую дозу препарата);
Добавить физиологический раствор до нужного объема 2-3 мл (по инструкции к небулайзеру);
Собрать небулайзер, проверить его работу
Присоединить мундштук или лицевую маску;
Выполнение процедуры:
Объяснить ребенку/родственникам ход и суть выполнения манипуляции, получить согласие
Усадить ребенка в удобном положении перед аппаратом или уложить
Соединить небулайзер и компрессор, включить компрессор;
Выполнить ингаляцию до полного расходования раствора (20 – 30 мнут, при необходимости с перерывом в 5 –10 минут)
Завершение процедуры:
Прополоскать ребенку полость рта теплой кипяченой водой, обеспечить покой, рекомендовать воздержаться от кашля и не разговаривать 20 – 30 минут
Разобрать и обработать небулайзерВымыть и осушить руки
Приложение №5
Критерий Количество баллов
5 4 3 2
Работа с сайтом внеаудиторной работы Moodle При работе с сайтом Moodle студент набирает от 20 до 18 баллов При работе с сайтом Moodle студент набирает от 17 до 16 При работе с сайтом Moodle студент набирает от 15 до 14 При работе с сайтом Moodle студент набирает от 13 и ниже
Тестовый контроль Обучающийся исчерпывающе и всесторонне знает весь программный материал и рекомендованную к нему литературу, отлично его понимает и прочно усвоил его. На вопросы в пределах учебной программы дает правильные, сознательные и уверенные, логически стройные ответы. Обучающийся знает весь требуемый программой учебный материал, хорошо понимает, и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Обучающийся обнаруживает знание основного программного материла. При применении знаний испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью преподавателя. В ответах допускает ошибки Обучающийся обнаруживает незнание большей части программного материала, отвечает
Решение проблемно-ситуационных задач Комплексная оценка предложенной ситуации;
Соблюдение алгоритма выполнения манипуляций при осуществлении сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии.
Правильность осуществления ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии, применяя медикаментозные средства в соответствии с правилами их использованиями
Доступность информации при объяснении пациенту сути лечебных вмешательств при осуществлении сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии. Грамотность ведения медицинской документации при осуществлении ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии Комплексная оценка предложенной ситуации,
Соблюдение алгоритма выполнения манипуляций при осуществлении сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии.
Незначительные ошибки при осуществлении ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии, применяет медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
Доступность информации при объяснении пациенту сути лечебных вмешательств при осуществлении сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии Медицинская документация заполняется студентом с незначительными ошибками Затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; Наблюдается нарушение алгоритма выполнения манипуляций при осуществлении сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии
Отмечается неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога при осуществлении ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии, применяет медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования;
Медицинская документация заполняется студентом с незначительными ошибками Неверная оценка ситуации;
Неправильное выполнение манипуляций при осуществлении сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии.
Неправильное осуществление ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии, применяет медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования
При объяснении пациенту сути лечебных вмешательств при осуществлении сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии нарушаются этико-деонтологические нормы, информация представляется не в полном объеме.
Систематизация полученных знаний Комплексная оценка предложенной ситуации;
Соблюдение алгоритма выполнения манипуляций при осуществлении сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии.
Правильность осуществления ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии, применяет медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования
Доступность информации при объяснении пациенту сути лечебных вмешательств при осуществлении сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии
Грамотность ведения медицинской документации при осуществлении ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии Комплексная оценка предложенной ситуации,
Соблюдение алгоритма выполнения манипуляций при осуществлении сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии.
Незначительные ошибки при осуществлении ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии, применяет медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования
Доступность информации при объяснении пациенту сути лечебных вмешательств при осуществлении сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии Медицинская документация заполняется студентом с незначительными ошибками Затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; Наблюдается нарушение алгоритма выполнения манипуляций при осуществлении сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии
Отмечается неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога при осуществлении ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии, применяет медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования;
Медицинская документация заполняется студентом с незначительными ошибками Неверная оценка ситуации; Неправильное выполнение манипуляций при осуществлении сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии.
Неправильное осуществление ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии, применяет медикаментозные средства в соответствии с правилами их использованиями
При объяснении пациенту сути лечебных вмешательств при осуществлении сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии нарушаются этико-деонтологические нормы, информация представляется не в полном объеме.
Соответствие баллов по пятибалльной системе оценки результатов
20-17 баллов 5 (отлично)
16-13 баллов 4 (хорошо)
12-10 баллов 3 (удовлетворительно)