Паспорт проекта для 1 класса Пять добрых дел
Муниципальное образовательное учреждение
«Школа № 32 г. Черемхово»
Социально - значимый проект
«Добрые дела на «5»!»
42418014605000
Автор:
Васильева Е.А.
Учитель начальных классов
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Пояснительная записка.
2.Актуальность проекта.
3.Этапы проекта.
а) Проектировочный этап (сбор и анализ информации по проблеме).
б) Социальная проба (реализация проекта).
4.Календарный план реализации проекта.
5.Общие выводы по проекту.
6.Список использованной литературы.
7.Приложения.
Пояснительная записка.
« Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать ДОБРО!»
А.П. Чехов.
Мы живём в сложном мире. Наше общество преодолевает политический, социальный, экономический и экологический кризис. Но остаётся в обществе самый страшный кризис – нравственный. В настоящее время в России все больше и больше распространяется культ бездуховности и безнравственности. Этот культ распространяется самыми разными способами: телевизионными передачами, действиями политических и общественных деятелей, поведением взрослых и т.д. Несмотря на разнообразие методов, сущностью их является навязывание человеку стереотипов агрессивного и безжалостного поведения по отношению к другим, пренебрежение нравственными нормами ради материальной выгоды. Сегодняшние дети утверждают завтрашнее благосостояние страны, что полностью зависит от доброкачественного воспитания. Проблема приобретения ребёнком эмоционально-нравственного опыта является сегодня особенно актуальной. Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно. Всё остальное приложится. Из жизни они сами будут выбирать, и вбирать в себя всё доброе и честное.
Морально-этическое воспитание детей и подростков - важное направление воспитательной работы. Сегодня, школьники и учителя перегружены требованиями по освоению учебных дисциплин в рамках школьной программы, поэтому зачастую педагогам не хватает времени на воспитание духовности и нравственности у подрастающего поколения. А современный окружающий мир мало способствует естественному освоению нравственных ценностей.
Между тем, школа - это единственное место, где взрослые люди могут помочь детям сформировать и усвоить такие ценности как доброта, отзывчивость, милосердие. Не стоит забывать, что дети – будущее России, но от взрослых зависит, каким будет это будущее.
Отсутствие заботы к ближнему, агрессия по отношению к братьям нашим меньшим, безразличие к происходящему в мире - стало неотъемлемой частью поведения подростков. Дефицит доброты в социуме вызвал необходимость воспитания у молодых людей социальных чувств.
Задача современного педагога не только овладевать нормами международных социальных и педагогических компетенций, но и стремиться использовать инновационные процессы в молодёжной среде. Воспитать в каждом ребёнке гражданина и патриота своей страны, развить чувство долга в оказании помощи нуждающимся, побудить к совершению добрых и полезных поступков – одна из главных задач педагога. Этот процесс начинается с ранних лет развития ребенка и проходит через всю сознательную жизнь человека.
Младший возраст детей предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, авторитет взрослых, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в младшем возрасте и роль педагога в процессе социализации личности огромна.
Актуальность проекта
Доброта нужна всем людям-
Пусть побольше добрых будет!
Доброта - она от века
Украшенье человека!
Ведущая идея проекта:
«Я должен сделать все необходимое,
чтобы количество добра в мире увеличилось».
Актуальность заключается в соответствии идеи проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности.
Социальный проект «Добрые дела на «5»!» способствует формированию инициативы добра и ответственности детей, приобретению ими практического опыта, который усилит социальную компетенцию и интерес к социально значимой деятельности.
Главное направление – это оказание помощи детям в познании искусства творить добро, всем оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в специальной поддержке и заботе.
Проект призван учить детей не проходить мимо тех, кому трудно, делиться своим теплом с теми, кому его не хватает.
Социально активная деятельность готовит обучающихся к последующей гражданской деятельности, ими приобретается социальный опыт, формируется умение самостоятельно планировать и реализовать задуманное, нести ответственность за свои действия. Дети учатся сотрудничать как со сверстниками, так и взрослыми.
Данный проект объединит вокруг себя детей и взрослых (учащихся, родителей, педагогов) и станет общим делом.
Добро, гуманизм, милосердие, смысл жизни – это ценности, о которых можно говорить бесконечно. Есть люди, которые говорят, а есть люди, которые делают! Результаты скажут сами за себя.
Все в наших руках!
В основу проекта положены следующие воспитательные методы:
- вовлечение в деятельность;
- стимулирование;
- сотрудничество;
- доверие;
- личный пример.
Цель проекта:
Вовлечение учащихся в социально-значимые дела по оказанию прямой, практической помощи ветеранам труда, одиноким пенсионерам, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, семьям, нуждающимся в помощи, детям - сиротам, а также братьям нашим меньшим.
Социально-значимые проблемы:
- ограниченное социальное взаимодействие одиноких пенсионеров с окружающим миром;
- недостаточное озеленение школьной территории;
- отсутствие волонтёрского движения в школе в связи с младшим школьным возрастом обучающихся;
- в городе имеются дети – сироты, которым нужна помощь.
Социально-значимые задачи:
- обучение учащихся волонтерскому движению с целью оказания прямой, практической помощи ветеранам труда, ВОВ, одиноким пенсионерам; детям оказавшимся в трудной жизненной ситуации; семьям, нуждающимся в помощи, а также братьям нашим меньшим.
Миссия проекта:
Актуализация лучших моральных качеств участников проекта: доброты, сочувствия, деятельной помощи и поддержки тех, кто сегодня отторгнут своими родными и близкими, оказался в трудной жизненной ситуации и, возможно, потерял веру в общество.
Процесс взаимодействия в рамках этого проекта осуществляется как в социальном, психологическом, так и педагогическом аспектах.
Социальный аспект выражается в потребности общества организованно оформить социальную активность детей, способствовать успешному обретению ими позитивного социального опыта.
Психологический аспект связан с удовлетворением стремления детей к общению, переживанием чувства общности и доверия в социальных отношениях.
Педагогический аспект проявляется в возможности создания условий для гармонизации опыта коллективных и индивидуальных отношений, в воспитании ребенка коллективом сверстников в процессе социально значимой деятельности, которая при благоприятных условиях способствует выработке у детей чувства ответственности, солидарности, сопричастности к проблемам окружающей жизни, позволяет формироваться зрелой гражданской позиции.
Участники проекта:
Учащиеся 1 класса «Б» МОУ «Школа № 32 г. Черемхово», родители учащихся, педагоги школы.
Сроки реализации: с 2.09.2013г- 20.05.2013г.
Направления деятельности:
«Творчество». Организация праздников, концертов, акций для детей из детского дома и стариков из дома престарелых, конкурсы рисунков и сочинений, изготовление поздравительных открыток.
«Забота». Организация реальной помощи нуждающимся (малообеспеченным семьям, пожилым людям, пернатым друзьям), организация шефской работы над детским садом.
«Рука друга». Организация начал волонтерского движения.
Ожидаемые результаты:
-рост социальной и общественной активности;
-повышение стремления к общению;
-появление людей солидарных, готовых быть сопричастными к проблемам окружающей жизни;
-формирование зрелой гражданской позиции;
-формирование толерантного отношения к людям старшего поколения, разных взглядов и убеждений.
Прогнозирую, что участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнуться с человеком, которому нужна посильная помощь. Воспитание в самих себе ответственного толерантного сознания и поведения в повседневной жизни – один из главных моих прогнозов и ожидаемых результатов.
Жизнеспособность проекта (перспективы):
- видимая общественно - полезная деятельность учащихся школы,
-учащиеся школы станут активными участниками общественной жизни микрорайона;
-школьники смогут показать жизненную силу лозунга «Вместе - мы сила!», продемонстрировать, что их вклад является эффективным способом решения многих общественных (социальных) проблем.
Этапы проекта
1.Подготовительный этап.
Основная деятельность – социальное проектирование.
Определение темы и актуальности проекта.
Определение цели и задач проекта.
Определение круга благополучателей: обращение в Комплексный центр защиты населения с целью уточнения списка одиноких пожилых людей, ветеранов труда, нуждающихся в помощи; .
1.4Формирование добровольческих команд из класса и координация их деятельности.
1.5.Разработка перспективного плана дел.
2.Социальная проба.
2.1. Проведение плановых мероприятий.
2.2. Контроль и оценка проведения мероприятий.
23. Анализ результатов деятельности.
3. Подведение итогов (Отчеты, презентации, награждения.)
Проект не требует дополнительных материальных затрат.
Календарный план реализации проекта
«Добрые души - это сады, добрые мысли - это корни, добрые слова - это цветы, добрые дела - это фрукты, позаботьтесь о своем саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел».
(ам. поэт Генри Уодсворт Лонгфелло)
№ Мероприятие Количественная группа Сроки
исполнения Ответственные
1. Проведение единого классного часа по теме проекта:
« Добрые сердца – добрые дела!» , Учащиеся
1-4 классов 13.09.2013г. Е.А. ВасильвеаИнициативная группа.
2. Анкетирование учащихся 1-4 классов «Делая добро». Обработка материалов. Учащиеся
1-4 классов 7.10.2013-28.10.2013г. Е.А. ВасильвеаИнициативная группа.
3 Книжная выставка
«Книги, которые учат добру» Учащиеся
1-4 классов 20.11.2013 Библиотекарь школы
Рачкевич О.Г.
4 Акция «Воробушкин день». Учащиеся 1 «Б» класса,дети ГПД
Ноябрь-май Е.А. Васильева
5. Акция « От сердца к сердцу»
Цель – обустроить на территории школы спортивную площадку. Учащиеся 1 «Б» класса,
Отдел по физической культуре,
спорту и молодежной политике 14.12.2013г-
15.05 2014 г. Е.А. Васильева – классный руководитель,
С.Г. Аревкова – директор школы,
С.Б. Малеев - начальник отдела по физической культуре,
спорту и молодежной политике
6 Акция « Подари новогоднюю радость»
Сказочное представление для учащихся школы и жителей микрорайона. Уч-ся 1 «Б», 4 «А», педагоги 27.12.2013г Е.А. Васильева – классный руководитель,
С.Г. Аревкова – директор школы,
Педагоги.
8 Акция «Подари частичку детства»
Выезд в ОГБУ СО «Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних Черемховского района». Уч-ся 1 «Б» класса февраль Е.А. ВасильвеаИнициативная группа.
10 Акция «Память героям Земли Черемховской», озеленение клумб на прилегающей территории, открытие аллеи. Уч-ся 1 «Б» класса, родители май Е.А. ВасильвеаИнициативная группа.
12 Акция «Адреса Заботы»
Посещение с концертом и театральными постановками людей, находящихся на обслуживании ОГУСО «КЦСОН Г. ЧЕРЕМХОВО И ЧЕРЕМХОВСКОГО РАЙОНА» Уч-ся 1 «Б»
7.05.2014 Е.А. ВасильвеаИнициативная группа.
Общие выводы по проекту:
Деятельность, осуществляемая по проекту, после его завершения должна продолжаться. В процессе реализации проекта должен быть накоплен определенный опыт, выявлены определенные недостатки. Это составит основу для последующей работы. Осуществление проекта должно встретить позитивный социальный резонанс: участники данного проекта, уже не будут, сомневаются в том, что нужно сделать, если они столкнуться с человеком, которому нужна посильная помощь. Участники продолжат развивать добровольческие инициативы за счет расширения числа партнеров активного социального взаимодействия.
Список использованной литературы:
Крылова Н. Школьное самоуправление перед выбором пути // Народное образование. – 2002. – №7.
Курбатова О. В. Прогнозирование, проектирование и моделирование социальной реальности. Социальная работа: Учебное пособие — Ростов н/Д, 2003г.
Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М., 1998.
Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. – М., 1996.
Пахомов В.П. «Молодежь обустраивает Россию», Москва – Самара: Издательство «НТЦ», 2002. -120с.
Прутченков А. С. Социальное проектирование в воспитательной работе школы // Воспитание школьников. – 2001. – № 9–10; 2002 – № 1–5.
Наш фотоотчёт:
316103042799000Акция «Воробушкин день».
296799025209500-1333511874500
104394017081500
Акция «Память героям Земли Черемховской», озеленение клумб на прилегающей территории, открытие аллеи.
311531015621000-36131517462500
-24587202387600096647019939000
149415520002500
Акция
« Подари новогоднюю радость»
Акция «Подари частичку детства»
336613545720000
341312538417500
16040103556000
Акция «Адреса Заботы»
ЗДОРОВЬЯ ВАМ, ДОРОГИЕ НАШИ ВЕТЕРАНЫ
И ДОЛГИХ ЛЕТ ЖИЗНИ!!!
НИЗКИЙ ВАМ ПОКЛОН!!!
Приложение 1
Экспресс-анкетирование в рамках
социального проекта
Респондентам будут предложены следующие вопросы:
Какие добрые дела вы сделали в этом учебном году?
Что вы понимаете под словами "добро", "человечность"?
Легко ли быть человечным?
Считаете ли вы себя способными совершить бескорыстный поступок?
Приложение2Листовка
Внимание! Внимание! Внимание!
Мы, учащиеся школы, обращаемся ко всем жителям поселка!
В зимнюю стужу человек спасается от холода в теплом доме. А маленьким и беззащитным птицам приходится очень и очень нелегко. Они страдают от холода и голода. Но почему мы, люди, так равнодушно смотрим на голодных пташек? Ведь им так легко помочь! Немного зерна и крошки хлеба - спасение пернатых друзей.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.