Урок-дискуссия Человек рождается для добрых дел


ЦЕЛИ:

1. Помочь учащимся осмыслить, как автор решает проблему противостояния ценностей истинных и мнимых, красоты духовной и внешней;
2.Способствовать развитию внутреннего мира ребёнка, свободной и духовной личности, имеющей потребность к саморазвитию;
3. Формировать умения межличностного общения, ведения диалога;
4. Воспитывать в детях доброту, чуткость к окружающим, способность понимать других и сопереживать им, мужество встать на защиту слабого.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, слайды с материалами по теме урока, пульты для голосования, чистые листы бумаги.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ средства: показ слайдов с материалами по теме занятия, аналитическая беседа, рефлексия (оценочные высказывания).
ТИП мероприятия: подведение итогов просмотра фильма в форме дискуссии.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: за неделю учащимся было предложено вместе просмотреть фильм по повести В.К.Железникова «Чучело»; попытаться определить основные проблемы фильма; в качестве вопросов, способствующих повышению мотивации, к просмотру были предложены следующие вопросы:
-- встречались ли вы с жестокостью подростков?
-- можно ли оставлять безнаказанным предательство?
-- каким может быть выход из конфликтных ситуаций, изображённых в фильме «Чучело»?
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
Вступление.
Выявление восприятия фильма «Чучело» учениками.
Постановка воспитательной задачи.
Решение воспитательной задачи. Обсуждение фильма.
Заключительный этап занятия (рефлексия).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1-й модуль.
Задача: создание эмоционального настроя; постановка целей.
Класс разделен на 2 группы.
Вступление:
Учитель:
(Демонстрируется слайд №1)
- Сегодня мы подведём итог совместному просмотру фильма «Чучело». Чуть позже, надеюсь, что вы захотите поделиться своими впечатлениями, замечаниями.
- В начале нашей дискуссии я попрошу вас проголосовать: советовали бы вы своим сверстникам посмотреть фильм «Чучело»? Возьмите в руки пульт и проголосуйте (да, нет).
( Демонстрируется слайд №2)
(Оглашение результатов)
- Ну что ж, мнения разделились, конечно же, вы все сегодня выскажите свои суждениями, и быть может, кто-то изменит свое решение к концу нашего занятия.
Учитель:
( Демонстрируется слайд №3)
- Наше мероприятие я бы хотела начать со стихотворения дагестанской поэтессы Фазу Алиевой. «РАЗГОВОР С СЫНОМ» (чтение стихотворения)
Ты, мой сын, должен помнить:
Оттого ржавеет даже новый лист железа,
Что в сырости лежит он бесполезно
И не находят дела для него.
Душе людской во много раз трудней:
И в дверь души, и в щели этой двери
Сто ржавчин и пороков лезут…
Запомни три из них, по крайней мере:
Во-первых, зависть.
Ты её убей в зародыше
И научись по праву
Без ревности ценить других людей.
Второе – злость.
Беги от чувства злого,
Сей доброту, живи, других любя.
Суди себя, коль осудил другого,
Прости другого, коль простил себя.
И третье – корень наших многих бед,
Убийство всех достоинств в человеке –
Безделие… Позорнее вовеки
Порока не было и нет.
Не в праздном воздыханье на диване,
А в празднике полезного труда
Ищи свой смысл…, И разочарованье
Не потревожит ум твой никогда.
Учитель:
- Скажите, чему взрослые хотят научить детей в этом стихотворении? От чего их предостерегают? (Ответы уч-ся.)
- А зачем человек приходит в мир? Какую память он должен о себе оставить? (Ответы уч-ся)
Учитель:
- Сегодня на занятии мы будем говорить о понятиях и категориях давно и хорошо всем знакомым. О людской доброте, честности, порядочности, дружбе, уважении, сопереживании, о сочувствии.
- Мы живём в такое время, когда в мире много жестокости, насилия, злобы, бессердечия. Когда, кажется, что всё складывается против человека и черствеет душа. Заботясь о хлебе насущном, зачастую мы забываем о тех, кто окружает нас, нуждается в нас. Забываем о главном, о том, на чём держится жизнь, - о добродетели. Чтобы ни происходило в мире, стране, семье, нравственные понятия вечны, нерушимы. На этом держится мир. Учиться нравственности - это значит, учиться правильно жить, так как нравственность – это совокупность норм, определяющих поведение человека.
2-й модуль.
Задача: выявление восприятия учениками просмотренного фильма.
Учитель:
- Итак, ребята, о чем фильм «Чучело»? ( Фильм о детской жестокости, дружбе и предательстве, о мужестве девочки, прозванной Чучелом)
Учитель:
- Вам раннее было дано задание: Поставить вопросы по данному фильму. (Ребята из групп задают свои вопросы друг - другу)
(Демонстрируется слайд № 4)
3-й модуль.
Задача: словарно-лексическая работа и выявление проблематики фильма.
Учитель:
- Вы уже сказали, что человек рождается для добрых дел, а что же такое добро, доброта, милосердие?
(Демонстрируется слайд №5)
(Ребят следует подвести к выводу о том, что добро – это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом. Доброта – морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро. К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие. Милосердие – это готовность помочь из чувства сострадания, гуманность, человечность.)Учитель:
- Не зря эпиграфом к нашему занятию взяты слова из фильма, сказанные дедушкой Лены: «Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным».
(Демонстрируется слайд №6)
Учитель:
– А теперь назовите антонимы к этим словам.
(Демонстрируется слайд № 7)
(Добро – зло, доброта – злоба, милосердный – жестокий)
Учитель:
- Почему мы сейчас вспомнили именно об этих словах? (Ответы уч-ся.)
Учитель:
- Итак, опираясь на данные слова, выделим главные проблемы, поставленные в фильме, с чем мы встретились во время просмотра?
( борьба между добром и злом, бесчеловечное отношение к людям;
жестокость подростков;
предательство.)
(после ответов ребят – Демонстрируется слайд №8)
4-й модуль.
Задача: «вхождение» в фильм.
Учитель:
- Ребята, посмотрите внимательно и скажите, кого характеризуют эти строки?
(Демонстрируется слайд № 9)
Учитель:
- Главная героиня фильма Лена Бессольцева, давайте вспомним эпизод, как встретили ее одноклассники 1 сентября.
(Демонстрируется слайд №10 кадр из фильма «Приход Лены в школу»)
Учитель:
- Перед вами ваши ровесники. Их зовут Железная Кнопка, Рыжий, Попик, Лохматый, Димка Сомов. Почему у многих ребят нет имён, а только клички? (Так принято у детей и подростков – отвечают дети. Ребята говорят о том, что автор хотел показать, как человек невольно начинает соответствовать своей кличке. Железная Кнопка – бессердечная, безжалостная – железная. Попик - уменьшительно-ласкательный суффикс говорит о том, что это маленький человек, и его обладатель чувствует себя рабом. Рыжий – непохожий на других внешне, и из-за этого над ним все смеются.)Учитель:
- И вы награждаете прозвищами друг друга? (Ответы детей.)
Учитель:
- А разве вам приятно слышать не своё имя, а прозвище? Ведь это неприятно, грубо, больно?
5-й модуль.
Задача: выявление авторского отношения к героям и основной мысли фильма.

Учитель:
- Скажите, как вы относитесь к Лене Бессольцевой?
- Какие эпизоды в фильме «Чучело» вы считаете главными?
(Ученики называют эпизод о том, как Ленка взяла на себя мнимую вину за предательство, потому что хотела помочь Димке; эпизод сожжения чучела; финальные сцены в классе.)
Учитель:
- Итак, милая, добрая Ленка взяла чужую вину на себя, и класс считает предателем именно её, а не Димку Сомова. Почему Ленка не назвала его имени, хотя такая возможность у неё была не раз? Какие качества присущи нашей героине?
Учитель:
- Как вы относитесь к Димке?
- Есть ли вина Димы Сомова в том, что он рассказал учителю о походе класса в кино?
Учитель:
- Всмотритесь в кадр из фильма, что можно сказать об одноклассниках Лены?
(Демонстрируется слайд № 11, кадр из фильма об одноклассниках)
- Вспомните эпизод сожжения чучела в Ленкином платье.
(Демонстрируется слайд№12, кадр из фильма сожжение чучела)
Учитель:
- Передайте чувства, которые вы испытали…
- Как ведёт себя Димка?
- Считаете ли вы его предателем? (Трусость рождает подлость. В этом вы не раз убедитесь, к сожалению, в жизни…)Учитель:
- Что такое унижение? (Унижение – это то, что умаляет, оскорбляет достоинство человека).
Учитель:
(Демонстрация слайда № 13).
- Был ли коллектив в шестом классе? (был, но не настоящий, т.к. настоящий коллектив- это, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям)
- Что определяет коллектив, в чём его сила?
- Бойкот Лене – это проявление зрелости коллектива или влияние сильной личности?
Учитель:
- Что значит «сильная личность»?
Учитель:
- Почему Ленка в глазах ребят – «чучело», а для дедушки - «красавица», «чудный человек»?
Учитель:
- В чём истинная красота человека? (В добром, милосердном отношении к людям, в добрых делах и поступках человека, в готовности прийти на помощь нуждающемуся).
6-й модуль.
Задача: снятие психологического напряжения
Учитель:
- Вы устали?
- О каких характеристиках личности мы сейчас толковали? (О жестокости, агрессивности, злобе…. ).
- На листках, которые есть у вас на партах, напишите самое плохое из этих качеств и, закрыв глаза, зачеркните лист, исчертите. Потом скомкайте лист бумаги и выбросите в мусорную корзину.
- Вам стало легче?
Заключительные вопросы:
Учитель:
- Могли ли такие честные и чистые люди, как Бессольцевы изменить одноклассников и их классную руководительницу?
(Демонстрируется слайд № 14)
Учитель:
- А теперь посмотрим эпизод о прощении.
(Демонстрируется слайд № 15)
Учитель:
- Что дал этот фильм лично вам, какой опыт?
Учитель:
- Сейчас я хочу, чтобы на листах каждая группа составила определенный свод правил Доброты. (учащиеся работают под муз. фонограмму)
(проверка правил)

Заключительное слово учителя:
Учитель:
- «Чучело» - художественный фильм 1983 года режиссера Ролана Быкова. (Демонстрируется слайд № 16)
(выступление учащегося об авторе книги)
- (Фильм снят по написанной в 1981 году одноименной повести Владимира Железникова, которую он написал на основе случая со своей внучкой. Его внучка, точно так же, как Лена Бессольцева, взяла на себя чужую вину, и весь класс разом объявил ей бойкот. В 1986 году фильм был удостоен Государственной премии СССР, а в тот же год в Лаоне на Международном кинофестивале получил главный приз. Затем вышли повести «Чучело-2»).(Демонстрация слайдов №17)

Учитель:
- Получается, что фильм «Чучело» поучителен и интересен и в наши дни, хотя и вышел в 1983 году.
- Автор решил правдиво, без прикрас показать драму девочки-подростка, чтобы у нас с вами вызвать протест против жестокости, чтобы каждый из вас попробовал встать на место Лены и проникнуться презрением к предательству.
- Главное в этом фильме – противостояние ценностей истинных и мнимых, красоты духовной и внешней. И одним из таких вечных нравственных качеств является доброта. Известная русская писательница Мария Прилежаева как-то заметила:
(Демонстрируется слайд № 18)
- «Человек рождается для добрых дел и носителями добрых дел являются дети».
Учитель:
- Надо постараться сохранить и развить в себе это качество, без которого никак не прожить на свете – доброту. Я думаю, что человек не имеет права унижать другого человека: оскорблять, бить, доводить до истерик. Почему появляются в классах изгои, или «чучела»? Наверное, хорошо чувствовать власть, что я могу обидеть человека, который слабее меня по духу, силе, уму. Остановитесь, вглядитесь в человека, он такой же, как вы, да, у него есть недостатки, но есть и достоинства, постарайтесь увидеть их! Не будьте жестоким! А то будет нестерпимо больно и стыдно за свои поступки!
Учитель:
(Демонстрируется слайд №19)
- И ещё об одном нельзя забывать. «Помни, ты не один, - сказал другой детский писатель Лев Кассиль, - на свете, кроме тебя, есть другие люди; они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, твоей защите».
Чтение стихотворения Н.Рачкова учащимся:
Сумей преодолеть преграды,И боль, и призрачный успех.Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.
Ещё печально мир простужен, Исподтишка разит беда, Ты должен быть кому-то нужен –Всегда – как хлеб или вода…
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчету. Пригодись
Хотя бы маленькой синичке –
Пусти ее из клетки ввысь.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Железников В.К. Чучело. – М.: Оникс, 2008.
Рыжкова Т.В. Проектирование уроков литературы. – Педагогический университет «1 сентября». Литература, 2007, № № 17 – 24.
Владимир Карпович Железников. http://www.ast.ru/author/134768/Железников, Владимир Карпович. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%92._%D0%9A.