Классный час День добрых дел для 4 класса
МБОУ «Кольчугинская школа №1»
Классный час
(4 класс)
День добрых дел
2015год
Цель:
-раскрыть детям сущность понятий «добро», "доброта", "добрые поступки", «терпимость», «единство»;
-формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве;
Задачи:
- мотивировать детей на добрые поступки;
- учить детей анализировать свои поступки и поступки других;
- воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту к окружающим;
-способствовать сплочению детского коллектива, развивать коммуникативные навыки, создать хорошее настроение.
Предварительная работа:
рассказать детям о Дне единства и примирения, дать представление о событиях начала ХVII века; (Работающие по программе «2100» эту тему прошли в 3 классе. «Окружающий мир» 2 ч, параграф 12)
подготовить чтецов;
дети на классный час должны принести вырезки из газет, распечатки новостей из сети интернет или других источников о людях совершивших добрые поступки;
разделить детей на группы, распределить роли в группах; обсудить варианты подарков, которые возможно выполнить в течение классного часа;
1. Вступительное слово учителя.
Добрый день! Произнеся эти слова, я искренне желаю вам, добра, мира и радости. Надеюсь, ваше сердце откроется для искренних и добрых людей.
Ребята, какой праздник отмечают россияне 4 ноября?
С 2005 года 4 ноября в России отмечается праздник — День народного единства. (Слайд №2)
Четыре века пролетели (Слайд №3)
Над Русью нашей с той поры,
Когда в бою мечи звенели,
И поднимались топоры.
Пожарский с Мининым спаяли
И сберегли родную Русь.
Сошлись посадский и боярин
На свой великий ратный труд.
И этот день в веках не сгинул,
Он в памяти людской живёт.
России не иссякнет сила –
Ведь эта сила – наш народ!
(Н. Меркушова ) Вы уже знаете, что почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских захватчиков из Москвы, тем самым приблизив конец так называемого Смутного времени.
Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице.
Объединение русского народа вокруг Минина и Пожарского, освобождение Москвы дало толчок для развития государственности, это начало становления мощного российского государства, которое стало Российской империей. Поэтому этот день по праву называют Днем народного единства.
День народного единства также является праздником добра, днем заботы о людях. Любое, даже самое малое доброе дело в этот день для каждого должно стать первым шагом к исцелению души, а добрые дела, вместе взятые, сделают мир лучше. Единство - это неразрывность, сплоченность. Добро, это все хорошее, положительное, все, что приносит счастье, пользу. В единстве и доброте великая сила! Много добрых дел можно делать каждый день, помогая тем, кто рядом.
Будьте внимательны к людям. Помогите старушке перейти дорогу. Уступите место в транспорте, помогите котенку, выслушайте своего друга, дайте добрый полезный совет. Не забывайте помогать родителям.
Объединив усилия и свои добрые сердца можно помочь всей стране.
2. Формулирование темы классного часа.
Итак, чему будет посвящен классный час? Добрым делам и людям, способным на добрые поступки.
Выступление чтецов.
А. Дементьев
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого - то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
3. Основная часть классного часа.
Сегодня мы с вами должны найти свою дорогу Добра к планете Добрых Дел. (Слайд №5 + на доске макет планеты)
В путь!
Проблемная ситуация. (Слайд №6)
На пути у нас мешок и два сундука с надписями «добро». Наша задача освободить себе путь. В мешке много разных слов, разложим их по сундукам. В один слова, которые характеризуют доброго человека, остальные в другой сундук. (Дети не только распределяют слова по сундукам, но и объясняют значение слов.)
Чуткость, деньги, сострадание, украшения, деликатность, драгоценные камни, отзывчивость, доброжелательность.
Вывод: Под словом «добро» некоторые люди понимают материальные ценности. Скажите, принесет счастье только материальное добро? (Ответы детей)
Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружен искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнить ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту и любовь нельзя купить за деньги.
Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. Доброта нам не дается с рожденья, не предается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе её – Доброту.
После обсуждения, на доске появляется первый кирпичик к планете Добрых дел. (Кирпичик «Духовное добро»)
В воспитании доброты нам поможет накопленная веками народная мудрость.
Работа в группах.
Задание: соединить начало и конец пословицы, привести пример жизненной ситуации, связанной с этой пословицей. (Слайд №7)
Добро век не забудется.
Доброе дело само себя хвалит.
Себялюб никому не люб.
Доброму человеку бывает стыдно и перед собакой.
От добра- добра не ищут.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе дело два века живёт.
Что желаешь самому себе, того же желай и другим.
За добро добром платят.
После обсуждения дети озвучивают пословицы и объясняют их смысл, приводят в пример жизненные ситуации.
Каждая группа прикрепляет на доску кирпичик дороги Добра. (Кирпичик «Народная мудрость»)
Сад Добра.(Слайд №8)
Мы попали в сад Добра. Пройдёмся по этому саду и уберем гнилые яблоки. Я буду называть дела, которые совершают ребята. Если вы одобряете поведение детей, то яблоко останется на дереве. Если вам не нравится поведение ребят, то яблоко упадет с яблони.
1) жаловаться на всех подряд
2)уступить место в автобусе пожилому человеку
3) поздороваться при встрече
4) смастерить скворечник
5) перебивать взрослых, которые разговаривают
6) помочь полить летом грядку на огороде
7)сорить в классе и в других общественных местах
8) помочь товарищу решить задачу
9 обманывать людей
10) пройти мимо того, кому нужна помощь
Молодцы! Мы можем положить новый кирпичик. Кирпичик «Добрые поступки».
Посмотрите, мы уже почти построили дорогу Добра, но на пути еще стоит посылка. Посмотрим! (Слайд №9)
Учитель читает надпись на посылке. «Дорогие ребята! Мы рады, что вы стремитесь быть добрыми. Будьте всегда дружными, внимательными друг к другу, доброжелательными! Будьте едины!»
Кто же вам написал такие добрые слова? Давайте попробуем узнать.
Учитель достает из посылки разные предметы и телеграммы. Задача детей узнать мультипликационного или литературного героя.
Телеграмма №1 (Слайд №10)
Предмет:бант.«Ребята! Добрым жить на белом свете веселей!» Кот Леопольд
Телеграмма №2 (Слайд №11)
Предмет: карамельки.
«Всех нужнее и дороже, всех доверчивей и строже в этом мире доброта!» Поросенок Фунтик
Телеграмма №3 (Слайд №12)
Предмет: сердце.
«У меня есть сердце! Я стал добрым, чутким!» Железный Дровосек
Телеграмма №4 (Слайд №13)
«Мои Отчаянные, горячие слезы растопили лёд в сердце мальчика и сделали его снова добрым». Герда
Телеграмма №5 (Слайд 14)
«Мы строили, строили, и наконец, построили». Чебурашка, крокодил Гена
Телеграмма №6 (Слайд №15)
«Я очень рада! Мое доброе сердце помогло спасти ласточку!» ДюймовочкаВы справились с заданием, узнали всех героев. Следующий кирпичик: «Добрые друзья»
Сейчас мне хочется рассказать одну поучительную притчу.
Восточная притча
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Обсуждение притчи.
Все в наших руках! Давайте начнем с себя и будем дарить добро каждый день, и оно обязательно к нам вернется.
Последний кирпичик: «Все в наших руках!» (Слайд №16)
Ребята, я очень надеюсь, что сегодня все мы стали еще лучше, еще добрее. Я очень хочу, чтобы в каждом из вас была частичка доброты. Как маленькое солнышко. Добрый человек – тот, кто помогает людям, любит природу.
Доброта – это как лекарство, вылечивает от многих недугов. Не сворачивайте с дороги Добра!
Звучит песня «Дорогою добра» - песня из к/ф \Маленький Мук\ Слова: Ю. Энтин, Музыка: М. Минков. http://viki.rdf.ru/item/2031/download/
Практическая работа.
Группы достают свои вырезки из газет, новости сети интернет и т. д, где описаны добрые поступки наших соотечественников. (Например: об усыновлении детей, благотворительности, спасении животных и т.д.) Достают принадлежности для изготовления подарков. Распределяют дела, приступают к работе.
Задача: заполнить планету Добра вырезками из газет, приготовить подарки, на подарках написать добрые слова. Варианты подарков: сердечки, несложные поделки оригами, открытки и т. д)
Пример добрых пожеланий: «Будьте здоровы!», «Пусть мечты сбываются!», «Мирного неба над головой!», «Верных друзей!» и т. Д. Все зависит от фантазии детей.
Во время практической работы звучат песни: «Если добрый ты» из мультфильма "День рождения кота Леопольда", композитор: Савельев Б. Автор слов: Хайт А., группа «Барбарики» «Доброта», песенка поросёнка Фунтика.
Итог практической работы: планета Добрых Дел, заполненная вырезками из газет, вывешивается в холле гимназии, подарки раздаются ученикам и учителям гимназии.
Источники информации:
http://detskij-dvorik.ru/stihiglavnaya/drugie-stihi/195-stixi-o-dobrote.html стихи о доброте
http://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-v-nachalnoi-shkole/klasnyi-chas-puteshestvie-vo-2-klase-doroga-dobra.html
http://festival.1september.ru/articles/591579/
http://pritchi.ru/id_254 восточная притча
http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=419ca309a39a5c3a&mb=imgdb_preview_1575
Классные часы 1-4 классы / И.В Персидская и др. – Волгоград: Учитель, 2007. -204с./