Программа деятельности лагеря досуга и отдыха Планета Детства или Вместе весело шагать
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 79»
Программа
деятельности Лагеря Досуга и Отдыха для учащихся
на базе МАОУ «СОШ № 79» на 2016 год
«Планета Детства или
Вместе весело шагать»
в рамках творческого лагеря
«Ветер Странствий»
Составитель программы
учитель музыки
МАОУ «СОШ № 79»
Упорова И. А.
г. Пермь, 2016 год
Содержание программы
Пояснительная записка.3
Цели и задачи организации работы лагеря.4
Принципы реализуемой программы5
Критерии эффективности программы.6
Прогнозируемый результат..6
Условия реализации программы.7
Кадровое обеспечение...7
Методическое обеспечение...8
Содержание и формы реализации программы...8
Планирование работы..10
Литература 12
Приложения...13
Пояснительная записка
Воспитательная работа в школе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это перевоспитание и самовоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самореализации, творчества и самоуправления. Поэтому работа летнего школьного лагеря рассматривается как составная часть общего воспитательного процесса в школе.
Летний лагерь сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.
Лето для детей – это разрядка, накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя. Естественно у каждого ребенка свои планы на лето. И, конечно, же, придут дети в школьный лагерь. Именно в лагере выявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача – помочь им в этом.
С целью организации летнего отдыха детей на базе МАОУ «СОШ № 79» организуется детская оздоровительная площадка с дневным пребыванием детей. Предполагается за одну смену оздоровить порядка 300 учащихся. Возраст детей от 7 до 15 лет. Продолжительность смены 18 дней. Планируется, что летний лагерь будут посещать дети из многодетных и малообеспеченных семей, опекаемые дети, а также дети группы риска социально-опасного положения и СОП.
Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:
Продолжение учебного процесса в условиях лета;
Проблема летней занятости детей;
Укрепление здоровья учащимися.
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием. Реализация программы возможна с помощью обеспечения педагогическими кадрами, инструкторами физической культуры, квалифицированными педагогами дополнительного образования, организации качественного питания и медицинской помощи.
Программа «Планета Детства или Вместе весело шагать» создана с целью организации интересной, творческой, насыщенной мероприятиями жизни летнего лагеря отдыха для ребят. В основу программы легли идеи духовного-нравственного, интеллектуального, социального, общекультурного и физкультурно-оздоровительного развития подростков, развития творческого потенциала у детей, трудолюбия. Программа ориентирована на младший и средний школьный возраст. Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации.
Цели и задачи программы
Цель программы - организация воспитательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для оздоровления детей, их полноценного отдыха, позволяющего реально способствовать развитию творческих, организаторских, физических и умственных способностей детей.
Задачи воспитательного цикла:
воспитать детей и подростков, обладающих чувством патриотизма, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способных проявить их в созидательном процессе в интересах общества;
сформировать духовно-нравственные ценности гражданина России;
формирование у ребят навыков общения и толерантности.
Задачи развивающего цикла:
создать оптимальные психолого-педагогические и организационные условия для патриотического и духовно-нравственного воспитания, творческого и физического развития участников программы через формирование моделей игровой и проектной деятельности;
создать условия для формирования организаторской и лидерской позиции в деятельности через КТД;
раскрыть творческий потенциал детей.
Задачи оздоровительного цикла:
организовать систему оздоровительных мероприятий;
способствовать укреплению навыков к здоровому образу жизни; здоровье – важным показателям культуры личности;
укрепить здоровье и развить физические качества.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение лагерной смены.
3.Принципы реализуемой программы
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МАОУ «СОШ № 79» осуществляется на основе следующих духовно-нравственных принципов:
нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;
социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Направление работы по формированию здорового и безопасного образа жизни строится с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
Критерии эффективности программы
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, па также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Прогнозируемые результаты
Программа летнего школьного оздоровительного лагеря основана на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта, в котором сформулирована основная цель нравственного развития и воспитания личности школьника и заключается в становлении личностных характеристик ребенка, а именно:
умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
1. Чёткое представление целей и постановка задач.
2. Конкретное планирование деятельности.
3. Кадровое обеспечение программы.
4. Методическое обеспечение программы.
5. Педагогические условия.
6. Материально-техническое обеспечение.
Кадровое обеспечение
В реализации программы участвуют:
Зам. директора по ВР
Педагог-организатор;
Педагог-психолог;
Педагог-организатор по ОБЖ;
Социальный педагог;
Учителя;
Преподаватель ЛФК;
Преподаватель дополнительного образования
Вожатые (учащиеся 8, 9, 10 класса);
Библиотекарь
Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией школы. Перед началом работы лагерной смены проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). На каждом отряде работает один учитель (воспитатель, на старших отрядах – тьютер) и два вожатых. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение воспитательного плана, проведение отрядных и общелагерных дел. Вожатые участвуют в работе творческой группы, а также занимаются организацией отрядной жизни – жизни творческого объединения.
Методическое обеспечение
1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
2. Должностные инструкции всех участников процесса.
3. Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
4. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
5. Проведение ежедневных советов творческой группы (Совет командиров)
6. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Материально-техническое обеспечение
Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
Материалы для оформления и творчества детей.
Наличие канцелярских принадлежностей.
Аудиоматериалы и видеотехника, медиатехника.
Призы и награды для стимулирования.
Содержание и формы реализации программы
Реализация целей и задач смены осуществляется по программе «Планета Детства или Вместе весело шагать» (см. приложение № 1).
Все учащиеся делятся на две возрастные группы. (5 младших отрядов (7 – 10 лет), 4 старших разновозрастных отряда (11 – 15 лет), 1 профильный отряд по программе «Я - лидер» (вожатский отряд - органы ученического самоуправления). Профильная подготовка (социальные пробы) для учащихся основной школы по программам: «Я и мир» (социальное ориентирование) - аэродизайн, маркетинг, компьютерная графика, иностранные языки), «Я и спорт» (секция баскетбола, футбола, ЛФК), «Я бизнесмен» (бизнес-план, компьютерная грамотность, иностранные языки). Каждый отряд планирует свою работу с учётом общелагерного плана. Центром всего является лагерь «Ветер Странствий».
В течение смены планируется реализация программы по блокам:
Организационный;
Интеллектуальный;
Спортивный;
Творческий;
Общекультурный
Социальный
Здоровье – сберегающий;
Проектный
Вся работа лагеря досуга и отдыха состоит из комплекса развлекательных, воспитательных, физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также коллективно – творческой и проектной деятельности (см. приложение № 5, № 6 – план – сетка планируемых мероприятий).
Она строится с ориентацией на следующий распорядок дня (см. приложение № 4).
Организация жизни лагеря «Ветер Странствий»
Старшая вожатая
Дежком лагеря – старшеклассник
Творческая группа – хозвзводы, скифы, вожатые
Инициативная группа – воспитатели, тьютеры
Лагерь – Планета Детства
Каждый отряд – маленькая территория детства, где ребята делятся на группы – «Досуг», «Пресс - центр», «Уют», «Оформитель». Творческие поручения у ребят чередуются через 3 дня. Во главе города (отряда) – командир, который выбирается каждый день, путём открытого голосования
Задача старшей вожатой, старпома, творческой и инициативной группы – организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на совете командиров анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.
Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Стенд выполнен в виде шара (СМАЙЛИК) с множеством детей, которые держатся за руки, вокруг города (ОТРЯДЫ), а также сетка рейтинга отрядов «Кто вперед?», которая пополняется смайликами отрядов. На стенде четко прописаны название лагеря, законы лагеря, правила поведения, гимн лагеря, песня смены, девиз лагеря, названия отрядов, сетка рейтинга (см. приложение № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8).
Каждый ребёнок от командира до вожатого должен соблюдать Законы и Заповеди.
Коллективно – творческая деятельность, вечерние огоньки, орлятский круг, символы, ритуалы, песни создают атмосферу доверия и дружбы.
Система поощрения отрядов
Ежедневно во время отрядного огонька, каждый отряд предоставляет сетку рейтинга популярности каждого отряда. Каждый день, на планете Детства загорается улыбка (СМАЙЛИК лучшего отряда), который выбирается ребятами и иннициатино-творческой группой, мнения могут быть разными. За один день в лагере можно получить до 7 смайликов (за чистоту, дисциплину, операцию «Чистые тарелки», за зарядку, за наибольшее количество баллов в конкурсах, и т. д.), что существенно увеличивает престиж каждого отряда. Каждому дню присваивается цвет – красный или синий.
В конце смены город (отряд) - творческое объединение талантов, заработавший больше монет, награждается главной премией дружным чаепитием с просмотром мультфильма или к/ф.
Оздоровительные мероприятия
Ежедневная зарядка
Спортивные часы
Ритмика
Закаливание (обливание ног)
Воздушные ванны
Дневной сон
Фиточай
ЛФК
Сенсорная комната
Планирование работы
При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации. В работе лагерной смены планируется активно задействовать социум микрорайона: Дворец культуры им. Пушкина, библиотека, центр творчества «Радуга». Также планируются поездки в боулинг, зоопарк, кинотеатр «Синема», планетарий (см. приложение № 5, 6)
В лагере предусмотрена предпрофильная подготовка (социальные пробы) для учащихся основной школы по программам: «Я и мир» (социальное ориентирование) - аэродизайн, компьютерная графика, иностранные языки), «Я и спорт» (секция баскетбола, футбола, ЛФК), «Я бизнесмен» (бизнес-план, компьютерная грамотность, иностранные языки). А также работа профильного отряда «Я - лидер» (отряд полосатиков - вожатский отряд)
Примечание: В ходе работы летнего лагеря досуга и отдыха в планировании возможны изменения, так как не известны сроки поездок, и дни могут варьироваться.
Организация кружковой деятельности
Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность – объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
творческие студии (ИЗО-деятельность, бумагопластика, рукоделие),
студия вокала
студия танца
секция футбола
секция волейбола,
секция регби
ЛФК
11. Литература
Баранник М.М. Позывные лета: Калейдоскоп летнего отдыха детей. – М.: ЦГЛ, 2003. – 413с.
Бесова М.А. Весёлые игры для дружного отряда. Праздники в загородном лагере. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 160с.
Лобачёва С.И. Загородный летний лагерь. 1 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 208с.
Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 160с.
Никульников А.Н. Школьная площадка – Новосибирск: Сиб. унив. изд. – во, 2008. – 192с.
Погодина О.В. Праздники для школьников. Лучшие сценарии для досуга и отдыха - Ярославль: Академия развития, 2007. – 208с.
Руденко В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря: настольная книга воспитателя и вожатого. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 192с.
Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днём. Навстречу чудесам. - Ярославль: Академия развития, 2007. – 192с.
Интернет - материалы
Приложение № 1
Название лагеря:
Девиз лагеря:
Гимн лагеря:
Песня смены:
Тема лагеря:
Приложение № 2
Законы лагеря
Закон территории (принимается без обсуждения). Без разрешения ребёнок не может покидать лагерь. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.
Закон зелени. Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зелёным!
Закон правой руки. Если вожатый поднимает правую руку – все замолкают.
Закон 00. Время дорого у нас: берегите каждый час. Чтобы не опаздывать, изволь выполнять закон 00.
Закон мотора. Долой скуку.
Закон выносливости. Будь вынослив!
Закон дружбы. Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!
Закон творчества. Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!
Приложение № 3
Заповеди Города Мастеров
Делай Добро!
Люби и цени окружающих!
Не жди крика о помощи - протяни руку первым!
Будь верен своему слову!
Приложение № 4
Время
Мероприятие
9.00 – 9.15
Утро, солнышко встаёт,
На зарядку всех зовёт!
(зарядка)
9.15 – 9.30
Горн зовёт: пора, пора
С добрым утром, детвора!
(утренняя линейка)
9.30 – 10.15
Каша, чай, кусочек сыра –
Чудо – печка накормила!
(завтрак)
10.15 – 13.00
Твори! Выдумывай! Пробуй!
(отрядные и общелагерные дела)
13.00 – 14.00
Дежком команду подаёт,
Обед горячий всех уж ждёт!
(обед)
14.00 – 16.00
Вот пришёл к нам Тихий час,
Спать уляжемся все в раз!
(время отдыха)
Город ждёт своих друзей
На площадке творческих затей!
(мастер-классы, тренинги, соц. пробы, спорт, ЛФК, студии творчества, спортивные секции, интеллектуальные игры, киносалон)
16.00 – 16.30
Чудо – печка вновь зовёт
Полдник все отряды ждёт!
(полдник)
16.30 – 16.45
Звенит для всех ребят звонок,
«Зайдите к нам на огонёк!»
(отрядный огонёк)
16.45 – 17.00
День прошёл, придёт другой,
Мы не прощаемся с тобой!
(вечерняя линейка)
Приложение № 5
1.06 (среда)
Игровая программа «Дверь в Детство»
«Поезд друзей» веревочный курс
2.06 (четв)
Открытие лагеря «Вместе весело шагать»
Брейн-ринг по ПДД, пожарная безопасность
ЛФК
3.06 (пятница)
Зоопарк
Конкурс рисунков на асфальте
Сенсорная комната
4.06 (суббота)
Креативный проект «Новая Волна - 2016» (оригинальный жанр)
Деловая игра «Выборы»
6.06 (понед)
Открытие Олимпиады – 2016
Конкурс зарядок
Веселые старты
7.06(вторник)
Планетарий
ЛЭП
Подвижные игры
Сенсорная комната
8.06 (среда)
Многоборье
Минифутбол
ЛФК
9.06 (четв)
«Стоп! Территория игры»
«Поле чудес»
Сенсорная комната
10.06(пятница)
Цирковое представление
Закрытие Олимпиады (церемония награждения)
ЛФК
11.06 (суббота)
Креативный проект «Новая Волна - 2016» (хореография)
Деловая игра «Выборы»
14.06 (вторник)
Стартинейджер
«ТанцуйДобро»
Подвижные игры
ЛФК
15.06 (среда)
Поездка в кинотеатр
ЛЭП
Сенсорная комната
16.06(четв)
Креативный проект «Новая Волна - 2016» (вокал)
Деловая игра «Выборы»
ЛФК
17.06 (пятница)
Страноведческий проект
«У камина»
Игры народов мира
Сенсорная комната
18.06 (суббота)
«Новая Волна - 2016» (Галаконцерт с участием родителей)
Деловая игра «Выборы»
20.06 (понед)
Кинофестиваль «Изумрудный Эльф»
Подвижные игры
Сенсорная комната
21.06(вторник)
Ярмарка
Зарничка
ЛЭП
ЛФК
22.06 (среда)
Закрытие лагеря
Шоу «Один в один»
Приложение № 6
1.06 (среда)
Игровая программа «Дверь в Детство»
«Поезд друзей» веревочный курс
2.06 (четв)
Открытие лагеря «Вместе весело шагать»
Круглый стол ПДД, пожарная безопасность
Кинопрокат
Работа студий и секций
3.06 (пятница)
Зоопарк
Конкурс рисунков на асфальте
ЛЭП
Работа студий и секций
4.06 (суббота)
Креативный проект «Новая Волна - 2016» (оригинальный жанр)
Деловая игра «Выборы»
6.06 (понед)
Открытие Олимпиады – 2016
Конкурс зарядок
«Большие гонки»
ЛФК
Работа студий и секций
7.06(вторник)
Планетарий
ЛЭП
Турнир по футболу
Работа студий и секций
8.06 (среда)
Многоборье
Турнир по пионерболу
Работа студий и секций
9.06 (четв)
«Стоп! Территория игры»
Турнир по интеллектуальным играм
ЛФК
Работа студий и секций
10.06(пятница)
Цирковое представление
Закрытие Олимпиады (церемония награждения)
ДОЗОР
Работа студий и секций
11.06 (суббота)
Креативный проект «Новая Волна - 2016» (хореография)
Деловая игра «Выборы»
14.06 (вторник)
Стартинейджер
«ТанцуйДобро»
Турнир по шашкам
ЛФК
Работа студий и секций
15.06 (среда)
Поездка в кинотеатр
ЛЭП
Работа студий и секций
16.06(четв)
Креативный проект «Новая Волна - 2016» (вокал)
Деловая игра «Выборы»
КВЕСТ
Работа студий и секций
17.06 (пятница)
Страноведческий проект
«У камина»
Турнир по настольному теннису
ЛФК
Работа студий и секций
18.06 (суббота)
«Новая Волна - 2016» (Галаконцерт с участием родителей)
Деловая игра «Выборы»
20.06 (понед)
Кинофестиваль «Изумрудный Эльф»
Подвижные игры
Кинопрокат
Работа студий и секций
21.06(вторник)
Ярмарка
Зарничка
ЛЭП
Работа студий и секций
22.06 (среда)
Закрытие лагеря
Шоу «Один в один»
Приложение № 7
Вы по улицам слонялись,
А теперь сюда пришли,
Здесь друг с другом повстречались,
Здесь друзей вы обрели.
Ну, а нас СК собрало,
Здесь мы были сотню раз.
А сегодня этот лагерь
Проведём, друзья, для Вас.
Припев: Ветер Странствий, ты нас собрал.
Никуда, никуда не денемся от тебя – 2 раза
Этот лагерь просто супер,
Знают все, наверняка.
Сколько в нём минут счастливых,
Просто кругом голова.
И, конечно, все заметят,
Может кто-то скажет вслух:
«Посмотрите – кА, ребята,
Стал тесней орлятский круг!»
Припев: Ветер Странствий, ты нас собрал.
Никуда, никуда не денемся от тебя – 2 раза
Приложение № 8
Детство, детство, детство - это свет и радость.
Это песни, это дружба и мечты.
Детство, детство, детство - это краски радуг.
Детство, детство, детство – это я и ты.
Припев: Все люди на большой планете
Должны всегда дружить.
Должны всегда смеяться дети
И в мирном мире жить.
Должны смеяться дети,
Должны смеяться дети,
Должны смеяться дети,
И в мирном мире жить.
Ярко, ярко пусть пылают лишь рассветы.
Ночью звездной пусть спокойно спят поля.
Детство, детство добротой не зря согрето.
Детство, детство завтрашних людей земля.
Припев:
Детство, детство, детство - это летний ветер.
Парус неба и хрустальный звон зимы.
Детство, детство, детство - это значит дети.
Дети, дети, дети – это значит мы.
Припев:
Автор программы – Упорова Ирина Александровна, учитель музыки МАОУ «СОШ № 79», г. Перми
13PAGE 15
13PAGE 142015
Автор программы – Упорова Ирина Александровна, учитель музыки МАОУ «СОШ № 79», г. Перми
і і