Внеаудиторное мероприятие. Викторина Имя Россия
Викторина «Имя Россия»
Цели:
-расширить кругозор и повысить интеллектуальную активность обучающихся;
-внести соревновательные элементы в образовательный процесс;
-укрепить представления о знаниях как важном факторе развития личности и
её высокой общественной оценке, продолжить формирование активной жизненной позиции старшеклассников.
Оформление: презентация
Ход мероприятия:
Условия игры.
В игре участвуют команды 2 курса (по 3 человека).
Ответы оценивает жюри, состоящее из преподавателей истории.
Если участники игры не могут дать правильный ответ, то право ответить получает любая другая команда этой группы. Если и они не дали ответа, то сделать это могут ребята из другой параллели или зрители.
Ведущий.
В сентябре на телеканале «Россия» стартовал проект «Имя Россия».
Что за скелеты хранил в своем шкафу Петр I? Должен ли Иосиф Сталин быть благодарным Петру Столыпину? Был ли Иван Грозный политическим прообразом Александра II? Что милее россиянам, стихи жизнерадостного Пушкина или проза многомудрого Достоевского, лед праведного меча Александра Невского или пламень революционных спичей Владимира Ленина? Ответы на эти вопросы должны выясниться совсем скоро.
Помня о том, что историю России никогда не олицетворяли «светлые личности, никогда не темнеющие» или, «темные личности, обреченные на беспросветность», «исторический выбор-2012» сделать непросто.
Трудно сегодня разобраться в том, кто заслуживает порицания, а кто достоин чести, с кем страну ожидала обнадеживающая перспектива, а с кем - исторический тупик, надеюсь, что в этом хоть немного вам поможет сегодняшняя игра.
Все эти личности известны нам в основном тем, что сделали они для страны. Об этом написано в учебниках, научных книжках. А какими они были людьми, что происходило в их детстве, как складывалась личная жизнь, что интересного случалось с ними? Об этом мы знаем гораздо меньше. Сегодня эти пробелы мы постараемся заполнить.
I тур.
Определить, о какой исторической личности идёт речь.
Вопрос звучит для каждой команды по выбранной её теме.
1. Игрок
Он был человеком страстным и увлекающимся, особенно азартными играми, в частности, игрой в рулетку. Он поддался этой губительной страсти во время путешествия по Европе. Все планы, однако, пошли под откос. В Висбадене им овладела страсть к азартной игре, которая едва не сгубила его жизнь. Новичкам везёт, он много выигрывал и, к чести его будет сказано, посылал всё выигранное супруге на лечение. Вскоре наступила чёрная полоса. Он проигрался в пух и прах. Дошло до того, что он попросил вернуть обратно всё, что отправлял жене. У него нашлись силы завязать с игрой. Итогом этого пагубного влечения стали слова: «Кто завистлив или желает того и сего, тому не дождаться веселья».
(Достоевский)
2. «Попал под лошадь»
В его биографии немало героических страниц. Есть в ней также и страницы менее героические, но забавные и примечательные. Известно, что он питал всяческое уважение к здоровому образу жизни, гимнастике, обливаниям холодной водой. Любил также и велосипедные прогулки. Во время одной из них на него был совершён самый натуральный наезд. Наехал на него настоящий французский аристократ.
Вот как описывает он сам случившийся инцидент. «Ехал я из Жювизи, и автомобиль раздавил мой велосипед (я успел соскочить). Публика помогла мне записать номер, дала свидетелей. Я узнал владельца автомобиля (виконт, чёрт его дери) и теперь сужусь с ним через адвоката. Надеюсь выиграть». Процесс для него закончился вполне успешно: «Погода стоит такая хорошая, что я надеюсь снова взяться за велосипед, благо процесс я выиграл».
(Ленин)
3. Суд истории.
О себе он говорил так: «Когда я умру, на мою могилу нанесут много мусора, но ветер времени безжалостно сметёт его».
Известно, почти афористично, его высказывание о писателях: «Инженеры человеческих душ».
(Сталин)
4. Испытатель
О геометрической гондоле он писал за несколько лет до того, как Огюст Пиккар, покоритель стратосферы, впервые построил такую гондолу. Он добился разрешения вместе с пилотом подняться на шаре для наблюдения полного солнечного затмения. Но когда полёт двоих стал из-за погодных условий невозможен, то он немедленно решился лететь один. Стартовав возле Клина, он приземлился в Тверской губернии. Этот полёт обсуждался во всём мире, а Французская Академия метеорологии и воздухоплавания присудила ему диплом «За проявленное мужество при полёте для наблюдения солнечного затмения».
(Менделеев)
5. Великий мудрец
Однажды ему рассказали о неблагодарности человека, которому он в своё время помогал.
- Я заметил, что люди, в конце концов, всегда делаются неблагодарными врагами того, с кем не могут равняться, более того – превзойти. Чем одаривает земля небо за благотворные лучи солнца и живительные капли дождя? Пылью своей! – заметил он.
(Суворов)
6. Судьба - злодейка
Жизнь этого человека была полна драматическими и трагическими событиями, судьба никогда особенно не щадила его. Начать следует с того, что родился он ненастным ноябрьским днем 1821 г. в больнице для бедных, где трудился врачом его отец, а потом пошло-поехало. Отца, как поговаривали, убили собственные крепостные. Потом его самого за участие в социалистическом кружке хотели расстрелять, но помиловали, отправив в острог.
(Достоевский)
7. Большая любознательность
Этот человек получил домашнее образование: обучался немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия, был знаком с трудами Плутарха, Тацита, Монтескье, Вольтера, Дидро, с русскими летописями. Уже в детстве проявился независимый характер, любознательность, настойчивость и энергичность. Этот человек читал и писал на немецком, французском и русском языках, но допускал много ошибок.
(Екатерина II)
8. Воплощённое противоречие
Это одна из самых неоднозначных личностей российской истории. Талантливый государственный деятель, мудрый реформатор и одновременно – кровавый тиран, ввергший свой народ в хаос чудовищных репрессий. Его было нерадостным. В три года он потерял отца, а в восемь лет остался круглым сиротой. К своим опекунам он на всю жизнь сохранил недобрые чувства.
(Иван Грозный)
II тур.
Конкурс – блиц.
Право ответа на вопрос предоставляется той команде, которая первой поднимет руку.
1. Род занятий - писатель
Окончив гимназию с золотой медалью, молодой провинциал поступил на юридический факультет Казанского университета, но вскоре был исключен. С головой окунувшись в самообразование, которым не переставал заниматься всю жизнь, он экстерном заканчивает юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
С молодости он начинает продуктивно заниматься писательской карьерой. Любопытно, что во всевозможных анкетах в графе «род занятий» он неизменно указывал «писатель». И в самом деле, имел на то все основания. За годы жизни он написал огромное количество книг, статей, брошюр, заметок. Из-под его пера выходила и актуальная публицистика и серьезные научные труды, и литературная критика, и философские сочинения.
(Ленин)
2. Орден
Сам он снискал славу в достаточно юном возрасте. В его честь был учреждён орден - одна из высших наград Российской империи. В СССР во время войны, в 1942 г. был также учрежден орден его имени, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу и обеспечение успешных действий своих частей.
(Александр Невский)
3. Жертвуя собой
Обладавший неуемным темпераментом и бешеной энергией этот человек испробовал себя в сотне профессиональных и человеческих ролей – от дантиста, артиллериста, плотника и парикмахера до богохульника и палача собственного сына. Символично, что обычно не слишком церемонившийся с судьбами и даже жизнями окружавших его людей, он умер от болезни, которую подхватил, спасая солдат во время наводнения.
(Пётр I)
4. Знакомый незнакомец
Его жизнь изучена по дням и даже минутам. Этому посвящена гигантская, мощнейшая наука. Но до сих пор и она не выработала целостного представления о нем, о том, что это за феномен. Он, пожалуй, самый изученный, остается и самым загадочным и спорным. Западники видят в нем носителя европейской культуры, славянофилы – хранителя «русского духа», традиционалисты – основателя традиций, модернисты – разрушителя традиций и пр. Он у всех у нас разный. У Цветаевой – свой, у Тынянова – свой. Ну, где, в какой еще истории есть такое явление?
(Пушкин)
5. Потомственный аристократ
Этот человек – известный государственный деятель и патриот. По происхождению был потомственный дворянин, среди предков его попадались сенаторы, казачьи атаманы, генералы и прочие горячие головы, радеющие о благе Отечества. Дальними родственниками его семьи были Лермонтов и Толстой.
Он вел здоровый образа жизни: не курил, спиртное употреблял только в исключительных случаях, не любил игры в карты, считал это занятие пустым и даже вредным, чем зачастую ставил в затруднительное положение своих сослуживцев и подчиненных. Но при всем этом окружающие считали его радушным, веселым и остроумным, великолепно воспитанным и всесторонне образованным, то есть человеком весьма позитивным.
(Столыпин)
6. Многократный кавалер
Он кавалер всех российских орденов и многих иностранных.
Личность эта представляет собой редкое явление в современном ему русском обществе. Родился в семье обедневших дворян, но сумел пробить себе дорогу к высшим почестям не силой могущественных связей, а только исключительно благодаря своим личным дарованиям и железному характеру.. При довольно поверхностном домашнем воспитании он пронес уважение к науке и жажду знаний, которые пополнял до конца жизни. Знал языки, много читал.
(Суворов)
7. Великий ученик великих учителей
Он, без сомнения, один из самых выдающихся представителей своей семьи. Родившись 17 (29) апреля 1818 г. (в один год с Карлом Марксом), получил блестящее домашнее образование. Достаточно сказать, что наставниками его были выдающийся юрист М.И. Сперанский, великий поэт В.А. Жуковский, талантливый финансист Е.Ф. Канкрин и многие другие почтеннейшие ученые мужи.
(Александр II)
8. Несостоявшийся священник
Он родился в семье ремесленника. Его мать происходила из крестьянской семьи. Жили они бедно, ребёнком он часто болел и не отличался презентабельной внешностью, зато отличался настырностью и целеустремленностью, что в дальнейшем, безусловно, способствовало его продвижению по государственной лестнице. Обучение в духовном училище не отвечало его интересам, и он покинул училище и увлёкся другими противоположными идеалами.
(Сталин)
III тур.
Каждой команде необходимо выбрать из списка для голосования личность и привести три аргумента в пользу своего выбора.
Подведение итогов.
Награждение победителей.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 415