Планирование работы по подготовке к обучению грамоте для детей с ограниченными возможностями здоровья


Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад компенсирующей направленности № 16 «Золотой ключик»
Тюменская область ХМАО - Югра
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Подготовила: учитель-дефектолог
Спирина С. В.
г. Урай
2014
Содержание образовательной области Коммуникация
(подготовка к обучению грамоте)
в подготовительной к школе группе
Направление развития. Познавательно – речевое развитие
Образовательная область. Коммуникация
Раздел образовательной области. Подготовка к обучению грамоте
При подготовке обучению грамоте дети должны усвоить артикуляционные движения; способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать звуки речи от прочих. В этом заключается овладение системой фонем языка. У детей со сложной структурой дефекта отмечаются выраженные отклонения, как в формировании произносительной стороны речи, так и в её восприятии. У детей данной категории, как правило, нарушено фонематическое восприятие, в их речи отмечаются многочисленные пропуски, замены, смешения звуков. Работа по формированию навыков звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза предполагает развитие у детей умения соотносить звуки и буквы, называть звуки, из которых состоит слово, выделять заданные звуки из слова. Во избежание психо-физических перегрузок и утомления детей, а также поддержания высокой работоспособности и интереса, в структуру занятий вводятся элементы игры, физминутки с коррекционной развивающей направленностью, дыхательная гимнастика и психогимнастика. На занятиях на обучение грамоте отводится время для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму.
Календарно-тематическое планирование
№ Дата Тема Содержание деятельности Оборудование
1. Звуки окружающей действительности (стук, звон, гудки…). Развивать фонематический слух, мышление.
Учить различать неречевые звуки, познакомить с понятием неречевой звук. Зеркало, музыкальные инструменты, бумага, молоток, ножницы, магнитофон.
2. Дифференциация сходных по звучанию слов (балка-палка, суп-зуб). Развивать слуховое восприятие, внимание, память.
Учить различать на слух слова, сходные по звучанию. Предметные и сюжетные картинки, загадки.
3. Понятие слово и слог (часть слова). Развивать чувства ритма, фонематического восприятия.
Познакомить с понятием слог.
Учить устно делить слова на слоги. Предметные и сюжетные картинки, загадки.
4. Звуки и буквы А, У
Слова, начинающиеся с этих звуков. Чтение слогов. Познакомить с гласными звуками и буквами А, У.
Изучение артикуляции и характеристики звуков.
Учить различать звуки по характеру и месту образования.
Развивать фонематическое восприятие, внимание, артикуляционную моторику. Изображение предметов, названия которых
Начинаются на звуки А, У.
Демонстрационные буквы.
5. Звук и буква О. Познакомить с гласным звуком О, его артикуляцией и характеристикой.
Учить выделять звук из звукового ряда, ряда слогов, слов.
Учить обозначать место звука в слове, составлять звуковые схемы, подбирать к ним слова.
Развивать фонематическое восприятие, внимание, артикуляционную моторику. Предметные картинки (дом, кот, кони, овцы, коровы, ослик, окунь, укроп, картофель, фасоль, горох, облако).
Демонстрационная буква О.
6. Звук и буква И. Познакомить с гласным звуком И, его артикуляцией и характеристикой.
Учить выделять звук из звукового ряда, ряда слогов, слов.
Учить обозначать место звука в слове, составлять звуковые схемы, подбирать к ним слова.
Развивать фонематическое восприятие, внимание, артикуляционную моторику. Предметы со звуком И в названии (иголка, изюм, ириски); иллюстрации (ива, деревья в инее, искры, иволга, индюк, избушка).
Демонстрационная буква И.
7. Звук и буква М. Познакомить с согласным звуком М, его артикуляцией характеристикой.
Учить выделять звук из звукового ряда, ряда слогов, слов.
Учить обозначать место звука в слове, составлять звуковые схемы, подбирать к ним слова.
Развивать фонематическое восприятие, внимание, артикуляционную моторику. Предметные картинки (дом, мак, молоток, машина, самолёт, гармонь, малина). Символы звуков, кассы букв.
8. Обратные слоги АМ, УМ. Составление и чтение прямых открытых слогов МА, МО, МУ, МИ. Учить выделять звук из звукового ряда, ряда слогов, слов; обозначать место звука в слове.
Провести работу со слогами-слияниями (анализ, печатание, чтение).
Развивать фонематическое восприятие, внимание, артикуляционную и мелкую моторику. Игрушки, предметные картинки, в названиях которых есть звук М. Буква-образец. Касса букв.
9. Звук и буква С. Чтение обратных и прямых слогов. Познакомить с согласным звуком С, его артикуляцией характеристикой.
Упражнять в звуко-буквенном анализе, чтении, составлении слогов и слов из разрезной азбуки.
Учить печатать буквы, слоги, слова.
Развивать фонематическое восприятие, внимание, артикуляционную и мелкую моторику. Предметные картинки (самолёт, самокат, самовар, слон, лиса, барсук, соболь). Касса букв.
10. Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов со звуком С. 11. Звук и буква Х. Чтение слогов. Познакомить с согласным звуком Х, его артикуляцией характеристикой.
Учить выделять звук из слогов и слов. Определять и отмечать на схеме место звука в слове, подбирать и составлять простые схемы.
Развивать фонематическое восприятие, внимание, артикуляционную моторику. Игрушки и плоскостные фигурки для фланелеграфа (хомяк, петух, слониха, зайчиха, черепаха, Хрюша).
Изображения предметов со звуком Х (охотник, художник, хоккеисты, холодильник). Стихи и загадки. Касса букв, буква-образец.
12. Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов: АХ-ХА, ОХ-ХО, УХ-ХУ, ИХ-ХИ. Чтение слов, предложение. Звуко-буквенный анализ и синтез слогов- слияний.
Учить членению предложений на слова, выделению слов голосом, определению количества слов в предложении.
Развивать фонематическое восприятие, навыки фонемного анализа, память, воображение. Тексты стихов и загадок на звук Х.
Символы для составления схем слов и предложений.
13. Звук и буква Р.
Чтение слов, слогов, предложений. Познакомить с согласным звуком Р, его артикуляцией характеристикой.
Определять и отмечать на схеме место звука в слове, подбирать и составлять простые схемы.
Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.
Учить печатать слоги и слова с буквой Р.
Развивать фонематическое восприятие, внимание, артикуляционную и мелкую моторику. Изображение зверей, птиц, фруктовых деревьев. Сказочные герои.
Касса букв, слогов.
14. Чтение слов, слогов со звуком Р. 15. Звук и буква Ш. Чтение слогов АШ, УШ, ОШ, ИШ; слов.
Познакомить с согласным звуком Ш, его артикуляцией характеристикой.
Учить выделять звук из слогов и слов.
Учить творческому конструированию слов из слогов (с добавлением буквы).
Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.
Учить печатать слоги и слова с буквой Ш. Предметные картинки или игрушки: вишня, машина, подушка, шапка, шкаф, лошадка, мышка, кошка и др.
Касса букв и слогов.
Буква-образец.
Образование и чтение прямых слогов: ША, ШУ, ШО; слов и предложения. 17. Дифференциация звуков С-Ш. Чтение слогов, предложения. Развивать фонематические процессы, внимание, память, слуховое восприятие. Предметные картинки на звуки С-Ш.
Касса букв и слогов. Символы звуков, слов, предложений.
18. Звук и буква Ы. Чтение слогов, слов, предложения. Познакомить с гласным звуком Ы, его артикуляцией и характеристикой.
Учить выделять звук из звукового ряда, ряда слогов, слов; отмечать его на схемах слов.
Учить составлять слоги и слова со звуком Ы, печатать их в тетради.
Развивать фонематическое восприятие, внимание, артикуляционную и мелкую моторику, навыки анализа и синтеза. Изображения предметов со звуком Ы (мыло, дыня, часы, цветы, машины, пылесос, насекомые). Иллюстрации к сказке К. Чуковского «Бармалей»; касса букв и слогов, предложений. Буква-образец.
19. Чтение слогов, слов со звуком Ы, предложения. Составление предложений. Закрепление изученной буквы. 20. Звук буква Л. Чтение прямых и обратных слогов, слов, составление предложений. Познакомить с гласным звуком Л, его артикуляцией и характеристикой.
Учить работать с разрезной азбукой, составлять слова.
Учить читать небольшие слова разной слоговой структуры, печатать слова и слоги.
Учить читать составлять предложения. Предметные и сюжетные картинки, изображающие объекты со звуком Л. Цветовые символы звуков, символы для составления предложений. Буква-образец. Касса букв и слогов.
21. Составление и чтение слов, состоящих из одного закрытого слога (сом, сам, лом, рыл…). 22. Различение звуков Л-Р на слух. Чтение и составление слов, предложений. Учить дифференцировать звуки Л-Р на слух.
Учить составлять слова и предложения, печатать слоги и слова.
Развивать восприятие, мышление, память, речь, фонематический слух. Изображения предметов со звуками Л-Р.
Касса букв и слогов.
23. Звук и буква Н.
Чтение слогов, слов и предложений. Познакомить с согласным звуком Н, его артикуляцией и характеристикой.
Учить определять место звука в слове, подбирать слова с заданным звуком.
Учить читать прямые и обратные слоги, делить слова на слоги, составлять предложения.
Развивать навыки фонемного анализа и синтеза, внимание и память.
Печатать слоги, слова и предложения в тетрадь. Игрушки или картинки: поросята, волчонок, щенок, львёнок, жеребёнок, верблюжонок.
Изображения домиков, касса букв, буква-образец.
24. Составление слов, состоящих из одного закрытого слога: сон, нос, сын, сом и т.п.
25. Звук и буква К.
Чтение слогов, слов и предложений. Познакомить с согласным звуком Н, его артикуляцией и характеристикой.
Учить определять место звука в слове, подбирать слова с заданным звуком.
Учить читать прямые и обратные слоги, делить слова на слоги, составлять предложения.
Печатать слоги, слова и предложения в тетрадь.
Развивать фонемный анализ, восприятие, память, внимание и мышление. Картинки с изображением домашних животных (корова, кошка, собака, коза, кролики, лошадь, утки, куры, поросёнок).
Цветовые символы звуков, букв.
Буква-образец.
26. Образование и чтение слов, состоящих из одного закрытого слога: мак, рак, лак, лук и т.п.
Составление слов, предложений по картинке. 27. Звук и буква Т.
Чтение, составление слогов, слов, предложений. Познакомить с согласным звуком Т, его артикуляцией и характеристикой.
Развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза; учить выделять звук Т из слогов и слов.
Учить составлять и печатать слоги, слова, предложения, составлять схему предложения.
Развивать фонемный анализ, восприятие, память, внимание и мышление. Изображения предметов со звуком Т в названии (туфли, топор, тарелка, тапочки, молоток, конфеты, трамвай, такси, троллейбус и др.).
Касса букв и слогов.
Символы для составления схем предложений.
Буква-образец.
28. Образование, чтение слогов, слов, предложений. 29. Звук и буква П.
Образование и чтение слогов всех видов.
Чтение и составление слов и предложений. Познакомить с согласным звуком П, его артикуляцией и характеристикой.
Учить выделять звук из звукового ряда, ряда слогов, слов; обозначать его на схемах слов; составлять слова и предложения со звуком П. Предметы со звуком П в названии (пуговицы, полотенце, пальто, покрывало, пирамидка, платок); предметные картинки (поросёнок, попугай); сюжетные картинки.
Буква-образец.
30. Составление рассказа из пяти предложений.
Чтение текстов из нескольких предложений. Учить составлять рассказ из пяти предложений по сюжетной картинке.
Учить печатать текст из трёх предложений в тетради.
Развивать фонемный анализ, восприятие, память, внимание и мышление. Условные обозначения для составления предложений.
Текст из пяти предложений для чтения.
31-34. Повторение пройденного материала.
Чтение усвоенных слоговых структур, составление и чтение предложений, чтение небольших по объёму текстов. Работать над составлением слов и предложений из слогов разрезной азбуки по картинке.
Учить делить слова на слоги, а предложения на слова.
Развивать фонематическое восприятие, речь, память, внимание, формировать навыки фонемного анализа и синтеза. Предметные и сюжетные картинки на изученные звуки.
Символы для составления схем слов, предложений.
Касса букв и слогов.
Список использованной литературы
1. Бабаева Т. И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993.
2. Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях. Под ред. Н. Г. Морозовой. – М.: АПН СССР, 1975.
3. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Учись говорить правильно. – М., 1993.