План работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Крапивинская общеобразовательная школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Перспективный план работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в 4 классе на 2016 – 2017 учебный год.
Классный руководитель: Кондратьева Наталья Валериевна.
Утверждаю:
Директор школы
____________
«28» августа 2016 года
п. Каменный, 2016 год
Пояснительная записка
По данным ЮНЕСКО на сегодняшний день насчитывается более 500 млн. людей с ограниченными возможностями здоровья. Они чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, а также препятствуют их активному участию в развитии социума.
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.
Согласно исследованиям, были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях наших подопечных – детей с ОВЗ.
Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.
Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. В следствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.
Всё это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».
Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.
Асоциальный образ жизни родителей (алкоголизм, наркомания и тд), в результате ребенок предоставлен сам себе, не осуществляется должный контроль и уход, низкий уровень благосостояния семьи.
Педагогическая безграмотность родителей: неумение родителей принять адекватные воспитательные меры по отношению к своим детям.
Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.
Цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:
научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
сформировать адекватную самооценку личности ребенка и родителей;
профилактика вредных привычек у родителей и детей.
Предусмотрены следующие виды работ с родителями детей с ОВЗ:
-беседа;
-индивидуальное консультирование;
-групповое консультирование;
-родительские собрания;
-организация совместного досуга;
-посещение учебных занятий родителями;
-индивидуальный опрос;
-фронтальный опрос;
-анкетирование.
Все виды работ проводятся при тесном взаимодействии с узкими специалистами, социальным педагогом, организатором по профилактике правонарушений, представителями администрации образовательного учреждения, медицинскими работниками.
План работы с родителями учащихся 4 класса
№ Направление работы Сроки
1 Составление перспективного плана работы с родителями август
2 Сбор информации о семьях учащихся, их классификация сентябрь
3 Изучение семьи ребенка. Составление социального паспорта классов и школы сентябрь
4 Выявление и учёт семей групп социального риска.
Провести учет и обследование условий воспитания детей в неблагополучных, неполных и многодетных семьях. сентябрь в течение года
5 Изучение материально – бытовых условий отдельных учеников (составление актов обследования жилищно – бытовых условий). Проведение рейдов по неблагополучным семьям.
в течение года
6 Работа с родителями трудных учащихся. Посещение учебных занятий с целью повышения уровня успеваемости обучающегося.
в течение года
7 Сбор информации о родителях учащихся состоящих на всех видах учета. в течение года
8 Провести изучение условий жизни в семьях детей с грубыми нарушениями поведения. в течение года
9 Индивидуальные психолого-педагогические консультации по вопросам обучения и воспитания для родителей по телефону и при непосредственной беседе. в течение года
10 Проведение классных родительских собраний (раз в четверть). в течение года
11 Проведение консультаций по выявлению и предупреждению безнадзорности и беспризорности обучающихся. в течение года
12 Участие родителей в педагогических консилиумах по составлению индивидуального образовательного маршрута обучающихся. в течение года
13 Совместные занятия с детьми (походы, экскурсии, коллективные творческие дела) на каникулах и в учебное время.
Помощь по возможности в организации учебных экскурсий, культпоходов турпоходов. в течение года
14 Организация по необходимости встреч родителей с медперсоналом,работниками по вопросам безопасности ребенка, с организатором по профилактике правонарушений, с узкими специалистами в течение года
15 Участие в проведении праздника, посвященного окончанию учебного года. Чествование родителей за успехи в воспитании детей, за активную помощь школе. май
16 Организация психолого-педагогического просвещения родителей (активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования).
Повышение психолого-педагогических знаний
Семинары "Профилактика наркомании, табакокурения и алкоголизма", и др. в течение года
17 Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Мониторинг родительского мнения о результативности работы школы в учебном году. Март - май
18 Индивидуальные консультации с учителями –предметниками, администрацией школы Прием родителей и членов родительского комитета школы, консультации по интересующим их вопросам, связанным с успеваемостью и воспитанием ребенка. в течение года
19
Ознакомление родителей с нормативными актами и документами в области образования. сентябрь
20 Собрание родителей будущих первоклассников
«Особенности содержания начального общего образования в рамках ФГОС. Представление учителей 1-х классов» в течение года