Разработка урока Экспериментальное подтверждение основных положений МКТ. Броуновское движение
\s
1. Найти логические пары: ( название физической величины и ее формула)
1. Масса молекулы A. mM
2.Размер молекулы Б. MmN
3. Число Авогадро B. 3V4. Количество вещества Г. mN
2.Найти соответствие между физическими величинами и их единицами измерения1.М А. моль
2. ν {\displaystyle \nu } Б. моль-1
3.N В. кг/моль
4.NA Г. кг
5. m 0 Д. Н
Е. безразмерна
II.Экспериментальное доказательство основных положений МКТ
1 положение МКТ Все вещества состоят из молекул , которые состоят из атомов.
Эксперимент №1
Возьмите апельсин, лежащий на столе. Почистите его, что вы ощущаете? Как это можно объяснить?
Доказательством какого положения МКТ это может служить?
Эксперимент №2
Возьмите стаканы с теплой и холодной водой. Добавьте краситель.в каждый стакан. Какое явление вы наблюдаете? Как вы можете это объяснить?
Доказательством какого положения МКТ это может служить?
Эксперимент №3
Возьмите кусок бумаги. Разорвите его на мелкие части. Возьмите кусок мела. Раскрошите его. Можно ли рвать бумагу и крошить мел до бесконечности?
Эксперимент №4Сломайте зубочистку. Попробуйте её снова сделать целой. Получится ли у вас это? Почему?Эксперимент №5Возьмите кусок пластилина. Деформируйте его. Разделите на 2 части. Снова сделайте один кусок. Вам это удалось? Почему?
Из презентации (слайды-изучение с помощью микроскопа строения атома) Вылейте каплю воды из пипетки на чистый лист бумаги. А теперь вылейте каплю воды на лист бумаги, смазанный растительным маслом. Видите разницу? Как вы это можете объяснить?Доказательством какого положения МКТ это может служить?
2.Положение МКТ Началась эта история в 1827году. Почтенный хранитель ботанического Британского музея мистер Роберт Броун оторвал глаз от окуляра микроскопа и то ли с досадой, то ли с удовлетворением констатировал: «Опять то же!» В ярко освещенном поле зрения прибора взад и вперед сновали темные точки. Те, что покрупнее, двигались медленнее, не спеша меняли направление. Более мелкие - скакали беспорядочно, случайно, бросаясь из стороны в сторону. Ученый ботаник задумался: «Почему?» Всего час назад собрал он пыльцу со своих цветов, размешал в воде и капнул капельку на предметное стекло. Но час- время вполне достаточное , чтобы частицы успокоились , а они по прежнему носятся. «А вдруг они живые? Это же величайшее открытие!»(напомним, что он изучал клетки растений). Но даже в лучший микроскоп не разглядеть подробностей строения частичек пыльцы. Но как убедиться в этом? И тут его озаряет идея, простая, как все гениальное.
Зажав в руке кусочки глины, Броун повторяет про себя условия опыта: «Глина мертва. Значит, если ее частицы под микроскопом не будут двигаться…». Руки Броуна дрожат от нетерпенья, пока пальцы подкручивают микрометрический винт. Вот показались тени частиц…Есть! В ярко освещенном поле зрения прибора взад и вперед сновали темные точки. Те, что покрупнее, двигались медленнее, не спеша меняли направление. Более мелкие….» Просто все повторилось как и в прошлый раз. Частицы мертвой глины не уступали в резвости пыльце. И вопрос остался-«Почему?». Броун был настоящий ученый и, столкнувшись с непонятным, исследовал явление.Он обнаружил, что в горячей воде частицы скачут быстрее, чем в холодной. Убедился в том, что путь их абсолютно случаен и не зависит от лондонских кэбов, громыхающих по мостовой, для этого он уехал в сельскую тишь. Всю свою жизнь Роберт Броун был уверен, что след его останется в науке благодаря ботаническим заслугам. Но…едва ли это не единственный ботаник, так прочно вошедший в историю физики.
У Броуновского движения есть особенность - оно никогда не прекращается, оно обнаруживается в жидких включениях, встречающихся в кварце, которым тысячи лет. Оно вечно и самопроизвольно. "Кажущийся покой есть только иллюзия, зависящая от несовершенства наших органов чувств, а на самом деле существует определенный установившийся режим быстрых и беспорядочных движений.
В 1905 году Эйнштейн первый рассчитал параметры броуновского движения, предположив, что нерегулярное перемещение частиц, взвешенных в жидкости, вызвано случайными ударами соседних молекул, совершающих тепловое движение. Но доказать этого не смог.
Всякая частица материи, помещенная в жидкость, получает толчки от молекул, непрерывно ударяющихся о частичку; эти то толчки ,вообще говоря, взаимно уравновешиваются не вполне, поэтому частичка и должна неправильно двигаться то туда, то сюда."- так писал в 1920году Жан Перрен, французский физик, объяснивший опыты Броуна. Проводя свои опыты он сумел сделать то, что казалось совершенно невозможным,— взвесить молекулы и атомы.
Доказательством 3
- деформация тел под влиянием приложенных к ним сил; сохранение формы твердыми телами;
( оценка сил взаимодействия)
-79184563500
Молекулярно-кинетической теорией называется учение о строении и свойствах вещества, использующее представления о существовании атомов и молекул как наименьших частиц химического вещества.
Молекулой называется мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства.
Доказательством 1 -существования молекул является
- с помощью ионного проектора получают изображения кристаллов, по которым можно представить их строение; электронные микроскопы позволили получить изображения, по которым оказалось возможным определение расстояния между отдельными атомами в молекуле
Доказательством 2 -того, что все молекулы вещества находятся в постоянном хаотическом движении, может быть то, что
- газ занимает весь предоставленный ему объем; явление диффузии - взаимное проникновение молекул соприкасающихся веществ ( или смешивание) , которое мы можем наблюдать в газах ( например, распространение запахов), в жидкостях (смешивание жидкостей), в твердых телах; броуновское движение (беспорядочное движение мельчайших видимых частиц вещества, под действием молекул жидкости).
Доказательством 3
- деформация тел под влиянием приложенных к ним сил; сохранение формы твердыми телами;
поверхностное натяжение жидкостей.
3.. Составление опорного конспекта:
Заполнение таблицы, в которой приводится экспериментальное обоснование основных положений МКТ.
Основные положения МКТ Экспериментальное подтверждение
Все вещества состоят из молекул Возможность механического дробления вещества, растворение веществ в воде, диффузия, сжатие и расширение газов.
Молекулы находятся в непрерывном тепловом хаотическом движении Диффузия. Броуновское движение , стремление газа занять весь объем
Молекулы взаимодействуют между собой: одновременно действуют силы взаимного притяжения и отталкивания. Для разрыва твердого тела необходимо некоторое усилие, в тоже время твердые и жидкие тела трудно сжимаемы. Капли жидкости, помещенные в непосредственной близости друг от друга. Сливаются.
4.Закрепление
1.Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь,Что существуют тела, которых мы видеть не можем.Но не заполнено все веществом и не держится тесноВ веществах пустота существует. (Делаем вывод: все вещества состоят из молекул, между которыми есть промежутки)
2.Множество маленьких тел в пустоте, ты увидишь, мелькая,
Мечутся взад и вперед в лучистом сиянии света. (Делаем вывод: молекулы находятся в непрерывном тепловом хаотическом движении)
3.Увидишь ты там, как много пылинок меняют
Путь свой от скрытых толчков и опять отлетают обратно,Всюду туда и сюда разбегаясь во всех направленьях. (Делаем вывод: молекулы взаимодействуют между собой: одновременно действуют силы взаимного притяжения и отталкивания)
4.. Сколько друзей можно угостить плиткой шоколада, масса которой 100 грамм?Благодарю всех за урок. Сегодня вы получили следующие оценки…
5.
Задача.
Отдельная клетка человеческого нерва может вытянуться до 1 метра. Ее диаметр 10-4 см. Каждый из атомов , который входит в состав клетки занимает объем 3*10-23 см3.Сколько атомов содержится в такой клетке? (о,262*1017)
1.О каких явлениях идет речь?Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь,Что существуют тела, которых мы видеть не можем.Ветер, во-первых, морей неистово волны бичует,Рушит громады судов и небесные тучи разносит,Или же, мчась по полям, стремительным кружится вихрем,Мощные валит стволы, неприступные горные выси,Лес низвергая, трясет порывисто: так, налетая,Ветер, беснуясь, ревет и проносится с рокотом грозным.Стало быть, ветры - тела, но только незримые нами:
Далее, запахи мы обоняем различного рода,Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают.Также палящей жары или холода нам не приметитьЗреньем своим никогда, да и звук увидать невозможно.Но это-все обладает, однако, телесной природой,Если способно оно приводить наши чувства в движенье:Ведь осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может.И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны,
Платье сыреет всегда, а на солнце вися, оно сохнет;Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,Да и не видно того, как она исчезает от зноя.Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,Что недоступны они совершенно для нашего глаза.Так и кольцо изнутри, что долгое время на пальцеНосится, из году в год становится тоньше и тоньше;
Капля за каплей долбит, упадая, скалу; искривленныйПлуга железный сошник незаметно стирается в почве;И мостовую дорог, мощенную камнями, видимСтертой ногами толпы; и правые руки у статуйБронзовых возле ворот городских постепенно худеютОт припадания к ним проходящего мимо народа.Нам очевидно, что вещь от стиранья становится меньше,Но отделение тел, из нее каждый миг уходящих,Нашим глазам усмотреть запретила природа ревниво.
Домашнее задание:. § 58 упр11 №3,4