Урок русской литературы в 7-м классе (по повести А.Стругацкого и Б.Стругацкого Пикник на обочине Р. Сейсенбаева «День, когда рухнул мир»). Тема: мотивы экологической катастрофы в пейзажных описаниях.


Вознесеновская средняя школа
Мартукский район
Уржаева Ж.Р. учитель русского языка и литературы.Урок русской литературы в 7-м классе (по повести А.Стругацкого и Б.Стругацкого "Пикник на обочине" Р. Сейсенбаева «День, когда рухнул мир»). Тема: мотивы экологической катастрофы в пейзажных описаниях.
Цель: Исследование моделирования средствами художественного слова трагедии уничтожения всего живого на планете Земля.
Задачи:
Показать на примере изучаемых произведений, к чему может привести бездушное и варварское отношение к природе человека разумного.
Продолжить развитие навыков аналитического чтения, умения сравнивать, обобщать.
Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к своей земле.
Оборудование: интерактивная доска, демонстрационный материал, рисунки учащихся, учебник русской словесности 7 класса под ред. В. В. Савельевой.
Тип урока: урок-исследование.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Эпиграф к уроку:…Шар земной, для меня ты — лицо дорогое.Я слезинки твои вытираю: не плачь,Кровь смываю и песни пою над тобою,Р.Гамзатов.
Ход урока:
1.Организационный момент. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний
Демонстрация на интерактивной доске слайдов с фотографиями планеты Земля (приложение № 1)., после чего задаются вопросы классу:
1. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы видите нашу планету?
2. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Сообщение темы, цели и задач урока.
Слово учителя: Летит в бесконечной Вселенной живая маленькая планета — Земля наша. До боли трогательна и беззащитна она среди всемирного хаоса и насилия. Как же уберечь ее? Как спасти такую маленькую и хрупкую? Что может сделать его величество Человек для спасения своего дома?
Эпиграфом к нашему уроку я взяла строки из стихотворения народного поэта из Дагестана Расула Расуловича Гамзатова:
Шар земной, для одних ты — арбуз:На куски разрезают тебя и кромсают зубамиДля других ты — лишь мяч, и, толпясь, игрокиТо хватают тебя, то пинают ногами.Шар земной для меня не арбуз и не мячШар земной, для меня ты — лицо дорогое.Я слезинки твои вытираю: не плачь,Кровь смываю и песни пою над тобою.
Таким мы видим лицо Земли через поэтическое восприятие автора. А каким видите лицо Земли вы? Аргументируйте свой ответ.
Идет презентация плакатов «Я рисую лицо Земли» (приложение № 2) учащимися Вывод по общей тематике презентаций готовит инициативная группа учащихся, так называемое «Экологи »:
Держи свою землю в ладонях.Пусть горе ее не тронет,Пусть лик ее будет светел,Пусть песни поют на ней дети!
Слово учителя: Таким образом, ребята, мы еще раз убеждаемся в том, что экологическая проблема на сегодняшний день — актуальнейшая проблема Земли.
Лексическая работа (запись в тетрадь) — Актуальный — от позднелатинского — настоящий, современный) А.Прохоров. Советский энциклопедический словарь. М.1984.
Второй урок из темы «Эволюция естественного пейзажа в мире художественной литературы» мы посвятим изучению произведений, фабулой которых стал сюжет катастрофического разрушения природного и человеческого мира. Это повесть «Пикник на обочине» писателей-фантастов братьев Аркадия и Бориса Стругацких и рассказ Ролана Сейсенбаева «День, когда рухнул мир».
Обратимся к первому из них «Пикник на обочине». Это одно из лучших произведений писателей, в котором переплетены главные темы их творчества: возможность и невозможность счастья для человека и человечества; столкновение человека с чужим разумом; необходимость жертвы на пути к счастью; будущее Планеты.Повествование в произведении ведется от лица сталкера.
Лексическая работа: Сталкер — Слово образовано от английского глагола to stalk — «подкрадываться, идти крадучись». Режиссер А. Тарковский назвал свой фильм, снятый на основе повести, «Сталкер».
Один из главных персонажей — сталкер — водит любопытных или желающих в Зону на экскурсию. Обратимся к тексту произведения.
Учащимся предлагается самостоятельная работа (в группах ) по исследованию двух предложенных фрагментов повести в учебнике для сравнительного анализа мира фантастического, передающего результаты экологической катастрофы, -(опустевшие дома, безлюдный индустриальный пейзаж, голубоватые язычки радиации, зеленая заря Зоны и т. п.) и реалистического, так называемого «пикника на лужайке», за которым всю ночь с ужасом наблюдали звери, птицы и насекомые.
1 группа Описать фантастический пейзаж: Найдите детали , рисующие результаты экологической катастрофы.
2группа Описать реалистический пейзаж: Найти детали, рисующие результаты экологической катастрофы.
Эксперты Вывод по итогам двух групп: авторы соотносят эти два пейзажа между собой по чудовищности последствий безответственного отношения человека к природе. Он, как вредоносный паразит, оставляет свой след на теле Земли. И он настолько ужасен, что самому дому человеческому грозит гибель.
Слово учителя: Стругацкие описали мертвую Зону после катастрофы 26 апреля 1986 года на Украине. Экологическая обстановка в зоне Чернобыльской АС вызвала многочисленные болезни и мутации в человеческом организме и окружающей природной среде.
Наши Эксперты в процессе исследовательской работы по выявлению экологической обстановки на планете подготовили для нас фрагменты фильма «Битва за Чернобыль» и презентации «Чернобыльская авария».
Беседа. Какие ассоциации вызвал у вас этот просмотр? Какие эпитеты к увиденному вы бы использовали?
Комментарий учителя для перехода к знакомству с произведением Р. Сейсенбаева «День, когда рухнул мир»:
В Казахстане таким аналогом является Семипалатинский полигон.
60 лет назад в степи северо-восточного Казахстана было испытано первое ядерное оружие под кодовым названием «Первая молния»
Выступление 1 группы.
Испытательный полигон — Семипалатинск (ныне Семей) — за свои 40 лет существования пережил 456 атомных взрывов. Радиация поглотила 3 поколения Казахстана, вызвав серьезные проблемы со здоровьем. И спустя 20 лет после закрытия, Семипалатинский полигон косит жизни и надежды местных жителей. (Демонстрация слайдов приложение №.3)

Самая большая боль современного общества — это ядерное оружие. Оно само по себе не страшней остального оружия — оно страшно своими последствиями. Человечество до сих пор не может определить размеры урона, наносимого ядерным оружием. Жители Хиросимы, Нагасаки, штата Невада, города Семей ощущают эти проблемы на себе, но не знают о них многого.
Правду о Семипалатинском испытательном ядерном полигоне впервые мир узнал после создания международного антиядерного движения «Невада — Семипалатинск», основной целью которого было закрытие ядерных полигонов. Это движение в Семипалатинске возглавил поэт Олжас Сулейменов. В настоящее время он выдвинут ЮНЭСКО на Нобелевскую премию. Через два с половиной года после существования организации указом президента Н. А. Назарбаева Семипалатинский полигон был закрыт, а ещё через пять лет были прекращены ядерные взрывы на всех полигонах мира. Это была большая победа международных антиядерных сил. В художественно-документально-публицистическом рассказе «Тоска по отцу, или День, когда рухнул мир» Р. Сейсенбаев описывает, как в глазах семилетнего Роллана «рухнул мир»: он был свидетелем первого испытания водородной бомбы «на земле великих и святых людей», где веками жили казахи, «мирно кочуя и никого не обижая», которая дала казахскому народу Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева, Мухтара Ауэзова и других великих писателей.Как передаёт автор свои ощущения через мгновение после взрыва адской бомбы, читатель вместе с мальчиком может прочувствовать.
2 группа
Инсценирование на фоне музыки Баха звучат слова шестилетней Кенже:
Ты хочешь жить, Ролан? Я знаю, это к беде. Но я ничего не могу с собой поделать. Завтра будут взрывать бомбу. Я боюсь. Как ты думаешь, умирать страшно? Смерть всякая бывает: и тяжёлая, и лёгкая. Меня ждёт страшная смерть. Ты добрый, очень добрый, Роллан. А почему ты дрожишь? Тебя тоже коснулось крыло смерти?
Слово учителя. Примерно через 10 лет после взрыва бомбы в Херосиме известный психолог Оден сказал, что наша эра – это век тревоги.мы часто пользуемся словом тревога, чтобы описать своё эмоциональное состояние. И менно это состояние испытывают люди при эвакуации.
Работа по эпизоду «День, когда рухнул мир» Художественное чтение, подготовленное заранее учеником. Музыка. Её прерывают звуки взрыва.
Цитируются отрывки из произведения: «И — тихо покачнулась земля. Мне показалось, что она — вечная колыбель, баюкающая нас». Однако эта иллюзия кратковременна, ибо, словно огненная колесница бога войны спустилась с небес и прокатилась по вершинам Чингизских гор: «Но земля внезапно содрогнулась, бешеными толчками била она нас снизу — в ноги, в грудь, в лицо: … земля вздымалась, как необъезженный конь; степи, горы в последнем потуге удерживались, чтобы не сгинуть. Я видел, высунувшись из-подкошмы, — огромный гриб заполнил небо, и огнедышащие сполохи играли невообразимым буйным соцветием красок. Страх и удивление в единый миг сковали мою душу, такого мне и в самом страшном сне не дано было увидеть».
«Стонали горы, с грохотом катились вниз огромные камни, скрипели, гнулись деревья, и в адские эти звуки внезапно вплелся ещё один — отчаянный, режущий уши звук ли, плач? Я до сих пор не знаю, как правильно назвать этот страшный звук. Маленькая девочка в белом платьице бежала, увертываясь от скачущих каменных глыб. Я и сам не заметил, как выбрался из-под кошмы и, стоя во весь рост, оцепенело глядел ей вслед. Огненный гриб тяжело поднимался, слепили глаза яркие вспышки, по качающейся земле неизвестно куда убегала маленькая девочка… Её крик резал мне уши. Земля вновь задрожала, теперь ещё сильнее, она билась, как в падучей…».
Работа с учащимися по данному отрывку.
1 группа 1. Описать состояние шестилетней Кенже так, будто вы были очевидцами этой трагедии.
2. Описать близко к тексту боль Земли.
2 группа 1. Можно ли расценивать действия Ролана в этом эпизоде как подвиг?
2. Почему маленькому Ролану показалось в тот миг, что рухнул мир и наступил конец света?
3 группа Эксперты Вывод С помощью художественных средств автор передает свои горькие раздумья об испытании атомного оружия, мучениях земляков, животных и его личные переживания, смерть девочки Кенже от взрыва бомбы — всё это относится ко всей планете. В центре всего рассказа — обобщающий образ Земли, истощаемой человеком. Первой жертвой испытания оружия массового уничтожения стала красивая девочка Кенже, первая — за ней сотни, тысячи, миллионы. Смерть Кенже опять-таки символизирует гибель красоты жизни на земле, гибель всего голубого шара. Р. Сейсенбаев показывает неотвратимое движение к катастрофе.
Беседа:
1. Всегда ли достижения науки служат на благо человечества?
2. Какая мысль объединяет эти два произведения? О чем они заставляют задуматься?
3. Найдите примеры из окружающей вас жизни, которые свидетельствуют о варварском отношении человека к природе.
4. Сравните картины экологической катастрофы у Стругацких с теми трагическими фактами, которые приводит Р. Сейсенбаев в своем рассказе «День, когда рухнул мир»
Вывод: Своими войнами, взрывами, развитием промышленности вкупе с жадностью человек наносит непоправимый вред своей колыбели.
Вернёмся к эпиграфу урока:
Шар земной, для одних ты — арбуз:На куски разрезают тебя и кромсают зубамиДля других ты — лишь мяч, и, толпясь, игрокиТо хватают тебя, то пинают ногами.Шар земной для меня не арбуз и не мячШар земной, для меня ты — лицо дорогое.Я слезинки твои вытираю: не плачь,Кровь смываю и песни пою над тобою.
Вы согласны с видением автора о планете Земля?
Выводы учащихся.
Прослушивание песни «Расскажите, птицы» И. Николаева в исполнении Д. Билана (сопровождается слайдами с изображением природы.).
Обобщение урока. Рефлексия. Проводится в виде интервью с участниками урока.
Ученица рассказывает о символе журавлика в Японии.
Одним из символов Японии является журавль. По древнему японскому поверью, человек, сделавший тысячу бумажных журавликов и подаривший их друзьям, получит исполнение своего самого заветного желания.
Во всем мире узнали об этой легенде от Садако Сасаки, девочки из Хиросимы. Она пережила атомную бомбардировку в четырехлетнем возрасте. Когда ей исполнилось 14 лет, она погибла от лучевой болезни. Эта девочка верила, что если ей удастся сложить тысячу журавликов Счастья, то она выздоровеет. Однако она успела изготовить только 643 журавлика.
В Хиросимском Парке Мира стоит скульптура, изображающая бронзовую девочку Садако, держащую своего последнего журавлика в руках. Эта скульптура установлена в память всем детям, ставшим жертвами атомной бомбардировки. По доброй традиции, все, кто приходит к подножию скульптуры, кладут там бумажных маленьких журавликов. Многие знают, как сделать журавлика из бумаги.
Бумажных журавликов дарят близким людям как пожелание счастья и долголетия.
В Китае эта птица также считается символом удачи, здоровья и долголетия. Они тщательно и с любовью складывают журавликов долголетия.
Учащиеся дарят всем присутствующим журавлики.
Домашнее задание дается по трем уровням:
1. Ответить на вопросы учебника на стр. 222–223
2. Посмотреть фильм «Сталкер» А. Тарковского и сравнить пространство «Зоны» в кинотексте и повести.
3.Написать отзыв на рассказ «День, когда рухнул мир»
Самоанализ урока
Урок-исследование по литературе в 7 классе Эволюция естественного пейзажа в художественном мире литературы. Тема экологической катастрофы в литературе. А.и Б. Стругацкие «Пикник на обочине». Р.Сейсенбаев «День, когда рухнул мир».
Это второй урок в разделе «Эволюция естественного пейзажа в художественном мире литературы». Целью данного урока явилось исследование моделирования средствами художественного слова трагедии уничтожения всего живого на планете Земля.
Задачи урока
1. Показать на примере изучаемых произведений, к чему может привести бездушное и варварское отношение к природе человека разумного.2. Продолжить развитие навыков сравнительного анализа текста, умения обобщать.3. Воспитывать стремление к красоте, гармонии, бережное отношение к Земле как к своему дому.
При планировании урока учтена психолого-педагогическая характеристика класса: коммуникабельность, навыки монологического высказывания, умение логически мыслить, обобщать. И именно урок-исследование(как один из видов нестандартных уроков) предполагает массовое вовлечение учащихся в процессе обучения.
В урок включены словесные, практические, иллюстративные методы. Разнообразные виды работы: монологическое высказывание, работа в парах сменного состава, аналитический пересказ, сравнительный анализ текста, художественное чтение, чтение наизусть и другие.
На уроке используется интерактивная доска. Останавливаясь на этой теме, руководствуюсь следующей идеей: показать на примере отобранных произведений, к чему может привести бездушное отношение к природе «человека разумного». И, поскольку в настоящее время экологическое воспитание учащихся становится одним из приоритетных направлений современного школьного образования, урок несет на себе миссию экологического воспитания.
На уроке используются межпредметные связи (география, история.) Данный урок построен по технологии последовательного обучения: учебный процесс осуществляется как поиск новых познавательных ориентиров. Учащиеся самостоятельно постигают ведущие понятия, а не получают их от учителя в готовом виде.
Домашнее задание дается с учетом разноуровнего подхода к данной теме:
1. Ответить на вопросы учебника на стр. 222–2232. Посмотреть фильм «Сталкер» А. Тарковского и сравнить пространство «Зоны» в кинотексте и повести.3. Составить экологическую программу по защите Земли на ближайшие 10 лет.В целом считаю, что цели и задачи, поставленные на уроке, были достигнуты.
Используемая литература:
А.Прохоров Советский энциклопедический словарь. М.1984 г.
Методическое руководство к урокам литературы 7 класс В. В. Савельева, Г. Г. Лукпанова,Г. З. Шашкина, И. Р. Махракова. — Алматы: Атамура 2003 год.
А.и Б. Стругацкие «Пикник на обочине»
Р.Сейсенбаев «День, когда рухнул мир»
Приложения к уроку:
№ 1 Слайды с изображением планеты Земля;
№ 2 Презентация плакатов «Я рисую лицо Земли»;
№ 3 Слайды «Жертвы Семипалатинского ядерного полигона»;
Песня «Расскажите, птицы» И Николаева в исполнении Д. Билана.
Использованы фрагменты документального фильма: Чернобль Филинов С ученик 7 класса
Группы Экологи : Филинов С, Марченко Л, Алпамысова А.
1 гр: Кузембаева К. Килимова А, Пашкевич К, Юсупов , Козедуб А, Кузюк В.
2гр. Круглова А, Кулиш А, Разин В. Шункеева К. Гришанова В