Урок по литературе по творчеству А.Грина
Ф.И.О. Гайсина София ШавкатовнаПредмет: литератураКласс: 6 Тип урока: урок-размышление
(1 слайд)
Тема урока: Урок внеклассного чтения
«Чудеса надо создавать своими руками» (по феерии А.Грина "Алые паруса"). 6-й класс.
Эпиграф: «Когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии» (А.Грин)
Цели урока: Постижение сути произведения через внутренний мир героев.
Задачи урока: Расширить и углубить знания об особенностях произведений А. С. Грина, помочь понять замысел писателя; своеобразие творчества Грина; способствовать осмыслению того, что человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса; показать душевную чистоту главных героев. Совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, а именно уметь давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, обобщать, делать выводы; - находить ответы на поставленные вопросы;
Развивать устную речь обучающихся, логическое и образное мышление;творческое воображение, память развивать творческие способности,
Воспитывать нравственные аспекты: любовь к ближнему, добру, красоте; учить видеть прекрасное в жизни, пытаться делать чудеса своими руками. Воспитывать чувства любви, уважения к личности А. Грина, его произведениям, осмысленному отношению к жизни. Создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений
Задачи: УУД: личностные: желание приобретать новые знания, умения совершенствовать полученные ЗУН; стремиться к преодолению возникших трудностей, участвовать в творческом, созидательном процессе; принятие жизненных ценностей.
Регулятивные: уметь ставить конкретную цель, прогнозировать возможные ситуации; постановка задачи с помощью учителя; планирование последовательности действий; решения проблем творческого и поискового характера
Познавательные: умение понимать основную мысль текста, объяснять; давать нравственно-этическую оценку поступкам героев; понимать душевное состояние персонажей сопереживать; выделять не только главную, но и избыточную информацию
Когнитивная область:закрепить знания учащихся по теме “Романтизм” (основные черты романтического героя, основные приёмы композиции и тропы романтического произведения);формировать навыки учащихся давать развёрнутые ответы по предложенной проблеме, использовать в речи литературоведческие термины.
Аффективная область:развивать у учащихся способность анализировать сложные ситуации, выявлять причины их возникновения, различать главное и второстепенное;
формировать у учащихся мотивацию к дальнейшему изучению романтических произведений;развивать умение учащихся дискутировать, аргументировать свою точку зрения, чётко формулировать и ясно излагать свои мысли;
Психомоторная область:развивать внимание, воображение, мышление, память, слуховое восприятие и творческие способности учащихся;
Способ реализации поставленных целей урока:
Методы:
репродуктивный;
иллюстративный;
исследовательский.
Формы:
Фронтальный опрос; индивидуальный
Дискуссия
Работа в группах
ОБОРУДОВАНИЕ:
Портрет Александра Грина.
Выставка рисунков учащихся.
Презентация к уроку
Видеозаписи «Рисование песком»
Фрагмент видеозаписи из программы «Вести»
Песня В.Ланцберга «Ребята, надо верить в чудеса»
книги писателя
интерактивная доска
Толковый словарь Ожегова
Ход урока
1 Организационный момент
2.Подготовка учащихся к активной и осознанной деятельности
Искусство рисования песком на прозрачном подсвеченном столе на глазах у зрителей становится удивительно популярным. Предлагаю вам, ребята, просмотреть видеозапись «Рисование песком»
Мотивировка: Просмотр видеозаписи «Рисование песком» по произведению А.Грина
Учитель: Ребята, о каком произведении мы будем сегодня говорить?
(«Алые паруса» А.Грина)
Учитель: Совершенно верно. Александр Степанович (Гриневский) Грин - русский прозаик, поэт. Что мы о нем знаем? Послушаем краткую биографию. Ребята, будьте внимательны при просмотре видеозаписи. Постарайтесь услышать ключевые слова и определить тему нашего урока
Просмотр фрагмент видеозаписи из программы «Вести»
Учитель: Какова же тема нашего урока. Как мы её озвучим? Предполагаемые ответы (Во время просмотра фрагмента звучат ключевые слова «романтическая повесть о любви», герой книги Грэй говорит: «Чудеса надо делать своими руками!» )
Учитель: Да, вы правы. «Алые паруса»- романтическая повесть о любви. Чудеса в жизни надо создавать своими руками! Какое слово лучше и сильнее звучит, несет в себе больше смысла и экспрессии «делать» или «создавать»? Предполагаемый ответ (создавать)
На доске: СОЗДАВАТЬ - созидать, созиждить, делать, соделывать, творить или производить, вызывать из небытия в бытие
2 слайд
Учитель: Итак, тема нашего урока " Чудеса надо создавать своими руками" (по феерии А.Грина "Алые паруса")
3 слайд.
Учитель: Грин создал свыше 400 произведений, но наследие его до сих пор полностью не собрано. К сожалению, Александр Степанович никогда не отличался бережливостью к своим черновикам, наброскам, незаконченным произведениям. Поэтому часть его рукописей, вероятно, затерялась навсегда.
Грин создал свою загадочную страну с морями, материками, бухтами, архипелагами, проливами, с замечательными городами с мужественными и сильными людьми, умеющими любить, мечтать и смело вступающими в борьбу со злом. Критик К. Зелинский назвал эту страну Гринландией
4 слайд
Я приглашаю вас в удивительную страну Гринландию, в которой живут замечательные герои его книг. Знаете ли вы, какие произведения он написал? ( «Бегущая по волнам», «Зеленая лампа», «Золотая цепь», «Блистающий мир»)
5 слайд
Проверка домашнего задания:
Фронтальный опрос:
Учитель: Вы знакомы с содержанием феерии "Алые паруса".1. Какое впечатление произвело на вас это произведение? Что вас удивило, что понравилось в прочитанной повести-феерии?
( Героиня Ассоль верит в чудеса, верит, что если очень захотеть – мечта сбудется. Каждому человеку свойственно мечтать.
Романтическая повесть о любви А.Грина даёт возможность человеку поверить в чудо и стремиться к нему в своей обыденной жизни, чтобы родилось в его душе желание «делать» их для тех, кого ты любишь, кто тебя окружает.
Понравилось, как красиво, возвышенно описаны чувства.
Любовь - светлое ,нежное, хрупкое прекрасное чувство)
Учитель: Спасибо, ребята!
6 слайд
Индивидуальное домашнее задание: История создания книги "Алые паруса" (Писатель "вынашивал" это произведение несколько лет. Замысел возник в 1916 году. Было это в Петрограде. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шелка, который от лучей солнца показался писателю алым. Это поразило Грина. "Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал ЧТО. Тогда я прикинул; не скажет ли больше парус красного, а лучше того - алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я видел цель его бытия", - писал А.Грин.
Грин начал писать в Петрограде в 1920 году, когда после сыпного тифа бродил по обледенелому городу и искал каждую ночь "нового ночлега" у случайных, полузнакомых людей. Алые паруса стали для Грина символом красоты, символом претворённой мечты. "Алые паруса" - это повесть, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная любовью к жизни, верой в то, что человек способен совершать чудеса.)
7 слайд
Домашнее задание 1 группы. Выписать цитаты и высказывания героев о море, любви, дружбе
Что запомнилось? Какие строки вы выписали, чем они примечательны? Прочтите цитаты
Предполагаемые ответы (цитаты из произведения:
1.Мы любим сказки, но не верим в них. (Эгль)
2. «Э, Ассоль, говорил Лонгрен, - разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого - то они не могут". - "Как это - уметь?" - "А вот так!" Он брал девочку на руки и крепко целовал грустные глаза, жмурившиеся от нежного удовольствия.
3. Не знаю, сколько пройдёт лет, но однажды настанет день, когда расцветёт одна сказка, памятная надолго. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберётся народу, удивляясь и ахая: и ты будешь стоять там.
4. Я знаю, у всех есть мечты Иначе нельзя.
5.Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим значит владеть всем.
7. Я был в одной стране. Там царствует любовь. Хоть ей не строят храмы. Детей не заставляют петь хвалу. Там просто любят. Медленно и скромно. Наивно и немножечко смешно. Обыденно – ведь там не представляют, как можно жить, не ведая любви
8. Море и любовь не терпят педантов.
9. Мы любим сказки, но не верим в них.)
Учитель: Спасибо, ребята!
8 слайд
Проверка домашнего задания 2 группы. Что такое феерия?
Феерия от французского - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], волшебница. Название Чудесной страны из британских и французских сказок
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] использование волшебных элементов для раскрытия полноты [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], основной мысли текста.
Учитель: Спасибо, ребята!
9 слайд
Проверка домашнего задания 3 группы. Определитьзначение слова «алый». Эпитеты, сравнения и метафоры, раскрывающие суть символа алый, на страницах книги?
Предполагаемые ответы: ( А
·лый цвет яркий [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] красного цвета. Отличается от истинно красного уклоном в оранжевый цвет, поэтому чисто красный воспринимается холоднее алого. Традиционно связывается с цветом пламени, иногда с цветом человеческой артериальной крови, губ.
Алый – полный благородного веселья, царственности, гордый цвет; в нем нет ничего, что вызывает сомнение. Алый цвет – цвет исполнения мечты, в нем не может быть сомнения.
метафора надежды, торжество счастья алый отблеск парусов создан глубиной сердца, знающего, что такое любовь: “Разбрасывая веселье, он пылал, как вино, роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь. Корабль шёл прямо к Ассоль”.
он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения; совершенно чистый, как алая утренняя заря; полный благородного веселья и царственности гордый цвет.) Учитель: Спасибо, ребята! Предлагаю вам в продолжение нашего разговора подобрать ассоциации к слову алый. Рассмотрев внимательно картинки, определите, какие ассоциации они вызывают у вас
3. Создание проблемной ситуации на основе проблемно-поисковых вопросов
10 слайд
а) Ассоциации к слову алый
(11 слайд) Цвет глубокой радости
(12 слайд) символ любви, паруса мечты
(13 слайд) романтика, ожидание, творчество
(14 слайд) осуществленное чудо
15 слайд
Вывод: Цвет глубокой радости, символ любви, паруса мечты, романтика, ожидание, творчество, осуществленное чудо, метафора надежды, торжество счастья
16 слайд
б) Найдите в тексте завязку сюжета. С чего начинается «сказка» для Ассоль? Найдите этот эпизод в тексте и зачитайте. 16 слайд (Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая: и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. )
4. Определение основной задачи урока. Учитель: Какую мечту подарил сказочник Эгль Ассоль? (Ассоль спустя время обязательно встретит принца, который ее увезет в прекрасную страну. Она поверила в сказку, в чудо, которое сделает ей счастливой)
5. Организация дискуссии
Учитель: Ассоль шла к своей мечте с детства. Она мечтательна, романтична. Ассоль живёт в мире грёз и фантазий, ожидая своего возлюбленного, когда он приедет и увезет в сказочную страну.
17 слайд
Учитель: Какой была Ассоль, ребята? Найдите в тексте, зачитайте.
(Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Ее темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой. )
Чем она отличалась от остальных жителей Каперны?
Учитель: Вспомните, как жила Ассоль, какие люди её окружали? Опишите деревушку, в которой прошло детство героини. (Мрачные люди живут в этом селении, много злых, но есть и добрые (угольщик, Лонгрен). В городе не поют песен, не рассказывают сказок, не любят людей. "Там не рассказывают сказок, не поют песен. А если рассказывают и поют, то эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ночи, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом:" "Там, в работе, как в драке".)
Как складываются отношения Ассоль со сверстниками?(Дети с ней не играли, гнали, швыряли грязью, дразнили, били).
«- Э, Ассоль, разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут", - говорит Лонгрен, успокаивая Ассоль, которую обидели дети.
18 слайд
Учитель: Рядом и одновременно далеко с этой милой девушкой живёт ещё один герой феерии. Кто он? Расскажите об этом герое.
(Грэй родился с живой душой, жил в своём мире, в этом мире над всем возвышалась мечта. Он жадно читал книги, мечтал стать капитаном.)
Учитель: Почему мечта Грэя осуществилась?
(Грэй очень хотел этого).
Грэй испытал на себе все тяготы корабельной жизни, изменился внешне "потерял слабость", стал широк в плечах, крепок мускулами, "в думающих глазах отразился блеск", речь стало "краткой и точной. Но Грэй не потерял самого главного - своей странной летящей души".
Учитель: Духовный мир автора и его героя очень близки. Грин рассказывает о себе больше, чем в каком-либо другом произведении, наводит на размышления и похожесть инициалов. Александр Грин - Артур Грэй.
Учитель: Как вы думаете, случайно ли произошла встреча Ассоль и Артура Грэя?
(Думаю, нет. Сама судьба свела героев. Тревожное чувство теснило грудь Грэя, "его как бы позвал кто-то". Ассоль неожиданно услышала "нечто, подобное отдалённому зову", и это позвало её на берег.)
Работа в группах (Задание: Группы ищут общее в главных героях
Ассоль
Грэй
Сильная личность, сумевшая сохранить свою индивидуальность.
Сильная, мятежная личность (выбор - быть капитаном).
есть стремление к красоте, умение мечтать (игрушки для детей, любование красотой мира).
Стремление к неизвестности,приключениям, свободе (родился вдали от моря, в обеспеченной семье, но выбрал тяготы морской жизни).
вера в силу мечты, воображения, которые могут изменить мир; вера в то, что мечта есть у каждого
Выбор цели жизни( делать чудеса своими руками, чувствовать чужую боль как свою)
19 слайд
Учитель: Спасибо, ребята! Мы убедились, что наши герои очень Схожи. Перед
нами мир любви и мечты; увлекательный мир сказки, фантастики, из которого не хочется уходить; мир, который учит надеяться, верить и ждать, любить, творить счастье своими руками; уникальный мир фантастики, чего-то волшебного, сказочного, где всегда добро побеждает зло. Грин вкладывает в слово «феерия» особый смысл. Ассоль и Грэй сами творят чудо.
Согласны ли вы, ребята?
Итог урока: рефлексия Учитель: Понравился ли вам сегодня урок? Что особенно запомнилось? (Предполагаемый ответ: Мы поняли, что надо идти к своей мечте, веря в чудеса. Потому что чудеса надо создавать своими руками. Книга заставит нас вдруг пожелать счастья так страстно, как его желала Ассоль. Грин навсегда подарил нам это ожидание, стремление, и сам до конца своих дней сохранил в душе верность своему миру.)
Учитель: Все, взрослые и дети, верят в чудеса. И пусть мечты наши сбываются! Если ты раскроешь этому миру свое сердце, то поверишь, что «над океаном алые взметнутся паруса, и скрипка пропоет над океаном». Пусть Каперна, Грэй, Ассоль, корабль с алыми парусами - всё это плод фантазии художника. Но пока на земле будут жить хорошие люди - романтики, умеющие так любить и мечтать, всё это может осуществиться. Грин уверял, что корабль с алыми парусами рано или поздно приходит к каждому, кто умеет мечтать, кто всем сердцем верит, что мечты, желания обязательно сбудутся. Ведь надо лишь помнить: «Чудеса надо создавать своими руками! ».
5. Определение домашнего задания (текст песни лежит у каждого ребенка на парте)
(релаксация)
Звучит песня «Ребята, надо верить в чудеса!» (видео)
1. Напишите сочинение – рассуждение «Чудеса надо создавать своими руками»
2. Ассоль снились чудесные сны. Пофантазируйте немного и опишите один из таких чудесных снов. Придумайте, что могла видеть девушка во сне. Напишите сочинение-миниатюру объёмом до 1страницы. (задание по выбору)
Учебно – методическая литература:
Литература. 6 кл. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2009).
Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В. П. Полухиной / авт.-сост. С. Б. Щадрина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 282 с.
Фадеева Т. М. Дидактические материалы по литературе: 6-й Кл.: к учебнику В. П. Полухиной «Литература. 6 кл.». – М.: Экзамен, 2006. – 92 с.
Турьянская Б. И., Холодкова Л. А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. – М., 2001. – 224 с.
А Грин “Алые паруса”.1992г.
Интернет-ресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]