Урок по творчеству А.С.Грина «Алые паруса»
Урок - исследование
по литературе с применением
интерактивных методов
по повести-притче
Э. Хемингуэя «Старик и море»
Урок – исследование по литературе с применением интерактивных методов.
Тема: Урок исследование по повести-притче Э. Хемингуэя «Старик и море».
Цель:
1. В процессе творческого обсуждения содержания повести-притчи Э. Хемингуэя «Старик и море» подвести учащихся к выводу – эпиграфу урок к уроку.
2. Повторить литературоведческие понятия, художественно-выразительные средства (эпитеты), общеучебные навыки и умения (сравнение).
3. Продолжить работу по формирования навыка самостоятельной работы с книгой, с дополнительной литературой.
4. Продолжить работу по межпредметным связям, по дифференцированному обучению; по развитию творческих способностей с применением инновационных и интерактивных методов.
5. Воспитывать в учащихся чувство сопричастности к происходящему в произведении, позитивные морально-психологические качества.
6. Прививать любовь к классической литературе.
Оборудование: : мультимедийная доска, тексты произведения, дополнительная литература, портрет писателя, иллюстрации, картины с изображением моря, фон – музыка – шум моря, карточки с общеучебными умениями и навыками; памятки по рациональной организации самостоятельной работы с учебным материалом, карточки с вопросами для актуализации знаний, карточки с вопросами для метода «микрофон» (Приложение 2), карточки исследовательских групп по анализу содержания (Приложение 1, 2), по вопросам из теории литературы, эпиграф (на доске).
ХОД УРОКА:
Слово учителя о теме, целях, эпиграфе.
Человек не для того создан,
чтобы терпеть поражения
Человека можно уничтожить,
но победить его невозможно
(Э. Хемингуэй «Старик и море»)
2. Литературный диктант
Цель: проверить знания учащихся о жизненном и творческом пути писателя, где вместо цифр необходимо вставить определенные факты.
3. Работа по анализу повести-притчи
– Слово учителя: Мы живем в эпоху больших природных и человеческих катаклизмов: трагедия «Титаника» и «Чернобыля», гибель атомохода «Курск», эпидемии в Африке, забирающие жизни людей.
Человек теряет связь с природой, бездумно и бездушно относится к ней, а природа мстит за это человеку. Повесть Хемингуэя возвращает нас к извечным темам: «Человек и природа», «Место человека в природе», «Человек и человек».
- Так как это произведение в оригинале написано на английском языке, познакомимся с началом повести на двух языках.
- Наше исследование мы проведем по двум направлениям, создаются 2 исследовательские группы – каждая получает свою карточку с вопросами.
4. Беседа по воссозданию ассоциативных рядов с использованием «микрофона»
- Действующим лицом повести является также море, которое играет большую роль в жизни старика.
А каким оно бывает вообще? (использование наглядности – репродукции картины моря, музыкальный фон – шум моря)
- Какие мысли вызывает у вас вид спокойного, тихого моря?
- Вид разбушевавшейся стихии?
- Вид рыбаков, ловящих рыбу?
- Вид моря в разное время года, суток?
- Какие эпитеты вы можете определить?
- С какими строчками ассоциируются у вас эти картины?
1 группа: «Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые И
И блещешь гордою красой!...»
2 группа: Второе стихотворение «Два главных цвета»
Вывод: Разбушевавшаяся стихия вызывает у человека страх перед природой Море может быть человеку другом, а может быть человеку и врагом.
5. Актуализация знаний учащихся при выполнении группами исследовательских заданий, связанных с теорией литературы (Приложение 4).
6. Общий вывод по теме урока.
7. Подведение итогов урока.
Приложение 1
Карточка для исследовательской группы № 1
Направление – «Человек и природа»
1. Каким мы видим старика?
2. В чем необыкновенность старика?
3. Одинок ли старик?
4. Как выражается поэтичность натуры старика?
Обобщающий вопрос
Как же писатель раскрывает тему «Человек и природа» в повести-притче «Старик и море»?
Приложение 2
Карточка для исследовательской группы № 2
Направление – «Человек и человек»
1. Как раскрывается характер героя?
2. Что подтверждает, что старость это не препятствие, а новый виток связи человека с человеком, с окружающим миром.
3. Только ли о старике и мальчике идет речь в повести?
4. А не противоречит ли сказанному состояние одиночества героя?
Обобщающий вопрос
5. Какая же тема затрагивается Хемингуэем в отношениях старика и мальчика.
Приложение 3
Карточка с вопросами для метода «микрофон»
- Действующим лицом повести является также море, которое играет большую роль в жизни старика.
А каким оно бывает вообще? (использование наглядности – репродукции картины моря, музыкальный фон – шум моря)
- Какие мысли вызывает у вас вид спокойного, тихого моря?
- Вид разбушевавшейся стихии?
- Вид рыбаков, ловящих рыбу?
- Вид моря в разное время года, суток?
- Какие эпитеты вы можете определить?
- С какими строчками ассоциируются у вас эти картины?
Приложение 4
Карточки с вопросами для актуализации знаний
Вопросы для 1 группы:
1) Почему повесть называется «Старик и море»?
2) Особенности жанра повести-притчи.
Вопросы для 2 группы:
1) Композиция произведения (на какие части можно условно поделить повесть).
2) В творчестве каких русских писателей XX века раскрыта тема?
Урок по творчеству
А.С.Грина «Алые паруса»
Урок по творчеству А.С.Грина «Алые паруса».
Тема: Символ мечты и веры в её исполнение.
Цель урока: продолжать работу с учащимися по группам; помочь постичь романтическую условность произведения; раскрыть символический смысл названия и особенности жанра; формировать навыки сопоставительной характеристики героев, воспитывать оптимизм; активную позицию
Словарная работа:
Символ- ( от греч. symbolon- «связь») – то, что служит условным знаком какого - нибудь понятия, явления, идеи.
Символ-образ. Голуб - символ мира. Парус - символ прекрасного будущего.
Романтика- то, что содержит идеи и чувства эмоционально возвышающие человека; условия жизни, обстановка, содействующие эмоционально-возвышенному, мировоззрению.
Феерия ( от франц. feerie, fee- фея, волшебница)
а) жанр театральных спектаклей , в которых для постановки фантастических сцен используются различные эффекты;
б) переносное значение- волшебное, сказочное зрелище.
4. Антитеза – резкое противопоставление двух проривоположных мыслей, образов, качеств.
5. Ассоль ( от испанс. « alsol, para el sol- к солнцу)
Оборудование: мультимедийная доска; рисунки из произведений « Алые Паруса», музыкальное оформление ( музыка из кинофильма « Мой ласковый и нежный зверь») ; микрофон.
Ход урока
Я понял одну нехитрую истину.
Она в том, чтобы делать чудеса своими руками
А. Грин
Органицация класса
Сообщение темы и цели урока
Работа по группам («кораблям»)
Задания:
А) 1. Капитан корабля «Юнга» (подготовить рассказ об Ассоль).
2. Капитан корабля «Победа» (подготовить рассказ о Грэе).
3. Капитан корабля «Парус» (сопоставить двух героев).
Б) Индивидуальное задание. Тесты по знанию текста «Алые паруса» А.Грина.
Проверка знаний текста
Выберите из перечисленных персонажей героев повести «Алые паруса»:
а) Лонгрен в) Ассоль д) Грэй
б) Гез г) Проктор е) Меннерс
Когда старик Лонгрен стал воспитывать свою дочь:
а) с рождения в) с 8 лет
б) с 8 месяцев г) с 15 лет
Почему жители Каперны не любили Меннерса?
а) был угрюм, злым
б) отказал в помощи погибающему
в) воровал
г) делал фальшивые деньги.
Кто предсказал Ассоль алые паруса?
а) Лонгрен в) Эгль
б) умирающая мать г) сон
Что сделал в детстве Грей?
а) сбежал из дома
б) замазал на картине краской гвозди на распятом кресте
в) выпил вино из бочки с подвала
г) отдал деньги из копилки служанки.
На каком корабле Грей «превращался» в капитана?
а) «Алые паруса» в) «Роза-мимоза»
б) «Ансельм» г) «Секрет»
Как Грей первый раз увидел Ассоль?
а) на берегу продавали игрушки
б) спала на берегу
в) в трактире Меннерс покупала хлеб
г) тонула в шторм, спас её.
Что оставил ей Грей в первую встречу?
а) цветок в) браслет
б) кольцо г) деньги.
Сколько алого шелка купил Грэй на паруса?
а) 1000 м в) 2000 м
б) 5000 м г) 8000 м
Что думал Пантеон, когда капитан Грэй вёл себя странно:
а) что он решил перевозить контробанду
б) что он влюбился
в) что он сошёл с ума
Почему Лонгрен снова решил поступить на службу?
а) предложили выгодное место
б) нужно выезжать из Каперны
в) перестали покупать игрушки.
Как отнеслись к появлению «Секрета» с алыми парусами жители Каперны?
а) с злобным испугом
б) с недоверием
в) с чувством радости за Ассоль.
В) Рассказ учащегося (краткая автобиография писателя).
ІІІ. Объяснение темы урока.
Слово учителя с элементами беседы.
Мечтатель Александр Грин создал в своих рассказах и повестях особую страну Гренландию. Сам писатель не только верил в существование этой страны, но и прекрасно знал её географию. Помните Зурбаган, Каперна, Лисс, Гелью-Гью – всё это оттенки Севастополя. Он даже создал карту страны Гренландии. (карта - на доске). Знойные города у синего моря, построенные на белой каменистой земле. Эта страна, сотканная из неуловимых сновидений, была частью его внутреннего мира.
- Что означает море у Грина? (вопрос к учащимся).
Море у Грина – это не только место действия его произведений, это образ, который обозначает символ, олицетворяющий силу, беспредельность и мощь человеческого духа. Не случайно все любимые герои – это добрые и отважные капитаны, у которых вся ценность жизни выражается формулой романтики: «власть природы, свет далёкой страны, чудесная неизвестность, мелькающая любовь, цветущая свиданием и разлукой, увлекательное кипение встреч, лиц, событий».
(Проверка тестов)
- Какова основная тема произведения? (вопрос к учащимся).
Тема морской романтики, тема моря, тема веры в мечту прекрасного будущего.
Определение смысла названия.
Основным художественным приёмом автора в произведении является антитеза. Автор уже в название произведения вносит скрытую антитезу.
Беседа с учащимися
- Давайте поразмышляем о парусах.
- Какие обычно бывают паруса? (из грубой парусины серого цвета)
- А здесь какие? (алые и шёлковые)
- Можно ли сшить такие? (конечно)
- Но часто ли встретишь такое желание, расточительство?
- Зачем оно? Это чудо? (да, но рукотворное чудо)
Великое множество раз писатели употребляли в литературе образ паруса.
- Какова его символика? (паруса уносят в неизвестные дали, где ждет прекрасное будущее).
3. Каков же жанр произведения?
Феерия (обращение к справочнику на доске).
- Много ли волшебного, сказочного в этой повести? Приведите примеры. Встреча с волшебником.
4. Ролевая игра. (Сценка из произведения «Встреча Ассоль с волшебником»).
... Как зовут тебя, крошка? – спросил Эгль.
- Ассоль, - сказала девочка, пряча в корзину поданную Эглем игрушку.
Что у тебя в корзинке?
- Лодочки, - сказала Ассоль, встряхивая корзинкой, - потом пароход да ещё три таких домика с флагами. Там солдаты живут.
- Отлично. Тебя послали продать. По дороге ты занялась игрой. Ты пустила яхту поплавать, а она сбежала. Ведь так?
- Ты разве видел? – с сомнением спросила Ассоль. Тебе кто-то сказал? Или ты угадал?
- Я это знал.
- А как же?
- Потому что я – самый главный волшебник.
- Не знаю, сколько пройдет лет, только в Каперне расцветёт одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов: на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывёт от него быстрая лодка. «Зачем вы приехали? Кого вы ищите?» - спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. «Здравствуй Ассоль! – скажет он. – Далеко- далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в своё царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слёз и печали». Он посадит тебя в лодку, привезёт на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звёзды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.
5. Слово учителя.
Это ещё одна история Золушки. Она всегда сказочна, празднична. Среди бесцветных будней Ассоль верила в чудо? Сбылась ли её мечта?
Работа в группах
І группа - корабль «Юнга» (рассказ об Ассоль)
6. Работа с эпиграфом.
- Кто сказал эти слова?
- Можно ли продолжить этот эпиграф.
«Но есть ещё такие чудеса: улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово. Владеть ими – значит владеть всем».
- Кто осуществил мечту Ассоль о чуде?
ІІ – группа – корабль «Победа» (рассказ о Грэе)
- Мы с вами подробнее узнали о главных героях нашего произведения.
ІІІ – группа – корабль «Парус» (сопоставительный анализ двух героев).
Что такое антитеза? (Резкое противопоставление двух противоположных мыслей, образов, качеств.)
Грэй
Ассоль
богатый
воспитанием занималась мать
дружба с бедными детьми служанок (потом одиночество:
отец отстранил детей из замка)
активный (стремился к цели)
бедная
воспитанием занимался отец
не дружила ни с кем (хотя хотела)
пассивная (ожидающая счастье)
- А если было бы всё наоборот, смогла бы осуществиться мечта Ассоль?
- Говорят, у всех влюбленных есть общие черты. Найдите общие черты, присущие и Ассоль и Грэю.
7. Обобщение.
Только такой человек, как Грэй, мог осуществить мечту, но для достижения её он прошёл через каторжный труд, возмужал телом и душой, и «выпил своё вино».
- Вспомните, что было написано на бочонке? («Меня выпьет Грэй, когда будет в раю»).
Только такой человек, как Грэй, мог осуществить мечту, оценить Ассоль и понять, что её любовь и есть тот самый рай! Высокие и прекрасные мечты достигаются высокими и прекрасными средствами.
Написание сочинения – миниатюры на тему: «Может ли человек жить без высокой мечты?» (звучит музыка из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»).
Подведение итогов урока.
Домашнее задание даётся по уровням:
а) подготовить рассказ о главных героях (для учащихся среднего уровня);
б) написать сочинение на тему: «Моя будущая мечта» (для учащихся высокого уровня);
в) составить план добрых дел на неделю (для учащихся низкого уровня).
13PAGE 15
13PAGE 141015