Сценарий воспитательного внеклассного мероприятия по басням Ивана Андреевича Крылова для учащихся пятых классов: И голос их, прямой и благородный, к добру и правде призывал сердца.


Содержание проекта: Сценарий внеклассного воспитательного мероприятия по басням И. А. Крылова для учащихся 5 классов:
«И голос их, прямой и благородный,К добру и правде призывал сердца».
Цели: воспитание любви к книге, интереса к литературе, к басням, уважения к личности Крылова И.А., его жизни и его творчеству.
Ведущий: Забавой он людей исправил.Сметая с них пороков пыль;Он баснями себя прославил,И слава эта наша быль.И не забудут этой были,Пока по-русски говорят:Её давно мы затвердили,Её и внуки затвердят. Учитель: Как вы думаете, о ком эти слова П. Вяземского? Конечно, об Иване Андреевиче Крылове. Народ всегда любил и уважал этого великого баснописца и называл "Дедушкой Крыловым". «Люблю, где случай есть пороки пощипать» говорил о себе Крылов, но «щипал» он как-то не больно. Ему удавалось в необидной форме показать слабости и недостатки людей. Люди узнавали себя в животных и птицах и делали выводы.
А ведь Крылов при этом прекрасно рисовал, умел мастерски играть на скрипке, у него были большие способности к математике. Но он решил стать писателем и выбрал достаточно редкий литературный жанр - басня. Когда Ивана Андреевича спросили: почему он избрал такой род стихотворений, он сказал: «Ведь звери мои за меня говорят».
Басни Крылова актуальны и в наши дни, меняется время, нравы, города, но люди, с их достоинствами и недостатками остаются такими же, какими они были и во времена Крылова. Поэтому басни писателя актуальны и в наши дни, каждый может найти в них совет. Многие слова Крылова стали крылатыми, украсили собой речь образованных и воспитанных людей. Сегодня мы собрались, чтобы отдать дань памяти Ивану Андреевичу Крылову, а также вспомнить все, что мы знаем о великом баснописце и его творчестве.
Наша игра буде состоять из трех конкурсов: 1 конкурс-игра: “Его басни переживут века”. В конкурсе принимают участие 4 команды (5а, 5б, 5в классы МКОУ СОШ № 5 г. Михайловска).
В зале библиотеки 3 игровых стола, за которыми располагаются команды (5 участников в каждой команде, предварительно отобранных в указанных классах на уроках литературы при проведении викторины на заданную тему).
Конкурс состоит из 5 этапов, командам дается задание в конвертах. Время обсуждения заданий на первых этапе-приветствии (составление кластера) – 5-7 минут, следующие 4 этапа - обсуждение ответа 1 минута.
1 этап–приветствие.
Команда произносит название и девиз (заранее подготовленные к игре. Максимальное количество балов за конкурс-5 баллов.
2 этап. Вопросы команды получают в конвертах, обсуждают одну минуту.
1 команда. Вопрос 1: Что такое басня?
Ответ: Басня – это краткий аллегорический рассказ в стихах или в прозе, высмеивающий человеческие пороки и недостатки общественной жизни.
Вопрос 2: Кого изображает И.А. Крылов в басне «Волк на псарне» в образе старого Ловчего?
Ответ: М.И. Кутузова.
Вопрос 3. Назовите годы жизни Крылова.
Ответ: 1769-1844.
Вопрос 4. Сколько лет было Ивану Андреевичу Крылову, когда его семья переехала в город Тверь?
Ответ: 5 лет.
Вопрос 5: Какой язык изучил И. А. Крылов в пятьдесят лет?
Ответ: древнегреческий язык.
2 команда.
Вопрос 1: Что такое мораль?
Ответ: Это нравоучительный вывод. Басня чаще все6го содержит мораль.
Вопрос 2: Кого изображает И.А. Крылов в басне «Волк на псарне» в образе волка?
Ответ: Наполеона Бонапарта.
Вопрос 3: Какая страна является родиной такого литературного жанра как басня?
Ответ: Греция.
Вопрос 4. В каком году вышла первая книга Крылова?
Ответ: В 1809 году.
Вопрос 5. Сколько басен было в первой книге Крылова?
Ответ: 23 басни.
3 команда. Вопрос 1: Что такое аллегория?
Ответ: Аллегория - это иносказательное изображение отвлеченного понятия через обрисовку конкретного персонажа или события.
Вопрос 2: Как называют человека, который ничего не знает, неуча? Ответ: Невежда.
Вопрос 3: Назовите фамилии известных вам баснописцев? Ответ: Эзоп, Жан де Лафонтен, Готхольд Эфраим Лессинг, Иван Иванович Дмитриев, Иван Андреевич Крылов
Вопрос 4. Где работал Крылов с 1812 года?
ответ: В Петербургской публичной библиотеке, заведовал русским отделом.
Вопрос 5. Что ответил Крылов, когда у него спросили, почему он избрал такой род стихотворений (басни)?
Ответ:«Ведь звери мои за меня говорят».
3 этап. Задание: Определите по строчкам басни их названия.
1 команда. Задание: Определите по строчкам басни их названия.
«Ну, что за шейка, что за глазки!» Ответ: «Лисица и ворона»
«А ларчик просто открывался» Ответ: «Ларчик»
2 команда. Задание: Определите по строчкам басни их названия.
1) «Известно, что слоны в диковинку у нас…» Ответ: «Слон и моська».
2) «А Васька слушает да ест». Ответ «Кот и повар»
3 команда. Задание: Определите по строчкам басни их названия.
1) «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» Ответ: «Квартет».
2) «Соседушка, мой свет!» Ответ: «Демьянова уха».
«Узнай басню по её морали». 1 команда. Задание: «Узнай басню по её морали».
«У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы истории не пишем,
А вот как в баснях говорят».
Ответ: «Волк и ягненок»
2 команда. Задание: «Узнай басню по её морали».
«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
Ответ: «Лисица и ворона»
3 команда. Задание: «Узнай басню по её морали».
«Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды».
Ответ «Свинья под дубом»
2 конкурс. Инсценировка басни. Номинация «За актерское мастерство и лучшую инсценировку басни».
Группы учащихся от каждого класса показывают свой вариант инсценировки любой басни Крылова. Отбор актеров и подготовка начинается минимум за 2 недели до проведения мероприятия. Дети самостоятельно выбирают басню, распределяют роли, репетируют, учитель помогает советом.
Критерии оценивания: 1.Оригинальность 2.Артистичность 3. Наличие функциональных декораций и костюмов (качество не оценивается). 4.Афиша - представление учащихся 5. Включение в текущее выступление других жанров (пение, танец и др.)
3 конкурс «Лучшая иллюстрация к басне Крылова». Предварительно в каждом классе учитель дает задание: нарисовать иллюстрацию к одной из басен Крылова. Затем происходит отбор лучших работ на конкурс.
Во время проведения конкурса художники представляют зрителям свои работы. Жюри отбирает четыре лучших (желательно по одной в каждом классе, чтобы каждый класс получил награду).
Подведение итогов. Жюри подводит и охвучивает итоги конкурса.
Заключительное слово учителя. Ребята, вот и завершается наш очередной праздник. Именно праздник, потому что встреча с книгой, её автором - это всегда радость. А еще дань уважения человеку, который оставил для нас такую неисчерпаемую сокровищницу мудрости. Спасибо Ивану Андреевичу Крылову, благородный голос которого призывал сердца к добру и правде. Спасибо и вам за то, что сквозь века вы услышали и откликнулись на его голос. До новых встреч!
Ведущий читает стихотворение Михаила Исаковского, посвящённое
И.А. Крылову:Кто не слыхал его живого слова?Кто в жизни с ним не встретился своей?Бессмертные творения КрыловаМы с каждым годом любим все сильней.Со школьной парты с ними мы сживались,В те дни букварь постигшие едва.И в памяти навеки оставалисьКрылатые крыловские слова.Сокровищница мудрости народнойВ них людям открывалась до конца,И голос их, прямой и благородный,К добру и правде призывал сердца.Все знал и видел ум певца пытливый,Всего сильней желая одного,Чтоб жили жизнью вольной и счастливойНарод его и родина его.
Оценочный лист
Наименование конкурса 1 команда
5 а 2 команда
5 б 3 команда
5 в
1 конкурс
1 этап
0-5 баллов
2 этап
3 этап
4 этап
2 конкурс
Инсценировка басни
0-5 баллов
3 конкурс
«Лучшая иллюстрация»
0-5 баллов