Классный час в 5 классе «Добру откроются сердца»
Классный час «Добру откроются сердца»
ГБОУ СОШ №473
Класс 5А
Дата 4.03.2014 г.
Классный руководитель: Ситникова Е.Н.
Цель: воспитание потребности в деятельности на пользу другим людям, стремления совершать добрые дела через формирование этических норм поведения в обществе и общении.
Задачи:
воспитывать важнейшие нравственные качества личности: доброту, отзывчивость, милосердие, уважительное отношение к окружающим;
развивать эмоционально-ценностную сферу учащихся;
развивать способности к самооценке;
формировать умения видеть, анализировать, давать оценку;
формировать навыки взаимодействия друг с другом;
формировать культуру общения и поведения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, демонстрационный экран, аудиосистема (колонки), магнитная доска
Приложение: презентация, раздаточный материал, видеофрагменты, звуковые записи.
Ход классного часа
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята.
Я очень рада вновь видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Улыбнитесь!
- Ребята, я знаю, что все дети любят сказки. Послушайте одну из них.
Жила-была на Земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром.
Утром пришла Любовь в установленное место и видит: стоят у сосен 5 прекрасных девушек, одна другой краше. (слайд 1)
- Вот, выбирай, - сказал дедушка - волшебник. - Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши. И ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
Задумалась Любовь. Потом подошла к одной из них и протянула руку. Девушка взяла ее руку и повела за собой по дороге, уходящей за горизонт.
- А вот по какой дороге они пошли, попробуйте определить, прослушав куплет из песни.
Песня «Дорогою добра»
1 куплет.
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом, 2 раза
Хоть этот путь не ведом.
Иди мой друг, всегда
Иди дорогою добра
2 куплет.
Забудь свои заботы.
Падения и взлёты.
Не хнычь,
Когда судьба тебя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо, 2 раза
Не уповай на чудо.
Спеши к нему всегда,
Иди дорогою добра
3 куплет.
Ах, сколько будет разных,
Сомнений и соблазнов.
Не забывай что эта жизнь
не детская игра!
Ты прочь гони соблазны, 2 раза
Усвой закон не гласный,
Иди мой друг,
Всегда иди дорогою добра.
- По какой дороге пошли девушки?
- Как вы думаете, как звали девушку?
- О чем пойдет сегодня речь?
Вы совершенно правы – именно о доброте, которая всегда радует и согревает душу и будет наш разговор.
-А где живёт доброта? (Ответы детей.)
Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.
И тема нашего классного часа «Добру откроются сердца» (слайд 2)
-А с чем можно сравнить доброту?
Когда у вас в классе, дома всё хорошо, какое у всех настроение?
Всем становится теплее, правда?
Так на что похожа доброта?
Да, на солнышко! (слайд 3)Есть даже такая пословица: « Доброта, что солнце» . Когда солнышко светит – хорошо, а когда все кругом добрые – ещё лучше. Солнышко будет нас согревать своими лучиками.
В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта. Передавая друг другу это солнышко, продолжите фразу: «Добрый человек тот, кто»
Только попробуйте не повторяться.
Спасибо, ребята, за добрые слова.
Основная часть.
«Что такое доброта»Что такое добро?Это счастья кусочек,Это свежего воздуха, ветра глоточек.Ты его подари, и оно возвернется,У кого-то сильней просто сердце забьется.
А что включают в себя понятия «Добро, доброта»?
Какие качества человека связаны с добротой?
Чтобы ответить на эти вопросы я предлагаю вам разгадать кроссворд (кроссворд на доске, вывод по щелчку) (слайд 4)
1. Всем на свете помнить нужно: невозможна жизнь без (дружбы)
2. Качество, готовность человека прийти на помощь, отозваться на чужие нужды (отзывчивость)
3. Приходит к людям вновь и вновь чувство с именем (любовь)
4. Не откроешь в сердце двери, если ключ вам не (доверят - доверие)
5. У людей складываются хорошие отношения, если между ними есть (понимание)
6. Внутри нас есть красота, и ей имя – (теплота)
7. Вполне посильное старание – уделять другим (внимание)
Слайд 5.Посмотрите какое понятие слову «Доброта» дано в словаре Ожегова: это чуткость, отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (дети читают по строчке)
А какие вы совершали добрые дела?
-Какие чувства вы испытывали, когда делали что-то доброе?
Значит, добрые поступки делают нас и других счастливее, приносят радость и удовольствие.
Один философ сказал: «Недостаточно делать добро; надо делать его правильно. (Слайд 6)
Недавно я была свидетелем такой ситуации.
Автобус стоял на конечной остановке, когда в него вошёл молодой человек, очевидно, очень уставший после работы. Он тяжело опустился на сидение, и даже задремал. Потом, когда в салоне автобуса не осталось уже свободных мест, вошла старушка. Бабушка молча встала около молодого человека и вздохнула.
- Куда тебе ехать, бабка? –спросил её парень.
- А до Вокзальной, сынок, до Вокзальной.
- Садись уж, раз едешь.
- Спасибо, милок.
- И чего вам, пенсионерам, дома на сидится? А?
И он продолжил свой путь, стоя, встав над старушкой, как живой укор совести.
Какой поступок совершил молодой человек?
(Хороший, он уступил место пожилому человеку.)
А почему он это сделал?
(Он знает, что пожилым людям тяжело стоять, когда движется автобус; потому что надо место уступать)
А как он это сделал?
(Плохо, обидел старушку.)
Вы совершенно правы, ребята. Сделал он это некрасиво, грубо, и ценность его поступка стала ничтожной. Какой вывод можно сделать из данной ситуации?
Вывод:
· Мало быть добрым. Надо так проявлять доброту, чтобы она была приятна и понятна другим людям. Оказывать помощь надо тактично, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок.
А теперь я предлагаю вам рассмотреть ещё несколько ситуаций, они лежат у вас на столах. Прочитайте их, обсудите с товарищами, а потом мы все вместе дадим оценку этих ситуаций.
Во дворе многоэтажного дома есть узенькая дорожка, по льду которой во время мороза любят кататься ребятишки. Её присыпало снегом, и старушка, шедшая в гости к кому-то из жильцов, не заметила льда, поскользнулась и упала. Мальчишка подошёл и с укором сказал: « Что ж вы, бабуля, такая невнимательная? Так и кости переломать можно.
Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?
Весной Илья забыл в лесу шляпу. Через месяц мальчик пошёл в лес и на дереве увидел свою шляпу. Над ней летали птички. А в шляпе мальчика пищали птенцы. Илья не тронул птичье жильё. Он посыпал на траву хлеб и тихонько отошёл.
Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?
Старенькая бабушка попросила соседского мальчика помогать приносить ей продукты. Мальчик согласился. На следующий день он принёс старушке продукты, а сдачу оставил себе. Когда соседка спросила, где оставшиеся деньги, мальчик ответил, что это – плата за проделанную работу.
Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?
4. По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, а другому 8 лет. У первого в руках было несколько предметов:1 портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.
- У Вас упала книга,- закричал мальчик, догоняя прохожего.
- Разве,- удивился тот.
- Конечно,- объяснил мальчик,- у Вас было 5 вещей, а осталось 4.
- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу.
Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?
Какие вы молодцы! Сделали совершенно правильные выводы! Надеюсь. Что вы не только говорите, но и поступаете правильно.
Доброта в современном обществе.
Как доброта и отзывчивость проявляются в современном обществе?
В настоящее время существуют благотворительные организации и фонды.
Ребята, вы знаете что такое благотворительные фонды?
А какие фонды вы знаете?
Слайд 7.Существуют еще такие фонды, как «Волонтеры в помощь детям-сиротам», «Подари мне жизнь», «Кто, если не я?», «Фонд поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации», «Дети мира».
А в какое движение вы вступали у нас в школе? (слайд 8)
Движение «Добрые дети мира» можно по праву назвать единственным детским движением, призванным нести добро и милосердие.
Ребята, а мы ведь с вами тоже участвуем в конкретных благотворительных мероприятиях: «Дерево добра», «Шефство над 55 интернатом», «Никто не забыт, ничто не забыто»(слайд9-11)
Благотворительность дает возможность людям проявить свою доброту, милосердие?
Часто мы можем это делать, и что мешает нам совершать добрые поступки? (Факторы загруженности. Мы проходим мимо, куда-то торопимся, не замечая, что кому-то нужна наша помощь. А порой мы просто боимся подойти к человеку, думая, что это сделает кто-то другой)
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
А сейчас хочу предложить побыть вам художниками. Попробуем создать картину, несущую добро – милый сердцу дом, чудесный сад и цветы доброты.
У всех на столах лежат кирпичики – элементы нашей картины. На каждом кирпичике написана часть пословицы.
Начинаем строить дом из кирпичиков мудрости и понимания.
Соедините половинки пословиц о доброте, и каждый свою пословицу укрепите на доске.
Добрыми делами славен человек.
Злой не верит, что есть добрый.
Доброе слово и кошке приятно.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого жалуют.
Доброе слово лечит, злое калечит.
Доброе слово человеку - что дождь в засуху.
Доброта без разума пуста.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Делай другим добро - будешь сам без беды.
Доброе дело питает и душу и тело.
Добрый человек в добре живет век.
Худо тому, кто добра не творит никому.
Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
За доброго человека сто рук.
Добрые умирают, да дела их живут.
Вместе с постройкой дома обычно закладывается и сад.
Вам предлагается набор различных слов на листочках.
Выберите те качества, которые необходимы доброму человеку. Это будет крона деревьев из нашего сада. И прикрепите рядом с домом. (Работа в группах)
аккуратный
доброжелательный
вежливый
грубый
неучтивый
умеет прощать обиды
чуткий
отзывчивый
помогает в беде
часто ссорится
вспыльчивый
скромный
общительный
ласковый
веселый
счастливый
наглый
внимательный
жадный
крикливый
(Выполняют задание.)
- Какие качества вы выбрали?
Как же наш дом и сад без цветов? Давайте посадим цветы доброты. Возьмите свой цветок, напишите на нём доброе пожелание.
Наша картина готова: есть дом, сад, цветы.
Помните: (Слайд 12)
Добрые слова - корни
Добрые мысли - цветы
Добрые дела - плоды
Добрые сердца - сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Возьмёмся за руки и подойдём все вместе к нашей картине. Какая она у нас получилась?( светлая, добрая, тёплая) Такая, как ваши тёплые руки. Мне кажется, что такие руки не могут совершать зла.
- Как вы думаете, где находится сад и дом Доброты у каждого человека?
- В сердце!
Слайд 13
- Правильно! Вот мы и пришли к выводу : Добру откроются сердца!
А для ваших добрых сердец я хочу подарить каждому сердечко со словами:
Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.Запомни: от светлых улыбок твоихЗависит не только твое настроенье,Но тысячу раз настроенье других. ( Эдуард Асадов.)
Открывайте свои сердца чаще для добрых дел!
А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Мне очень понравилось сегодня работать с вами. А вам со мной было интересно? Кому понравилось – поднимите большой палец вверх.
15