Конспект урока обществознания на тему Законодательная власть
Тема урока: «Законодательная власть».
Цель: Дать представление учащимся о законодательной власти РФ.
Задачи: 1. Образовательные: Познакомить учащихся с устройством, порядком формирования и назначением органов законодательной власти, процедурой принятия законов в нашем государстве.
2.Коррекционно-развивающие: Корригировать и развивать знания учащихся в области реальной политико-правовой сферы жизни нашего общества
3. Воспитательные: Воспитывать уважение к законам государства
Основные термины: Закон, президент, правительство.
Средства обучения:
- Учебник «Граждановедение» Я. В. Соколова.
- Схема «Виды власти»;
- Статьи из Всеобщей Декларации прав человека;
- Карточки-задания.
Тип урока: Сообщение новых знаний.
Ход урока:
Организационный момент.
Успокоить учеников, чтобы можно было приступить к проведению урока.
Приветствие, доклад дежурного;
Психологический настрой на урок.
Актуализация новых знаний:
Вступительное слово учителя:
- Сегодня на уроке мы получим знания, которые нам помогут ориентироваться в политико-правовой жизни общества.
Сообщение темы урока: «Законодательная власть».
3. Изучение нового материала:
Рассказ учителя о государственной власти в Российской Федерации. Сегодня на уроке мы познакомимся с процедурой принятия законов в России.
- Что такое закон?
Словарная работа: Закон - свод обязательных норм и правил, регулирующих общественные отношения.
- А для чего нужны законы человеку?
- Прочитайте статьи из Всеобщей Декларации прав человека о законах (у учащихся на партах лежат выдержки из декларации)
Статья 6.
Ты можешь быть одинаково защищён законом, где бы ты ни был, как и каждый другой человек.
Статья 7.
Закон один и тот же для всех. Он должен одинаково применяться ко всем.
Статья 8.
Ты можешь просить помощи со стороны закона, когда не уважаются твои права, предоставленные тебе твоей страной.
- А как и где рождаются законы?
Государственная власть в РФ
Законодательная
Федеральное Собрание:
1. Совет Федерации
2. Государственная Дума Исполнительная
Правительство РФ
Судебная
Суды РФ:
1. Конституционный суд
2. Верховный суд
3. Высший арбитражный суд
Словарная работа: Президент - это глава государства, он избирается всеми гражданами РФ сроком на 6 лет. Одно лицо может быть избрано не более, чем на 2 срока подряд.
Рассказ учителя:
- Правительство РФ. Председатель Правительства назначается Президентом РФ (с согласия Гос. Думы). Другие члены тоже назначаются с согласия Президента. Председатель Правительства предлагает Президенту кандидатуры на должности своих заместителей и министров.
Вопрос для обсуждения: Так для чего нужны законы человеку?
Рассказ учителя:
Федеральное собрание состоит из двух палат.
Совет Федерации:
Совет федерации утверждает или отклоняет законы, принятые Государственной Думой, контролирует её деятельность. Совет Федерации не избирается народом, а назначается. Также Совет Федерации имеет право утверждать указы президента, назначать выборы, решать вопрос об отрешении президента от должности.
Государственная Дума:
Главное назначение Государственной Думы состоит в принятии законов. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
По Конституции Российской федерации Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
Депутат – это представитель народа в законодательном органе государства. Депутатов избирают граждане России. Депутатом Государственной Думы может быть человек, достигший 21 года. У депутатов Государственной Думы особый статус. Они обладают неприкосновенностью, то есть их нельзя подвергнуть аресту, депутат не может быть привлечён к уголовной ответственности без разрешения Федерального собрания, не могут быть досмотрены его личный транспорт, квартира, служебный кабинет. Смысл депутатской деятельности – защита интересов избирателей, то есть народа. Отозвать депутата избиратели не могут.
Государственная Дума избирается сроком на 5 лет. Работа Думы проходит в форме общих заседаний под руководством Председателя Думы, а также заседаний комитетов. Комитетов в Государственной Думе 29. Некоторые из них
комитет по законодательству
комитет по труду
социальный комитет
комитет по бюджету
комитет по налогам
комитет по образованию и науке и т.д.
Комитеты отвечают за предварительное рассмотрение законопроектов и подготовку к слушаниям.
Выводы по теме урока.
Физкультминутка.
4. Первичное закрепление изученного материала:
Фронтальный опрос:
Из кого состоит Государственная Дума? (из депутатов)
Кто такой депутат?
Кто избирает депутатов? (граждане России)
Почему именно народ избирает депутатов? (депутаты создают законы для народа)
Кто может стать депутатом? (человек, достигший 21 года)
Какой статус у депутатов Государственной Думы? (неприкосновенность)
Из какого количества депутатов состоит Государственная Дума?
(450 человек)
На какой срок избирается Государственная Дума? (5 лет)
Сколько комитетов в Государственной Думе? (29 комитетов)
За что отвечают комитеты? (за предварительное рассмотрение законопроектов, и подготовку к слушаниям)
Назовите главное назначение Государственной Думы. (в принятии законов)
Деловая игра:
Я предлагаю вам сейчас деловую игру - провести заседание Государственной Думы, которая рассматривает вопрос о том, принять ли закон об увеличении зимних каникул на один месяц, то есть с 1 января по 31 января.
Давайте распределим роли:
1. Председатель Государственной Думы – он ведёт заседание, предоставляет слово депутатам, следит за порядком в зале, ставит вопросы на голосование. Я предлагаю свою кандидатуру на должность Председателя Государственной Думы.
2. Председатель правительства - он вносит законопроект, зачитывает документ и приводит основные аргументы.
3. Министр образования – высказывается об отношении к законопроекту по отношению к школьному образованию.
4. Министр Финансов – высказывает своё мнение об отношении к законопроекту на предмет того, как отразится на финансах этот законопроект.
5. Министр здравоохранения – высказывает своё мнение об отражении законопроекта на здоровье детей.
6. Депутаты – высказывают своё отношение к этому законопроекту.
7. Счётная комиссия – считает голоса при голосовании и объявляет об их количестве.
Председатель подводит итог. Принять закон или нет (на основе голосования).
Фронтальный опрос:
- Над какой темой мы сегодня работали на уроке?
- Кто является представителем законодательной власти в нашем государстве?
- Кем обсуждаются законы?
- Кем одобряются законы?
- Кто подписывает закон?
- С какого момента закон считается принятым?
5. Подведение итогов:
Комментарии учителя о работе учащихся на уроке.
Объявление оценок за урок.
Рефлексия.
6. Домашнее задание:
Читать по тетради.
Найти пословицы о законе.
7. Организация завершения урока.