Паспорт проекта в старшей группе детского сада Зимушка-зима
Паспорт проекта в старшей группе
Тема: «Зимушка-зима»
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный
Возраст участников: 5 лет
Актуальность: поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Зимушка-зима» предоставляет возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Цели: формировать у детей целостную картину мира о зимних явлениях через интегрирование образовательных областей; воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
Образовательная область Задачи
Физическая культура Совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами. Развивать физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддерживать интерес детей к зимним видам спорта, к активному здоровому образу жизни.
Здоровье Знакомить с основами здорового образа жизни, прививать навыки культуры общения и культуры поведения, формировать умение одеваться по сезону на улицу.
Познание Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Научить самостоятельно находить их и устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных. Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, поощрять стремления заботиться о птицах зимой, развивать наблюдательность, мышление, внимание, познавательную активность.
Коммуникация Уточнить признаки зимы. Упражнять в составлении предложений, рассказов, описания картин на тему «Зима». Активизировать словарь по данной теме. Развивать внимание. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Социализация Приобщать к культуре и традициям празднования зимних праздников, расширять кругозор, обогащать эмоциональную сферу ребенка, знакомить с явлениями социальной жизни.
Безопасность Обучать правилам безопасного поведения на улице в зимний период.
Труд Воспитывать интерес к труду взрослых, поддерживать желание помогать взрослым
Чтение художественной литературы Прививать любовь к художественному слову, обучать вдумчивому, внимательному слушанию художественных произведений о зиме, выразительному чтению наизусть стихов о зиме, способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Художественное творчество Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты зимней природы в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах. Закреплять навыки работы с кистью, ножницами и бумагой, развивать мелкую моторику.
Музыка Продолжать развивать интерес к музыке, развивать песенное творчество, совершенствовать музыкальную память, способствовать развитию навыков ритмичного движения, поощрять творческую активность, эмоциональную отзывчивость.
Ожидаемый результат:
- Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать собеседника;
- Повышение познавательной активности;
- Усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;
- Формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе;
- Заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.
1. Подготовительный этап
Выявление субъективного опыта.
- Что мы знаем о зиме?
«Зимой морозно» (Даша)
«Зимой бывает лед» (Ксюша)
«Что зима холодная» (Кирилл)
- Что мы хотим узнать о зиме?
«Зачем зимой снег?» (Лиза)
«Куда уходит Дед Мороз?» (Ульяна)
«Почему зимой деревьям тепло?» (Демид)
Сотрудничество с родителями:
Подборка стихов для разучивания с детьми дома, в беседах с детьми уточнять представления ребенка о том, что нужно делать для предупреждения простудных заболеваний в холодный период.
Консультация «Одежда ребенка на зимней прогулке».
Участие родителей в выставке новогодних рисунков совместно с детьми.
2. Практический этап
Образовательные области Виды детской деятельности
Физическая культура П/и «Два мороза», «Заморожу», «», «Бездомный заяц», «Снежки».
Народные хороводные игры «Золотые ворота», «Метелица», «Что нам нравится зимой».
Игры и эстафеты «Кто быстрее в лес за елкой?».
Здоровье Беседы-рассуждения «Пришел мороз – береги ухо и нос», «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Одевайся по погоде, а не по моде».
Игровые ситуации «Не идется и не едется, потому что гололедица», «Как на тоненький ледок».
Познание НОД «Снеговички в шапочках и шарфиках», «Волшебные снежинки», «Зимовье зверей».
Просмотр иллюстраций: «Путешествие в зимний лес», «Жизнь диких животных зимой».
Беседы и свободное общение: «Как живут птицы зимой», «Где рождается снег и иней», «Зима в нашем крае».
Дидактические игры: «Найдите и покормите зимующих птиц», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом».
Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом.
Беседы-рассуждения: «Как звери к зиме готовятся», «Зимующие и перелетные птицы», «С кем ель дружит», «Снежное одеяло для земли».
Дидактические игры: «Где чей хвост», «Где чей домик», «К названному дереву беги».
Коммуникация НОД: Рассказывание по картине «Северные олени», составление описательного рассказа на тему «Зима», рассказывание на тему «Игры зимой» на основе личного опыта.
Творческое рассказывание
Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов.
Словотворчество: «Приметы зимы», «Кому нужна зима», «Если бы не было зимой снега…».
Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Из чего- какой» (горка из снега-снежная и т.д.), «Скажи наоборот».
Социализация Беседы: «Как встречать Новый год?», «Будь осторожен!».
Сюжетно-ролевые игры: «У нас гости», «Устроим концерт для елочки», «Цирк».
Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию».
Просмотр мультфильмов «Снежная королева», «Зимние сказки», «Двенадцать месяцев», «Щелкунчик».
Безопасность Беседы: «Осторожно, гололед!», «Первая помощь при обморожении».
Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде?».
Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой.
Труд Расчистка дорожек от снега на участке.
Чтение художественной литературы М.Пришвин «Этажи леса», В.Бианки «Лес зимой», «Письмо простое и письмо с хитростью», Г.Скребицкий «На лесной полянке», В.Архангельский «Летят пушистые снежинки», Э.Успенский «Проказы старухи зимы», Н.Носов «На горке».
Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза».
Литературные сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка».
Зарубежные сказки: «Снежная королева», «Щелкунчик».Выставка книг о зиме.
Стихи, загадки, пословицы о зиме.
Художественное творчество НОД: «Деревья в инее», «Снежная семья», «Весело качусь я под гору в сугроб…», «Зимние забавы».
Свободное творчество – изготовление снежинок, раскрашивание раскрасок «Гжель», рисование по замыслу по теме «Зима».
Музыка Слушание: «Времена года» П.И.Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
Разучивание песен: «Кто из леса принес елку к нам на праздник?», «В просторном светлом зале», «Зимушка хрустальная».
3. Заключительный этап
НОД «Зимушка-зима», обобщение
4. Результаты проекта:
Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;
Знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы;
Владеют расширенным словарным запасом;
Имеют представление о природе родного края;
Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Зима»;
Разработаны рекомендации для родителей;
Оформлена выставка новогодних рисунков;
Повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.
Цели и задачи проекта достигнуты.
Литература: 1.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 80с;
2.Книга для чтения в детском саду и дома: 5-6 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/Сост. В.В. Гербова и др.-М.:Издательство- Оникс, 2011. - 336с;
3.Голицина Н.С. «Конспекты комплексно-тематических занятий».Старшая группа.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2014.-224с;
4. Козлова Ю. «Я учусь запоминать».-М; Ростов н/Д:2013.-158с.:ил-(Школа развития).