Рабочая программа по БД.04. История по специальности 36.02.01 Ветеринария (с учетом профилизации)

Приложение 3
к основной профессиональной образовательной программе
по специальностям среднего профессионального образования
36.02.01 Ветеринария


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БД.4. История

























Тобольск
2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций (рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации ОПОП СПО на базе основного общего образования с получение среднего общего образования, протокол № 3 от 21.07.2015г.); на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «История», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259); Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 Ветеринария (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 Ветеринария» от 12 мая 2014 года N 504 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 Ветеринария», зарегистрирован в Минюсте России от 10 июня 2014 года N 32656).






Организации-разработчики:
1. Федеральный институт развития образования г. Москва.
2. ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум».


Разработчики:
Артемов В.В., почетный работник общего образования РФ, заслуженный деятель культруры РФ.
Княжева В.В., преподаватель первой квалификационной категории ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум».





Рассмотрена на заседании цикловой комиссии педагогических работников гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин.
Протокол от 27 мая 2016 г. № 9.
Председатель цикловой комиссии ______________ В.В. Княжева


Заключение методического совета от «___» _________ 201__г. № ___



СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины


Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины



1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БД.4. История

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования естественнонаучного профиля 36.02.01 Ветеринария.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для специальностей СПО естественнонаучного профиля.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в базовые дисциплины общеобразовательного цикла.
Учебная дисциплина «История» является учебным предметом обязательной предметной области 2Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
Учебная дисциплина БД.4. История изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ место учебной дисциплины – в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цели и задачи:

Формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности.
Формирование понимания истории как процесса эволюции общества, цивилизации и истории как науки.
Усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе.
Развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления.
Формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество.
Воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России.

Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное осознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
метапредметных:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
предметных:
сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 176 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося 59 часов.






2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БД.4. История

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
176

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
117

в том числе:


практические занятия
30

контрольные работы
11

Самостоятельная работа студента (всего)
59

в том числе:


тематика внеаудиторной самостоятельной работы
59

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины БД.4. История

Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала, самостоятельная работа студентов
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Введение
Содержание учебного материала
1



1. Концепции исторического развития

1
1


2.Типологии цивилизаций

1


3. Периодизация истории

1

Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества
2


Тема 1.1. Первобытная эпоха


Содержание учебного материала
1



1. Проблема антропогенеза

1
2


2. Археологические памятники каменного века на территории России

2


3. Первобытный человек

2

Тема 1.2. Неолитическая революция


Содержание учебного материала
1



1. Неолитическая революция
1
1


2. Родовой строй, разделение труда

1


3. Появление животноводства (скотоводства) у древних людей




Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (один вид работы, на выбор):
Заполнение таблицы «Культурные достижения человечества первобытной эпохи».
Составление дидактических карточек «Наскальная живопись древних художников».
Составление хронологической таблицы «Первые одомашненные животные».
Подготовка сообщений:
1. «Возникновение анималистического жанра в первобытную эпоху».
2. «Появление животноводства (скотоводства) у древних людей».
3. «Первое крупное общественное разделение труда».
1


Раздел 2. Цивилизации Древнего мира
4


Тема 2.1. Ранние цивилизации

Содержание учебного материала
1



1. Ранние цивилизации, их отличительные черты

1
2


2. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока

2


3. Образы животных в искусстве древних цивилизаций.




Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (один вид работы, на выбор):
Составление схемы «Время и место появления первых цивилизаций на Земле».
Составление презентации «Животные в скульптуре».
Сообщение «Анималотерапия».
Оформление иллюстрации:
«Штандарт» из «царской» гробницы в Уре.
«Фантастический крылатый бык-шеду».
«Ворота богини Иштар».
Рельеф «Раненая львица».
«Дворец в Персеполе».
1


Тема 2.2. Античные цивилизации
Содержание учебного материала
2



1. Цивилизация Древней Греции
1
2


2. Древний Рим

2


3. Образы животных в искусстве и религии античных цивилизаций.




Практическое занятие (заполнение таблицы) № 1: «Древняя Греция и Древний Рим: сравнительная характеристика цивилизаций»
1


Тема 2.3. Религии и культура древних цивилизаций
Содержание учебного материала
1



1. Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизации
1
2


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (один вид работы, на выбор): Составление презентации «Религии и культура древних цивилизаций».
Сообщения:
«Культ животных в архаических религиях».
«Культ животных в разных уголках мира: Древняя Греция».
«Культ животных в разных уголках мира: Древний Рим».
«Капитолийская волчица».
«Ветеринария в античном мире».
1


Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в средние века
8


Тема 3.1. Китайско-конфуцианская цивилизация




Содержание учебного материала
1



1. Хронологические рамки

1
2


2. Сохранение традиционных устоев восточных цивилизаций

2


3. Периодизация истории Китая, правящие династии

2


4. Роль Конфуция и суть конфуцианских принципов

2


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (один вид работы, на выбор): Составление схемы «Циклы и династии китайской истории».
Сообщение «Культ животных в разных уголках мира: Древний Китай».
1


Тема 3.2. Буддизм на
Востоке в средние века
Содержание учебного материала
2



1. Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии
2
2


2. Индийское общество

2


3. Сущность буддизма

2


4. Японская цивилизация

2


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (один вид работы, на выбор): Работа с Интернет-ресурсами «Священная книга буддистов – Типитака».
Сообщение «Культ животных в разных уголках мира: Древняя Индия».
1


Тема 3.3. Арабо-мусульманская цивилизация
Содержание учебного материала
1



1. Возникновение ислама, сущность

1
2


2. Особенности государственного и общественного строя

2


3. Арабская культура

2


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (один вид работы, на выбор): Работа с Интернет-ресурсами «Священная книга мусульман - Коран».
Сообщение «Значение лошади в жизни мусульман».
1


Тема 3.4. Византия
Содержание учебного материала
1



1. Византийское государство, церковь, общество
1
2


2. Причины гибели Византии

2


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (один вид работы, на выбор):
Доклад «Культурное наследие Византии».
Сообщение «Православные покровители животных».
1


Тема 3.5. Западноевропейская цивилизация
Содержание учебного материала
3



1. Становление, переселение народов и его исторические результаты

1
2


2. Расцвет западноевропейской цивилизации

2


3. Духовный мир средневековья

2


Тематика внеаудиторной самостоятельной работа (один вид работы, на выбор):
Работа с исторической и контурной картами «Великое переселение народов».
Сообщение «Бестиарий. Значение животных в средневековый период.
1



Практическое занятие («круглый стол») № 2: «Существует ли Бог?»
1



Контрольная работа № 1 по разделу 3: «Цивилизации Запада и Востока в средние века»
1


Раздел 4. История России с древнейших времен до конца XVII века
25


Тема 4.1. Восточная Европа в древности
Содержание учебного материала
2



1. Восточная Европа: природная среда и человек

2
2


2. Племена и народы Восточной Европы в древности

2


3. Восточные славяне в VII-VIII

2


4. Формирование основ государственности восточных славян

2

Тема 4.2. Рождение Киевской Руси
Содержание учебного материала
2



1. Племенные союзы восточных славян

1
2


2. Точки зрения на природу государственности на Руси

2


3. Первые русские князья и их деятельность

2


4. Роль животных в славянской культуре




Практическое занятие (заполнение таблицы) № 3: «Деятельность первых русских князей»
1



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (один вид работы, на выбор):
Доклад «Вопрос о происхождении Древнерусского государства».
Презентация «Роль животных в славянской культуре».
2


Тема 4.3. Крещение Руси


Содержание учебного материала
3



1. Владимир Святой


2
2


2. Взаимоотношения Руси и Византии

2


3. Значение принятия христианства

2


4. Ярослав Мудрый «Русская правда»

2


5. Культура Древней Руси

2


Практическое занятие (работа с историческими документами) № 4: «Русская правда» Ярослава Мудрого и Поучение Владимира Мономаха.
1



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (один сообщение, на выбор):
«Крещение Руси и его политические последствия».
«Язычество и обряды в культуре древних славян».
1


Тема 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории

Содержание учебного материала
2



1. Сходство и различие в развитии Западной и Восточной Европы
1
2


2. Культурное развитие

2


Контрольная работа № 2 по теме: «Образование древнерусского государства»
1


Тема 4.5. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности

Содержание учебного материала
2



1. Причины раздробленности
1
2


2. Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности

2


3. Значение раздробленности

2


Практическое занятие (работа с исторической и контурной картами) № 5: «Феодальная раздробленность Киевской Руси»
1


Тема 4.6. Борьба Руси с иноземными завоевателями
Содержание учебного материала
2



1. Образование державы Чингисхана
1
2


2. Нашествие Батыя на Русь

2


3. Нашествие крестоносцев на Русь, Александр Невский

2


Практическое занятие (работа с историческими и литературными источниками) № 5: «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Галицко-Волынская летопись», «Лаврентьевская летопись», «Ипатьевская летопись»
1



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (один вид работы, на выбор):
Мини-эссе «Александр Невский - политический деятель и полководец»
Сообщение «Воинское снаряжение и оружие монгольского воина XIIIXIV вв.»
Презентация «Куликово поле в живописных полотнах художников»
1


Тема 4.7. Объединение Руси
Содержание учебного материала
2



1. Русь и Золотая Орда в XIV веке
1
2


2. Экономическое и политическое усиление Москвы

2


3. Иван Калита, Дмитрий Донской, Сергей Радонежский

2


4. Обособление западных территорий Руси

2


Практическое занятие (составление таблицы) № 6: «Этапы объединения Руси»
1



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (доклад): «Дмитрий Донской - государственный деятель и полководец»
1


Тема 4.8. От Руси к России
Содержание учебного материала
1



1. Социальная структура русского общества
1
2


2. Централизация Руси. Политический строй

2


3. Церковно-политическая теория «Москва-третий Рим»

2


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (доклад): «Иван III и его роль в российской истории»
1


Тема 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного


Содержание учебного материала
3



1. Реформы Избранной Рады, опричнина
2
2


2. Внешняя политика Ивана Грозного

2


3. Поход Ермака

2


Практическое занятие (работа с историческими документами) № 7: «Изучение Строгановской, Ремезовской и Кунгурской летописей»
1



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (эссе):
«Иван Грозный - человек и политический деятель»
1


Тема 4.10. Смута в России начала XVII века
Содержание учебного материала
2



1. Предпосылки смуты в России
1
2


2. Гражданская война, самозванцы

2


3. Начало правления Романовых

2


Практическое задание (составление схемы) № 8: «Правление в период Смутного времени (начало XVII в.)»
1



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (работа с историческими источниками): «Смута в России начала XVII века»
1


Тема 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Содержание учебного материала
2



1. Территория и население
1
2


2. Политический строй России

2


Практическая работа (заполнение таблицы) № 9: «Народные движения «Бунташного века»
1


Тема 4.12. Русская культура в XIII-XVII веках


Содержание учебного материала
2



1. Литература, живопись, архитектура, публицистика, образование
1
2


2. Быт и нравы, социальная роль женщины

2


3. Образы животных в культуре XIII-XVII веков




Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (один вид работы, на выбор):
Заполнение таблицы «Русская культура в XIII-XVII вв.».
Составление справочника «Зооморфные образы в русских пословицах и поговорках».
Сообщения:
«Образ кошки в русской культуре».
«Образ собаки в русской культуре».
«Изучение образов животных в русских народных сказках».
1



Контрольная работа № 3 по разделу 4: «История России с древнейших времен до конца
XVII века»
1


Раздел 5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI-XVIII вв.
8


Тема 5.1. Модернизация Западной Европы в XVI-XVII вв.
Содержание учебного материала
1



1. Многообразие цивилизаций, их сходства и различия

1
2


2. Сущность модернизации

2


3. Понятие «Новое время»

2

Тема 5.2. Эпоха Возрождения и Реформации
Содержание учебного материала
2



1. Социальный смысл феномена Возрождения

1
2


2. Торжество индивидуальности и индивидуализма

2


3. Реформация

2


Практическое задание (сравнительная таблица) № 10: «Эпоха Возрождения и Реформация»
1



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (один вид работы, на выбор):
Презентация «Культура эпохи Возрождения» (любой на выбор шедевр культуры и искусства).
Сообщение «Развитие биологии в эпоху Возрождения».
Подборка иллюстраций «Гротескные сцены с животными».
Составление брошюры «Образы животных в работах итальянские художники болонской школы XIV – XIX вв.».
«Ветеринария в эпохи Средневековья и Возрождения (V-XVII века)».
1


Тема 5.3. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии
Содержание учебного материала
1



1. Причины и предпосылки Великих географических открытий
1
2


2. Великие географические открытия

2


3. Гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, влияние на Запад

2


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (сообщение): «Великие географические путешественники и их открытия»
1


Тема 5.4. Раннее Новое время
Содержание учебного материала
1



1. Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации
1
2


2. Научная революция и изменения в образе жизни в раннее Новое время

2

Тема 5.5. Век Просвещения
Содержание учебного материала
2



1. Понятие «Просвещение» и его содержание

1
2


2. Технический прогресс и Великий промышленный переворот

2


3. Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества.

2


Контрольная работа № 4 по разделу 5: «Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI-XVIII вв.»
1





Раздел 6. Россия в XVIII веке
7


Тема 6.1. Россия в период реформ Петра I
Содержание учебного материала
2



1. Предпосылки реформ Петра I


1
2


2. Особенности модернизации в России

2


3. Северная война и ее итоги

2


4. Культурный переворот петровского времени

2


Практическое занятие (заполнение таблицы) № 11: «Реформы Петра I»
1



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (сообщение, на выбор):
«Споры о Петре I: личность в оценках современников и потомков».
«Великокняжеские охоты Российской империи».
«Ветеринария России до XVIII века».
3


Тема 6.2. Дворцовые перевороты
Содержание учебного материала
1



1. Причины дворцовых переворотов
1
2


2. Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна

2

Тема 6.3. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II
Содержание учебного материала
2



1. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II

1
2


2. Павел I

2


3. Внешняя политика

2


Практическое занятие (заполнение таблицы) № 12: «Государственно-административные и социально-экономические реформы Екатерины II»
1



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (сообщение, тема на выбор): «Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева».
«Ветеринария дворянской России (XVIII век)».
1


Тема 6.4. Культура России в середине и во второй половине XVIII в.
Содержание учебного материала
2



1. Русская культура в середине XVIII в.
1
2


2. Быт и нравы

2


Контрольная работа № 5 по разделу 6: «Россия в XVIII веке»
1






Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (составление презентации, тема на выбор):
«Культура России в середине и во второй половине XVIII в.».
«Работы художника Валентина Серова: царская охота».
3


Раздел 7. Становление индустриальной цивилизации
4


Тема 7.1. Индустриальное общество
Содержание учебного материала
2



1.Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в Европе

2
2


2.Развитие капиталистических отношений и социальной структуры в XIX в.

2


3. Становление гражданского общества

2


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (один вид работы, на выбор):
Доклады:
«Процесс становления гражданского общества»
«Ветеринария периода формирования предкапиталистических отношений в России (1800 – 1860 гг.)».
2


Тема 7.2. Особенности духовной жизни нового времени


Содержание учебного материала
2



1. Научные открытия
2
2


2. Развитие образования

2


3. Художественные стили

2


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (составление таблицы): «Научные открытия эпохи нового времени»
1


Раздел 8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока
2


Тема 8.1. Традиционные общества Востока
Содержание учебного материала
1



1.Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии
1
2


2. Создание колониальных империй

2

Тема 8.2. Попытки модернизации в странах Востока
Содержание учебного материала
1



1. «Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизованного диалога
1
2


2. Османская империя, Япония, Китай

2


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (обзор и анализ Интернет-ресурсов): «Взгляды и мнения по «Восточному вопросу»
1


Раздел 9. Россия в XIX веке
14


Тема 9.1. Россия в первой половине XIX столетия
Содержание учебного материала
1



1. Территория и население империи
1
2


2. Социальная структура

2

Тема 9.2. Власть и реформы
в первой половине
XIX века

Содержание учебного материала
3



1. Реформы Александра I и Николая I
2
2


2. М.М. Сперанский и Н.М.Карамзин




3. Движение декабристов




Практическое занятие (заполнение таблицы) № 13: «Реформы в первой половине XIX в.»
1



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (сообщение, на выбор):
«Повседневная жизнь дворян и крестьян в России XIX века».
«Ссылка декабристов в Сибирь».
1



Тема 9.3. Внешняя политика



Содержание учебного материала
2



1. Отечественная война 1812 года
1
2


2. Борьба с Османской империей

2


Практическое занятие (составление хронологической таблицы) № 14: «Основные события Отечественной войны 1812 г.»
1



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (доклад): «Великие полководцы и флотоводцы России XIX века»
1


Тема 9.4. Культура России первой половины XIX в.
Содержание учебного материала
2



1. Наука и образование, открытия и изобретения
2
2


2. Литература, музыка, живопись, архитектура

2


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (составление презентации): «Художники: К.Брюллов, П.Федотов, А.Иванов»
1


Тема 9.5. Россия во второй половине XIX века




Содержание учебного материала
2



1. Александр II, отмена крепостного права, итоги реформ
1
2


2. Общественные движения

2


3. Пореформенная Россия

2


Практическое занятие (изучение исторического документа) № 15: «Манифест 19 февраля 1861 г.»
1



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (сообщение): «Общественные движения во второй половине XIX в.»
1


Тема 9.6. Россия в системе международных отношений
Содержание учебного материала
1



1. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
1
2


2. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке

2


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (составление конспекта): «Основные задачи внешней политики России во второй половине XIX в.»
1


Тема 9.7. Культура второй половины XIX века
Содержание учебного материала
2



1. Великие реформы и русская культура
1
2


2. Рост национального самосознания народов империи

2


Практическое задание (заполнение таблицы) № 16: «Культура XIX в.»
1



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (подготовка презентации): «Золотой век русской литературы, музыкальная культура, живопись, архитектура, театр»
1


Тема 9.8. Повседневная жизнь населения России
в XIX веке

Содержание учебного материала
2



1. Сословия: крестьянство, горожане, духовенство, дворянство, буржуазия
1
2


2. Положение, менталитет сословий

2


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (один вид работы, на выбор):
Сообщение «Повседневная жизнь населения России в XIX веке».
Доклад «Ветеринария периода становления капитализма в России (от 60-х годов XIX века до 1917 года)».
1




Контрольная работа № 6 по разделу 9: «Россия в XIX веке»
1


Раздел 10. От Новой истории к новейшей
11


Тема 10.1. Международные отношения в начале ХХ в.

Содержание учебного материала
1



1. Россия в системе международных отношений
1
2


2. Начало борьбы за передел мира, образование двух блоков

2


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (составление опорного конспекта): «Русско-японская война 1904 – 1905 гг.»
1


Тема 10.2. Запад в начале ХХ века
Содержание учебного материала
1



1. Западное общество в начале ХХ в.
1
2


2. Научно-технический прогресс на рубеже веков

2

Тема 10.3. Россия
в начале ХХ века




Содержание учебного материала
2



1. Социальный и демографический состав российского общества
1
2


2. Российская правовая система

2


3. Государственное устройство

2


4. Реформы С.Ю. Витте, П.А. Столыпина.

2


Практическое занятие (составление опорного конспекта) № 17: «Первая русская революция 1905 – 1907 гг.»
1



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (подготовка докладов, тема на выбор):
1. Начало формирования многопартийной системы в России в начале ХХ в.
2. Формирование парламентаризма в России в начале XX в.
3. Столыпинская аграрная реформа: ход, результаты, значение.
2


Тема 10.4. Первая мировая война


Содержание учебного материала
2



1. Причины, характер, события
1
2


2. Россия в первой мировой войне

2


Практическое занятие (заполнение таблицы) № 18: «Состояние вооруженных сил к началу Первой мировой войны: Тройственный союз и Антанта»
1



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (составление опорного конспекта): «Военные кампании 1914 – 1918 гг.»
1


Тема 10.5. Революции в России 1917 года





Содержание учебного материала
2



1. Причины и ход революции
1
2


2. Двоевластие, кризисы Временного правительства

2


3. Приход к власти большевиков

2


Практическое занятие (заполнение таблицы) № 19: «Ход революции 1917 г.»
1



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (обзор Интернет-ресурсов): «Мнения историков по вопросу прихода к власти большевиков»
1


Тема 10.6. Становление Советской власти и политика большевиков


Содержание учебного материала
3



1. Первые шаги Советской власти

1
2


2. «Военный коммунизм»

2


3. Гражданская война

2


Практическое занятие (работа с историческими документами) № 20: «Декреты Советской власти»
1




Контрольная работа № 7 по разделу 10: «От Новой истории к новейшей»
1



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (подготовка докладов на выбор):
1. Идеология и организация «белого» движения в России 1918–1922 гг.
2. «Красный террор» в воспоминаниях современников и оценках историков.
3. Гражданская война в нашем крае.
4. «Ветеринария в годы Советской власти в России».
3


Раздел 11. Между мировыми войнами
8


Тема 11.1. Страны Европы в 20-30-е годы ХХ в.

Содержание учебного материала
1



1. Страны Европы в 20-е годы ХХ в.

1
2


2. Запад в 30-е годы ХХ в.

2


3. Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине ХХ в.

2

Тема 11.2. Международные отношения в 20-30-е годы XX века
Содержание учебного материала
2



1. Последствия мирового экономического кризиса

2
2


2. Внешняя политика СССР

2


3. Пакт Молотова-Рибентропа

2

Тема 11.3. Строительство социализма в СССР


Содержание учебного материала
2



1. Новая экономическая политика
1
2


2. Образование СССР

2


3. Культ личности Сталина

2


4. "Культурная революция"

2


Практическое занятие (заполнение сравнительной таблицы) № 21: «Политика «военного коммунизма и НЭП»
1



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (доклад, тема на выбор):
«ГУЛАГ – символ произвола советской эпохи».
«Сельское хозяйство в период военного коммунизма».
1


Тема 11.4. Развитие экономики СССР в конце 20-30-х годов
Содержание учебного материала
3



1. Индустриализация
1
2


2. Коллективизация

2


Практическое занятие (заполнение таблицы) № 22: «Результаты политики индустриализации и коллективизации в СССР в 30-е годы»
1



Контрольная работа № 8 по разделу 11: «Между мировыми войнами»
1



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (доклад, тема на выбор):
«Коллективизация в Сибири».
«Ветеринария в период коллективизации животных».
1


Раздел 12. Вторая мировая война
8


Тема 12.1. Вторая мировая война: причины, ход, значение
Содержание учебного материала
1



1. Причины и ход
1
2


2. Антигитлеровская коалиция

2

Тема 12.2. Начало Великой Отечественной войны





Содержание учебного материала
2



1. Страна в конце 30-хг.г.
1
2


2. Подготовка стран к войне

2


3. Нападение Германии, план "Барбаросса"

2


4. Поражения и победы

2


Практическое занятие (работа с документами) № 23: «Директива № 21. План Барбаросса»
1



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (работа с Интернет-ресурсами, тема на выбор):
«Мнение историков о вступлении СССР во вторую мировую войну».
«Животные в годы Великой отечественной войны».
1


Тема 12.3. Коренной перелом войны






Содержание учебного материала
2



1. Общество в годы войны, роль тыла
1
2


2. Советская культура и идеология в годы войны

2


3. Сталинградская и Курская битвы

2


Практическое занятие (составление конспекта) № 24: «Коренной перелом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
1



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (доклад, тема на выбор):
«Наш край в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.»
«Ветеринария в период Великой Отечественной войны».
«Животные – герои Великой отечественной войны».
1


Тема 12.4. Завершающий этап в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Содержание учебного материала
3



1. Восстановление границы
1
2


2. Освобождение Европы

2


3. Победа, итоги, уроки и цена победы

2


Практическое занятие (составление конспекта) № 25: «Завершающий этап в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
1



Контрольная работа № 9 по разделу 12: «Вторая мировая война»
1



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (доклад, тема на выбор):
1. Освобождение Советской армией Восточной Европы от нацистов и его последствия.
2. Тегеранская, Крымская и Потсдамская конференции: послевоенное устройство Европы.
3. История развития отечественного военного ветеринарного образования.
2


Раздел 13.
Мир во второй половине XX века


2


Тема 13.1. «Холодная война»
Содержание учебного материала
1



1. Сверхдержавы: США и СССР, противоречия

1
2


2. Распад колониальной системы

2


3. Европейская интеграция

2


4. Страны Азии, Африки и Латинской Америки

2


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (анализ Интернет-ресурсов): «Холодная война в оценке российских историков»
1


Тема 13.2. Научно-технический прогресс
Содержание учебного материала
1



1. Транспортная революция, энергетика, связь, космос
1
2


2. Дегуманизация искусства

2


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (анализ СМИ, тема на выбор) «Научно-технический прогресс и его последствия».
«Сущность и значение НТП в сельском хозяйстве».
1



Раздел 14. СССР в 1945-1991 годы
9


Тема 14.1. СССР в послевоенный период
Содержание учебного материала
2



1. Восстановление хозяйства

1
2


2. Советское общество, национальная политика

2


3. Внешняя политика

2


Практическое занятие (заполнение хронологической таблицы) № 26: «Восстановление и развитие экономики в послевоенный период»
1



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (сообщение, тема выбор): «Военный ущерб, нанесенный экономике страны».
«Ветеринария в послевоенные годы».
1


Тема 14.2. СССР в 1950-1960 гг.
Содержание учебного материала
2



1. Приход к власти Н.С.Хрущева
1
2


2. Советский человек, культурная жизнь общества периода «Оттепели»

2


3. Экономические реформы, причины их неудач

2


4. Внешняя политика

2


Практическое занятие (составление опорного конспекта) № 27: «Внутренняя и внешняя политика СССР в 1950 – 1960-е гг.»
1



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (сообщение, тема на выбор):
«Период «оттепели» в СССР: проблемы общественно-политического и социально-экономического развития. XX съезд КПСС СССР».
«Реформы Н.С. Хрущева в сельском хозяйстве в первые годы правления».
1


Тема 14.3. СССР в конце 1960-х- начале 1980-х годов
Содержание учебного материала
2



1. Общественно-политическое развитие СССР. «Неосталинизм»

1
2


2. Экономика СССР, попытки модернизации А.Н.Косыгина

2


3. Международное положение

2


Практическое занятие (работа с учебником) № 28: «СССР в середине 1960-х – 1980-х гг.: характерные черты общественно-политического и экономического развития»
1




Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (обзор Интернет-ресурсов): «Внешняя политика СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг.: доктрины и практика»
1


Тема 14.4. СССР в период перестройки



Содержание учебного материала
3



1. Причины, метод, этапы, итоги перестройки

2
2


2. Советская культура

2


3. СССР в системе международных отношений

2


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (обзор СМИ): «Современные оценки перестройки в СССР»
1



Контрольная работа № 10 по разделу 14: «СССР в 1945-1991 годы»
1


Раздел 15. Россия и мир на рубеже XX-XXI веков
4


Тема 15.1. Российская Федерация на современном этапе



Содержание учебного материала
2



1. Становление новой российской государственно-правовой системы
1
2


2. Экономика, переход к рыночным отношениям

2


Практическое занятие (составление схемы) № 29: «Формирование новой российской государственности в 1990-е годы ХХ в.: этапы и особенности политического процесса»
1



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (один вид работы, на выбор):
Эссе «Россия - суверенное, гражданское, демократическое, правовое государство?»
Презентация «Собаки В.В. Путина».
1


Тема 15.2. Мир в XXI веке




Содержание учебного материала
2



1. Информационная экономика
1
2


2. Страны "третьего мира"

2


3. Рецидивы "холодной войны"

2


4. Место России в международных отношениях

2


Контрольная работа № 11 по разделу 15: «Россия и мир на рубеже XX-XXI веков»
1


Всего:
Максимальная учебная нагрузка
176



Обязательная аудиторная учебная нагрузка
117



Самостоятельная работа студента
59


3. условия реализации программы дисциплины БД.4. История

3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «История».

Оборудование учебного кабинета:
1. Рабочее место студента – 15 шт.
2. Рабочее место преподавателя – 1 шт.
3. Компьютерный стол.
4. Экран.
5. Доска.
6. Стенды.
Технические средства обучения:
Персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением.
Проектор.
Телевизор.
Акустическая система.
Видеооборудование.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов

Основные источники:
Артемов В.В. История (для всех специальностей СПО): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2012. – 256 с.
Артемов В.В. История для проф. и спец-тей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей: дидактические материалы: учебное пособие для нач. и сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2011. – 320 с.
Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с.
Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 320 с.
Артемов В.В. История Отечества: с древнейших времен до наших дней: учебник для студ. учреждений СПО / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2012. – 360 с.
Артемов В.В. История: учебник для студ. учреждений СПО / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИУ «Академия», 2012. – 448 с.

Дополнительные источники:
Бабаев Г.А. История России. Конспект лекций / Г.А. Бабаев, В.В. Иванушкина, Н.О. Трифонова. – М.: Эксмо, 2008. – 192 с.
Баталина В.В. Краткий курс по истории государства и права России: учеб. пособие / В.В. Баталина. – М.: Издательство «Окей-книга», 2009. – 176 с.
Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России: конец ХVII – ХIХ в.: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В.И. Буганов, П.Н, Зырянов; Под ред. А. Н. Сахарова – 5-е изд. – М..: «Просвещение», 2003. – 304 с.
Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн / сост. Т.В. Шепелева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 70 с.
Гуц А.К. Многовариантная история России. – М.: ООО «Изд-во АСТ»; СПб.: ООО «Изд-во ПОЛИГОТ», 2001. – 384 с.
Джеймс п., Тор П. Древние изобретения / Пер с англ. – Мн.: ООО «Попурри», 1997. – 768 с.: ил.
Дорожкина Н.И. Элективные курсы по истории: 8 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2010. – 224 с.
Драхлер А.Б. Кроссворды по истории Древнего мира. – М.: Вако, 2005. – 176 с.
История в таблицах. 5 – 11 кл.: Справочное пособие / Авт.-сост. А.Т. Степанищев, Д.И. Олейников, В.Н. Амбаров и др. – М.: Дрофа, 2000. – 64 с.
История России с древнейших времен до 1861 года: Учебник для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.Б. Кобрин, В.А. Федоров; Под ред. Н.И, Павленко. – М.: Высш. шк., 2003. – 560 с.
История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к единому государственному экзамену: Работа с историческими документами / авт.-сост. Н.А. Григорьева, Н.И. Чеботарева. – Волгоград: Учитель, 2005. – 127 с.
Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах / В.В. Кириллов. - .4-е изд., испр. и доп.- М: «Эксмо», 2009. – 320 с.
Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке: Учебник для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: просвещение, 1998. – 384 с.
Мировая (всеобщая) история. Школьный справочник / Составители С.А. Бабаркин, М.А. Буланакова, Н.В. Новикова. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с., ил.
Настольная книга учителя истории. 5 – 11 классы / авт.-сост. М.Н. Чернова. – м.: Эксмо, 2006. – 624 с.
Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитрина О.В. Всеобщая история. Справочник студента. – м.: Филологическое общество «СЛОВО», ООО «Фирма изд-во АСТ» 2000. – 640 с.
Островский В.П., Уткин А.И. История России. XX век. 11 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1998. – 496 с.
Павленко Н.И. История России с древнейших времен до конца XVII века. Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Н.И. Павленко, И.Л. Андреева; Под ред. Н.И. Павленко. – М.: Дрофа, 2002. – 336 с.
Павленко Н.И. История России. XVIII – XIX века: учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Н.И. Павленко, Л.М. Ляшенко, В.А. Твардовская; Под ред. Н.И. Павленко. – М.: Дрофа, 2002. – 384 с.
Ривина Е.К. Государственная символика России. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
Сахаров А.Н, История России с древнейших времен до конца XVII в.: Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений / А.Н. Сахаров, В.И. Буганов; Под ред. А.Н. Сахарова. – м.: Просвещение, 2002. – 272 с.
Скороспелов А.И. Кроссворды для школьников. История. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 128 с., ил.
Трещёткина И.Г. Всемирная история в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2008. – 80 с.
Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века. 10 – 11 классы: элективный курс / сост. Е.Н. Сорокина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 169 с.
Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX в.: Пособие для 10 – 11 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Под ред. В.И. Уколовой. – м.: Дрофа, 1998. – 400 с.
Элективный курс «История религий, свободомыслия и атеизма» для 10 – 11-х классов общеобразовательных учреждений / сост. Э.Ш. Согомонова. – М.: Глобус, 2007. – 124 с.

Интернет-ресурсы:
Sisyphos - путеводитель по египтологическим ресурсам в интернете. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Античное искусство. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Антология Древнерусской литературы - историко-литературный сайт. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Археология. Ру. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Библиотека Мксима Мшкова. – (Ржим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Википедия. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Восточная литература. Средневековые исторические источники Востока и Запада. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Всемирная история в лицах. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Всемирная история. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Генеалогия русских князей, краткие биографии, хронологические таблицы, карты. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Геродот. История (в 9 книгах). – (Режим доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Гесинхрония - атлас всемирной истории. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Династия Романовых. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Древний мир. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Древняя Русь – Россия. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Заметки на полях. История России. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Интернет-портал по истории и генеалогии. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Инфолоция. Полезные ссылки. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Историческая литература. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Исторические источники на русском языке в Интернете (Коллекция ссылок Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова). – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Исторические источники на русском языке в Интернете. – (Режим доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
История в историях. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ).
История ветеринарии. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
История Древнего Рима. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ).
История древнего Рима. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
История изобразительного искусства. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
История России. Обществознание: Учебно-методический комплект для школы. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
История. России. Мультимедиа-учебник. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
История. Ру. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
История: статьи, загадки истории, даты и события, карты, исторические личности, археология, историки. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Карты, энциклопедия, новости, статьи по всемирной истории. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ).
Коллекция. Исторические документы. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Лабиринт времен: исторический веб-альманах.- (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Материалы к уроку. Сайт «Я иду на урок истории». – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ).
Материалы русской истории. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Мир истории: статьи по истории. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ).
Мультимедиа-учебник по истории России. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Научные статьи по истории России и зарубежных стран в электронном виде. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ).
Новые книги по истории. Разделы библиотеки по истории. Всемирная история. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Новый Геродот. Общеисторический форум. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Образовательные ресурсы Интернета - История: учебники, пособия, литература. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ).
Полезные ссылки по истории. – (Режим доступа: http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title=%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D1%81%D1%8B%D0%BB%D0%BA%D0%B8_%D0%BF%D0%BE_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8).
Портал «Археология России». – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Преподавание истории в школе: научно-методический и теоретический журнал. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Преподавание истории в школе: научно-методический и теоретический журнал.- (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Проект «Хронос» - всемирная история в Интернете. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].).
Рефераты по истории. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ).
Российская империя: альбомы, карты, открытки, знаки различия военнослужащих, исторический архив, православный календарь, хронология событий. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ).
Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина». – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина». – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Россия Великая. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Россия Великая. Собрание познавательных статей об истории. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Рубрикон. – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Сайт Евдокимова Евгения «История великой Руси». – (Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ).
Сайт Егорова К. Образование Киевской Руси -