Исследовательский проект Влияние музыки П.И.Чайковского на внутреннее эмоциональное состояние человека


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - НОВОЩАПОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПЕТРА ПЕТРОВИЧА ЕДУНОВА
Муниципальный конкурс юношеских исследовательских работ
«День науки»
Исследовательский проект по направлению «Здоровый образ жизни»
Влияние музыки Петра Ильича Чайковского на внутреннее эмоциональное состояние человека.
Автор: Жаркова А.Д.,
ученица 11 класса.
Руководитель: Пирожкова В.А.,
Учитель обществознания и права.
Клин
2015
Содержание
1.Введение………………………………………………………………….3
2.Теоретическая часть……………………………………………………..5
3. Практическая часть…………………………………………………..…9
4. Заключение……………………………………………………………..15
5.Библиография……………………………………………………………16
6. Приложения……………………………………………………………..17
Введение.
«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный.
Музыка — целитель здоровья» 
Бехтерев В.
Наступивший 2015 год ознаменован 175-летием со дня рождения
П. И. Чайковского. Это событие, несомненно, мирового масштаба, но особенно тесно оно связано с нашим городом, т.к. именно в г. Клин великий композитор провёл свои последние годы.
Несмотря на то, что произведения П. И. Чайковского, как и многих других композиторов с мировым именем, известны во многих странах, классическая музыка теряет свою популярность среди нынешних поколений.
Актуальность: По данным социологического опроса, проводившегося в социальных сетях среди подростков и молодежи в возрасте от 14 до 25 лет,  я выяснила, что:
- 60%-подростков нейтрально относятся к классической музыке;
- 30%- абсолютно не слушают классическую музыку;
-  в меньшинстве оказались любители классической музыки – всего 10%.
Но может быть такое отношение к классической музыке связано с незнанием о благотворном её влиянии на эмоциональную сферу человека?
Цель исследования: определение влияния музыки П.И. Чайковского на эмоциональное состояние человека.
Гипотеза: музыкальные произведения П. И. Чайковского благотворно влияют на внутреннее эмоциональное состояние человека.
Исходя из данной цели, мы поставили перед собой следующие задачи: 1.Выяснить, как музыка разных жанров влияет на людей; 
2.Сравнить влияние музыки П.И. Чайковского и рок-музыки на эмоции человека;3. Провести анкетирование учащихся и сотрудников школы; 
4. Познакомить с результатами исследования. 
Для решения поставленных задач использовали следующие методы исследования:  теоретические (поиск и анализ литературы по данной теме);  общенаучные (опросы, анкетирование, личные наблюдения, диагностирование); экспериментальные; статистические (обработка результатов анкетирования) .Объект исследования: учащиеся и сотрудники школы.
Практическое значение нашего исследования состоит в том, чтобы опираясь на наше исследование побудить сверстников к прослушиванию музыки «серьезных» жанров, в том числе и классической музыки.
Теоретическая часть.
Что такое музыка? На этот вопрос отвечает нам Википедия: «Музыка – это такой вид искусства,  в котором художественные образы передаются при помощи особенной организации звуков и тишины» []. Почему мы музыку любим? Потому что она помогает человеку справиться с депрессивным состоянием и помогает активизировать свои силы. Вопрос влияния музыки на состояние изучается давно и интересовал ещё философов древности. Например, великий математик Пифагор заметил, что музыку можно использовать, чтобы погасить гнев и ярость человека. Он даже ввел такое понятие как — «музыкальная медицина». Авиценна использовал музыку для успешного лечения душевнобольных.
Музыка может вызвать радость, снять боль и излечить от серьёзных болезней. Проведенные исследования это подтверждают. Например, немецкие учёные из Геттингенского университета провели эксперимент: на группе добровольцев изучили влияние различных медикаментозных средств и колыбельных песен на качество сна. Мелодии оказались намного эффективнее медицинских препаратов. Группа, которая не принимала никаких лекарственных средств, а только слушала музыку, спала крепче. Сон у этих людей был более глубоким. Следовательно, музыка обладает высоким психотерапевтическим эффектом.
Лечебное действие звука и ритма известно было и на Руси: для лечения головной боли использовали звуки колокольного звона. Звуки колоколов влияют на работу кровеносной и лимфатической систем человека, известны даже опыты по лечению с их помощью психических заболеваний. О том, что колокольный звон "убивает" микробы и бактерии, на Руси знали давно и не случайно, поэтому в период эпидемий в храмах неустанно звонили в колокола. Только теперь ученые поняли, что этот эффект связан с ультразвуком, который излучают колокола.
Западные ученые долгое время изучали «эффект Моцарта» и пришли квыводу, что звуки музыки Моцарта усиливают нашу мозговую деятельность. Послушав Моцарта, люди, отвечающие на стандартный IQ-тест, демонстрируют определенное повышение интеллекта. Об этом явлении рассказывает в своей статье Ал. Бухбиндер «Эффект Моцарта»[]. Вот пример целительной силы музыки Моцарта. Популярный французский актер Жерар Депардье испытал его в полной мере. Дело в том, что приехав покорять Париж юный Жеже, очень сильно заикался. Альфред Томатис, известный в то время врач посоветовал Жерару каждый день не меньше двух часов слушать Моцарта! В результате через несколько месяцев Депардье говорил, как пел.
Но надо отметить, что не вся музыка благотворно влияет на внутреннее состояние и здоровье человека положительно. Имеется ряд исследований, которые свидетельствуют о негативном её воздействии. В частности, известная в 60-е годы ливерпульская группа «The Beatles» на своих концертах приводила публику в состояние истерии. Позже выяснилось, что такое влияние на молодых людей оказывает частота звука в 6,4 гц, которая совпадает с импульсами головного мозга человека и приводит в состояние крайнего возбуждения. Похожий эффект наблюдается и у любителей музыки в стиле хеви -металл и рок. Считается, что в основе рок-музыки лежат первобытные негритянские мистические песнопения. Африканские колдуны знали о гипнотизирующем влиянии ритмической громкой музыки. Именно жесткий ритм вызывает в организме физиологические изменения: ускоряет пульс, меняет частоту дыхания, содержание сахара в крови и поэтому возникает нервное возбуждение. Кто часто слушает такую музыку, постепенно оказываются под её негативным воздействием, что может привести к внутренней неудовлетворенности депрессии. Неслучайно среди рок-музыкантов встречается много людей, которым требуется допинг, чтобы почувствовать себя состоятельными.
Изучая источники о влиянии музыки, я выяснила, что самое благотворное воздействие на человека имеет классическая музыка. Например, плохую память можно улучшить, слушая «Времена года» Вивальди, музыкальные произведения Бетховена, Шуберта, Шумана оказывают успокаивающее действие, а музыкальные пьесы Грига и П.И. Чайковского являются лучшими средствами от бессонницы.
Мое исследование направлено на изучение влияния музыки П.И. Чайковского и рок-музыки на эмоции человека. С этой целью был проведен эксперимент.
Для проведения эксперимента необходимо было познакомиться с основными понятиями по психологии, характеризующими эмоциональное состояние личности. Например, состояние покоя в психологии трактуется как — психическое состояние, характеризующееся нормальным тонусом, уравновешенностью, достаточной критичностью. Активность — целенаправленное воздействие субъекта на объект. Состояние раздражения в психологии пониматься как склонность к неадекватным, чрезмерным реакциям на обычные раздражители внешней или внутренней среды. Умиротворением принято считать состояние безмятежности и покоя. Счастье духа и душевный мир помогают преодолевать все трудности и невзгоды без отчаяния.[]
Для оценки внутреннего состояния испытуемых необходимо было выбрать соответствующую методику. Изучая литературу по психологии, консультируясь с психологами-практиками, были выбраны два основных метода: тест Люшера и рисуночный тест. Тест Люшера позволяет выявить эмоциональное состояние в конкретный момент времени. Рисунок и цвет помогают детям выразить то, что трудно сказать словами в силу недостаточного развития самосознания, рефлексии и способности к идентификации. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания данная методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта с людьми, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.

Практическая часть.
Моё исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап: проведение лабораторного эксперимента с группой;
Второй этап: проведение в школе музыкальных перемен с последующим анкетированием учащихся и сотрудников школы.
Третий этап – аналитический: обработка полученных результатов и подготовка выводов.
Первый этап - подготовка и проведение лабораторного эксперимента.
Цель эксперимента: выяснить какое влияние оказывает на внутреннее эмоциональное состояние человека музыкальные произведения рок- группы Skillet и П.И. Чайковского. (Композиция группы Skillet «Монстр» была выбрана в результате предварительного опроса будущих испытуемых).
На эксперименте присутствовало 18 человек - 100% .
Время проведения: 10ч.15мин - 11ч.05мин.
Методы, использованные в эксперименте: наблюдение, рисуночный тест и тест Люшера.
Эксперимент проводился в два этапа:
на первом этапе фиксировалось эмоциональное состояние членов группы от прослушивания композиции рок-группы Skillet «Монстр»;
на втором – эмоциональное состояние после прослушивания музыкального произведения П. И. Чайковского «Декабрь» из цикла «Времена года».
3539490267335Композиция 1.Вход. Люшер.
Перед прослушиванием первой композиции замерялось эмоциональное состояние испытуемых по методу Люшера: 23% имели положительный эмоциональный настрой, 55% – находились в состоянии нормы, и у 22% наблюдалось преобладание отрицательных эмоций. (Рис.1) Рисунок 1
20 < ЭС < 32 - преобладание отрицательных эмоций. Доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Плохое настроение свидетельствует о наличии проблем, которые испытуемые не могут преодолеть. Преобладание плохого настроения говорит о том, что испытуемые нуждаются в помощи.
10 < ЭС < 18 - эмоциональное состояние в норме. Испытуемые могут радоваться, печалиться, поводов для беспокойства нет.
0 < ЭС < 8 — преобладание положительных эмоций. Испытуемые веселы, счастливы, настроены оптимистично, пребывают в состоянии эйфории.[]
Вывод: состояние 55% членов группы было в норме, у 23% преобладали положительные эмоции, у 22% -негативные.
2. После прослушивания композиции Skillet « Monster»
3429047625 Испытуемым было предложено зарисовать свое настроение цветными красками (красный, желтый, синий, зеленый, коричневый, черный). При выборе черного цвета отмечаются отрицательное отношение, негативизм, резкое неприятие
того, что происходит, преобладание плохого
Рисунок 2 настроения.

При выборе коричневого цвета отмечаются тревога, беспокойство, напряжение, страх, неприятные физиологические ощущения (болит живот, голова, подташнивает и пр.).
Ассоциации: у большинства слушателей в рисунках преобладала черно-коричневая палитра с красными и бурыми вкраплениями и изображениями неземных существ. Во многих работах были замечены такие особенности изображения, как наличие сильной штриховки, маленькие размеры изображаемого, что свидетельствует о напряжённости и скованности. И только у 4 испытуемых преобладали красный, зелёный и жёлтые цвета, что говорит о психологической защищённости личности. Большинство испытуемых, после прослушивания первой композиции, изобразили непонятные безликие фигуры, существа с дьявольскими очертаниями, а один из испытуемых нарисовал пропасть.(рис.2)
Вывод: прослушивание музыки в стиле рок может ввести человека в депрессивное состояние, испортить настроение, вызвать мышечное и нервное напряжение.
Композиция №2. Вход. Люшер.
-3810-190520 < ЭС < 32 - преобладание отрицательных эмоций. Доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Плохое настроение свидетельствует о наличии проблем, которые испытуемый не может преодолеть самостоятельно. Преобладание Рисунок 3
плохого настроения говорит о том, что испытуемый нуждается в психологической помощи.(рис.3)
10 < ЭС < 18 - эмоциональное состояние в норме. Испытуемый может радоваться, печалиться, поводов для беспокойства нет.
0 < ЭС < 8 — преобладание положительных эмоций. Испытуемый весел, счастлив, настроен оптимистично, пребывает в состоянии эйфории.[]
Вывод: 25% - отрицательные эмоции, 55%– норма, 20% –положительный эмоциональный фон.
2. После прослушивания произведения П. И. Чайковского «Декабрь» из цикла «Времена года».
После прослушивания музыки П.И. Чайковского испытуемые вновь зарисовали свое настроение.
При выборе синего, зеленого, красного, желтого цветов отмечаются положительное отношение, установка, эмоциональное состояние, хорошее настроение.
-38103810Ассоциации: чаще использовались яркие краски: красные, желтые, зеленые, синие. На 11 рисунках изображено солнце, на двух рисунках - изображение ангела и добродушного лика с золотыми волосами, один из испытуемых нарисовал зимнюю аллею. (рис.4)
Рисунок 4
Вывод: Прослушанная музыка вызвала у большинства положительные эмоции, которые можно понять по рисункам с изображением ангела и солнца.
Тест «Цветок» на доске: В начале и конце эксперимента члены группы на доске из разноцветных лепестков выкладывали цветок. Цель – выяснить в каком эмоциональном состоянии находились испытуемые перед экспериментом и после его окончания. По результатам анализа цветовой гаммы - первый цветок, собранный участниками эксперимента по пришествию в класс, был из лепестков яркого цвета (преобладали зелёный, оранжевый, розовый). Второй же цветок, который они составляли после эксперимента, получился более нежным, мягким (преобладали пастельные тона, приятные для глаз и восприятия). Цвета лепестков «говорили» нам о том, что испытуемые находились в состоянии покоя и умиротворения после прослушивания произведения П. И. Чайковского. Именно поэтому их 2-ой цветок был именно в такой цветовой гамме. В нём преобладали бледно-голубой цвет, он ассоциируется с цветом спокойного моря и неба, духовностью, возвышенностью; светло-розовый говорит о нежных, приятных и тёплых чувствах, светло-желтый - это цвет лёгкости и непринужденности.
Вывод: члены группы перед началом эксперимента находились в возбуждённом состоянии, они были импульсивными и энергичными, а ушли в умиротворённом, спокойном. (Приложение 1)
Проведенный эксперимент позволил сделать следующие выводы:
Композиция группы Skillet «Монстр» вызвала у большинства слушателей негативные внутренние эмоции, несмотря на то, что перед прослушиванием 80% испытуемых находились в нормальном и хорошем эмоциональном состоянии.
Музыкальное произведение П.И. Чайковского «Декабрь» из цикла «Времена года» у 83% слушателей вызвала положительные эмоции и лишь у 16% (2-х слушателей) - дискомфорт.
Второй этап исследования – проведение музыкальных перемен в школе с последующим анкетированием учащихся и сотрудников школы.
23 декабря (понедельник) на всех переменах через школьный радиоузел звучали музыкальные произведения П.И. Чайковского. Цель мероприятия – приобщить к прослушиванию классической музыки и выяснить, какие чувства она вызывает и как влияет на наше настроение и работоспособность. На следующий день нами был проведен опрос. (Приложение 2).
В опросе приняли участие 92 респондента в возрасте от 7 до 66 лет – это учащиеся и сотрудники школы. Результаты опроса показали, что 53% опрошенных любят классическую музыку, 27% -нет, 20% - не определились в своем отношении. Причем любителей и знатоков классической музыки среди девочек и женщин больше, чем среди молодых людей.
86% опрашиваемых положительно отнеслись к звучанию музыки П.И. Чайковского на переменах, 7 % не понравилось, и столько же остались равнодушными к происходящему. У 58% изменилось настроение после прослушивания музыки, у 20% - нет, 14% не смогли определиться. На вопрос, «Какие чувства вызвала у вас звучащая музыка?» 72% отметили чувство покоя, 69% - чувство умиротворения, 27% отметили возникновение активности, и лишь у 10% респондентов возникло чувство раздражения
( в основном это подростки 15-18 лет). Надо отметить, что чувство раздражения возникло у технических работников (2чел), т.к. классическая музыка ассоциируется у людей старшего поколения с днями траура советского периода, когда в такие дни по центральному телевидению транслировался балет П.И. Чайковского «Лебединое озеро».
Звучащая музыка повлияла на работоспособность 37% респондентов, 32% - не отметили никаких изменений, 23% ответили, что на их работоспособность музыка никак не повлияла. (Приложение 3).
Из проведенного опроса видно, что музыка П.И. Чайковского успокаивающе действует на большинство слушателей независимо от их личного отношения, и благотворно влияет на их внутреннее состояние.
4.Заключение
Музыка и ритмы окружают человека с самого рождения и до последнего дня его жизни. Значение музыки для человека трудно переоценить. Работая над темой проекта, мне стало понятным, какое влияние оказывает разная музыка на нас. Это доказал и проведенный эксперимент, который подтвердил нашу гипотезу о разном влиянии классической и рок-музыки на внутреннее состояние человека.
Эксперимент показал, что после прослушивания рок-музыки у большинства возникает состояние агрессии и внутреннего дискомфорта, а музыкальные произведения П. И. Чайковского, напротив, у 90% слушателей вызвали положительные эмоции, в том числе спокойствие и комфорт.
Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы:
Музыка П. И. Чайковского благотворно влияет на эмоциональное состояние человека и работоспособность, обладая успокаивающим эффектом.
Рок-музыка, напротив, способна вызывать сильные негативные эмоции, что может стать причиной психического расстройства личности. Но это зависит от степени устойчивости личности к восприятию стрессовой ситуации.
Каждый из нас должен понимать при выборе репертуара для прослушивания, что музыка разного жанра, влияя на наше внутреннее состояние, может вызывать сильные внутренние эмоции, которые ложатся в основу нашего поведения.
Музыка открывает человеку дверь в другой мир. В этом мире можно обойтись - без слов - здесь царят звуки. Музыка успокаивает или возбуждает, веселит или заставляет грустить. Музыка (звуки) обладают большим влиянием на духовное, социальное, физическое состояния человека, и может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие.
5.Библиография
Истратова О.Н. Экскакусто Т.В. Справочник психолога средней школы.-Ростов-на-Дону,2003.-с.393
Потемкина О.Ф. , Потемкина Е.В. Психологический анализ рисунка и текста.-М,1989.- 247с.
Рогова Е.И. Настольная книга практического психолога Ч.1.Система работы психолога с детьми разного возраста.-М.:ЮРАЙТ,2012.-412с.
Руководство по использованию восмицветного теста Люшера/Сост. О.Ф. Дубровская.-М.:Когито-Центр,2001.-63с.
Бухбиндер Ал. Эффект Моцарта http://wsyachina.narod.ruСлово о музыке//https://ru.wikipedia.org/wiki/Воздействие музыки на человека// http://smart-paradox.metdioz.ru/publ/24Значение музыки для душевнобольных// "http://psyhologyspb. ru/znachenie-myzuki-2/
6.Приложения
Приложение 1. Тест «Цветок»
1.Собранный цветок в начале эксперимента:

2.Собранный цветок в конце эксперимента:

Приложение 2. Результаты анкетирования.
Вопрос Мужчины -38 Женщины - 54
7-10 лет 11-14 лет 15-18 лет Старше 18 лет 7-10 лет 11-14 лет 15-18 лет Старше 18 лет
Количество 10 17 11 0 10 15 20 9
1) понравились ли вам музыкальные перемены в школе Да-9
Нет-0
Не знаю-1 Да-14
Нет-3
Не знаю-0 Да-6
Нет-2
Не знаю-3 Да-10
Нет-0
Не знаю-0 Да-14
Нет-1
Не знаю-0 Да-17
Нет-0
Не знаю-3 Да-8
Нет-1
Не знаю-0
4) изменилось ли ваше настроение после прослушанной музыки Да-5
Нет -4
Не знаю-1 Да-9
Нет-2
Не знаю-5
Нет ответа-1 Да-6
Нет-4
Не знаю-1 Да-10
Нет-0
Не знаю-0 Да-12
Нет -1
Не знаю-2 Да-9
Нет-8
Не знаю-3 Да-7
Нет-1
Нет ответа-1
5)какие чувства вызвала у вас прослушанная музыка: Покоя 10 11 6 9 13 15 3
Активности 6 6 2 4 2 5 0
Раздражения 0 0 3 0 1 3 2
Умиротворение 6 11 6 10 10 16 5
6) Повлияла ли она на вашу работоспособность Да-5
Нет-2
Не знаю-3
Да-2
Нет-3
Не знаю-5
Нет ответа-1
Да-8
Нет-2
Не знаю-7
Да-7
Нет-0
Не знаю-3 да-6
нет-4
Не знаю-5
Да-6
Нет-9
Не знаю-5
Да-3
Нет-3
Не знаю-3
7) Любите ли вы классическую музыку да-6
нет-3
не знаю-1 Да-8
Нет-5
Не знаю-4
Да-2
Нет-5
Не знаю-3
Нет ответа-1 Да-9
Нет-0
Не знаю-1 Да-8
Нет-5
Не знаю-2 Да-10
Нет-4
Не знаю-6
Да-6
Нет-3
8) назовите известных вам композиторов и исполнителей классической музыки П. И. Чайковский П. И. Чайковский П. И. Чайковский, Бах, Глинка,
Моцарт П. И. Чайковский П. И. Чайковский, Л. Казарновская, Бах, Моцарт П. И. Чайковский,
Моцарт, Бах, Глинка, Бетховен. П. И. Чайковский, Бах, Шопен, Глинка,
Моцарт, Бетховен, Д. Хворостовский
Приложение 3.
№п/п Диаграммы Выводы
1 Восприятие противоположных полов классической музыки
Вывод: по результатам анкетирования знатоков и любителей классической музыки среди женщин оказалось намного больше, чем среди мужчин.
В виду того, что мужчины более реалистичны, им несвойственно мечтать и погружаться в грёзы, в отличие от женщин, а музыка, как правило, заставляет помечтать, представить что-либо.
2 Отношение к классической музыке
Вывод: по результатам опроса, 53% - любят классическую музыку, 27% - не любят, а 20% -затруднилась ответить.
3 Музыкальные перемены в школе
Вывод: 86% респондентов относятся положительно к классической музыке, а может быть являются любителями, и одинаковое количество опрошенных ответили, что относятся равнодушно к классике или не любят её совсем.
4 Влияние музыки на работоспособность
Вывод: влияние классических произведений в большинстве случаев позитивно отразились на работоспособности людей, чуть больше трети опрошенных не обратили внимания на музыку, которая вследствие не повлияла на их работоспособность, чуть меньше четверти - ответили, что музыка не оказала никакого влияния на работоспособность, она не изменилась.
5 Какие чувства вызвала
классическая музыка
Вывод: Прослушанная классическая музыка вызвала разные чувства у слушателей, например, такие как состояние покоя -72%, активности- 69%, раздражения -27%, умиротворения 10%.