Исследовательский проект по теме влияние никотина на состояние здоровья человека


Городской округ Верхотурский
МКОУ «Усть-Салдинская средняя общеобразовательная школа»










Исследовательский проект по теме:

«Влияние никотина на состояние здоровья человека»



Исполнитель: Русаков Денис,
ученик 8 класса

Руководитель: Червякова Елена
Викторовна,
учитель географии и биологии












с. Усть – Салда
2010 г.
Содержание.

Введение.

Теоретическая часть.
Влияние курения на организм человека.
Последствия курения.

Исследовательская часть.

Исследование учащихся нашей школы на никотиновую зависимость.
Исследование взрослого населения с. Усть-Салда на никотиновую зависимость.
.

Пропаганда здорового образа жизни.

Заключение.

Литература.

Приложение

Анкеты учащихся
Коллаж
Текст песни
















Введение

Курить иль не курить -
Вот в чем вопрос?
Здоровым быть?
Иль белой быть вороной
Средь сверстников своих?
Не легок выбор!
И даже ночью вьются надо мной,
Как пелена, слова:
Курить иль не курить?

Люди подвержены вредным привычкам – это мы знаем еще с младших классов. На уроках, на классных часах неоднократно обсуждается эту проблема, но до поры до времени как-то особо нас не затрагивает. Но в этом году она коснулась именно нас, восьмиклассников. В нашем классе всего 5 человек, четверо из которых летом стали курить.
Также проблема курения затрагивает мою семью, так как мой отец и мой старший брат имеют эту вредную привычку. Особенно болезненно реагирует на курение мой брат. До 11 класса он не курил, а затем начал постепенно втягиваться в никотиновую зависимость. После года курения он стал чувствовать себя хуже, чем обычно, стал понимать, что курение ему мешает жить: садится голос, появился кашель, стало труднее дышать при физических нагрузках. Он пытался справиться с этой вредной привычкой, но было очень трудно, ведь уже появилась зависимость от неё. Брат несколько раз пытался бросить курить, но сил хватало только на неделю, а потом снова втягивался в процесс курения. Уйдя в армию, он пишет оттуда в письмах, чтобы я даже не пробовал курить, что это такая напасть, от которой очень трудно избавиться. И когда на уроках биологии мы снова затронули вопрос о курении, мне захотелось узнать: что же на самом деле стоит за этой вредной привычкой и можно ли помочь моим одноклассникам не потонуть в этом «болоте курения».

Я начал свою исследовательскую работу, поставив перед собой следующую цель: выяснить, как влияет на здоровье человека никотин.

В ходе работы необходимо было решить следующие задачи:

-Изучить физиологические основы влияния никотина на организм человека;
-Исследовать, как зарождается вредная привычка и происходит процесс приобщения к курению;
-Изучить обстановку и определить уровень никотиновой зависимости жителей села Усть-Салда;
-Пропагандировать здоровый образ жизни.

Объект исследования – никотин.

Предмет исследования - люди, которые подвержены вредной привычке курения.

Работая над темой, я выдвинул гипотезы:
*никотин пагубно влияет на здоровье человека;
* дети, живущие с курящими родителями, больше подвержены риску стать никотинозависимыми.

Я использовал в работе следующие методы:

1) наблюдения
2) эксперимента
3) социального опроса
4) сравнительного анализа
5) систематизации сведений


























Часть 2
Глава I

Влияние курения на организм человека

Приступая к работе, я конкретизировал задачи:

Изучить физиологические основы влияния никотина на организм человека.
Проследить, как зарождается вредная привычка и происходит процесс приобщения к курению.
Оценить уровень никотиновой зависимости жителей села Усть – Салда.
Проверить опытно-экспериментальным путем, как влияет никотин на пищеварительную, дыхательную, кровеносную системы учащихся.
Обобщить и систематизировать полученные в ходе эксперимента данные.
Разработать и создать наглядный материал для пропаганды здорового образа жизни.
Представить собранный материал ученическому сообществу.


Удивительно, но миллионы людей курят, несмотря на очевидный ущерб для здоровья? Как только многие из нас, людей, начинают курить, они уже не в силах остановиться. Почему?
Табак содержит никотин - наркотическое лекарственное вещество, которое заставляет возвращаться к нему вновь и вновь. Никотин вербует нас в свои сторонники быстро и надежно.
Установлено, что основной вред здоровью при курении наносит вовсе не никотин, а другие 4000 химических веществ, содержащихся в табачном дыме. Именно они вызывают множество болезней, которые мы связываем с курением.
Ученые не одно десятилетие изучают никотин и находят в нем все больше интересных свойств. Видимо, с одной стороны, никотин действительно повышает концентрацию внимания, улучшает память и помогает контролировать вес. С другой стороны, никотин крайне отрицательно влияет на развитие плода во время беременности и, кроме того, установлена связь между никотином и внезапной смертью грудных детей во сне.
Вероятно, в будущем мы может ожидать, что фармацевтические компании разделят положительные и отрицательные свойства никотина и разработают на основе никотина новые лекарства для лечения самого широкого спектра заболеваний от болезни Альцгеймера до ожирения.
Наравне с кофеином и стрихнином, никотин принадлежит к группе химических соединений, называемых алкалоидами. Это горькие на вкус и часто ядовитые вещества, вырабатываемые растениями, чтобы животные не поедали их. Люди, будучи биологически несколько извращенными существами, не только игнорируют этот предупреждающий сигнал - горький вкус, но даже получают удовольствие от таких вкусовых ощущений.

Большинство никотина мы получаем сегодня из растения Nicotiana tabacum, но есть еще 66 видов растений, которые содержат никотин. 19 из них произрастает в Австралии. Видимо, австралийские аборигены были первыми людьми, которые стали использовать никотин. Они смешивали измельченные листья растений, содержащие никотин, с золой и жевали. Во время долгих путешествий через пустыню аборигены применяли никотин и как стимулятор, и как средство от голода.
Своим названием никотин обязан французскому послу в Португалии Жану Никоту (Jean Nicot), который был одним из ярых сторонников никотина как лекарственного средства. Табак был завезен в Европу испанцами и сначала применялся в медицинских целях. Им лечили раны, ревматизм, астму и зубную боль. В 1561 году Жан Никот выслал семена табака королевскому двору во Франции. Это растение в его честь назвали Nicotiana. Впоследствии и алкалоид, найденный в XIX столетии в этом растении, также назвали никотином.
Популярность табака росла очень быстро и в Европе, и в Азии, несмотря на то, что в Китае, Японии, России и в мусульманских странах были предусмотрены суровые штрафы за его использование, вплоть до отрезания губ. Римско-католическая церковь не запрещала табак, но отлучала тех, кто курил, от церкви. Духовенство научилось обходить этот запрет, вдыхая табак, измельченный в порошок - нюхательный табак. К концу XVII столетия этот способ приема никотина стал очень распространенным среди аристократов Европы.1
У никотина в нашем теле очень короткая жизнь, и именно из-за этого курильщики так часто курят. С сигаретной затяжкой никотин попадает в легкие, затем в кровоток и в мозг, где захватывается рецепторами нервных клеток. Но примерно уже через 40 минут количество никотина уменьшается вдвое, и курильщик чувствует потребность в новой порции. Поэтому в сигаретной пачке 20 сигарет - это день, разделенный на 40-минутные периоды приема никотина. Если курильщик занимается тренировками, сигарета после физической нагрузки доставляет ему особое удовольствие. Почему? Потому что физические упражнения ускоряют метаболизм никотина, и уровень никотина в мозге падает быстрее обычного.
Одна сигарета может содержать до 1,2 миллиграмма никотина. Если ввести этот никотин внутривенно, то такого количества достаточно, чтобы убить семерых взрослых мужчин. Однако когда вы курите, вы получаете очень сильно разбавленную дозу. Большая часть никотина сигареты исчезает вместе с дымом. Та ничтожная часть, которая попадает в легкие, разбавляется еще раз в кровотоке. В итоге, кровь содержит около 100 нанограмм никотина на миллилитр, что является 1 миллиардной частью содержания никотина, написанного на пачке сигарет. А к тому времени, когда НИКОТИН добирается до мозга, его концентрация падает до 40 нанограмм. Однако этого вполне достаточно, чтобы удовлетворить потребность большинства курильщиков.

Уменьшается ли риск для здоровья, если курить сигареты с низким содержанием никотина? На первый взгляд кажется, что да. Однако, если курильщик курит «легкую» сигарету, он неосознанно делает более глубокие затяжки, чтобы получить привычную дозу никотина. Это называют компенсационным курением. В результате он, вероятно, будет выкуривать больше сигарет, чем обычно, а, значит, вдохнет больше угарного газа, смолы и других продуктов горения табака. Так что вполне возможно, что «легкие» сигареты еще более вредны, чем обычные.














Глава 2
Последствия курения
Курение приводит к выраженным изменениям внутренних органов: чаще всего поражаются органы дыхания, сердечно-сосудистая система, желудочно-кишечный тракт. От рака лёгких гибнет больше людей, чем от любого другого вида рака. По современным данным учёных из США, порядка 90 % случаев рака лёгких у людей связаны с курением в анамнезе. Курильщики болеют раком лёгких в несколько раз чаще, чем некурящие (основными этиологическими факторами считаются радон, бензпирен и нитрозамины, содержащиеся в табачной смоле. Никотин не является канцерогеном). Курение также увеличивает вероятность и других видов рака, в частности рака пищевода и рака полости рта.
Кроме рака лёгких, курение вызывает также эмфизему лёгких - хроническое заболевание, связанное с необратимой дегенерацией лёгочной ткани. Помимо этого, курение увеличивает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, в частности инфаркта. Курение также увеличивает вероятность рака лёгких у окружающих (т. н. «пассивное курение»). В США в середине 199О-х годов погибало от пассивного курения до 3000 человек в год. Согласно некоторым данным, среднее уменьшение продолжительности жизни у курильщиков составляет 10 лет.
К негативным последствиям курения относятся жёлтые зубы, неприятный запах изо рта, неприятный запах от волос, неприятный вкус во рту по утрам. По некоторым данным, курение усиливает алкогольное опьянение в полтора-два раза.
Несмотря на огромный объём накопленных данных о вреде курения, существуют и научные работы, говорящие об обратном влиянии. Язвенный колит наблюдается у некурящих людей в два раза чаще, чем у курящих. Никотин табачного дыма обладает противовоспалительными свойствами. Есть данные, что никотин, в связи со своим действием на баланс медиаторов ацетилхолина и дофамина в ЦНС, снижает вероятность болезней Паркинсона и Альцгеймера, однако, есть и научные работы с диаметрально противоположными выводами. Есть данные, что курение снижает риск развития рака эндометрия (в связи с доказанным антиэстрогенным действием никотина), но эти данные также оспариваются.
Некоторые заболевания, наиболее характерные для табакокурящих людей:
В бронхах хронический бронхит курильщика.
Слизистая оболочка пищевода истончена, повышенно ранима. В желудке хронический гастрит курильщика или даже язва.
Слизистая оболочка толстого кишечника тоже изменена, нарушена его моторика.
Мелкие артерии, артериолы повышенно возбудимы, склонны к спазмам.
Расстроена работа потовых и сальных желёз кожи.
Волосы истончены, секутся и выпадают.
Снижается сексуальная потенция.
Оголяются шейки зубов, развивается пародонтоз и др.

Рак тоже чаще развивается там, где имеет место хроническое воспаление и дистрофия; именно поэтому у курильщиков чаще бывает рак, но не только рак бронхов, лёгких, но также рак пищевода, желудка, толстого кишечника; у женщин рак грудных желёз, матки и других органов.

На основе изученных теоретических сведений я убедился в правильности выдвинутой мною гипотезы:
никотин пагубно влияет на здоровье человека.










Часть 3
Глава 1

Исследование жителей села Усть-Салда на никотиновую зависимость

Исследование учащихся нашей школы.

Изучив состав сигарет и свойства никотина, я задался вопросом: «Какое число жителей села Усть-Салда подвержены этой зависимости?»
Первое место, откуда я начал исследование, это школа. Я провел анкетирование среди учащихся нашей школы, из результатов которого выяснил количество курящих учеников. По анкетам курильщиков оказалось меньше, чем по моим наблюдениям. Я выяснил, что в нашей школе сложилась следующая обстановка:

-Среди учащихся (59 чел.) курящих – 24% (14 чел.).
-Среди учителей (16 чел.) курящих – 6% (1 чел.)
-Среди обслуживающего персонала (9 чел.) курящих – 67% (6 чел)

Тогда я заинтересовался: «А сколько же родителей наших учеников зависят от курения?» Результаты меня не порадовали:

В 1 классе – 75% курящих отцов и матерей
Во 2 классе -100%
В 3 классе – 75%
В 4 классе – 64%
В 5 классе – 93%
В 6 классе – 61%
В 7 классе – 57%
В 8 классе – 60%
В 9 классе – 58%
В 11 классе – 50%

Особое внимание я обратил на то, что много женщин, которые являются матерями, зависят от этой пагубной привычки.

Некоторые исследования мы с одноклассниками проводили вместе. Нами опрошено 37 человек из числа учащихся нашей школы.

Возрастной и социальный состав:
-Опрошенные были в возрасте от 11 до 17 лет.
-Это ученики из разных семей: многодетных и тех, где в семье 1 или 2 ребенка, благополучных и неблагополучных.
-Самый ранний возраст курильщиков дошкольный, т.е до 7 лет.
-53% опрошенных начали курить с 11- 12 лет.
-Количество выкуренных сигарет за день составляет от 1 до 13 шт. в среднем.

Мотивы приобщения к курению:
-Самым популярным ответом при определении мотивов курения был ответ: «За компанию» - 60%.
-10% учеников называют мотивом курения: «Любопытство и баловство»
-40% считают, что это модно.

Информированность учащихся:
-Большинство учеников знают о том, как курение влияет на организм.
-23% детей не знают, что пассивное курение влияет на организм в большей степени, чем активное.
-17% курильщиков пытались бросать курить, но безуспешно.
-И лишь 5% удалось справиться с этой вредной привычкой.

Результаты исследования данной проблемы в школе заставили меня вести дальнейшую исследовательскую работу, но уже за ее пределами.



Глава 2
Исследование взрослого населения с.Усть-Салда

Мне стало интересно, какое количество сигарет выкуривают жители наших близлежащих деревень. Я обошел сельские магазины, где выяснил следующую информацию:

В магазинах в продаже находятся 22 вида сигарет.
*Самая низкая цена 1 пачки – 7,30 руб.
*Самая высокая цена 1 пачки – 57 руб.
*За месяц в магазин поступает примерно 240 блоков сигарет (2400 пачек), соответственно за год в магазин поступает – 2880 блоков сигает или 28 800 пачек.
*Ежедневно продают примерно 90-100 пачек. Это означает, что за месяц наши жители выкуривают в среднем около 3 000 пачек.
*Если взять в среднем цену 1 печки сигарет – 20 руб., то за месяц выходит сумма в 60 000 рублей, истраченная на сигаретный дым.
*Как утверждают продавцы, возраст курящих покупателей очень разнообразен. Курят все: и молодежь, и люди среднего возраста, и старики. Но особенно продавцы обратили внимание на то, что курящих женщин стало намного больше, особенно из числа молодых. Единицы молодых женщин – некурящие.
Поняв, что положение с никотиновой зависимостью в нашей деревне довольно сложное, я решил предпринять некоторые шаги для оказания помощи своим одноклассникам, т.к. с остальными жителями это сделать не реально. Мне необходимо было попробовать доказать ребятам, что курение разрушает даже наш молодой организм. На уроках биологии мы с ними проводили различные опыты и эксперименты.

Первый эксперимент. Я предложил им намотать на спичку вату, смочить ее слюной и написать на бинте первую букву имени. Бинт подержать между ладонями, чтобы он согрелся, а затем опустить его в раствор йода и хорошо расправить.
Этот опыт проделали все одноклассники. Мой бинт окрасился, а буква нет. У ребят вышел совершенно другой результат: их буквы окрасились вместе с бинтом. Можно сделать вывод, что никотин влияет на активность амилазы, снижая её воздействие на крахмал, а значит, снизится воздействие на питательные вещества и желудочный сок. Это приводит к различным заболеваниям желудочно-кишечного тракта.


Второй эксперимент был направлен на выявление влияния никотина на дыхательную систему. Мы действовали по следующему плану:
1.Делали обычный вдох. Задерживали дыхание (сколько могли), зажимая нос пальцами. Фиксировали время задержки.
2.Делали обычный выдох. Задерживали дыхание (сколько могли), зажимая нос пальцами. Фиксировали время задержки
3.Делали дозированную нагрузку: приседали в течении 30 сек.
4.Повторили задержку дыхания на выдохе. Зафиксировали время задержки.
5.Результаты занесли в таблицу:

Ученики
Время задержки дыхания (с)


На вдохе
На выдохе
На выдохе после физической нагрузки

1
40
20
10

2
37
15
8

3
36
14
9

4
29
15
9

5
27
18
5


Вывод: норматив выдержан у всех, кроме ученика под №5.
Этот ученик курит с 7 лет, и поэтому ему труднее дышать после физической нагрузки. Это значит, что его легкие засорены табачным дымом.
И со временем будет такой же результат у остальных, если они не бросят курить.
Третий эксперимент был направлен на изучение влияния никотина на кровеносные сосуды человека. Мы проводили такой опыт:
Нажали на ногтевую пластинку большого пальца;
Засекли время исчезновения белого пятна на ногтевой пластинке;

Получили следующие результаты:


Курильщики
Некурильщики

1
6 сек


2
4 сек


3
7 сек


4
10 сек


5

3 сек


Вывод: У тех ребят, которые курят, белое пятно, не исчезает дольше, т. к. скорей всего у них нарушено кровообращение в эластичных сосудах в пальцах рук из-за действия никотина.





















Часть 4

Пропаганда здорового образа жизни

Оценив всю обстановку, сложившуюся в школе и вне её, я понял, что проблема курения охватила широкий круг наших односельчан, что и подтолкнуло меня пропагандировать здоровый образ жизни. Из научных книг мне известно, что человек контактирует с Вселенной и Вселенная отвечает ему. Существует такой психологический подход, с помощью которого человек решает свои проблемы. Для достижения результата необходимы поставленная цель, желание и наглядное изображение того, к чему ты стремишься. Человеку необходимо видеть то, чего он может достичь. Для этого создаются красочные коллажи, в центре которых помещается фотография человека, стремящегося к какой-то цели, а вокруг него располагаются предметы стремления.
Уговоры и нотации мало помогут людям, особенно школьникам. Мне хотелось донести серьезность этой проблемы на примере своей семьи, но не в навязчивой форме. И я сочинил веселую песню, которая, я надеюсь, поможет некоторым хотя бы задуматься над этой проблемой.






















Заключение

Проделав определенную исследовательскую работу, я могу сделать следующие выводы:

1.Никотин и химические вещества, содержащиеся в сигаретах, отрицательно сказываются на здоровье человека
2.Влияние никотина охватывает все системы, существующие в организме человека.
3.Чем раньше человек начинает курить, тем сложнее ему отказаться от этой вредной привычке
4.Человек, живущий среди курящих людей, более склонен к курению и его шанс приобщиться к нему слишком велик


Соответственно по этим выводам можно сказать: что гипотезы, выдвинутые мной в начале работы, нашли свое подтверждение:

*никотин пагубно влияет на здоровье человека;
* дети, живущие с курящими родителями, больше подвержены риску стать никотинозависимыми.





















Литература

Белкин А.С. Нравственность. Здоровье. Семья. Часть 1. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на семейные ценности. Ек.: «Учебная книга», 2001.
Носова Е.В. Предупреждение употребления психоактивных веществ подростками. М., 2009.
Степанчук Н.П. Экология. 7-8 класс. Практикум по экологии человека. Волгоград: «Учитель», 2009.
Трахина Е.В. Влияние алкоголя и никотина на состояние здоровья человека. М., 2009.
Якушкина Е.А. Биология. 5-9 класс. Проектная деятельность учащихся. Волгоград: «Учитель», 2009.










































13PAGE 15


13PAGE 14- 2 -15




15