Эколого-исследовательский проект Экологическое состояние внутри нашей школы
Эколого-исследовательский проект
«Экологическое состояние школы .
Выполнила:
ученица 1Вкласса
Удальцова Дарья
Руководитель:
учитель начальных классов
Ахметова Г.Н..
Маркс 2015г.
Введение.
Обоснование актуальности.
Все мы пассажиры одного корабля
по имени «Земля», значит пересесть
из него просто некуда. Вот потому-то
все жители должны вместе спасать
свой общий дом…
Антуан де Сент-Экзюпери
Характерной особенностью современной жизни является ухудшение экологической обстановки. Высокая плотность населения, развитие промышленности и обилие транспорта отрицательно сказываются на условиях жизни человека: происходит загрязнение воздуха, почвы и воды, повышается шумовой фон, возрастают стрессовые нагрузки. Всё это негативно влияет на состояние здоровья населения, значительная часть которого – школьники.
А в условиях современной жизни ни одно общеобразовательное учреждение не может заявить о полном экологическом благополучии. Школьники имеют слабое представление об экологическом состоянии окружающей среды, но каждому грамотному человеку необходимо знать, в каких экологических условиях он учится, работает, живёт.
Наша школа находится в селе Косой Брод. В нашем селе есть промышленное предприятие, оно находится далеко от школы, но недалеко есть автотрасса, а школа расположена рядом с проезжей дорогой.
Мы, ученики 4 класса решили узнать, способствует ли это накоплению вредных выбросов от проезжавших автомобилей. Мы обобщили результаты своих исследований и вместе с учителем составили рекомендации по проблеме.
В качестве объекта исследований выбрали школу (здание школы и пришкольный участок)
Тема исследования: Экологическое состояние школы и пришкольного участка.
Гипотеза исследования: благоприятная экологическая обстановка положительно влияет на развитие интеллектуальных и физических способностей человека, на сохранение его здоровья.
Цель исследования: определить экологическое состояние школы и пришкольного участка.
Задачи:
Образовательная:
Изучить уровень загрязнения воздуха внутри здания школы, на пришкольном участке;
Уточнить плотность озеленения пришкольного участка и определить значение деревьев для человека;
Определить степени интенсивности движения транспорта на дороге, расположенной рядом со школой.
Развивающая:
Познакомиться с научной популярной литературой по теме;
Развивать навыки исследовательской работы;
Развивать личностное отношение к школе как ценности.
Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к природе, её обитателям.
Этапы исследования:
Первый этап – подготовительный.
На этом этапе наша учительница объяснила цель, задачи проекта, провела беседу. На подготовительном этапе мы составили план своей работы.
Второй этап – исследовательский.
Он состоял из ряда заданий:
Определить уровень загрязнения воздуха внутри здания школы;
Установить уровень загрязнения воздуха на пришкольном участке;
Уточнить плотность озеленения пришкольного участка;
Определить степени интенсивности движения транспорта на дороге, расположенной рядом со школой.
Посещение библиотеки. Работа с литературными источниками.
Третий этап – обобщение материалов.
Исследовательская часть.
Определение уровня загрязнения воздуха
внутри здания школы.
Мы решили определить уровень загрязнения воздуха
внутри здания школы.
Для этого мы:
Намазали вазелином полоски бумаги. Прикрепили полоски бумаги в классе, в кабинете директора, в учительской, столовой, коридоре, спортзале, раздевалке (полоски подписали).
Через 5 дней посмотрели на полоски бумаги через лупу.
Постарались объяснить, какие частицы видны на полосках. Откуда они взялись? В каком кабинете частиц меньше всего?
Сделали вывод: как эти частицы грязи и пыли влияют на здоровье школьников и учителей; можно ли обеспечить чистоту в помещениях школы?
Полученные результаты и выводы:
После изучения уровня загрязнения воздуха мы обнаружили, что самыми чистыми оказались кабинет директора. Это мы объяснили частой влажной уборкой и малым количеством посещений. Средний уровень загрязнения отметили в классе, в учительской и столовой, что объясняется уборкой этих помещений и соблюдением режима проветривания. Самыми грязными оказались раздевалка, спортзал и коридор школы. Мы это объясняем большой загруженностью данных помещений.
Таким образом, мы пришли к выводу, что в грязных кабинетах и помещениях школы небезопасно находиться, так как пыль оседает на стенках лёгких человека и вызывает различные заболевания. Поэтому во всех помещениях необходима более тщательная уборка, а на занятия нужно ходить в сменной обуви.
Рекомендуем дежурным по школе следить за наличием второй обуви у всех школьников, проводить «рейды чистоты» в школе.
Определение уровня загрязнения воздуха
на пришкольном участке.
На следующем этапе мы попытались установить уровень загрязнения воздуха на пришкольном участке.
Описали расположение школы в селе. Определили, на каком расстоянии она находится от автомобильной дороги, магазина, котельной.
По санитарно-гигиеническим нормам от границ школы до дороги должно быть не менее 25 м., до магазинов и предприятий – 50 м., до жилых домов – не менее 10 м. Соответствует ли расположение нашей школы этим нормам?
Изучили степень запылённости воздуха в различных местах пришкольного участка.
Для этого собрали листья растений на разных участках; сравнили их загрязнённые поверхности.
Полученные результаты и выводы:
Исследования показали, что от центрального входа школы до дороги примерно 60 м., жилые дома находятся за дорогой (значит дальше), до главной дороги – 300 м, магазин на расстоянии примерно 500 м., котельная – 200 м. Следовательно, расположение школы соответствует санитарным нормам почти по всем показателям.
Согласно второму пункту исследования было установлено: осенью листья деревьев наиболее загрязнены возле центрального входа в школу, наименее запылённые за школой, то есть, в той части пришкольного участка, которая удалена от дороги;
Изменить данную ситуацию мы, школьники, не можем, поэтому рекомендуем всей семьёй для укрепления здоровья выезжать за пределы школы в чистые уголки нашей природы.
Определение плотности озеленения
пришкольного участка.
Далее мы уточняли плотность озеленения пришкольного участка.
Подсчитали количество деревьев и кустарников, произрастающих на пришкольном участке. Определили, сколько растений приходится на одного учащегося.
В дополнительной литературе мы нашли, что одно дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трёх человек. Достаточно ли на территории школы деревьев для восстановления кислорода в воздухе?
Полученные результаты и выводы:
На пришкольном участке произрастает около 50 деревьев и кустарников; в школе учатся 83 учащихся и 22 работника школы – всего 105 человек. Для данного количества людей необходимо наличие 35 древесных растений для полного восстановления, потреблённого кислорода. Значит, наша школа имеет необходимый уровень озеленения. Это достаточно и благоприятно отражается на здоровье учащихся. От учителя природоведения Волковой Елены Валентиновны мы узнали,
что растения оказывают оздоровительные действия; их прохлада, гармония звуков и красок, многообразие запахов успокаивает нервную систему, снижают стрессовые ситуации. Каждый из нас заметил, что после общения с деревом силы прибавляются, поэтому мы решили провести опрос среди детей нашей школы, выяснить, как они относятся к деревьям.
Вопросы анкеты для детей.
Какие деревья растут в нашем школьном дворе?
Ухаживаешь ли ты за ними в летний период?
Какую пользу приносят деревья?
Как ты заботишься о деревьях на пришкольном участке?
В анкетировании участвовало 10 детей. Мы составили график.
Отношение детей к деревьям.
Из него видно, что 8 человек знают названия всех деревьев, растущих в школьном дворе. Трое любителей природы ухаживают за ними в летнее время. О том, что растения очищают воздух, знают все. Семь человек оберегают деревья на пришкольном участке.После обхода школьного двора, мы решили, что необходимо дополнительное украшение школы цветами. Весной следующего года постараемся всем классом оформить и посадить несколько клумб на пришкольном участке.
Определение степени интенсивности движения транспорта на дороге возле школы.
На последнем этапе мы решили определить степень интенсивности движения транспорта по дороге возле школы.
Подсчитали количество и виды транспорта, проходящего по дороге возле нашей школы. Наблюдения проводили три раза в день в течении 15 минут в одно и то же время: в 10.00, в 14.00, в 17.00. результаты записали в таблицу.
Вид
транспорта Количество проходящих автомобилей
10.00 14.00 17.00
Легковые автомобили 14 21 26
Грузовые автомобили 0 3 5
Всего: 14 24 31
В книге мы прочитали, что в среднем каждый автомобиль выбрасывает за сутки 3,5 – 4 кг угарного газа, сажи, токсичных веществ. Далее мы подсчитали, сколько грязи выбрасывают за сутки автомобили, проходящие возле нашей школы.
Полученные результаты и выводы:
Вместе с учителем мы подсчитали, что в среднем за 15 минут по дороге проходит 23 машины. Бывает и так, что машины едут на большой скорости, а учащимся школы приходится переходить дорогу довольно часто. Высокая нагрузка наблюдается в конце рабочего дня с 17.00 до 20.00, то есть, 3 часа, или 180 минут. В среднем за сутки проходит (23 * 3) 69 машин. Учитывая, что автомобиль движется по данному отрезку дороги около минуты, при подсчёте выясняем, что за сутки автотранспортом выбрасывается в окрестностях школы почти 1кг 150 г (69 авто * 3 кг : 180 минут) угарного газа, серы, сажи, токсичных веществ. За год количество выбросов составляет примерно 419 кг750 г.
Мы сделали выводы, что интенсивность движения транспорта на дороге возле школы не слишком высокая, но всё таки затрудняет передвижение учащихся в школу и обратно по улице Ленина, Советская. За год автотранспорт выбрасывает в атмосферу около 500 кг вредных примесей, что усугубляет экологическую обстановку школы. Поэтому необходимо ограничить движение транспорта по улице Советская. С целью сохранения экологической обстановки необходим перевод хотя бы грузового транспорта на объездные дороги.
Заключительная часть.
В ходе исследовательской работы мы очень многое узнали. Эта работа помогла нам понять, что мы тоже часть природы, научила нас правильно относиться к ней. Мы продолжим свои исследования, будем по-прежнему ухаживать за пришкольным участком.
В данной работе мы исследовали экологическое состояние школы и пришкольного участка. Можем смело утверждать, что экологическая обстановка школы и её пришкольного участка благоприятная. Значит, она положительно сказывается на здоровье подрастающего поколения. Но школьники, всё же, должны бережнее относится к имеющимся посадкам, принимать участие в озеленении школы и в «трудовом десанте».
Власти поселения обязаны принять меры по улучшению экологических условий на улицах села.
Только тогда природа предстанет перед нами доброй, щедрой, дарящей людям свои богатства и радость общения.
Посмотрите с чувством люди
Что с планетой нашей будет
Об асфальт, сжигая шины
Газом кашляют машины
Сколько гари, сколько дыма
Просто невообразимо
Печи, фабрики, заводы
Катера и теплоходы
Выдыхают серный газ
Подсчитайте, сколько в час?
Экология в упадке
Слой озонный слишком шаткий
Ну, когда же мы поймём?
Это дом, мы в нём живём!
Землю мы считаем раем,
Сами же и отравляем.
Мусора завалы, груды
Впрочем, урны есть повсюду
На лицо, накинув тень
В урну бросить мусор лень
Лучше использованный товар
Бросить здесь, на тротуар
В парках, скверах, и аллеях
Кучи мусора белеют
И признаться, стыдно даже
Словно свалка наши пляжи
В космос сорок лет летаем
И его мы засоряем
Ну, когда придёт сознанье
В уважении мироздания?
Двадцать первый ныне век
Будь умнее ЧЕЛОВЕК!