«Люблю тебя, район родной» (методическая разработка интеллектуально-познавательной игры)
Муниципального общеобразовательного учреждения
дополнительного образования детей
Центр развития творчества детей и юношества
Ворошиловского района г.Волгограда
«Люблю тебя, район родной»
(методическая разработка интеллектуально-познавательной игры)
Скринецкая Надежда Викторовна,
методист, заведующая отделом
Волгоград 2014
Пояснительная записка
Игра рассчитана для обучающихся 10-15 лет. Игра носит массовый характер. Одновременно в ней могу участвовать 2-3 группы детей по 15-20 человек (или 2-3 класса). Данный сценарий представляет собой:По периодичности – непериодическая.По характеру информации - текстовая.По адресату - для детей 10-15 лет.По функциональному назначению –интеллектуально-познавательная.. Предлагаемый сценарий поможет педагогам и обучающимся в игровой форме узнать, и (или) расширить знания по истории малой родины: Ворошиловскому району (Волгограду, Волгоградской области).
Цель игры «Люблю тебя, район родной» - рассказать о Ворошиловском районе, истории его возникновения, его экономическом развитии, о трагическом времени ВОВ, восстановлении и современности.
Все эти темы относятся к теме «Краеведение» и малой родины каждого учащегося, жителя Ворошиловского района. Любить – значит знать, и знание по истории своей «малой» Родины можно получить в форме игры.
От любви к малой Родине рождается любовь к отечеству. А это и есть патриотизм. Всякое великое начинается с малого. И поэтому познавательная игра «Люблю тебя, район родной» является наиболее актуальной для обучающихся любого возраста. Играя, ненавязчиво, просто ребята узнают о своем районе многое, и у кого-то возникнет проникновенное чувство гордости и уважения к своей малой Родине.
Игра носит конкурсный характер. Таких конкурсов может быть несколько. В зависимости от возраста и активности обучающихся конкурсы можно сократить, но это не должно повлиять на качество и целостность игры, т.е. цель игры будет реализована в любом случае.
К проведению игры рекомендуется привлечь старшеклассников, которых следует подготовить, т.к. они отвечают за объективность оценок играющих.
Игра состоит из 3 этапов:
Подготовительный (вводное слово ведущего). Во вступительном слове ведущий игры рассказывается о возникновении Зацарицынского форштадта, о его значении в развитии нашего города и перспективах.
Основной. Обучающимся предлагаются следующие конкурсы:
I конкурс - Викторина «В каком районе я живу»
II конкурс - «Путешествие по району»
III конкурс - «Замечательные дома Ворошиловского района»
IV конкурс - «Родное слово»
V конкурс - «Поле чудес»
VI конкурс - «Черный ящик»
VII конкурс - « Я знаю карту наизусть»
VIIIконкурс - Кроссворд «Наш край»
Подведение итогов игры.
I конкурс
Викторина «В каком районе я живу»
Как назывался наш район при его возникновении, и даже в указе Александра I было утверждено имя нашему району?
Зацарицынский форштадт
Назовите главную улицу Зацарицынского форштадта, которая и сейчас является главной.
Княгининская – Рабочее-Крестьянская
Что послужило названием улиц Зацарицынского форштадта? Имена тех старых названий улиц сохранились и поныне.
Имена уездных городов России. Сохранились названия: Дубовская, Ростовская, Ковровая, Клинская, Липецкая
4. В каком году был введен в эксплуатацию трамвай в Зацарицынском форштадте?
В 1913 году
5. Какие номера трамваев пересекают наш район?
№ 1, 4, 3, 5, 7, 6
6. Сколько в нашем районе образовательных школьных учреждений №
всего 12 МОУ : № 11, 14, 21, 48, 77, 53, 104, 105,130, гимназия № 4, № 5, лицей № 6
7. На каких крупных предприятиях Ворошиловского района могут работать ваши папы?
На Ж/Д, в речпорту, элеваторе, заводе медоборудования, трампарке
8. Назовите последний памятник, установленный в нашем районе.
Памятник святому ангелу-хранителю
9. На одной из улиц Ворошиловского района можно встретить архитектуру разных стилей, разных эпох: дореволюционного Царицына, довоенного Сталинграда и послевоенного современного Волгограда. Какая это улица?
Улица Баррикадная, где сохранились – 1)- постройки Царицына: пожарная часть, гостиница УВД; 2)- восстановлен жилой дом гидролизного завода «Дом коммуны» - общежитие ВГПУ; 3) – жилые дома ниже Рабоче-Крестьянской улицы
10. На какой улице есть два высших учебных заведения?
На ул. Циолковского:
ВолГАСУ и Институт культуры
Для того чтобы этому конкурсу придать большую заинтересованность, и сохранить дух соревнования, можно все вопросы поделить на количество команд или играющих. По жеребьевке каждой команде достанется записка с номером вопросов (разной степени сложности). Ведущий читает вопросы командам по очереди. Все остальные слушают и могут заработать дополнительные очки. Такой метод позволит работать всем командам, иначе может случиться так, что отвечать может кто-то один. Задание должны получить все и его реализовать.
Теперь, когда ребята вступили в историю района, можно предложить следующий конкурс.
II конкурс
«Путешествие по району»
Каждой команде выдается план района, на котором нанесены главные улицы, важнейшие архитектурные и исторические памятники. Улицы и памятники пронумерованы. Команда на отдельном листе под каждым номером записывает то, что они узнали.
Например, номера улиц района:
№ 1 ул. Пугачевская - Царевская
№ 2 ул. Академическая – Дубовская
№ 3 ул. Огарева - Коломенская
№ 4 ул. Циолковского – Каширская
№ 5 ул. Профсоюзная – Ростовская
Если ребята знают исторические названия улиц, они могут вписать их, получив дополнительный балл.
Номера памятников:
№ 6 памятник Чекистам
№ 8 «Гаситель»
№ 9 расстрелянных железнодорожников
№ 7 Саше Филиппову
Памятники архитектуры:
№ 10 Казачий театр
№ 11 здание Росторгрекламы
№ 13 КЮМ, Детский морской центр
№ 12 пожарная часть
№ 14 ТЮЗ
№ 15 Центр творчества
№ 16 Элеватор
III конкурс
«Замечательные дома Ворошиловского района»
Этот конкурс предполагает узнавание самых интересных зданий и построек Ворошиловского района по фотографиям.
Каждая команда получает комплект фотографий, пронумерованный. Ребята внимательно их просматривают и записывают на листе. Например:
№ 1 - Казанский собор
№ 2 - ТЮЗ и т.д.
IV конкурс
«Родное слово»
Этот конкурс, как итог домашней работы. Руководители команд заранее получают список казачьих слов:
курень – дом
утирка – полотенце
вечерять – ужинать
ирьян – разведенное кислое молоко
дюжа – сильно, очень
жменя – горсть
каймак – собранные пенки с топленых сливок
ярик – протока
байдик - трость
чувяки – тапочки
подсобить – помочь
надысь – недавно
бадья – широкое ведро
хворать – болеть
сенцы – коридор.
Дети ищут самостоятельно значение каждого казачьего слова, запоминают. При игре получают список со словами и записывают их значение (перевод).
Каждой команде дается не более 10 мин. «Родное слово» - конкурс направлен на то, чтобы дети узнали наш край, неповторимый диалект, который широко используется и жителями нашего района, особенно людьми старшего поколения.
V конкурс
«Поле чудес» (для болельщиков)
Ведущий задает вопрос обучающимся- болельщикам команд об объекте, который расположен на территории Ворошиловского района. Чтобы игра получилась продолжительной, надо подобрать такой объект, о котором обучающиеся сразу не догадаются. Например, предлагается узнать название предприятия Ворошиловского района.
Пример:
На этом предприятии трудятся в основном женщины, хотя директором является мужчина. Предприятие выпускает то, что украшает женщину, делает ее красивой и нарядной
«Царица»
Это предприятие стратегического значения, одинаково важное для жителей городских и сельских. В случае его утраты, может повториться трагедия блокадного Ленинграда.
Элеватор
VI конкурс
«Черный ящик»
Этот конкурс направлен на знание предприятий пищевой промышленности Ворошиловского района.
1. То, что лежит в этом ящике, относится к пищевой перерабатывающей отрасли. Используют хорошие хозяйки для приготовления многих блюд, украшения блюд, для придания вкуса блюдам. Но одно блюдо совершенно невозможно без него приготовить: салат «Оливье».
2. Во всех районах города, и в Ворошиловском, выпускается этот продукт, без которого не обходится ни один житель района.
(хлеб)
3. В нашем районе находится очень важное стратегическое предприятие, где хранится главный компонент главного продукта. Назовите этот компонент.
(зерно)
4. Родина этого продукта Италия. В России очень давно появилось это изделие. Предприимчивый купец Родионов Царицыне еще задолго до революции наладил производство этого продукта.
(конфеты)
В зависимости от возраста играющих, их активности и интеллектуальных возможностей, «черный ящик» можно провести по-разному: для каждой команды, одна загадка на две команды, одна загадка на всех.
VII конкурс « Я знаю карту наизусть»
Каждая команда получает список названий географических объектов нашего края.
Задание: вписать, что это такое (город, река, озеро, возвышенность, полезные ископаемые). I вариант
1. Волжский –
2. Меловые –
3. Ахтуба –
4. Жирновск –
5. Эльтон –
6. Ергени –
7. Цаца –
8. Хопер –
9. Бишофит –
10.Котельниково –
11.Цимлянское –
12.Волго-Донской –
13.Гумрак –
14.Еруслан –
15. Фосфориты –
Задание: внести их названия
II вариант
1. Город (большой, промышленный) –
2.Возвышенность –
3.Река небольшая –
4. Город нефтяников –
5. Озеро лечебное –
6.Горы в нашем городе –
7.Озеро –
8. Река, приток Дона –
9.Жидкий минерал, полезное ископаемое –
10.Город на юге нашего края –
11.Рукотворное водохранилище –
12.Канал –
13.Небольшой поселок –
14.Речка –
15.Полезные ископаемые –
VIII конкурс
Кроссворд «Мой край»
Вариант I (Приложение 1)
1М
2
О
3
Й
4
К
5
Р
6
А
7
Й
1. Композитор, наш земляк
2. Озеро, дающее соль на территории Волгоградской области
3.Нефтяная компания
4. «Живой факел» (Герой Советского Союза)
5. Немецкое поселение, ныне музей-заповедник
6.Река
7. Молочный казачий продукт.
Вариант II
1
М
2
О
3
Й
4
К
5
Р
6
А
7
Й
1. Город
2. Река на территории Ольховского района
3.Трость
4. «Живой факел»
5. Горы в нашем городе
6. Озеро
7.Участник Сталинградской битвы, Герой Советского Союза, снайпер
Подведение итогов
Игра окончена. Ведущий со своими помощниками подводит итоги. За каждый конкурс обучающиеся заработали баллы.
1-й конкурс – викторина «В каком районе я живу». Максимально 3 балла, так как каждой команде предлагается 2 вопроса: легкий – 1 балл, сложный – 2 балла.
По ходу игры помощники отдают жетоны сразу. Ведущий определяет сколько очков заработала команда.
2-й конкурс «Путешествие по району»
№ 1 ул. Пугачевская
№ 2 ул. Академическая
№ 3 ул. Огарева
№ 4 ул. Циолковского
№ 5 ул. Профсоюзная
№ 6 памятник Чекистам
№ 8 «Гаситель»
№ 9 расстрелянных железнодорожников
№ 7 Саше Филиппову
№ 10 Казачий театр
№ 11 здание Росторгрекламы
№ 13 КЮМ, Детский морской центр
№ 12 пожарная часть
№ 14 ТЮЗ
№ 15 Центр творчества
№ 16 Элеватор
За каждый правильный ответ – 1 очко
Максимально –16.
3-й конкурс «Замечательные дома любимого района»
Каждая команда получает всего три фотографии замечательных домов. За правильно угаданную фотографию -1 балл. После подведения итогов обучающиеся называют свои объекты.
4-й конкурс «Родное слово»
Домашнее задание. В полученном списке 10 слов, ребята записывают значение каждого слова. За каждое правильное – 1балл.
Максимально – 5.
5-й конкурс «Поле чудес» , для болельщиков команд. За правильно угаданный объект, команде начисляется 1 балл.
6-й конкурс «Черный ящик»
За угаданный предмет, который лежит в ящике – 5 очков
За приблизительный ответ – 3 очка.
7-ой конкурс «Я знаю карту наизусть».
Максимальное количество баллов – 15: по 1 баллу за каждый верный ответ на вопрос.
8-ой конкурс Кроссворд «Мой край»
Присуждается по 1 баллу за каждый правильный ответ.
Помощники собирают жетоны, подсчитывают, плюсуют баллы, которые и объявляют команду- победителя.
Рекомендуемая литература
Андрианова Г.Н. Художественный облик Царицына-Сталинграда-Волгограда. – Волгоград, 1991.
Водолагин М.А. Красный Царицын. –Волгоград,1967.
Волгоград: четыре века истории.- Волгоград, 1989.
История родов русского дворянства. Сост. П.Н. Петров. В 2-х кн. –М., 1991.
Лакиер А.Б. Русская геральдика. –М., 1990.
Материкин А.В. Волгоград в названиях улиц. –Волгоград,1989.
Рябов С.И. История родного края: 16-19вв. – Волгоград, 1988.
Рябов С.И., Супрун В.И. Петр 1 в Царицыне и на Среднем Дону. –Волгоград, 1994.
Самсонов А.М. Сталинградская битва. –М., 1989.
Свет великой Победы. Памятники и памятные места Волгограда и Волгоградской области. –Волгоград, 2006.
Приложение 1
Ответы на кроссворд «Мой край»
Вариант I
1. Мигуля – композитор
2. Эльтон – озеро
3. Лукойл – нефтяная компания
4. Паникаха – «живой факел»
5. Сарепта – немецкое поселение
6. Каймак – молочный продукт
Вариант II
1. Камышин – город
2. Ольховка – река
3. Байдик – трость
4. Паникаха – «живой факел»
5. Ергени – горы в нашем городе
6. Цаца – озеро
7. Зайцев – герой Советского Союза
13PAGE 15
13PAGE 141615
15