НОД по окружающему миру на тему Символ России-флаг


Интегрированное занятие
в старшей и подготовительной группе
«Символика Российской Федерации. Государственный флаг России».
Цели и задачи:
Познакомить детей с Государственным Флагом России (цветовое решение, расположение полос).
Формировать представления о значении Государственного флага РФ.
Уточнить представление детей о России как о государстве, в котором они живут (столица).
Способствовать развитию грамматического строя речи, обогащению словарного запаса по теме «Родина», расширению кругозора.
Развивать внимание, память, воображение, образное мышление, логическое мышление, мелкую моторику, конструктивные навыки, умение сравнивать.Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за нее, уважительное отношение к Государственному флагу РФ.
Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну – Россию.
Материалы к занятию: магнитная доска, схематические изображения планеты Земля, карты России, кремля, российского флага, мультимедийная приставка, презентация «Символы России», ленты трех цветов, прозрачная коробка, карточки с изображением трех флагов разных стран, ножницы, клей, кисти, подставка под кисти, салфетки, древко, Музыка: космическая волшебная музыка, бой курантов, гимн Российской Федерации.
Предварительная работа:
Чтение стихов о Родине.
Дидактические игры по теме.
Рассматривание иллюстраций: «Москва – столица нашей Родины», «Города России» и др.
Прослушивание песен о Родине.
Речевой материал: страна, россияне, кремль, куранты, флаг, древко, символ.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Игра «Теплые ладошки»
Воспитатель: Ребята, покажите свои ладошки, потрите их друг об друга. Что вы чувствуете? (Тепло).
– Это тепло ваших добрых рук, подарите его своим друзьям.
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, свет!
Здравствуй, добрый мой сосед!
II. Повторение ранее полученных знаний
1. Рассказ воспитателя
Воспитатель:
В космосе бескрайнемЧто-то вдруг случилось…Ярким-ярким светомСолнце засветилось!Осветило звезды, Разные кометы…И согрело маленькую,Круглую планету.На планете этойЕсть леса и горы,Океаны синие,Бескрайние просторы!На планете этойМы живем, друзья.И гордо называемМы ее… (Земля).
(Воспитатель на кальке маркерами рисует контурное изображение солнца, звезд, комет, планету Земля).
2. Беседа о стране
– На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия).
(Воспитатель обводит контур России красным маркером)
– Наша Родина – большая и красивая страна, у нее славная история, которой мы должны гордиться. А как мы еще можем называть Россию? (Отечеством, Родиной – матушкой, Русью, Отчизной). Люди, которые живут в нашей стране, называются… (россияне).
(Повторить слово индивидуально и хором).
3. Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»
1. Главное богатство в России живет.Великий, могучий российский…(народ).
2. Нет богатства драгоценнее на свете.Это большие и малые…(дети).
– Мы сказали, что главное богатство нашей страны – это народ. А чем же еще богата наша Родина? ( леса, реки, поля, газ, нефть и мн. др.)
4. Беседа о Москве
– В каждом государстве есть самый главный город. Главный город называется столица. И у нас в России такой город то же есть. А название столицы я предлагаю вам отгадать:
Здесь твое сердце, Русская земля,У древних стен великого Кремля.Всем городам российским ты главаСтолица наша, славная …(Москва)В Москве на Красной площадиКрепость возвышается.С башнями красивыми –Кремль называется.А на башне со звездойКаждый час мы слышим бой.Часы огромные время отбивают:Их Курантами люди называют.
(Звучит бой курантов. )
5. Работа над поговоркой «Москва – сердце России»
– Как вы понимаете поговорку: «Москва – сердце России»?– Почему Москву называют сердцем?
III. Работа по теме
1. Сообщение темы и цели
– Как вы думаете, чем отличается одно государство от другого? (Ответы).
– Каждое государство имеет свои отличительные знаки – символы.
А еще над КремлемГордо развиваетсяСимвол России –Как он называется? (Флаг).
– Скажите ребята, как выглядит флаг России?
2. Рассматривание Государственного флага России.
– Правильно, это полотнище прямоугольной формы, состоящее из трех цветов: верхний – белого, средний – синего и нижний – красного.– А что же обозначают эти цвета?
3. Цветовое решение – прием ассоциаций.
– Ребята, что всегда бывает красным? (Огонь…)Красный цвет обозначает отвагу, мужество, храбрость, силу, могущество и жизнь. А еще в древности красным называли все красивое, например:
Весна-красна.Солнышко какое?Девица какая? (Красная)
– Самая красивая площадь Москвы, какая? (Красная).То есть красный цвет обозначает красоту.
– Что бывает синим? (Реки, моря, небо). Этот цвет обозначает верность, правду, свободу.
– Что бывает белым? (Облака, пена на море, снег…)Белый снег – цвет чистоты, миролюбия, символ мудрости.
4. Рассказывание сказки.
– Я вам расскажу сказку о том, как природа выбирала цвет для флага.
Встретились снег, вода и солнце.– «Я дам российскому флагу свой чистый белый цвет», – сказал Снег. И на флаге появилась белая полоска.Вода собрала своих друзей – моря, большие и малые реки, океаны, озера.Все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Так на флаге появился синий цвет.Утром встало солнце. «Я хочу подарить российскому флагу свой самый яркий красный цвет», – сказало Солнышко. И третья полоска стала красной.Так российский флаг стал трехцветным.
5. Расположение полос
Воспитатель: Почему полосы расположены так, а не иначе? Как вы думаете? (Рассуждения детей).– Красная полоса – наша прекрасная, красивая земля. Над землей синее небо. Это синяя полоса. А над землей и небом находится все самое чистое и светлое, доброе.– Что мы считаем самым чистым, светлым, добрым? (Добрые дела, поступки, улыбки, дружба)– Поэтому верхняя полоса предназначена для белого цвета.
6. Физминутка. «Игра с лентами»
(На столе коробка с лентами. Воспитатель приглашает детей подойти к столу и взять ленты).Белые платочки – снежинки; (руки вверх, покачивание из стороны в сторону).Синие – ручейки (руки вперед, машем руками перед собой).Красные – солнышко (руки вверх, покружились).
(Звучит легкая музыка, дети с платочками танцуют под нее).
7. Закрепление цвета и расположение полос
(У воспитателя в руках плоская прозрачная коробочка. Дети раскладывают платочки по цветам). Воспитатель: Что же у нас получилось? Почему вы так думаете? (Ответы детей).
8. Практическая работа. Аппликация
Воспитатель приглашает детей за столы.
– Ребята, вам предстоит выполнить задание. Вы должны внимательно рассмотреть флаги разных стран.– Чем они похожи? Чем отличаются?– Выберите российский флаг и вырежьте его по контуру. Будьте внимательны.
(Рассказы детей о своем выборе).
Технологическая карта.
– Кладем перед собой карточки с изображением флагов разных стран.
Выбираем российский флаг.2. Вырезаем его по контуру.3. Переворачиваем основу флага.4. Сгибаем край одной стороны.5. Подставляем древко.
6. Намазываем край клеем.
7. Приклеиваем край.
– Ребята, что такое древко? (Древко – шест, палка, на которую крепится знамя, или флаг) Прижимаем древко пальчиками для склеивания деталей. – Мой российский флаг готов (Педагог показывает флаг детям).– Усаживайтесь за столы удобно. (Называет имя любого ребенка и просит напомнить с чего начинать выполнение аппликации). Работа с комментированием.
– Приступайте к работе.
По необходимости педагог оказывает индивидуальную помощь детям.
– Российский флаг имеет цветовое решение с двух сторон. А у нас с вами? (с одной стороны). Другую сторону, вы раскрасите в свободное время. (Если время занятия позволяет, то раскрасить флаги можно и на занятии).
(Дети встают полукругом с флажками)
IV. Подведение итога занятия
– Ребята, давайте расскажем вашим мамам и папам, чем мы сегодня занимались!
Воспитатель предлагает написать письмо в картинках.
– Дети, мы говорили о самой красивой планете на свете? (Да). Как она называется? (Земля). На планете Земля есть большая страна моя, как она называется? (Россия). И всему голова столица нашей Родины…(Москва). Три полоски на нем, как мы его назовем? (Российский флаг).
Воспитатель по порядку наклеивает контурное изображение планеты, карты, Кремля, флага.
Россию родную я очень люблю,Песню о России я сейчас спою!
2. Исполнение песни «Ты моя Россия»
– Вы – маленькие россияне. Вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, и дружно скажем (торжественно):
«Если дружба велика – будет Родина крепка!»
Воспитатель прощается с детьми.