Классный час во 2 классе на тему: «Конституция Российской Федерации: государственная символика России»
Классный час во 2 классе на тему: «Конституция Российской Федерации: государственная символика России»
Цель: формирование у школьников гражданской идентичности посредством изучения основного Закона России.
Задача: помочь учащимся понять, что такое Конституция РФ и какова ее роль в жизни нашей страны, общества и каждого российского гражданина, содействовать формированию у школьников активной жизненной позиции.
Ход занятия:
Учитель: Дорогие ребята, вот и закончились каникулы, и мы вновь приветствуем друг друга.
Задорной песней лето отзвенело,И золотая осень началась.Скорей, друзья, у вас немало дел,Вас ждет залитый солнцем школьный класс.Вы побывали в лагере, в походах,Окрепли, повзрослели, развились – Позвольте вас поздравить с новым годом,С учебным годом – новым шагом в жизнь!Пусть каждый школьный день пройдет недаром,Вам надо много, очень много знать,Чтоб стать такими, как герой Гагарин,Чтоб глубь Земли и Космос покорять!
- А кто такой Гагарин? Почему его называют героем нашей страны? (ответы детей)
Я очень надеюсь, что из вас тоже вырастут люди, достойные этого звания.
- Давайте вспомним, как называется наша страна. (Россия, Российская Федерация) Что значит «федерация»? (союз, объединение).
Россия, ты – великая держава,Твои просторы бесконечно велики.На все века себя ты увенчала славой.И нет другого у тебя пути.Озёрный плен твои леса венчает.Каскад хребтов в горах мечты таит.Речной поток от жажды исцеляет,А степь родная хлебушек родит.Твоими городами мы гордимся.От Бреста до Владивостока путь открыт.Тебя венчает славная столица,А Петербург историю хранит.В земле твоей богатств поток неиссякаем,К сокровищам твоим нам путь лежит.Как мало о тебе ещё мы знаем.Как много изучить нам предстоит.
- Мы живем в великой стране. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край даже на самом быстром поезде, эта дорога займет целую неделю, а на самолете придется лететь полдня. В состав России входят 83 субъекта: 21 республика, 9 краев, 4 автономных округа, 1 автономная область, 46 областей, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. В России проживают 180 наций и народов. Каждый народ имеет свой язык. Все они объединились в одно большое государство.
- Кто руководит нашей страной? (Президент) Как зовут нашего президента? А для чего нам нужен президент? Какие функции он выполняет? (Мнения детей)
- Сегодня мы с Вами познакомимся с документом, в котором прописаны функции президента РФ и многое другое. Это самый главный для жителей России документ, который называется Конституция. Конституция – основной Закон нашего государства. 12 декабря 2013 г. мы отметим важную дату в истории государства – двадцатилетие принятия Конституции Российской Федерации.
- Что же определяет Конституция? Конституция определяет общественное и государственное устройство нашей страны, утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа России, т.е. это главный документ для нас, согласно которому мы живем.
-Для чего же нам нужна Конституция? (Выслушиваются мнения детей)
Давайте все вместе прочитаем. (Слайд)
(Конституция нам нужна для того, чтобы не чувствовать себя чужим в собственной стране, т.е. ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями).
- Конституцию своего Отечества следует знать и глубоко уважать.
-У нашего государства есть свои отличительные признаки или символы. Давайте вспомним, что это. Сегодня на линейке, проводимой в честь Дня Знаний, мы слышали гимн нашей страны. Почему? Давайте вспомним, что такое гимн? (Торжественная песня)
- Гимн относится к государственной символике нашего государства. Давайте вспомним, что еще мы сюда отнесем. (Флаг, герб)
- Что мы знаем о нашем флаге? (Три цвета. Белый цвет – благородство и откровенность; синий цвет – верность, честность, безупречность и целомудрие; красный цвет – мужество, смелость великодушие и любовь).
- Что мы знаем о гербе? (Изображен всадник, поражающий копьем змея) Что это за всадник? (Георгий Победоносец) Что символизирует всадник? (Победу добра над злом)
- Кого еще видим? (Двуглавый орел) Что он символизирует? (Россия - одна из немногих стран мира, расположенных сразу на двух материках - Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад при едином теле - едином направлении; символизируют в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; )
Что орел держит в руках? Что символизируют скипетр и держава? (единая власть и сильное государство.)
-Итак, сегодня мы видим и слышим государственные символы такими. А вот когда наши родители были маленькими, они видели их другими и гимн звучал другой. Как вы думаете, почему?
- Страна была другая. Называлась так: «Союз советских социалистических республик», сокращенно СССР. Поэтому герб, флаг, гимн были другими. Посмотрите на картинку.
- А какие еще символы нашей страны можно назвать? (Березка, матрешка, самовар, медведь, Московский Кремль, Большой театр, шапка Мономаха, русский балет, Красная площадь, храм Христа Спасителя, блины с икрой, купание в проруби, русская песня.)
- Как вы думаете, для чего нужны эти символы? (Для выражения патриотизма граждан, для представления страны на международной арене, как зрительный и музыкальный образ государства. Почитание своих символов является проявлением гражданской позиции человека и гражданина. Они – живые свидетели памяти. Таким образом, знание государственной символики позволяет глубже познать историю своего государства, помогает воспитывать уважение к своему Отечеству. Обязательная традиция иметь каждой стране свои символы во всем мире установилась только к концу XIX века).
Государственная символика нашей страны закреплена в Конституции. Государственные символы должен знать каждый ведь в них проявляется история и традиции нашей страны.
-Давайте познакомимся с Конституцией. (Рассматривание, зачитывание и разъяснение наиболее интересных статей)
-Итак, давайте подведем итог всему, о чем сегодня говорили:
1. Конституция РФ – основной закон нашей жизни.
2. Конституция предоставляет гражданам нашего государства определенные права и свободы (право на образование).
3. Граждане РФ должны выполнять свои конституционные обязанности.
Уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции.
- Ну а сейчас давайте посмотрим, как вы слушали сегодня на уроке и что усвоили.
Дети делятся на группы. Каждая группа получает задания и выполняет. Оценивается работа групп и выявляется победитель.