Справка по результатам сформированности УУД первых и четвертых классов


Справка
по результатам, проведенного психодиагностического исследования
уровня сформированности УУД у учащихся 1 и 4 классов.
Цель:
- выявление уровня сформированности УУД у учащихся 1и 4 классов.
Задачи:
- провести диагностику учащихся 1 и 4 классов
- провести мониторинговое исследование
- использовать результаты диагностики в построении индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
В рамках плана внутришкольного контроля в январе проведена работа по исследованию сформированности познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД в 1 и 4 классах.
Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов предъявляет новые требования к результатам образования, к условиям его организации. В качестве основных результатов освоения основной образовательной программы на всех ступенях обучения выступают: личностные, метапредметные, предметные.
Особое внимание уделяется формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) определяет функции и виды универсальных учебных действий.
Функции универсальных учебных действий включают:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Для выявления уровня сформированности УУД в 1-х классах применялись следующие методики:
№ п/пУУД Методики
1. Познавательные Матрицы Равена авт. Л. Пенроуз, Дж. Равен, Бендер-тест Наблюдения на уроках
Анализ диагностических работ (входных, промежуточных)
2. Регулятивные Матрицы Равена авт. Л. Пенроуз, Дж. Равен, Бендер-тестТест Тулуз-Пьерона3. Коммуникативные Методика «Кто прав?», Рисование «Рукавички» - Г. А. Цукермана»
4. Личностные «Беседа о школе» модификация Т.А. НежновойМетодика самооценки «Дерево» модификация Л.П. ПонаморенкоМетодика определения характера атрибуции успеха/неуспехаНаблюдения на уроках, внеурочной деятельности, активное участие в жизни школы.
Анализ проведенных психолого-педагогических исследований получены следующие результаты.
Развитие Познавательных УУД
Прогрессивные матрицы РавенаЦель: выявление уровня развития невербального интеллекта, сформированность познавательных универсальных учебных действий, определение зоны ближайшего развития.
Оцениваемые универсальные учебные действия: познавательные логические действия: сравнение, анализ, синтез, аналогии.
Уровень Класс/литера % от всей параллели
1-а 1-б 1-в 1-г Очень высокий 8% 12% 0% 0% 5%
Высокий 36% 40% 40% 30% 36,%5
Средний 44% 24% 40% 40% 36,8%
Близкий к среднему 12% 16% 16% 20% 16%
Низкий 0% 8% 4% 0% 3,2%
Очень низкий 0% 0% 0% 10% 2,5%
Анализ выполнения теста Равена показал, что в 1-а и в 1-б имеются дети с очень высоким уровнем интеллектуального развития, но в целом по параллели всего 5% обучающихся. С высоким уровнем интеллектуального обучающихся – 36,5%, со средним уровнем – 36,8% и ближе к среднему – 16%.
В 1-г классе отмечается 10% обучающихся с очень низким интеллектуальным развитием, т. е. патология. Сравнивая с результатами предыдущих лет необходимо отметить, что показатель «очень высокий» были у обучающихся в 2011 году.Зрительно-моторный гештальт тест Бендер
Цель: оценка уровня развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей в возрасте от 3 до 12 лет.
Оцениваемые универсальные учебные действия: познавательные действия – особенности зрительного восприятия, уровня развития пространственных представлений, уровень координации «глаз – рука»; регулятивные действия – волевая саморегуляция, наличие стратегии деятельности, принятие задачи, планирование, контроль выполнения деятельности, коррекция, оценка деятельности, характер отношения к успеху и неудаче.Показатели Класс/литера % от всей параллели
1-а 1-б 1-в 1-г Ниже нормы 28% 52% 76% 80% 57,8%
Норма 68% 40% 12% 20% 35,7%
Выше нормы 4% 8% 12% 0% 6,5%
Анализ выполнения Бендер-теста выявил, что обучающихся с показателем выше нормы 6,5%, наиболее высокий процент данного показателя отмечен у обучающихся 1-в класса. Очень большой процент – 80%, с низким показателем в 1-г классе. Сравнительный анализ по годам показал, что идет снижение развития уровня УУД волевой саморегуляции, уровня развития пространственных представлений.
В развитии познавательных УУД важное значение имеют действия смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся. Уровень данных категорий высчитывался по результатам педагогической диагностики.
Результаты промежуточной педдиагностики в 1-х классах:

высокий 2- средний 3 - низкий
Результаты педагогической диагностики свидетельствуют, что по математике процент высокого уровня выше, чем по русскому языку на 6,7%. (Среднеарифметическое по всем уровням выполнения).
Развитие Регулятивных УУД
Методика определения характера атрибуции успеха/неуспехаЦель: выявление адекватности понимания учащимся причин успеха / неуспеха в деятельности.
Оцениваемые универсальные учебные действия: личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности.
Уровень сформированности регулятивного компонента самооценки, %
Уровень Класс/литера % от всей параллели
1-а 1-б 1-в 1-г 1.Низкий 40% 52% 48% 75% 52,6%
2.Средний 32% 28% 28% 10% 25,3%
3.Высокий 28% 20% 24% 15% 22,1%
Тест Тулуз-ПьеронаЦель: изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и психомоторного темпа, вторично оценивает точность и надежность переработки информации, волевую регуляцию, личностные характеристики работоспособности и динамику работоспособности во времени.
Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивные действия – волевая саморегуляция, личностные характеристики работоспособности и динамика работоспособности во времени.
Уровень сформированности волевой саморегуляции, %
Уровень Класс/литера % от всей параллели
1-а 1-б 1-в 1-г Низкий 0% 8% 8% 15% 7,7%
Средний 75% 40% 68% 75% 68,3%
Высокий 35% 32% 245 10% 24%
Сравнительный анализ уровня волевой саморегуляции выявил, что обучающиеся 1-а класса имеют самый высокий процент сформированности саморегуляции – 35%, по сравнению с 1-г и 1-в классами это на 13% выше, чем в 1-а классе. Самый низкий процент сформированности волевой саморегуляции имеют обучающиеся 1-г класса.
Развитие Личностных УУД
Методика «Беседа о школе».
Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Уровень сформированности внутренней позиции школьника, %
Уровень Класс/литера % от всей параллели
1-а 1-б 1-в 1-г 1.Низкий 0% 12% 4% 15% 7,4%
2.Средний 76% 68% 68% 85% 73,7%
3.Высокий 24% 20% 28% 0% 18,9%
Анализ методики «Беседа о школе» выявил, что сформированность внутреннй позиции школьника высокого уровня на 18,9%, низкий уровень 7,4%. Большинство обучающихся имеют средний уровень сформированности внутренней позиции школьника. Данный момент обусловлен тем, что практически 30% обучающихся не проходили предшкольную подготовку и 13% не посещали детские сады. Также снижение потребности оценивания себя на высоком уровне позиции школьника определяются недостаточной подготовкой детей к школе в дошкольных учреждениях.
Методика «Дерево», определение уровня самооценки.
Цель: изучение Я-концепции и самооценки личности, выявление эмоционального уровня самооценки, социальной заинтересованности, сложности Я-концепцииОцениваемые универсальные учебные действия: развитие Я-концепции и самооценки личности.
Результаты уровня сформированности самооценки

1-а 1-б 1-в 1-г
Результаты выявления склонности к эгоцентризму

1-а 1-б 1-в 1-г по параллели
Анализ результатов уровня развития самооценки свидетельствуют о том, что учащиеся 1-а класса и 1-г класса имеют очень высокий уровень завышенной самооценки. Учащиеся 1-б и 1-в классов имеют высокий уровень адекватной самооценки, кроме того у них очень высокий процент заниженной самооценки по сравнению с завышенной. Также в 1-г классе необходимо отметить, что у обучающихся данного класса самооценка сформирована практически на одном уровне. Кроме этого если рассмотреть результаты выявления уровня склонности/несклонности к эгоцентризму, то можно увидеть, что 75% обучающихся склонны к эгоцентризму, то есть это дети, которые считают, что в этом мире крутится вокруг них. Дети, склонные к эгоцентризму чаще всего гиперактивны, самоуверенны, имеют свою точку зрения, упрямы, имеют неустойчивую эмоционально-волевую сферу, что усложняет восприятие учебной задачи.
Развитие Коммуникативных УУД.
Методика «Кто прав?» (методика Г. А. Цукерман и др.) [2]
Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Уровень оценивания развития общения, %
 Уровень Класс/литера % от всей параллели
1-а 1-б 1-в 1-г Низкий 16% 24% 20% 35% 23,2%
Средний 76% 60% 60% 65% 65,3%
Высокий 8% 16% 20% 0% 11,5%

Задание «Рукавички» (Г. А. Цукерман) [2]
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.
Уровень сформированности действий в процессе сотрудничества, %
 Уровень Класс/литера % от всей параллели
1-а 1-б1-а 1-в
1-б 1-в 1-г Низкий 20% 40% 48% 20% 32,6%
Средний 56% 44% 36% 50% 46,3%
Высокий 24% 16% 16% 30% 21,1%
Задача формирования УУД предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения.
В соответствии с нормативно протекающим развитием к концу дошкольного возраста большинство детей умеют устанавливать контакт со сверстниками и не знакомыми ранее взрослыми, проявляя при этом определенную степень уверенности и инициативности (например, задавая вопросы и обращаясь за поддержкой в случае затруднений) (Дьяченко, Лаврентьева, 1999; Коломинский, Жизневский, 1989).
В соответствии с нормативной картиной развития, к моменту поступления в школу (предшкольная ступень) дети должны уметь строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности, в достаточной мере владеть планирующей и регулирующей функциями речи. Анализ коммуникативных УУД свидетельствует о том, что у обучающихся первых классов они достаточно сформированы.
Выводы: анализ сформированности уровня универсальных учебных действий в первых классах выявил, что сформированы следующие УУД:
Познавательные УУД на очень высоком уровне 5%
Развитие коммуникативных УДД высокий уроань сформированности 21,1%%
Волевая саморегуляция саморегуляция сформирована на 24%
Уровень адекватной самооценки сформирован на 40%
При положительных результатах отмечаются недостатки в сформированности универсальных учебных действий:
Низкий процент обучающихся с высоким уровнем сформированности внутренней позиции школьника - 6%
Недостаточно сформирован регулятивный компонент в планировании, контроле выполнения учебной деятельности, коррекции, оценке деятельности, в характере отношения к успеху и неудаче - 17%.
Большой процент обучающихся с ярко выраженным эгоцентризмом – 75%
Недостаточно сформированы коммуникативные УУД – 32,1%
Для выявления уровня сформированности универсальных учебных действий у четвероклассников учитывались результаты промежуточной педагогической диагностики и результаты методики «Показатели сформированности универсальных учебных действий».
Промежуточная педагогическая диагностика проводилась с целью фиксации результатов каждого ученика и возможностью сравнивания результатов с предыдущими и последующими. В середине года педагогическая диагностика позволяет увидеть, каково продвижение каждого ученика и что нужно изменить в его обучении в следующие полгода, чтобы достичь планируемых результатов.
В школе два четвертых класса, которые учатся по разным методическим комплексам, поэтому по педагогической диагностике разные. По программе «Начальная школа 21 века» проводятся работы по русскому языку и математике отдельно. По программе «Перспективная начальная школа» - одна комплексная работа. Система оценивания одинаковая.
Результаты педагогической диагностики в 4 классах:

1- высокий 2- средний 3- низкий 4- не справились
Анализ выполнения диагностических работ свидетельствует о том, что учащиеся 4-б класса имеют более высокие показатели по высокому и среднему уровням. Учащиеся 4-а класса на более высоком уровне выполнили работу по русскому языку. Учащиеся 4-а класса имеют большой процент выполненных работ по математике с низким уровнем - 38%
Методика «Показатели сформированности универсальных учебных действий» проводится учителем совместно с психологом. В данной методике четыре блока, каждый из которых имеет подблоки от 5 до 8. Оценка идет по уровням:
Высокий уровень – 2 балла
Средний уровень – 1 балл
Низкий уровень – 0 баллов
Далее производится подсчет баллов по каждому подблоку и выделяется уровень в среднем по блоку. Методика включает в себя блоки:
Сформированность личностных УУД
Сформированность регулятивных УУД
Сформированность познавательных УУД
Сформирванность коммункативных УУД
Результаты диагностики по методике
«Показатели сформированности универсальных учебных действий»

Из анализа диаграммы видно, что все универсальные учебные действия у обучающихся 4-х классов сформированы на высоком и среднем уровнях. Наиболее развиты регулятивные УУД и коммуникативные УУД. Личностные УУД в обоих классах развиты примерно одинаково. Познавательные УУД на высоком уровне развиты больше в 4-а по сравнению с 4-б на 24%. В целом по параллели можно сказать, что универсальные учебные действия сформированы на хорошем уровне.
Вывод:
Необходимо отметить, что обучающиеся 4-х классов завершают обучение в начальной школе по стандартам второго поколения на достаточном уровне сформированности универсальных учебных действий.
Обучение должно строиться и планироваться таким образом, чтобы оно соответствовало той последовательности, в которой перед детьми возникают те или иные проблемы. Когда школьник уяснил для себя смысл проблемы, роль учителя сводится к созданию свободной и непринужденной атмосферы, которая будет стимулировать ученика к ее решению.
К. Роджерс считает, что учитель сможет создать в классе нужную атмосферу, если будет
руководствоваться следующими правилами:
С самого начала и на всем протяжении учебного процесса демонстрировать детям свое полное к ним доверие.
Помогать учащимся в формулировании целей и задач урока, стоящих как перед группами, так и перед каждым учеником в отдельности.
Всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
Выступать для учащихся в качестве источника разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
Выступать в такой роли для каждого ученика.
Развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы (класса) и принимать его (соизмерять свои действия с этим настроем).
Быть активным участником группового взаимодействия.
Открыто выражать в группе (классе) свои чувства.
Стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
Хорошо знать самого себя.
Рекомендации:
1.Организовать повторное исследование уровня сформированности УУД в 1-4-х классах.
Сроки: май 2015года
Ответственные: зам. директора по УВР Т.А. Мураткина 2.Использовать упражнения и игры для развития различных характеристик произвольного внимания, особенно для повышения устойчивости, распределения и переключения внимания на уроках учителям 1-в и 1-г класса – с целью повышения уровня развития регулятивных УУД.
Сроки: постоянно
Ответственные: Бабаева А.Ч., Смирнова Д.И.
3.Ообучать детей приемам эффективного запоминания всем учителям начальных классов с целью формирования устойчивых познавательных УУД.
Сроки: постоянно
Ответственные: учителя начальных классов
4. Обратить внимание на обогащение словарного запаса и расширения общей осведомленности обучающихся всем учителям начальных классов – как на условие формирования коммуникативных УУД.
Сроки: постоянно
Ответственные: учителя начальных классов
5.Поставить на персональный контроль преподавание математике в 4-а классе.

Сроки: февраль-март 2015 года
Ответственные: зам. директора по УВР Т.А. Мураткина
6.Организовать занятия для обучающихся первых классов по формированию внутренней позиции школьника и школьной мотивации.
Сроки: март-апрель
Ответственные: зам. директора по УВР Т.А. Мураткина, совместно с ППЦ
Зам. директора по УВР Т.А. Мураткина