Внеклассное мероприятие по русскому языку Лишь слову жизнь дана… (Интеллектуальный марафон)


«ЛИШЬ СЛОВУ ЖИЗНЬ ДАНА…»
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН).
Белова Е.Н.
учитель русского языка и литературы.
МБОУ СОШ № 6
Г. Пыть-Ях.
Игра проводится по принципу «путешествия по станциям». Наименования станций:
- историческая (вопросы касаются этимологии слов, исторических событий в жизни языка, деятельности великих ученых-языковедов);
- орфографическая (вопросы касаются орфографических правил русского языка, задания предполагают применение этих правил);
- лексическая (вопросы о лексическом значении слова, фразеологизмах, архаизмах и неологизмах);
- творческая (задания предполагают творческую работу);
- орфоэпическая (суть заданий – произнести предложенные высказывания, прочитать тексты, соблюдая орфоэпические нормы русского языка);
- «темная комната» ( здесь, как положено в темной комнате, участников игры ожидают самые неожиданные вопросы, касающиеся всех разделов русского языка, а также вопросы-шутки, вопросы на сообразительность. Задания выбирает сама команда – капитан вытаскивает карточку из «черного ящика ).
Цели игры:
- активизировать интерес учащихся к русскому языку;
- повысить языковую культуру;
- развивать интерес к языку как к учебному предмету;
- пробудить и поддержать в учащихся постоянную и действенную любовь к языку.
Задачи:
- расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках;
- создать условия для демонстрации своих знаний и умений в области школьного предмета «Русский язык»;
- развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:
Плакат с названием игры.
Высказывание известных людей о языке.
Карточки с заданиями.
Слайдовая презентация.
Ход игры.
Станция «Историческая».
Задание 1. Вам предлагаются старорусские слова. Назовите их современный вариант . Око (глаз), чело (лоб), перст (палец), рыло (нос), длань (ладонь), чрево (живот), ланиты щёки), уста (губы), выя (шея), вежды (веки), зеница (зрачок).Задание 2. Укажите к каждому ряду лишнее слово и объясните свой ответ:
а) М.В.Ломоносов, В.И.Даль, Н.Коперник, Д.Н.Ушаков. ( Н.Коперник).
б) А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов, Д.И.Менделеев. (Д.И.Менделеев).
в) вестимо, присно, всуе, только. (Только- наречие, существующее в современном русском языке, его более ранний вариант – токмо. Остальные наречия – устаревшие. Их значения: вестимо – конечно, разумеется; присно – постоянно, всегда; всуе – зря, напрасно).Задание 3. Современные люди очень активно пользуются электронной почтой. Она лишена возможности жестикуляции. Для решения этой проблемы используются так называемые «смайлики» - последовательности ASCII- символов, которые напоминают лицо, если смотреть на них, повернув голову набок. Правильное использование «смайликов» способно придать вашему письму живой характер и даже заменить жестикуляцию.
Изобразите, при помощи какой комбинации знаков можно передать УЛЫБКУ, СОЖАЛЕНИЕ, ПОДМИГИВАЮЩЕЕ ЛИЦО.
(:-) или :) – улыбка; обычно используется для выражения радости, удовольствия.
:-( или :( - несчастное лицо, выражает сожаление или разочарование.
;-) или ;) подмигивающее лицо, обычно выражает иронию и означает, что слова не следует понимать слишком буквально.Задание 4.
О каком слове идет речь? На Руси того, кого обозначали этим словом, побаивались. А сегодня его не боятся, а презирают. В известной песне поется, что он не станет играть в одну очень мужскую игру. Назовите игру.
( Трус не играет в хоккей. На Руси этим словом называли землетрясение)
Современная русская пословица: «Пьяному море по колено» - это только первая половина более длинной старой пословицы. Какой была её вторая половина?
а) «…а трезвому - с головой»;
б) «…а бабушка – как полено»;
в) «…а лужа – по уши»;
г) «…пока в кабаке сидит»;
д) среди ответов нет правильного.
(В, «Пьяному море по колено, а лужа – по уши»)
Русская пословица гласит: «Не было ни гроша, да вдруг алтын!» А сколько это – алтын?
а) 1 копейка;
б) 2 копейки;
в) 3 копейки;
г) 5 копеек;
д) 10 копеек.
(в) 3 копейки).
Станция «Орфографическая».
Задание 1. На вашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь, - ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь. Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.
Ералаш_, горяч_, наотмаш_, испеч_, мелоч_, острич_ся, навзнич_, любуеш_ся, тягуч_, пахуч_, ландыш_, вскач_, устроиш_ся, шалаш_.
(Горяч, тягуч, пахуч – краткие прилагательные,; ландыш, шалаш – существительные мужского рода)
Задание 2. Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой. Выпишите слова с пропущенной буквой О.
Розовощ_кий, ч_ткий, изреч_нный, маж_рный, ш_в, ш_лк, ухаж_р, сгущ_нка, холщ_щовый, деш_вый, дириж_р, ож_г руки, ещ_, обж_ра, плеч_, горяч_, крыж_вник.
( Мажорный, шов, холщовый, ожог руки, обжора, плечо, горячо, крыжовник, холщовый).
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы. Найдите в каждом ряду лишнее слово, подчеркните его.

а) прот_реть, ум_реть, прим_рять, соб_рать. (Примерять – примерка, протереть, умереть, собирать).
б) пр_мудрый, пр_обретать, пр_лагать, пр_нимать. (Премудрый, приобретать, прилагать, принимать)
в) бережливый, бурливый, говорливый, крикливый. (Бурливый).
Задание 4. Укажите, на месте каких цифр пишется НЕ.
Как н1 старались охотники, они н2 разу н3 встретили оленя. Н4 произнеся н5 слова, они с н6доумением смотрели друг на друга. (3;4;5)
Станция «Лексическая».
Задание 1. Попробуйте догадаться, какую пословицу так растолковали.
При желании продолжения обмена веществ в собственном организме необходимо иметь навыки движения вокруг своей оси.
(Хочешь жить – умей вертеться).
Как бы вы ни старались, у вас не получится найти ни капли кислорода с водородом в месте дислокации горизонтально вытянутого куска породы.
( Под лежачий камень вода не течет)
Как ни обидно, результатом самой первой попытки создания тонкой лепешки будет появление шара.
( Первый блин всегда комом).
Появившийся на свет с целью передвижения по плоскости не может совершать перемещение в трехмерном пространстве без опоры.(Рожденный ползать – летать не может).
Место, где должен проводиться поиск этой скоростной субстанции, указано однозначно – это просто-напросто безлесная долина.
(Ищи ветра в поле).
Задание 2. Восстановите пословицы.
Слово - …, а молчание – золото (Серебро)
Авось да как-нибудь до добра не … (доведут)
Доброе … и кошке приятно. (Слово)
Делу …, потехе час. (Время)
Где тонко, там и … (рвется)
Копейка … бережет. (Рубль)
Один с сошкой, а … с ложкой. (Семеро)
Задание 3. Замените одним словом.
Говорить тихо, неразборчиво (бормотать)
Пронзительно, резко кричать (визжать)
Перевертываться через голову (кувыркаться)
Идти, делая частые, мелкие шажки (семенить)
Сердито бормотать, выражая неудовольствие (брюзжать)
Вырывать вместе с корнями пни, деревья (корчевать)
Относиться с участием, состраданием к чьему-либо горю, переживанию (сочувствовать).
Задание 4. Для каждого слова подберите синоним и антоним:
Враг ( неприятель, друг)
Учитель (наставник, педагог, ученик)
Урод (монстр, красавец)
Война (битва, брань, мир)
Влага (вода, мокрота, сухость)
Станция «Творческая».
Задание1 . Составьте предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву К. Например: Прасковья Петровна пригласила Порфирия Петровича поужинать пирогами. (Сколько слов в предложении будет, столько баллов и получают).
Станция «Орфоэпическая».
Задание 1. Расставьте ударения в словах:
Агентство, углубить, баловать, красивее, центнер, ходатайство, торты, эксперт, процент, звонит.
Задание 2. Представьте себе, что вы работаете официантом ресторана. Посетитель жалуется на то, что размер шрифта в меню слишком мелок, и он просит вас познакомить его с меню. Сделайте это, соблюдая нормы произношения.
- Холодные закуски: холодец, языковый рулет.
- Первые блюда: холодный суп из свеклы, летний суп со щавелем.
- Горячее: тефтели, камбала жареная.
- Гарнир: вермишель, картофель жареный.
- Напитки: лимонад, сок из авокадо, сливовый компот, грушевый кисель,
- Сладкое: фирменный торт, трюфели, масло из арахиса.
Задание 3. Какие ошибки допущены в следующих примерах? Исправьте их.

Ты мне позвОнишь завтра? (ПозвонИшь)
Не ложи книгу на стол. (Клади)
Ихние родственники приедут через месяц. (Их)
Все смотрим нА доску. (На дОску)
Сейчас повтОрим материал. (ПовторИм)Откройте форзАц учебника. (ФОрзац)
Задание 4. Объясните разницу в значении паронимов.
Адресат – адресант
Адресат – лицо, которому адресована корреспонденция.
Адресант – лицо, адресующее почтовое отправление кому-л.
Невежа – невежда
Невежа – грубый, неучтивый человек.
Невежда – необразованный, неучтивый человек, неуч.
Абонент – абонемент
Абонент – тот, кто обладает правом пользоваться чем-нибудь.
Абонемент – 1) документ, удостоверяющий право пользования чем-либо. 2) отдел библиотеки, который выдает книги на дом.
Станция «Темная комната».
Задание 1. 1) Отделите плод от растения.
СОШИСНШАКА ( шишка, сосна)

2)Растворите белое в прозрачном.
СВОАДХАРА (вода, сахар)
3) Уберите горячее – останется холодное.
КИАЙПЯСТОБЕКРГ (кипяток, айсберг)
4) Найдите друга и врага Буратино
МИБАЛЗЬВИИЛИНОА (Мальвина, Базилио)
Задание 2. Расшифруйте перевертыши знакомых строчек из стихов и песен. Например: Ваша Маша тихо смеется. = Наша Таня громко плачет.
Во поле березку срубили (В лесу родилась ёлочка).
Старикам нигде нет тупика (Молодым везде у нас дорога).
Девушек так мало замужем (Парней так много холостых).
Ты забыла ужасную вечность (Я помню чудное мгновение).
Задание 3. Анаграммы – пятый лишний. Восстановите слова и из этого словесного ряда исключите лишнее слово.
БЛОКНА, ЕСАНТ, ТИВОНКР, КЫШАР, КООН (балкон, сенат, крыша, окно)
ЛАНГИ, ФОРТ, ФТЕНЬ, ВОДАР, СИНЕКОР (гнали, торф, нефть, дрова, керосин)
Слово жюри. Награждение.
Литература
Волина В.В. Веселая грамматика. /В.В. Волина. – М.: Знание, 1995. – 336с.
Курушина Т. А. и др. Русский язык. 5-9 классы. Интеллектуальный марафон (познавательные игры, турниры, викторины, уроки знаний) / ав.-сост. ТА. Курушина, В.А.Басистая, Л.В.Авдощенко, Н.Ю. Кадашникова, АИ. Жданова, Т.А. Батракова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 253с.
Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. /Под ред. Л.А.Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Рус. яз., 1984, - 384 с.
Учебный словарь синонимов русского языка. /Л.П. Алекторова, Л.А. Введенская, В.И. Зимин, О.М. Ким, Н.П. Колесников, В.Н. Шанский. - Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1997 г. – 448с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. 23- изд.., испр. – М.: Рус. яз., 1992г. – 917с.

Вам предлагаются старорусские слова. Назовите их современный вариант .Око
Чело
Перст
Рыло
Длань
Чрево
Ланиты
Уста
Выя
Вежды
Зеница
Вам предлагаются старорусские слова. Назовите их современный вариант .Око
Чело
Перст
Рыло
Длань
Чрево
Ланиты
Уста
Выя
Вежды
Зеница
Укажите к каждому ряду лишнее слово и объясните свой ответ
а)М.В.Ломоносов, В.И.Даль, Н.Коперник, Д.Н.Ушаков.
б)А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов, Д.И.Менделеев.
в)вестимо, присно, всуе, только.
Укажите к каждому ряду лишнее слово и объясните свой ответ
а)М.В.Ломоносов, В.И.Даль, Н.Коперник, Д.Н.Ушаков.
б)А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов, Д.И.Менделеев.
в)вестимо, присно, всуе, только.
Изобразите, при помощи какой комбинации знаков можно передать УЛЫБКУ, СОЖАЛЕНИЕ, ПОДМИГИВАЮЩЕЕ ЛИЦО.
Изобразите, при помощи какой комбинации знаков можно передать УЛЫБКУ, СОЖАЛЕНИЕ, ПОДМИГИВАЮЩЕЕ ЛИЦО.
Задание 1. На вашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь, - ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь. Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.
Ералаш_, горяч_, наотмаш_, испеч_, мелоч_, острич_ся, навзнич_, любуеш_ся, тягуч_, пахуч_, ландыш_, вскач_, устроиш_ся, шалаш_.
Задание 1. На вашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь, - ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь. Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.
Ералаш_, горяч_, наотмаш_, испеч_, мелоч_, острич_ся, навзнич_, любуеш_ся, тягуч_, пахуч_, ландыш_, вскач_, устроиш_ся, шалаш_.
Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой. Выпишите слова с пропущенной буквой О.
Розовощ_кий, ч_ткий, изреч_нный, маж_рный, ш_в, ш_лк, ухаж_р, сгущ_нка, холщ_щовый, деш_вый, дириж_р, ож_г руки, ещ_, обж_ра, плеч_, горяч_, крыж_вник.
Вставьте пропущенные буквы. Найдите в каждом ряду лишнее слово, подчеркните его.
а) прот_реть, ум_реть, прим_рять, соб_рать.
б) пр_мудрый, пр_обретать, пр_лагать, пр_ниматьв) бережливый, бурливый, говорливый, крикливыйВставьте пропущенные буквы. Найдите в каждом ряду лишнее слово, подчеркните его.
а) прот_реть, ум_реть, прим_рять, соб_рать.
б) пр_мудрый, пр_обретать, пр_лагать, пр_ниматьв) бережливый, бурливый, говорливый, крикливыйЗадание 4. Укажите, на месте каких цифр пишется НЕ.
Как н1 старались охотники, они н2 разу н3 встретили оленя. Н4 произнеся н5 слова, они с н6доумением смотрели друг на друга.
Задание 4. Укажите, на месте каких цифр пишется НЕ.
Как н1 старались охотники, они н2 разу н3 встретили оленя. Н4 произнеся н5 слова, они с н6доумением смотрели друг на друга.
Восстановите пословицы.
Слово - …, а молчание – золото
Авось да как-нибудь до добра не …
Доброе … и кошке приятно.
Делу …, потехе час.
Где тонко, там и …
Копейка … бережет.
Один с сошкой, а … с ложкой.
Восстановите пословицы.
Слово - …, а молчание – золото
Авось да как-нибудь до добра не …
Доброе … и кошке приятно.
Делу …, потехе час.
Где тонко, там и …
Копейка … бережет.
Один с сошкой, а … с ложкой.
Замените одним словом.
Говорить тихо, неразборчиво
Пронзительно, резко кричать
Перевертываться через голову
Идти, делая частые, мелкие шажки
Сердито бормотать, выражая неудовольствие
Вырывать вместе с корнями пни, деревья
Относиться с участием, состраданием к чьему-либо горю, переживанию
Замените одним словом.
Говорить тихо, неразборчиво
Пронзительно, резко кричать
Перевертываться через голову
Идти, делая частые, мелкие шажки
Сердито бормотать, выражая неудовольствие
Вырывать вместе с корнями пни, деревья
Относиться с участием, состраданием к чьему-либо горю, переживанию
4. Для каждого слова подберите синоним и антоним:
Враг
Учитель
Урод
Война
Влага
4. Для каждого слова подберите синоним и антоним:
Враг
Учитель
Урод
Война
Влага
Станция «Орфоэпическая».
Задание 1. Расставьте ударения в словах:
Агентство, углубить, баловать, красивее, центнер, ходатайство, торты, эксперт, процент, звонит.
Станция «Орфоэпическая».
Задание 1. Расставьте ударения в словах:
Агентство, углубить, баловать, красивее, центнер, ходатайство, торты, эксперт, процент, звонит.
Задание 2. Представьте себе, что вы работаете официантом ресторана. Посетитель жалуется на то, что размер шрифта в меню слишком мелок, и он просит вас познакомить его с меню. Сделайте это, соблюдая нормы произношения.
- Холодные закуски: холодец, языковый рулет.
- Первые блюда: холодный суп из свеклы, летний суп со щавелем.
- Горячее: тефтели, камбала жареная.
- Гарнир: вермишель, картофель жареный.
- Напитки: лимонад, сок из авокадо, сливовый компот, грушевый кисель,
- Сладкое: фирменный торт, трюфели, масло из арахиса.
Задание 2. Представьте себе, что вы работаете официантом ресторана. Посетитель жалуется на то, что размер шрифта в меню слишком мелок, и он просит вас познакомить его с меню. Сделайте это, соблюдая нормы произношения.
- Холодные закуски: холодец, языковый рулет.
- Первые блюда: холодный суп из свеклы, летний суп со щавелем.
- Горячее: тефтели, камбала жареная.
- Гарнир: вермишель, картофель жареный.
- Напитки: лимонад, сок из авокадо, сливовый компот, грушевый кисель,
- Сладкое: фирменный торт, трюфели, масло из арахиса.
Задание 3. Какие ошибки допущены в следующих примерах? Исправьте их.

Ты мне позвонишь завтра?
Не ложи книгу на стол.
Ихние родственники приедут через месяц.
Все смотрим на доску.
Сейчас повторим материал.
Откройте форзац учебника.
Задание 3. Какие ошибки допущены в следующих примерах? Исправьте их.

Ты мне позвонишь завтра?
Не ложи книгу на стол.
Ихние родственники приедут через месяц.
Все смотрим на доску.
Сейчас повторим материал.
Откройте форзац учебника.
Задание 4. Объясните разницу в значении паронимов.
Адресат – адресант
Невежа – невежда
Абонент – абонемент
Задание 4. Объясните разницу в значении паронимов.
Адресат – адресант
Невежа – невежда
Абонент – абонемент
Задание 1. 1) Отделите плод от растения.
СОШИСНШАКА
2)Растворите белое в прозрачном.
СВОАДХАРА
3) Уберите горячее – останется холодное.
КИАЙПЯСТОБЕКРГ
4) Найдите друга и врага Буратино
МИБАЛЗЬВИИЛИНОА
Расшифруйте перевертыши знакомых строчек из стихов и песен. Например: Ваша Маша тихо смеется. = Наша Таня громко плачет.
Во поле березку срубили.
Старикам нигде нет тупика.
Расшифруйте перевертыши знакомых строчек из стихов и песен. Например: Ваша Маша тихо смеется. = Наша Таня громко плачет.
Девушек так мало замужем.
Ты забыла ужасную вечность.
Задание 3. Анаграммы – пятый лишний. Восстановите слова и из этого словесного ряда исключите лишнее слово.
БЛОКНА, ЕСАНТ, ТИВОНКР, КЫШАР, КООН
Задание 3. Анаграммы – пятый лишний. Восстановите слова и из этого словесного ряда исключите лишнее слово.
ЛАНГИ, ФОРТ, ФТЕНЬ, ВОДАР, СИНЕКОР