Факультативное занятие «ЗОЖ» Опорно-двигательный аппарат человека. Осанка. Влияние осанки на здоровье человека.

ГУО «Средняя школа №11 г. Бобруйска»
Могилевская обл., РБ






Факультативное занятие «ЗОЖ»
Опорно-двигательный аппарат человека.
Осанка. Влияние осанки на здоровье человека.














учитель русского языка и литературы:
Исаева Светлана Анатольевна
Тема: Опорно-двигательный аппарат человека. Осанка. Влияние осанки на здоровье человека.
Цель:
рассказать о значении осанки для оптимального функционирования организма;
учить контролировать осанку при письме и чтении сидя, ходьбе и во время сна;
формировать потребность в ежедневных упражнениях для тренировки «мышечного корсета».
Тип урока: Изучение нового материала с опорой на ранее изученное.
Использованная технология: Самосовершенствование и саморазвитие личности с элементами технологии развития критического мышления.
Подготовительная работа:
Создание творческих групп по подготовке факультативного занятия (оформительская, актёрская)
Сбор материалов по теме факультативного занятия (исторические сведения, медицинский справочник, музыка, вспомогательный материал, плакат)
Подготовка театрализованной миниатюры
Оформление «говорящей доски»
Оборудование:Магнитофон, карточки, доска, тетради, плакат, медицинский справочник, иллюстрированный материал, подушка, одеяло, корсет, стол, стул.
Ход занятия:
Организационный момент
Упражнение: «Моё утро» (звучит музыка)
На фоне тихой музыки звучит вступительное слово учителя, которое должно настроить мысли и чувства учащихся на занятие, на осмысление происходящего.
Учитель:
Ребята, сядьте на стул поудобней. Представьте себе раннее утро. Вы только что проснулись. Глаза ваши ещё закрыты. Вы чувствуете себя хорошо и уютно. Вы потягиваетесь, выпрямляете своё тело, делаете несколько глубоких вздохов, открываете глаза и говорите себе:
«С добрым утром! Сегодня будет хороший день»
А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи на нашем сегодняшнем занятии.
Ребята, вы немного отдохнули, мозг обогатился кислородом, память активизировалась, и мы с вами вспомним, что же проходили на прошлом занятии.
Повторение материала
Фронтальный опрос с использованием плаката «Скелет»
Вопросы:
Что включает в себя опорно-двигательный аппарат человека?
Чем на ваш взгляд, медуза отличается от человека?
Какая кость является самой большой, маленькой, где они расположены?
Сколько костей у человека?
Зачем человеку нужен скелет? Что он защищает?
Что делает кости крепче?
С какой целью люди занимаются спортом?
(Ребята комментируют свои ответы с помощью приёма «говорящая доска»)
Работа с новым материалом
Учитель знакомит учащихся с темой занятия, ребята ставят перед собой цели и задачи.
(Делается запись в тетрадях)
Создание проблемной ситуации
Учитель:
Ребята, посмотрите небольшую миниатюру, которую ребята подготовили дома. Отличия в приведённых образах.
Упражнение «Театр» (Больной человек изображается сутулым, здоровый – с гордо приподнятой головой и развёрнутыми плечами. Демонстрируются два положения осанки – сидя, при ходьбе).
Учитель:
Как вы сами отметили, один из показателей здоровья человека – его осанка. Она может рассказать о человеке многое.
- Как ходит уверенный в себе человек? (Показать)
- А если чего-то боится? (Показать)
Ученики вместе с учителем делают вывод, читают эпиграф на доске «Хорошая осанка – уверенный вид, умная голова, хорошее здоровье», записывают его в тетрадь.
Учитель:
Роль осанки этим не ограничивается. Давайте проведём следующий эксперимент.
Тренинговое занятие «Я сижу»
Учитель:
Сидя поднимите правое плечо вверх, а левое – опустите вниз. Попробуйте сделать несколько вдохов и выдохов. Что вы чувствуете? Вам легко дышать? Осанка влияет на то, как мы дышим, если кислорода недостаточно, то и мозг работает не в полную силу. Поэтому следить за своей осанкой нужно не только для того, чтобы быть красивым и выглядеть уверенно, но и для нормальной работы мозга. (Учитель использует приём «говорящая доска»)
Учитель:
Давайте теперь подробнее обратимся к осанке. Что же такое осанка?
(один из учеников рассказывает сведенья из медицинского справочника)
- Согласно современным взглядам, осанка является характеристикой состояния организма и отражает результат комплексного воздействия на него факторов физической и социальной среды. При этом очень важно учитывать положение тела и ежедневные физические упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата тела. Немало важно учитывать при этом удобную мебель и одежду.
Учитель:
Давайте сейчас с вами определим три основных положения опорно-двигательного аппарата человека.
Работа у доски
(ребята оформляют кластер)
сижу
Я хожу
Сплю
Групповая работа (на фоне музыки)
Учитель:
Ребята, давайте сейчас с вами разработаем правила в виде клише контроля осанки при ходьбе, когда человек сидит и спит. (Время – 7 минут)
(Учащиеся демонстрируют своё клише, работают с иллюстрированным материалом на доске, оформляют кластер)
Клише 1(правило):
Ходить нужно так, как ходят манекенщицы, приводя в движение мышцы спины, живота, бёдер и ног, так, будто ноги начинаются в середине туловища. Руки во время ходьбы ритмично двигаются от самого плеча, голова поднята высоко и гордо. Сама природа сделала ходьбу идеальным упражнением для всех мышц и суставов. (Историческая справка «Когда возникло выражение «Царская осанка»)
Клише 2(правило):
При сидении не следует класть ногу на ногу. Это нарушает симметрию тела, кровообращение в органах малого таза, что чревато их заболеванием, вызывает боль в нижней части позвоночника. За партой необходимо сидеть прямо, слегка наклонив голову. (Расстояние от стола до человека не должно превышать собственного кулака
Клише 3 (правило):
Спать надо на жестком плоском, но достаточно эластичном матраце. Это даёт возможность костям плеч и таза принимать естественные изгибы. Небольшая и достаточно мягкая подушка для головы и шеи позволяет удерживать верхнюю часть позвоночника в совершенно прямом положении, предоставляя возможность мускулам полностью расслабится во время сна.
Самостоятельная работа
(Ребята записывают в тетради правила контроля осанки, комментируя свой ответ)
Правила контроля осанки:
Делать утром зарядку
Я – правильно вижу, хожу, сплю
Заниматься спортом (для укрепления мышц)
Удобная мебель и одежда
Тренинговое упражнение (для выработки чувства правильной осанки)
Учитель:
В формировании стереотипа правильной осанки первичным оказывается овладение мышечно-суставным чувство. Это чувство становится эталоном нормы, на который можно равняться в процессе самоконтроля за своей осанкой. Известные зарубежные специалисты П.С.Брэгг и Р. Нордемар предлагают начинать формирование мышечно-суставного чувства правильной осанки с такого упражнения.
Упражнение «Укрепляю правильную осанку»
- встаньте спиной к стене, ноги слегка расставьте, руки опустите; затылок, плечи, икры и пятки заставьте касаться стены;
- прижмитесь к стене так, чтобы расстояние между стеной и поясницей было не больше толщины пальца;
- подберите живот, втяните немного шею вверх и приподнимите слегка плечи;
- проанализируйте «чувства» всех частей тела, особенно мускулов спины и живота.
Как только такое положение удаётся удержать в течение минуты без труда, то можно идти вперёд, сохраняя ту же осанку.
(Ребята демонстрируют свою осанку. Один из учеников рассказывает о корсете, для чего он применяется и демонстрирует его).
Обобщение
Ребятам предлагается логическая змейка.
Я считаю, что спать нужно на достаточно жестком эластичном матраце «^»
Для сохранения правильной осанки не обязательно делать физические упражнения «-»
Осанка влияет на то, как мы дышим «^»
При сидении можно класть ногу на ногу «-»
Я считаю, что царская осанка – залог здоровья «^»
^
-
^
-
^

1
2
3
4
5

Ключ:


Ребята делают вывод, используя плакаты и записи в тетрадях «Правила контроля осанки», затем читается эпиграф.
Рефлексия
Учитель:
Что на уроке для вас было интересным, полезным? Что вы можете применить на практике?
(ребята делают вывод)
Учитель:
Ребята, я хочу поблагодарить вас за работу, все молодцы. Хочется, чтобы вы помнили о своей осанке и были всегда здоровы.
Домашнее задание
Разработать свои упражнения для правильной осанки.

Список использованной литературы и интернет - источников:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]