Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста


Карпенко Лариса ВикторовнаМБДОУ «Детский сад №335» г.о. Самара
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьмистаршего дошкольного возраста.
Введение
Сохранение и укрепление здоровья детей – ведущая задача концепции модернизации российского образования и ФГОС ДО. Для достижения этой задачи в ДОУ используются различные здоровьесберегающие технологии. К ним относится и технология дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
Эта гимнастика имеет разностороннее оздоровляющее воздействие на растущий и развивающийся организм ребёнка. Идёт усиленное обогащение всех органов и тканей тела кислородом, что вызывает активизацию обменных процессов в организме, ведущих к оздоровлению всех систем.
Она обеспечивает полноценный дренаж бронхов, очищает слизистую дыхательных путей, укрепляет дыхательную мускулатуру; происходит и энергетическая подпитка организма; регулируется состояние нервной системы ребёнка. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека; правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, улучшает пищеварение. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, дыхательные упражнения необходимы детям, часто болеющим простудными заболеваниями. Дыхательная гимнастика Стрельниковой способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.
Основная часть
Суть методики дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой — в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Движение приходиться на вдох. Именно вдоху в гимнастике Стрельниковой и уделяется основное внимание: для ее выполнения нужно научиться коротко и шумно вдыхать – исключительно через нос со сжатыми губами. Внимание на выдохе не фиксируется, он должен происходить самопроизвольно. Самым главным является сочетание дыхательных циклов с движением тела.
Дыхательной гимнастикой по Стрельниковой А.Н. мы занимаемся с детьми старшего дошкольного возраста как индивидуально, так и с группой детей, причем в разное время дня и в любом месте.
Мы используем время разных режимных моментов исключая 20 минут до еды и 1 час после еды.
Иногда гимнастику проводим в конце прогулки (при температуре воздуха выше 10-12 градусов тепла), и, "шмыгаем носиками" во время ходьбы, вернувшись с прогулки в раздевалку.
При выполнении упражнений основного комплекса мы соблюдаем определённую последовательность. Гимнастику начинаем именно с безобидных разминочных упражнений : "Ладошки" и "Погончики".
На первом занятии осваиваем три первых упражнения: "Ладошки", "Погончики", "Насос".
1.«Ладошки». Стойка прямо, руки до локтя опущены вдоль тела. Работают только кисти рук. Во время вдоха — ладошки сжать в кулаки. Сделать 4 шумных коротких вдоха (серию). Выдох — произвольно (носом, ртом). Всего нужно сделать 24 серии с перерывами 3-5 секунд.
2.«Погончики». Стойка прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулаки. На вдохе кулаки резко разжать. Сделать по 8 громких коротких вдохов (серия). Рекомендуется выполнить 12 серий с небольшими перерывами.
3.«Насос». Пружинистые наклоны вперёд с палочкой в руках. Вдох — во второй части наклона. После окончания наклона вдох закончить. Вдохи выполнять одновременно с наклонами, ритмично. На выдохе — выпрямиться. 1 серия — 8 вдохов. Всего выполнить 12 серий.
В течение первой недели один - два раза в день мы делаем эти три упражнения, повторяя их, чтобы занятие продолжалось примерно 15 минут.
На следующей неделе добавляем к этим трем еще одно упражнение, выполняют их все, начиная с первого: "Ладошки", " Погончики", " Насос", "Кошка". И так каждую неделю к уже освоенным упражнениям добавляем одно новое. При этом повторы уже освоенных упражнений постепенно усложняются, а новые упражнения, по-прежнему, выполняются, начиная с четырех.
Гимнастику делаем как полностью, 10-20 минут, так и небольшую часть, если есть меньший отрезок времени. Физкультминутке отводим 3-5 минут.
При обучении детей сначала показываем упражнение (4-8 вдохов - движений), а затем предлагаем повторить его. При этом сопровождаем движения детей хлопками и счетом.
Проводя стрельниковскую дыхательную гимнастику с группой детей, учитываем самочувствие и состояние каждого ребенка: при необходимости чаще делаем паузы, сменяем темп выполнения на более медленный и т.д.
С целью систематического использования дыхательных упражнений они включаются нами в комплексы утреней гимнастики, оздоровительной гимнастики после сна, на НОД по физическому развитию и физкультминутках во время проведения непосредственно образовательной деятельности; на прогулке.
Во время утренней гимнастики и занятий по физкультуре обычно используем 1-2 дыхательных упражнения для восстановления дыхания после физической нагрузки. На прогулке или после НОД по другим видам деятельности в группе в хорошо проветренном помещении проводим целые комплексы дыхательной гимнастики.
Для того чтобы дыхательная гимнастика приносила детям не только пользу, но и удовольствие, упражнения сопровождаем стихами:
1.«Гуси летят».
Гуси высоко летят.
На детей они глядят.
1 — руки поднять в стороны — вдох
2 — руки опустить вниз, издав звук «г-у-у-у» - выдох.
2.«Ёжик».
Ёжик добрый, не колючий,
Посмотри вокруг получше.
1 — поворот головы вправо — короткий шумный вдох носом
2 — поворот головы влево — выдох через слегка открытые губы.
3.«Регулировщик»
Верный путь он нам покажет,
Повороты все укажет.
1 — правая рука вверх, левая рука в сторону — вдох через нос
2 — левая рука вверх, правая рука в сторону — выдох + звук «р-р-р».
4.«Маятник».
Влево, вправо, влево, вправо,
А затем начнём сначала.
Руки на поясе — вдох
1 — наклон вправо — выдох
2 — руки на поясе — вдох
3 — наклон влево — выдох
4 — руки на поясе — вдох
Выдох со звуком «т-у-у-х».
Вывод
Дыхательная гимнастика Стрельниковой впечатляет своими результатами. Выполнение простых, но в то же время эффективных упражнений — отличный способ профилактики возникновения простудных заболеваний, поднятия общего жизненного тонуса и укрепление психофизического здоровья дошкольников, что обеспечит правильное их развитие.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в деятельность образовательных учреждений требует новых нестандартных подходов к оздоровлению детей.
Список литературы
Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в ДОУ. Волгоград, 2005.
Баранова М.Л., Копытина М.Г. Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ. М., 2008.
Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. М., 2006.
Картушина М.Ю. Зелёный огонёк здоровья. М., Творческий центр, 2007.
Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М., Аркти, 2002.
Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. КАРО, СПб, 2006.
СанПин 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013.
Типушкова М.В., Зольникова И.П. Программа физкультурно-оздоровительной работы «Лучи здоровья», 2008.
ФГОС ДО, Приказ №1155 от 17 октября 2013.
Чупаха И.В., Ужаева Е.З. Здоровьесберегающие технологии. М., Ставрополь, 2003.