Рекомендации учителя-логопеда Кесслер Елены Стасио педагогам МАДОУ № 6 «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми».
Рекомендацииучителя-логопеда Кесслер Елены Стасио педагогам МАДОУ № 6 «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми».
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей в начальной школе. Вместе с тем, работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей. В системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:
-развитие сенсорных и моторных функций;
-формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
-развитие мимической мускулатуры;
-развитие интеллектуальных функций;
-развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
-формирование черт гармоничной и не закомплексованной личности.
Одним из видов коррекционно-логопедических занятий, является логопедическая ритмика. Она направлена на:
1) коррекцию речевых нарушений;
2) обучение правильному дыханию;
3) оптимизацию мышечного тонуса и обучению релаксации;
4) развитию целостного образа тела и повышению устойчивости;
5) развитию чувства ритма;
6) формированию пространственных представлений;
7) динамической организации двигательного акта;
8) формирование межполушарного взаимодействия;
9) развитию психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения).
Многие авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Логопеду часто приходится сталкиваться с трудностями при подготовке и постановке многих звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи. При систематических занятиях логопеда и родителей с детьми, массаж даёт отличный результат в оптимально короткие сроки. Наблюдать динамику в улучшении звукопроизношения можно, используя контрольные магнитофонные записи речи ребенка. На логопедических занятиях целесообразно применяется методику пальцевого массажа и самомассажа. Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом
Совет взрослым: если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.
Японский ученый ЙОСИРО ЦУЦУМИ разработал систему упражнений для самомассажа:
1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками
2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно: вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания
3. Массаж грецкими орехами: катать два ореха между ладонями, один орех прокатывать между пальцами, удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.
4. Массаж шестигранными карандашами: пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживать в определенном положении в правой и левой руке.
5. Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.
Обязательно на занятии должна присутствовать физминутка, тесно связанная с темой занятия и являющаяся как бы переходным мостиком к следующей части занятия, где также возможно использование здоровьесберегающих технологий.
Основные задачи физминутки:
снятие усталости и напряжения;
внесение эмоционального заряда;
совершенствование общей моторики;
Следующим видом здоровьесберегающих технологий является кинезеология. Кинезеология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.
В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а также управлению своими эмоциями.
Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему не успешности.
В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.
Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы!
Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!
На занятиях уместно использовать следующие виды здоровьесберегающих технологий.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Музыкальная ритмика используется при лечении: тиков, заикания, расторможенности, моторных стереотипов, дыхательных нарушений (в том числе и речевого выдоха), брадилалии и тахилалии.
Логоритмические занятия с использованием музыкотерапии создают положительный эмоциональный фон, снимают тревожность, стимулируют двигательную функцию; развивают и корригируют сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление), растормаживают речевые функции; развивают чувства ритма, темпа, времени, нормализуют просодическую сторону речи.
Имаго терапия - основана на театрализации психотерапевтического процесса.
Использует пересказ драматического произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию.
Куклотерапия - один из видов имаго терапии. Основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Используется при нарушении коммуникативной сферы, страхах и нарушении поведения.
Сказкотерапия – основана на притягательности для детей сказки, как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать, выражать свои чувства при помощи слов и развивать связную речь. Три вышеперечисленных вида деятельности дают лучший эффект при совместной работе психолога и логопеда.
Либропсихотерапия – лечебное чтение, библиотерапия – лечение через книгу (специально подобранные произведения).
Для борьбы с утомляемостью и профилактикой респираторных заболеваний, можно использовать ароматерапию. Замечено, что число ошибок снижается: при вдыхании лаванды – на 20%; при вдыхании жасмина – на 30%; при вдыхании лимона – на 50%.
Аромат лаванды и розмарина – действует успокаивающе и устраняет состояние стресса.
Запах лимона и эвкалипта – возбуждает нервную систему и повышает работоспособность.
Эфирное масло чабреца – успокаивает.
Мята – снимает головную боль и тошноту.
Запах вербены – успокаивает перевозбужденную нервную систему у гиперактивных детей.
Запах настойки ивы – приводит в состояние равновесия нервную систему.
Запах настойки остролиста – уменьшает злобность, агрессивность.
Ароматерапию можно применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 20-30 минут, то есть занятие. Для ослабленных, угнетенных, или наоборот, перевозбужденных детей это очень хорошее средство. Да и для самого учителя-логопеда это просто необходимо из-за специфики его работы в непосредственном контакте с ребенком.
Дыхательная гимнастика - закрепление навыков диафрагмального дыхания, развитие силы, плавности, длительности выдоха
Считается, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легковозбудимые дети. Кроме того, большинство из них имеют увеличенные аденоиды, хронический насморк, что приводит к привычке постоянно дышать ртом.
Йоги отмечают, что дышать ртом так же неестественно, как принимать пищу через нос.
Они утверждают, что дети, которые дышат через рот, отстают в умственном развитии.
Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие. Для детей особенно важно научиться удлинять выдох. Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.
В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
Требования к выполнению дыхательных упражнений:
выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей;
проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;
вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот; вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;
после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.
Давайте сейчас попробуем вместе выполнить несколько дыхательных упражнений:
«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).
«Комарик» - сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.
«Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.
Для дыхательной гимнастики на индивидуальных занятиях подобрано разное оборудование:
- «Султанчики», цветные полоски для игры «Задуй свечу», восковые свечи, на которые так любят дуть дети, шарики.
- Дыхательный тренажер представляет собой лист картона, на который наклеиваются разные цветные геометрические фигуры, картинки, буквы. На верхний край приклеивается бумажная салфетка любого цвета или кусочек кухонного бумажного полотенца, режем её по вертикали, не доходя до края. Ребёнку предлагаем подуть на «занавесочки», которые разлетаются в разные стороны и он видит картинку.
- Коктейльные трубочки для игр: «Буль – буль», «Буря в стакане»
- «Прогони фасолинку», «Найди спрятанную картинку», «Нарисуй букву на крупе»
- Пособия на сдувание «Сдуй бабочку», «Сдуй лист с дерева», «Сдуй снежинки»
4. Игровой массаж и самомассаж БАТ.
Использую его для нормализации мышечного тонуса, опосредованного стимулирования речевой области в коре головного мозга, развития мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы и оздоровления.
Нейрофизиологи говорят: «Руки и уши – вышедший наружу мозг», потому что в этих частях тела находятся нервные окончания, БАТ, посылающие импульсы к разным частям тела и органам.
Расположение БАТ на голове:
- точка на лбу между бровями
-точка по краям крыльев носа (снимаем заложенность носа и восстанавливаем обоняние)
- точки на ушной раковине - Аурикулярный массаж (аурикула – ушная раковина)
Самомассаж ушных раковин производим одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук
При этом используем такие приёмы массажа, как разминание, растирание, поглаживание.
Обязательно должны быть учтены гигиенические основы массажа.
Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2 минут.
Самомассаж ушных раковин можно проводить от 1 — 2 и более раз в день в зависимости от эффективности его действия и общего самочувствия.
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули… (несильно потянуть вверх)
Пощипали… (несильные нажимы пальцами)
Вниз до мочек добежали. (с постепенным продвижением вниз)
Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцем)
И к макушкам вновь придём.
В качестве уникального средства для развития речи, поддержания здоровья с помощью воздействия на определенные точки кисти рук использую достижение восточной медицины – элементы СУ - ДЖОК – терапии.
Цели:
· Нормализовать мышечный тонус,
· Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.
Су – Джок терапия, последнее достижение восточной медицины. Этим может овладеть каждый человек, и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. Системы соответствия всех органов тела на стопах и кистях, это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки.
Су – Джок терапия — это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому Су - Джок терапия активизирует развитие речи ребенка.
Применяю 2 предмета:
Массажный шарик – прокатывая его между ладоней, улучшается тонус мышц, мелкая моторика.
Предлагаю вам выполнить короткое упражнение массажным шариком.
Я мячиком круги катаю, взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко, как сжимает лапы кошка.
Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.
Массаж пальцев эластичным кольцом – пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка, и прокатываются по ним. Массируем палец до покраснения и появления ощущения тепла. Чтоб процесс массажа не был скучным, подключаю разные стихотворные тексты.
Поистине удивительные результаты даёт массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок, плодов каштанов, грецкого ореха, шестигранного карандаша и других подручных предметов.
2 группа технологий направлена на предотвращение усталости, расслабление тела, профилактику нарушений зрения, повышение сопротивляемости организма воздействию неблагоприятных факторов
Зрительные тренажеры
Использую в работе тренажеры Ковалева для снятия усталости с глаз и развития глазодвигательных мышц .«Флажки»
Изготовлена подставка, на которой находятся 4 флажка на палочке: синего, красного, желтого и зеленого цвета.
Во время физкультурной паузы, для снятия усталости с глаз, перед сменой вида деятельности, беру флажок определенного цвета и предлагаю следить за тем, что я сейчас буду рисовать флажком в воздухе, это может быть фигура, буква. Например, для активизации умственной деятельности, снижения тормозных процессов беру флажок синего (голубого) цвета и рисуем им фигуру (прямоугольник, рисую в одну сторону 3-4 раза; круг в другую сторону).
Здесь подключается уже в работу Цветотерапия.
Так, зеленый цвет (цвет оптима)-вызывает у ребенка интерес к познанию, настраивает на работу. Рекомендуется его использование после эмоционального возбуждения и двигательной активности, создает настроение.
Красный цвет – используем для активизации физиологических процессов. Я хочу посоветовать вам, воспитателям, рекомендовать носить детям во время болезни или перед вспышкой гриппа одежду красного цвета (футболочки, платьица, джемпера), потому что красный цвет пагубно влияет на болезнетворные микробы.
Желтый цвет- центр наибольшей светимости в спектре, тем самым стимулирует зрение, снимает нервное напряжение, успокаивает.
Солнышко
Изготовить 2 рукавички, сшитые из темной ткани, в центре ладошек расположены желтые диски, это солнышко. Детям предлагается молча следить за движением солнышка, рука отводится в сторону, затем ее убираем, двигаем другой рукой. Движения идут вправо- влево, вверх – вниз. «Солнышко поднялось на небе высоко-высоко, потом закатилось за гору спать…».
Хочу дать совет, как в домашних условиях можно посоветовать, родителям, использовать свето-цвето-терапию. В зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой фон освещения – накинуть на светильник шифоновый шарф определенного цвета, который не затемняет помещения, а создает мягкий лечебный свет.
Релаксационная гимнастика, кинезиологическая гимнастика
Обучение детей навыкам релаксации начинаю с игровых упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением. Проще всего ощутить напряжение мышц в ногах и руках, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы предплечий, икроножные мышцы и мышцы бедер и т.д. При выполнении упражнений на напряжение и расслабление необходимо учитывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — достаточно длительным.
Упражнение «Штангист-тряпичная кукла».
Штангу с пола поднимаем... Крепко держим... И бросаем!
Для изображения оловянных солдатиков встать прямо, сжать пальцы в кулак, сосредоточить внимание на напряжении в мышцах рук, ног и корпуса. После напряжения рук и ног расслабить всё тело. Наши ручки и ножки висят, как у тряпичной куклы, посмотрите на куклу (кукла сидит на стульчике перед детьми).
Кинезиологическая гимнастика представлена несколькими блоками упражнений, которые синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процессы письма.
Для подготовки к восприятию текста (к чтению) использую в работе следующие упражнения:
Мельница – перекрестные движения ладоней к коленям
Движение глаз по знаку бесконечности – демонстрируется карточка перед глазами детей
Зевание со звуком
Подышать животиком
Музыкотерапия и тонирование
Тонирование представляет собой произнесение или напевание гласных звуков, ежедневно в течение 5 мин рекомендуется выполнять следующие упражнения. Давайте все вместе сейчас потонируем:
«Мычание» – расслабить челюсть и ощутить энергию мычания внутри организма. Можно положить руки к щекам и следить, как генерируется вибрация во рту. Это упражнение восстанавливает голос в случае ларингита и подготавливает связки перед речевой нагрузкой.
«А-А-А» расслабили челюсть и произносим звук вместе с выдохом
«И-И-И» - действует как кофеин, может после усталости повысить активность организма и стимулировать мозг.
Рекомендую в качестве физминуток включать для прослушивания музыку со звуками скрипки или фортепиано, которые действуют успокаивающее. Музыка Моцарта хороша для компенсации дефицита внимания у детей.
В результате использования приёмов здоровьесберегающих технологий в логопедической работе:
повышается уровень обучаемости, улучшаются внимание,
корректируется поведение, и преодолеваются психологические трудности, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
повышается речевая активность;
развиваются глазодвигательные мыщцы, и снимается усталость с глаз, развивается общая и мелкая моторика;
формируются двигательные умения и навыки
формируется правильное речевое дыхание и артикуляционный праксис
уровень результативности по коррекции звукопроизношения за последние 3 года колеблется от 80 до 90 %
На утренниках и праздниках также использовались здоровьесберегающие технологии:
Улыбкотерапия
Музыкотерапия (используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя)
Ритмическая гимнастика
Коррегирующая гимнастика
Физминутка
Вокалотерапия (оздоровительная направленность пения, коррекция психоэмоционального состояния)
Игровой стретчинг (комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок, сухожилий)
Игры – эстафеты
Степ - аэробика - ритмичные движения вверх и вниз по степ - платформе. Высота, которой, меняется в зависимости от сложности упражнений. Развивает подвижность суставов, формирует свод стопы, тренирует равновесие. Это способствует формированию осанки костно-мышечного корсета, развитию координации движений, укреплению и развитию сердечно – сосудистой и дыхательной системы)Музыкально – речевая игра
Танцетерапия
Точечный самомассаж
Стихи - шумелки (стихи с различным шумовым оформлением являются веселыми и эффективными упражнениями для развития слухового восприятия и слуховой памяти, воображения, а также формируют навыки сотрудничества и взаимопомощи)