Проектно-исследовательская работа Анализ запылённости школьных помещений. Пыль как фактор нездоровья


XVII городская научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»
анализ ЗАПЫЛЁННОСТИ школьных помещений.
ПЫЛЬ КАК ФАКТОР НЕЗДОРОВЬЯ.
Российская федерация
Ханты-Мансийский автономный округ – Юграгород Сургут
Автор:
Давыдова Анастасия Дмитриевна
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная
школа №10 с углубленным
изучением отдельных предметов,
10 класс
Руководитель:
Гунько Оксана Владимировна
учитель химии и биологии
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная
школа №10 с углубленным
изучением отдельных предметов
2015
XVII городская научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»
анализ ЗАПЫЛЁННОСТИ школьных помещений.
ПЫЛЬ КАК ФАКТОР НЕЗДОРОВЬЯ.
Российская федерация
Ханты-Мансийский автономный округ – Юграгород Сургут
Аннотация
Целью работы являлось определение степени пылевого загрязнения помещений школы. Применялся весовой метод для определения запылённости и седиментационный метод для анализа микробной обсеменённости воздуха школьных помещений.
Анализ пылевого загрязнения показал, что:
По количеству осевшей пыли наиболее загрязнёнными являются помещения кабинета химии и кабинеты начальной школы.
Самое большое количество микрофлоры содержится в воздухе помещений 1 этажа и на лестницах.
Тревожным сигналом является высокий показатель бактериального загрязнения воздуха столовой.
Оглавление
1. Введение
1.1. Актуальность
1.2. Цель и задачи
2. Теоретическая часть
2.1. Бытовая пыль
2.2. Классификация пыли
2.3. Микробиология воздуха непромышленных закрытых
помещений
2.4. Методы исследования концентрации пыли
2.5. Санитарные нормы
2.6. Заболевания, связанные с пылевым загрязнением
3. Практическая часть
3.1. Изучение статистики частоты заболеваемости аллергией
и бронхиальной астмой
3.2. Исследование обсеменённости воздуха школьных помещений
3.2. Способы уменьшения вреда от пылевого загрязнения
4. Заключение
5. Список литературы
6. Приложение
4
4
5
5
6
7
7
8
8
9
11
13
15
16
4
1. Введение
. Актуальность :За 11 лет обучения в школе мы проводим в помещении приблизительно 88 месяцев, 2640 дней, 15840 часов. Для хорошей работоспособности большое значение имеют гигиенические условия внутришкольной среды. Пыль является нашим «неизбежным» соседом и активно влияет на человека. Поэтому следует знать, из чего она состоит, от чего зависит её состав, какие опасности таят частицы пыли, и какие меры следует предпринимать, чтобы снизить её пагубное воздействие на здоровье школьника.
. Цель работы: определить степень пылевого загрязнения воздуха закрытых помещений школы .Задачи:
определить состав и количество пыли, содержащейся в воздухе весовым методом;
провести исследование воздуха школьных помещений на микробную обсемененность;
изучить влияние пыли на организм человека и статистику заболеваемости аллергией и бронхиальной астмой.
Объект исследования: экологическое пространство помещений школы.
5
2. Теоретическая часть
Интерес к непромышленным внутренним средам помещений связан с растущим осознанием важности воздействия этих сред на человека и тем, что в то же время невозможно объяснить все существенные изменения, которые произошли в области здоровья населения, ссылаясь только на изменения в других областях окружающей среды, таких как внешняя атмосфера, промышленность и питание. Непромышленные внутренние среды помещений до сих пор недостаточно изучены, и их связь со здоровьем общества базируется более на случайных, нежели на научных свидетельствах.2. 1. Бытовая пыль
Пылью называются тонко диспергированные частицы твердых веществ, образующихся при различных производственных процессах и способных более или менее длительное время находится во взвешенном состоянии в воздухе.
Дисперсионную систему взвешенных в воздухе частиц пыли называют пылевым аэрозолем, а осевшую пыль - аэрогелем.
Бытовая пыль образуется при механическом дроблении, измельчении и истирании твердых материалов, слущивании эпидермиса кожи, а также заносится в помещение извне. Она содержит частицы насекомых, волос и кожи человека, споры плесневых грибов, нейлон, стекловолокно, песок, частицы тканей и бумаги, мельчайшие фрагменты материалов, из которых сделаны стены, мебель и предметы обихода.
Запыленность воздуха общественных, учебных, спортивных помещений обусловлена:
-             видом и качеством покрытия пола, мебели;
-            степенью эксплуатации помещений;
-            характером и качеством уборки (сухая, влажная) и воздухообмена;
-            культурным уровнем людей.
2.2  Классификации пыли
1.     По химическому составу:
-   неорганическая (оксид кремния, асбест, соль, металлы, почва и прочие);
-   органическая (растительная, животная, синтетических органических материалов, полимеров, пластмасс, смол, красителей);
-   микробиологическая (микроорганизмы, грибки);
-   смешанная (разные частички неорганической, органической, биологической природы).
2.     По действию на организм:
-   индифферентная;
-   токсичная;
-   дерматотропная;
-   пневмотропная;
6
-   аллергенная;
-   канцерогенная.
3.     По форме частиц:
-   аморфная;
-   волокнистая;
-   остроконечная.
4.          По размеру частиц:
-   аэросуспензии – частицы размером более 100 мкм;
-   аэрозоли: крупнодисперсные – размером 100–10 мкм (собственно пыль);
           среднедисперсные – размером 10–0,1 мкм (туча);
          мелкодисперсные – размером меньше 0,1 мкм (дым). [1, стр.78]
Мелкодисперсная пыль, состоящая из легких и подвижных частиц размером от 2 до 5 мкм. Такая пыль может находиться в воздухе длительное время – «витать». Она попадает с воздухом в легкие при дыхании, проникает в глубокие отделы дыхательных путей, может накапливаться в организме
Крупнодисперсная пыль, состоящая из тяжелых и малоподвижных частиц. Такая пыль быстро выпадает из воздуха при отсутствии ветра, образуя пылевые отложения. Они являются источниками вторичного загрязнения воздуха. В 1 см3 воздуха в закрытом помещении может содержаться до 10 000 000 пылинок различного размера, природы и степени опасности. Пыль может содержать органические вещества (частицы биогенного происхождения – растительного, животного и антропогенного) и неорганические вещества (частицы почвы, строительных материалов, синтетических моющих средств, различных химических веществ).
2.3. Микробиология воздуха непромышленных закрытых помещений
Воздух является средой обитания многочисленных микроорганизмов. Микроорганизмы представляют собой своеобразную форму организации живой материи. Их отличает удивительная жизнеспособность, пластичность, повсеместность.
В воздухе закрытых помещений, особенно если они плохо проветриваются, накапливается микрофлора, выделяемая через дыхательные пути человека. Даже здоровый человек при каждом акте чихания выделяет 10 000 – 20 000 микробных тел. Количество микробов в воздухе при этом может варьировать от нескольких бактерий до десятков тысяч в 1 м3. В 1 г пыли может содержаться до 1 млн. бактерий. [4, с. 138] Помимо бактерий в воздухе присутствуют вирусы, споры грибов, которые могут вызывать различные заболевания, называемые микозами. Из известных более 100 000 видов грибов – 400 видов патогенны для человека. [4, с.608]
Количество микробов в воздухе значительно колеблется и зависит от погоды, расстояния от земли, времени года. Много бактерий находится в
7
воздухе тех помещений, где наблюдается хождение людей , сопровождающее поднятие в воздух пыли .
Основную (до 80%!) и наиболее вредоносную часть домашней пыли составляют микроскопические пылевые клещи (Приложение №4). Они обосновались в жилищах человека давно, попали в них с пухом и пером птиц, а некоторые виды — с продуктами сельского хозяйства. Домашний клещ не кусается и сам по себе не опасен для человека. Проблему представляют отходы его жизнедеятельности - экскременты, которые нередко вызывают сильнейшую аллергию. Каждый клещ ежедневно выделяет около 20 частичек экскрементов, вызывающих аллергические реакции у человека.
Для исследования микрофлоры воздуха используют различные методы: седиментационный (метод Коха), фильтрационный (воздух продувают через воду).
2.4. Методы исследования концентрации пыли
Для исследования концентрации пыли и ее дисперсного состава применяют весовой, счетный, фотометрический и радиометрический методы.
Весовой метод. При весовом методе определяется концентрация пыли, выраженная в миллиграммах на 1 м3 (мг/м3). Этот метод считается основным.
Счетный метод. При счетном методе подсчитывается число пылевых частиц, содержащихся в 1 см3 исследуемого воздуха, а также определяются их размеры под микроскопом. Этот метод считается вспомогательным к весовому, он применяется чаще всего в гигиенических исследованиях.
Фотометрический метод. С помощью фотопылемеров, приборов, принцип действия которых основан на измерении фотометрическим способом изменения (ослабление) интенсивности светового потока, проходящего через запыленный воздух, легко и быстро определяют концентрацию пыли в воздухе. Этот метод сильно уступает в точности измерения весовому методу.
Радиометрический метод. Принцип действия радиометрических приборов основан на определении степени поглощения альфа-излучения отобранной на фильтр пробы. Но погрешность измерений составляет 30%.
2.5. Санитарные нормы
Содержание вредных веществ в воздухе не должно превышать установленных предельно допустимых концентраций (ПДК).
В 2004 году введен в действие документ, определяющий нормативы по содержанию в воздухе пыли. Это "Межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 14644 -1-2002, Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды, Часть 1, Классификация чистоты воздуха", согласно которому
Максимальная допустимая разовая концентрация пыли в воздухе помещений — 0,5 мг/м3, среднесуточная — 0,15 мг/м3 .
8
2.6. Заболевания связанные с пылевым загрязнением
За последние десятилетия в большинстве стран мира значительно повысился уровень аллергической заболеваемости, особенно у детей. По данным Всемирной организации здравоохранения, аллергические заболевания занимают сейчас по распространенности 3-е место. [8]
Непромышленные внутренние среды помещений до сих пор недостаточно изучены, и их связь со здоровьем общества базируется более на случайных, нежели на научных свидетельствах. В некоторых случаях у нас достаточно знаний, чтобы продемонстрировать прямую причинную зависимость, такую как взаимосвязь между астмой и домашними пылевыми клещами или между раком легких и содержанием радона в помещении или пассивным курением, но в отношении огромного количества симптомов и заболеваний наш объем знаний недостаточен
В результате действия пыли на дыхательную систему возникает ряд патологических состояний:
-         общетоксическое действие: растворимая в воде пыль из легких и слизистых оболочек всасывается, попадает в кровеносное русло и, в зависимости от тропности токсического вещества, вызывает ту или другую патологию -         аллергические заболевания: удушье, хронический бронхит, ринит, фарингит, трахеит, бронхиальная астма (растительная, шерстяная пыль, сажа и прочие);
-         пневмокониозы – фиброзные заболевания легких, вызванные продолжительным действием некоторых видов неорганической пыли (силикозы, возникновение которых связано с действием оксида кремния, сидерозы – железной пыли, асбестозы, антракозы и др.);
Степень запыленности воздуха выражают в миллиграммах пыли на 1 м3 воздуха. В чистом воздухе содержится меньше 1 мг пыли в 1 м3. При большой запыленности содержание пыли в воздухе достигает сотен и даже тысяч миллиграммов в 1 м3. Естественно, что с увеличением запыленности действие пыли на организм усиливается
9
3. Практическая часть
3.1. Изучение статистики частоты заболеваемости аллергией и бронхиальной астмой
Следует отметить, что помимо выраженной заболеваемости, в настоящее время неуклонно растет распространенность так называемых «третьих» или преморбидных состояний, когда человек уже нездоров, но еще не болен.
Таблица № 1
Статистика заболеваний, связанных с пылевым загрязнением воздуха [8]
Аллергия Бронхиальная астма
Взрослые Дети Взрослые Дети
Россия (неофициальные данные) 25%-30% 8%-31% 15%
Россия (официальные данные) 1%-1.5 % 5.2%-15% 10% 15%
По данным института Иммунологии 17,5 %-30 % 7%-11%
Урал 20 % 0,97 % 0,44 %
Сургут 296 человек (0,089%)
Западная Европа 0,4 % В мире 20 %-40 % 300 млн. человек

Рис.1 Распространённость заболеваний, связанных с пылевым загрязнением воздуха (по России)
10
Для определения запылённости школьных помещений был выбран весовой метод как самый доступный в условиях отсутствия специального оборудования.
Были заготовлены и смазаны вазелином круглые бумажные основы диаметром 60 мм для сбора пыли. Полученные заготовки были пронумерованы и взвешены с помощью электронных весов. (Приложение №1). Бумажные основы были размещены на горизонтальных поверхностях на высоте приблизительно 1,5 м, соответствующей зоне дыхания человека, в кабинетах химии, физики, биологии, начальной школы и спортивном зале и оставлены на 4 дня. (Предварительный опыт показал, что суточное оседание пыли настолько мало, что не отражается при взвешивании на учебных весах). Анализ полученных результатов (Приложение №2) показал, что наиболее запылёнными при относительно одинаковой загруженности являются кабинеты химии (40 мг осевшей пыли) и начальной школы (41 мг осевшей пыли). Объяснить это можно тем, что учащиеся начальной школы чрезвычайно подвижны и увеличивают запылённость воздуха, переводя осевшую пыль во взвешенное состояние. В кабинете химии работа с порошковыми веществами, частое использование на уроке школьного мела (работа у доски) являются причинами запылённости.
Малая запылённость кабинета биологии при большой загруженности может быть объяснена тем, что в кабинете большое количество растений. Пыль частично оседает на их поверхности, и в воздухе её значительно меньше.
Таблица №2
Запылённость воздуха во взаимосвязи с нагрузкой кабинета
Кабинет Количество уроков Примерное количество учеников (чел.) Запыленность (масса осевшей пыли)
(мг)
Начальная школа 40 уроков 1000 41
Физика 29 уроков 725 25
Спортивный зал 43 урока 1075 30
Биология 45 уроков 1125 27
Химия 36 уроков 675 40
11

Рис.2 Графические показатели запылённости школьных помещений
Помимо весового анализа сравнивали состав пыли в образцах, взятых из разных точек школы . В этой работе был использован Микроскоп цифровой Bresser Junior DM 400. По составу пыль в школьных помещениях смешанная: присутствует песок, почва, волокна тканей, кусочки эпителия и даже останки насекомых. (Приложение № 3)
3.2 Исследование обсеменённости воздуха школьных помещений
Данное исследование было проведено при поддержке кафедры микробиологии Сургутского Государственного Университета под руководством кандидата биологических наук, доцента Айвара Инталовича Фахрутдинова.
Использовали седиментационный метод. Несмотря на неточность, данный метод пригоден для сравнительных оценок чистоты воздуха.
Тридцать семь открытых чашек Петри с питательной средой были размещены на горизонтальных поверхностях в рекреациях, на лестницах, в раздевалке, библиотеке, спортивном зале и столовой. Экспозиция 1 час. Метод заключается в способности микроорганизмов под действием силы тяжести и под влиянием движения воздуха (вместе с частицами пыли и капельками аэрозоля) оседать на поверхность питательной среды [9]. По окончании экспозиции все чашки Петри были закрыты и помещены в термостат на сутки для культивирования при температуре 37˚С, затем при комнатной температуре выдерживались ещё двое суток для выделения пигмента пигментообразующими колониями.
О степени загрязнённости воздуха вывод делали по количеству выросших колоний. (Приложение № 5)
12
Таблица № 3
Сравнительная оценка уровня микробной обсеменённости воздуха школьных помещений
Место экспозиции Количество выросших колоний (грибы + бактерии)
Чаша1Чаша2Чаша3 Чаша4Чаша5 Чаша6Чаша7Среднее значение
1 этаж 41+3 25+3 94+9 56+5 51+5 73+10 46+13 55,14 +6,86
2 этаж 21+4 26+6 29+5 52+4 23+4 37+6 31,3 + 4,83
3 этаж 8+0 16+2 26+3 21+1 6+3 15,4 + 1,8
4 этаж 15+3 27+2 24+2 17+3 11+3 18,8 + 2,6
левая лестница 96+12 51+9 44+7 44+2 58,75 + 7,5
правая лестница 54+6 67+7 14+3 24+6 39,75 + 5,5
столовая 9+8 14+11 11,5 + 9,5
спортивный зал 9+0 13+2 11,0 + 1,0
библиотека 12+1 14+3 13,0 + 2,0

Рис.3 Графические показатели обсеменённости воздуха школьных помещений
13
Результаты исследования обсеменённости показали, что наиболее загрязнёнными помещениями школы являются лестницы и первый этаж, где самая большая проходимость. На первом этаже находятся раздевалки и место ожидания для родителей. Тревогу вызывает большой показатель бактериальной обсеменённости столовой.
3.3 Способы уменьшения вреда от пылевого загрязнения
Очень важно уметь оценивать качество воздуха по содержанию в нем пыли и представлять ее экологическую опасность.
Борьба с пылью и предупреждение заболеваний, связанных с воздействием пыли на организм человека являются основными задачами для оздоровления окружающей среды школьников.
В школах вносят свой вклад в содержание аллергенов и раздражающих агентов в воздухе деятельность ремесленного или производственного типа, такая как дерево- и металлообработка, школьные столовые, химические лаборатории и т.д. В противоположность рабочей обстановке взрослых, в школе редко можно увидеть удовлетворительное вентиляционное оборудование типа вытяжных шкафов или аппаратов локальной очистки для удаления загрязнений, производимых при подобного рода деятельности. Даже если в школах есть устройства местной очистки, они часто не отвечают стандартам качества.Некоторые виды комнатных растений могут вызывать сенситизацию и недомогания у аллергиков. Например, проблемой является каучуконосное комнатное растение - фикус. К подобным растениям чувствительно 5-10 % аллергиков и половина тех, кто по роду своей профессиональной деятельности подвержен их воздействию. Таким образом, комнатные растения играют свою роль даже как источники раздражающих агентов.
Но, помня результаты анализа запылённости, нельзя отказываться от растений в помещении. Нужно просто разумно подбирать их видовой состав.
Уборка
При уборке с поверхностей помещения удаляются потенциально летучие загрязнители. Поэтому очищение внутренних поверхностей очень важно для гигиенических условий в помещении, включая качество воздуха. В последние десятилетия установлены стандарты уборки для жилищ, школ и общественных мест. Эти стандарты приложены не только к полу, но и ко всем остальным поверхностям. В общественных местах, таких как, в частности, школы, исключительной редкостью является стирка штор на окнах. Уборка в общественных местах проводится в наше время практически исключительно в дневное время, то есть в то время, когда там протекает активность, что ведет за собой увеличение риска воздействия на часть чувствительных индивидуумов. Для ковровых и тому подобных покрытий пола обычно применяется вакуумный метод уборки. Уборка с помощью
14
весьма распространенных старых моделей вакуумных пылесосов вызывает увеличение содержания пыли в воздухе, так как мелкие частицы пыли (0.5 - 1 мкм) неспособны эффективно улавливаться фильтром пылесоса, и так как вакуумная уборка как таковая (как и любого рода активность) поднимает пыль. При употреблении центрального вакуумного оборудования или портативного вакуумного пылесоса с фильтрами высокого качества исполнения уровень пыли в воздухе относительно ниже.
Ковровые покрытия стали популярны с середины 60 - х годов. Как и многие другие материалы с обширными специфическими поверхностями, они не являются загрязнителями сами по себе, изначально, но становятся ими из - за практической невозможности содержать их в чистоте. Они функционируют как резервуары пыли и грязи. Исследования показали, что в школах полы с ковровым покрытием собирают значительно больше пыли, чем полы без него, и что эта пыль содержит больше аллергенных агентов. Полы с ковровым покрытием, кроме того, убирают реже, чем обычные полы, потому что грязь на них не так заметна.
Вентиляция
Характеристика помещения, которая наиболее важна в контексте аллергии - это вентиляция. Вентиляция помещения обычно состоит в замене внутреннего воздуха "свежим" воздухом снаружи. Технологии, используемые для достижения этого эффекта варьируются от естественной вентиляции в зданиях старой постройки, от оснащенных вентилятором откачивающей воздух системы до современных автоматических систем подачи и откачки воздуха.Последние системы часто используют замкнутую вентиляцию воздуха или какие-то другие способы теплосбережения или комбинированную систему обогрева и вентиляции помещения - обогрев с помощью подачи теплого воздуха. Переход от естественной вентиляции к современным автоматизированным системам был обусловлен изменениями в технологиях строительства и архитектурном дизайне. Этот переход происходит быстрее в зданиях, рассчитанных на большое скопление народа, таких как школы и офисы. Однако открывание окон является более эффективной мерой быстрого улучшения качества воздуха в помещении, если только за окном нет больших концентраций вредных веществ, наблюдаемых в некоторых промышленных городах, не уделяющих должного внимания экологическим вопросам.
Если окно открыто, то даже при низкой скорости ветра (3 м/c) скорость обмена воздуха может достигать 300 кубометров в час. При сквозняке скорость обмена еще выше. Существует много подтверждений тому, что, например, в жилищах и в школах в последнее время окна открывают все реже. А некоторые здания, построенные в последние десятилетия, изначально по проекту оснащены не открываемыми окнами.
15
4. Заключение
Анализ пылевого загрязнения воздуха школьных помещений показал, что:
По количеству осевшей пыли наиболее загрязнёнными являются помещения кабинета химии и кабинеты начальной школы.
Самое большое количество микрофлоры содержится в воздухе помещений 1 этажа и на лестницах. Особое внимание вызывает 1 этаж, где размещается начальная школа. Дети с неокрепшим иммунитетом подвергаются большей атаке патогенных микроорганизмов.
Тревожным сигналом является высокий показатель бактериального загрязнения воздуха столовой.
Решением проблемы могут стать следующие меры:
наряду с искусственной вентиляцией применение естественного проветривания;
для уменьшения количества пыли в помещении школы проведение регулярных влажных уборок классов и коридоров, влажную чистку жалюзных систем, замена привычного уборочного инвентаря моющими агрегатами;
установка в помещениях школы (особенно в столовой) очистителей воздуха , как например BioZone PR- 05 [10];
строгий контроль соблюдения санитарных норм участниками образовательного процесса ; разделение помещений для хранения верхней одежды и помещений, сообщающихся с учебными классами и рекреациями.
Основные направления дальнейших исследований.
Проследить динамику изменения обсеменённости воздуха школьных помещений в зависимости от времени года.
16
Список литературы:
1. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная Экология: Учебник для 10 – 11 классов. М.: Просвещение, 1998. 270 стр.
2. Иванцов А. П. «Заглянем в мир пыли», журнал Наука и жизнь, №5-1986г.
3. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 280 с.
4. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология: учебник для медвузов.- СПб. : СпецЛит, 2008.,– 4-е изд., испр. и доп. - 767 с.: ил.
Интернет-ресурсы:
5.http://www.7-nebo.ru/Articles/inner.html Краткий обзор отчета Яна Сунделла и Макса Кьелльмана. Национальный институт здоровья общества, Швеция. 20.02.2015
6.http://www.zdrav.ru/news/45185/ 20.02.2015
7. http://chem21.info/info/1741649/ Справочник химика 21. 02.08.2015
8. http://pollinoz.net/allergiya-v-cifrax-i-faktax-serezno-i-kurezno/tolko-cifry-i-tolko-fakty-ob-allergii.html 03.09.2015
9. http://baker-group.net/publication/812.html Санитарно-микробиологический контроль воздуха. 12.09.2015
10. http://vygodnoipolezno.ru/ochistitel-vozduha-biozone/ochistiteli-vozduha-dlya-detskih-uchrezhdenij-i-lechebnyh-za/biozone-pr-05. 13.09.2015
Приложения
Приложение №1
Подготовка

Приложение № 2
Обработка полученных результатов
Номер
бумажного уловителя Место расположения Вес до оседания пыли, а1 (мг) Вес после оседания пыли, а2 (мг) Масса осевшей пыли
а2 - а1 (мг) Среднее значение
(мг)
1 Начальная школа 210 250 40 41
2 189 231 42 3 Кабинет физики 201 224 23 25
4 200 227 27 5 Спортивный зал 220 253 33 30
6 211 238 27 7 Кабинет биологии 220 249 29 27
8 230 256 26 9 Кабинет химии 220 258 38 40
10 230 272 42 Приложение №3
Состав пыли, взятой в разных точках школы
Фотографии цифрового микроскопа

Пыль на поверхности растений Пыль за мебелью
-518160191770

В спортивном зале Пыль со шкафов с книгами


Останки насекомых в пыли, взятой с поверхности шкафа
Приложение № 4
Пылевой клещ

Приложение № 5
Фотографии результатов исследования обсеменённости воздуха
школьных помещений седиментационным методом